Проточка тормозных дисков
Содержание:
- Зачем точить и как это лучше делать?
- Причины возникновения дефектов
- Использование стенда NORDBERG NL1
- Что можно сделать своими руками
- Проточка дисков
- Почему нужно точить диски
- Ремонт тормозных дисков своими руками
- Как выполнить процедуру: пошаговая инструкция
- Срок службы деталей тормозной системы, способы проточки дисков
- Попадание грязи и посторонних предметов
- Процесс со снятием
- Зачем проводится расточка
- Расточка тормозных дисков своими руками
- Оценка состояния тормозных дисков, возможные их дефекты
- Что такое проточка
- Несколько способов проточки без снятия
Зачем точить и как это лучше делать?
По статистике средний срок службы тормозного диска составляет до 150 тысяч километров, а для тормозных колодок – около 30 тысяч. Но бывает и так, что система выходит из строя гораздо раньше положенного срока в зависимости от условий эксплуатации. На износ тормозного диска могут влиять:
- материал детали;
- состояние тормозной системы;
- среда эксплуатации автомобиля;
- стиль вождения.
На вопрос, стоит ли протачивать тормозной диск, есть только один однозначный ответ: если вам позволяет финансовое положение, лучше купить новый. В остальных случаях необходимо грамотно подойти к процессу восстановления детали. Правильная проточка существенным образом продлит срок службы элемента и позволит вам сэкономить денежные средства. Желательно осуществлять ее перед каждой заменой тормозных колодок с соблюдением минимальной толщины диска.
Признаки, сигнализирующие о неправильной работе тормозной системы и необходимости замены ее деталей:
- биение педали тормоза при нажатии на нее;
- биение рулевого колеса на большой скорости;
- блокировка системы при торможении;
- посторонние шумы и вибрация во время торможения;
- сколы, трещины, царапины и каверны на дисках.
- диск перегревается даже на коротких участках торможения;
- тормозной путь существенно увеличился.
Важно!
В тех случаях, когда на поверхности образуются глубокие борозды, разумным решение будет замена диска. Проточка может сделать элемент хрупким и подвергнуть его разлету на большой скорости
Экономить на тормозной системе автомобиля недопустимо!
Если вы, сопоставив возможные риски, все-таки решились на проточку тормозных дисков, то осуществить ее можно несколькими способами:
- проточка со снятием диска на токарном станке;
- не снимая с авто, с помощью специального оборудования;
- в домашних условиях при использовании различных абразивов.
Каждый автовладелец сам решает, какой метод для него подходит наилучшим образом. Главное условие, которое должно при этом выполняться – соблюдение точности процесса и техники безопасности.
Причины возникновения дефектов
- Попадание посторонних предметов в просвет поверхности диска и фрикционных колодок: песок, мелкие камни, грязь, металлическая стружка, осколки стекла и т.д.;
- Нарушение работы тормозных цилиндров;
- Неправильно смонтированные колодки;
- Фрикционные накладки низкого качества;
- Постоянный перегрев и ударные нагрузки на диск;
- Естественная изношенность металла при трении;
- Несвоевременная замена колодок.
Ниже более подробно рассмотрен каждый из пунктов.
Попадание
грязи и посторонних предметов
Первый признак — наличие стороннего шума (от мягкого шороха
до режущего слух скрежета). Это повод для тщательного осмотра тормозного
привода и механизмов. Посторонние предметы следует удалить продувкой сжатым
воздухом или при помощи отвертки, поверхности очистить от загрязнений.
В случае с закрытой системой, для осмотра придется снять
тормозные барабаны, ведь раннее обнаружение позволит избежать крупных проблем.
Например, отцепившаяся пружинка задних тормозных колодок ВАЗ
21099, попав в просвет между колодками и барабаном, может привести к выработке
в них глубокой канавки.
Закисание
или неравномерная работа цилиндров
Когда машина долго стояла, или были повреждены защитные
пыльники, зачастую возникает закис суппортов или цилиндров. Поршни обрастают
толстым слоем окислов и не дают нормально работать механизму.
Для восстановления работоспособности производят следующие
действия:
- Очищают детали от ржавчины;
- Заменяют пыльники с уплотнениями.
Однако, это не всегда способствует возобновлению нормальной
работы, и тогда приходится менять цилиндры на новые.
Перекос
колодок из-за неправильной установки
При техническом обслуживании тормозной системы, необходимо внимательно
следить за правильной установкой всех компонентов во время сборки. В противном
случае давление фрикционных накладок на барабан или диск не будет равномерным.
В конечном итоге ухудшится работа тормозной системы, детали выйдут из строя и ремонта или замены будет не избежать.
Некачественный
материал фрикционных накладок
При покупке нового комплекта колодок, следует внимательно
отнестись к его качеству. В составе не должно быть твердых включений. Если
смесь содержит стружку металла, следует выбрать другого производителя. Твердый
состав накладок повышает результативность торможения, но быстрее изнашивает
тормозные диски.
Деформация
диска в результате перегрева
Если в результате торможения машину резко уводит в сторону и
ощущаются пульсирующие толчки на педали, вероятная причина этого – деформация
диска. Это могут быть последствия интенсивного торможения с последующим резким
охлаждением.
Чем больше деформирован тормозной диск, тем меньше
вероятность его исправить.
Естественный
износ металла от трения
Работа тормозов основана на трении, и так или иначе, это со
временем приводит к износу металла и образованию выступающей кромки, которая
мешает работе тормозов. Для удаления фаски (буртика) требуется проточка.
Несвоевременная
замена колодок
Колодки – расходный материал. Мягкий, фрикционный материал
колодок нанесен на металлическую основу. После износа материала, при
торможении, на диск будет воздействовать металлическая пластина, что в разы
повысит скорость стачивания.
Производители оснащают колодки датчиками, сигнализирующими о
крайней степени износа. На старых моделях автомобилей это скобы-пискуны, на
новых – электронные датчики.
Использование стенда NORDBERG NL1
Использование стенда «Нордберг нл1» позволяет избежать даже незначительных отклонений в процессе работы, добиться идеальной точности проточки, высокого качества шлифовки. Этот метод используется, чтобы достичь заводского результата.
Американский стенд отличается легкостью, компактностью, мобильностью, благодаря наличию различных адаптеров станок можно использовать для различных марок авто. Любые отклонения выводятся на прибор высокой точности, что обеспечивает отменный результат. Запчасть раскручивается при помощи специального мотора, режущий узел регулируется по высоте. Устройство настраивается автоматически, для проведения процедуры не требуется дополнительных механизмов. Чтобы получить точный результат, необходимо разместить резцы перпендикулярно оси.
Что можно сделать своими руками
Сейчас в интернете есть куча видео, где «народные умельцы» делают проточку своими руками. Ох, как только они это не делают – болгаркой, напильником и т.д. Некоторые даже в середине тормозной колодки делают пропил и туда вставляют часть от наждака.
Ребята сделать точно при таких способах, да еще чтобы не били – ОЧЕНЬ СЛОЖНО! Хотя как уверяют многие легко и просто! Вы можете просто загубить диски, которые еще можно проточить на станке. Также если вы снимете ниже минимальной толщины (а это запросто), тогда это реально опасно.
Конечно я понимаю многих сельчан или жителей малых городов, где и сервисов нормальных НЕТ. Но подумайте сами, тормоза это же ваша безопасность, а она не стоит никаких денег.
Сейчас небольшая видео версия статьи, смотрим.
На этом заканчиваю, думаю мои материалы были полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(14 голосов, средний: 4,93 из 5)
Похожие новости
Как и чем покрасить суппорта. Подбираем оптимальную краску и цве.
Почему не держит ручник (не работает стояночный тормоз). Основны.
Как поменять тормозные колодки. Разбираем переднюю ось + подробн.
Проточка дисков
Прежде чем пытаться восстановить тормозные диски, их необходимо тщательно проверить на предмет наличия глубоких трещин, уходящих в тело детали. Они могут стать причиной разрушения диска и аварии автомобиля, поэтому запчасти с трещинами нужно только менять. Даже наличие неглубоких трещин опасно — их удастся убрать проточкой, а тонкие невидимые глазу трещины останутся.
Проточка диска допустима лишь в случаях, если его толщина после обработки не будет ниже минимально допустимой. В противном случае их необходимо только менять. Минимальная толщина обычных дисков — 8 миллиметров, вентилируемых —- не менее 5
Во втором случае во внимание принимается толщина стенок, которые ограничивают каналы охлаждения
Наиболее привлекательная услуга — проточка дисков без снятия. В этом случае не приходится снимать тормозные суппорта и разбирать узлы крепления автомобильных колес. За счет этого проточка выполняется намного быстрее и за меньшие деньги.
Оптимально совместить процедуру проточки дисков с заменой тормозных колодок. В обоих случаях необходим демонтаж/монтаж колеса и колодок. Выполнение их одновременно позволяет сэкономить на дополнительных работах.
Процедура включает в себя несколько этапов:
- демонтаж колеса и тормозных колодок;
- крепление переходника от станка к ступице;
- подсоединение станка через переходник;
- замер неровностей и шероховатостей диска;
- проточка диска;
- проверка качества поверхности;
- отсоединение переходника;
- установка колодок и колеса.
Почему нужно точить диски
Материал тормозных дисков намного тверже, чем накладки колодок. Поэтому во время торможения в основном изнашиваются именно последние. Однако уже при первой замене колодок можно заметить, что на диске также появляется заметная выработка, выражающаяся в появлении рисок параллельно окружности и бурта у наружной кромки. Последний затрудняет замену колодок. Наличие рисок увеличивают скорость износа и мешают их эффективной работе во время «притирки», когда плоская форма колодки не совпадает с углублениями в поверхности.
При определенной величине износа остается два варианта: заменить диски или восстановить геометрию их поверхности путем проточки на специальном стенде. Это позволит продлить срок службы без потери эффективности.
Другая проблема, с которой сталкиваются автовладельцы — деформация диска. При каждом торможении кинетическая энергия автомобиля переходит в тепловую, из-за чего диски и колодки могут нагреваться до температуры несколько сотен градусов. Причем нагрев неравномерен — его «эпицентр» находится в месте контакта. В результате диск деформируется и в нем появляются продольные и поперечные прогибы. Первые снижают площадь контакта, вторые вызывают «биение» при торможении. В обоих случаях тормозной путь заметно увеличивается, что может помешать избежать аварии. Например, чтобы остановить машину со скорости 120 километров в час, неровным дискам понадобится дополнительные 20-30 метров, которых может очень не хватить на дороге.
Ремонт тормозных дисков своими руками
Если при торможении появилось биение, а автовладелец не готов к покупке новых ТД, проточку можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам профессиональных мастеров, без использования специального оборудования, но хороший результат в этом случае гарантировать сложно. Своими руками поверхность дисков выравнивают обычно следующими способами:
- в гараже при наличии болгарки (углошлифовальной машины) и наждачного станка;
- непосредственно на автомобиле, используя ту же УШМ или снятый наждачный круг;
- установив самодельные тормозные колодки с врезанными в них кусками отрезного круга.
В первом случае вместо наждачного круга закрепляем на станке тормозной диск, предварительно его необходимо отцентровать. Включаем «наждак», запускаем в работу болгарку – отрезным, а затем шлифовальным кругом обрабатываем неровную поверхность, убирая все шероховатости и выпуклости. Шлифовку плоскости выполняем с обеих сторон, обычно проточка одного диска выполняется за 15-20 минут. Необходимо не забывать о технике безопасности: во время работы надевать защитные очки, действовать режущим инструментом аккуратно.
Когда изнашивается поверхность тормозного диска, образуется своего рода буртик, мешающий нормально установить новые колодки по своим местам. Отшлифовать плоскость можно также с помощью болгарки или наждачного круга, но выполнить эту операцию уже в составе автомобиля. Для этого производим следующие действия:
- поддомкрачиваем машину и снимаем колесо на той стороне, где будет производиться проточка ТД;
- под колеса ставим подкаты, запускаем двигатель, включаем вторую или третью передачу;
- запускаем углошлифовальную машинку, отрезным диском убираем все неровности на поверхности.
Можно не пользоваться УШМ, а к вращающемуся диску приложить круг от наждачного станка, держать его до тех пор, пока поверхность не станет относительно ровной. Идеальной обработки здесь добиться сложно, но все же это лучше, чем эксплуатировать авто с «гнутыми» ТД. В любом случае биение на руле и отдача в педаль должны уменьшиться. Еще некоторые водители для проточки применяют деревянный брусок с листом наждачной бумаги, в этом случае «наждачки» потребуется несколько штук.
Как выполнить процедуру: пошаговая инструкция
На всех станциях техобслуживания процедура выполняется примерно одинаково. Рассмотрим подробнее оба способа.
Какие инструменты понадобятся
Если выполняется проточка со снятием, то необходимы стандартный набор инструментов и обычный токарный станок. Если же производится проточка без снятия, помимо инструментов для снятия колеса нужен ещё и специальный станок (например, Pro Cut).
Процесс со снятием
На первый взгляд процедура кажется легкой. Но здесь есть свои определенные сложности. Не нужно подвешивать автомобиль и крепить что-либо к суппортам — это плюс. Сложность заключается в том, что проточке подвергают сразу 3 поверхности ТД: верхнюю, нижнюю и околоступичную. Поверхности после выполнения работы должны быть идеально параллельными. Иначе биение никуда не уйдет.
До и после проточки
Процесс без снятия
Используемые для этой процедуры станки крепятся прямо на ступицу и бывают 2 видов. Первый вариант — единый узел, который соединяется со ступицей через переходник. И это обеспечивает более точную обработку. Такой узел дорого стоит.
Оборудование попроще включает в себя отдельный узел, на котором располагаются резцы. Такие станки дольше монтировать на автомобиль, резцы придётся крепить на скобе тормозного суппорта.
И в первом, и во втором случаях вращение ступицы производит сам станок. Автомобиль при этом заглушен, КПП переключена в нейтральное положение.
Далее:
- Машину поднимают на подъемнике, снимают колеса.
- Откручивают один суппорт и крепят его к пружине с помощью держателя.
- Измеряют кривизну поверхности, чтобы определить, сколько металла нужно снять.
- На шпильки ступицы крепят двигатель, который и будет вращать ТД.
- К “ушам” суппорта прикручивают специальную раму, на которой будут работать резцы. Их будет два. Поверхность около ступицы не нуждается в обработке.
- Далее начинается сама проточка.
Резцы медленно перемещаются по поверхностям, снимая за один проход несколько десятков микронов металла. За пару-тройку проходов обрабатывается один ТД. Далее станок переставляют на другое колесо и повторяют.
Первыми снимают фаски, которые остаются от колодок. Так снижается нагрузка на оборудование, а резцы более качественно обрабатывают поверхность.
По завершении процедуры обязательно меняют тормозные колодки. Иначе обработанные диски быстро придут в негодность.
Неоспоримый плюс метода проточки — ТД не снимают с посадочного места, а значит, третью поверхность обрабатывать не нужно. Метод передовой, но имеет свои недостатки.
Срок службы деталей тормозной системы, способы проточки дисков
Как и все узлы и механизмы в автомобиле, части тормозной системы (ТС) подвержены износу, они имеют определенный ресурс, установленный заводом-изготовителем. В среднем колодки выхаживают от 20 до 50 тыс. км, тормозные диски (ТД), как правило, служат в два раза дольше. Но ресурс может быть и другим, он зависит:
- от стиля вождения;
- погодных условий;
- качества материалов;
- выполнения норм при проведении ремонта.
При частом торможении, резком нажатии на педаль тормоза износ деталей происходит интенсивнее, от нагрева возникает деформация ТД, из-за этого срабатываются неравномерно и колодки. Также срок службы колодок и дисков сокращается во время эксплуатации авто в мокрую погоду, недолго служат неоригинальные запчасти сомнительного производства.
Замену ТД целесообразно проводить в том случае, если их рабочая поверхность имеет износ свыше установленной нормы, или сами запасные части стоят недорого. Конечно, всегда можно купить новые тормозные диски, но нет стопроцентной гарантии, что биение при торможении не исчезнет, так как детали бывают разного качества, или причина дефекта может скрываться в чем-то другом (например, между диском и ступицей скопилась грязь, сама ступица деформирована).
Известны способы проточки ТД:
- на токарном станке;
- в гаражных условиях на наждачном станке;
- самостоятельно при помощи наждачного круга непосредственно на автомобиле;
- с использованием оборудования Pro Cut.
Второй и третий способ не гарантируют хороших результатов, и чаще всего применяются в экстренных случаях, когда необходимо поездить лишь некоторое время, затем все равно нужно будет проводить более качественный ремонт. Проточка на токарном станке дает лучшие результаты, но здесь не учитывается то, что дефект может скрываться и в других деталях. Диагностика и ремонт на стенде Про Кат – самый надежный метод избавиться от вибраций в тормозной системе, единственный минус такого решения – не всегда оправданные финансовые вложения. В автосервисах подобная работа стоит недешево, иногда цена ремонта превышает стоимость самих запчастей.
Попадание грязи и посторонних предметов
Чаще всего о возникшей проблеме сигнализируют посторонние шумы, возникающие не только при торможении, но и при движении автомобиля в различных режимах.
Это может быть как негромкий шелест, так и режущий слух скрежет.
При появлении первых подозрений стоит произвести осмотр компонентов тормозной системы, очистив их от посторонних предметов и загрязнений. В случае с дисками для этого, как правило, достаточно продуть компоненты сжатым воздухом или удалить посторонний предмет с помощью отвёртки.
С барабанами сложнее. Их приходится обязательно снимать. Если на поверхности металла будут обнаружены царапины и канавки, значит, необходима проточка дисков или барабанов. Чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов продлить срок службы повреждённой детали.
Закисание или неравномерная работа цилиндров
Закисание суппортов и цилиндров – часто возникающая проблема, связанная с повреждением защитных пыльников или тем, что автомобиль длительное время не эксплуатировался. И в том, и другом случае происходит коррозионное повреждение поверхности поршней с образованием на них довольно толстого слоя окислов, затрудняющих нормальную работу механизма. Необходимо предпринять следующие шаги:
- Восстановить подвижность компонентов, очистив их от коррозии.
- Заменить повреждённые пыльники и уплотнения.
Но если меры по устранению неисправности предприняты с опозданием, повреждение рабочей поверхности диска или барабана велико, проточки уже не избежать.
Процесс со снятием
Здесь с одной стороны все гораздо легче, с другой намного сложнее. Легче потому что диск снимается полностью, не нужно подвешивать суппорт и крепить какие-то части к самой подвеске. Сложнее — что вам нужно протачивать не одну поверхность, а сразу три! Причем стоит делать без снятия диска, один раз закрепляется, и проходим все поверхности сразу. Если же будете снимать то параллельность плоскостей однозначно нарушится, таким образом, вы сделаете еще хуже.
Здесь вся сложность в том, что резец по наружной части найти легко, а вот залезть назад без снятия СЛОЖНО. Потребуется определенная «приспособа» как бы обратный резец либо специальный станок.
Минус этого метода – что многие мастера делают проточку, снимая и поворачивая на обратную сторону, практически делают еще хуже.
Зачем проводится расточка
Можете называть процедуру расточкой, проточкой или шлифовкой. От этого суть никак не меняется.
Такие манипуляции считаются весьма эффективным методом, направленным на увеличение срока службы элемента тормозной системы. Параллельно повышается уровень безопасности при эксплуатации транспортного средства. Ведь вне зависимости от скорости движения и стиля вождения, даже у самых аккуратных и медленных водителей тормоза подвергаются постепенному износу, выработку и пр. В итоге появляются бороздки, неровности и прочие нежелательные деформации.
Чтобы избавиться от них, и вернуть диску прежнюю эффективность, делается проточка. Избежать резких торможений, воздействия влаги, перегрева и появления коррозии практически невозможно.
Ошибочно считать, что редкое использование авто продлевает срок службы узлу. Напротив, чем больше машина стоит, тем быстрее образуется ржавчина, тормоза закисают и приходят в негодность.
Если на тормозах имеется выработка, неровности, бороздки и шероховатости, это негативно сказывается на зеркале диска. Также продукты выработки начинает активнее разрушать элемент. Не делая проточку и не меняя тормоза, вы рискуете в один момент оказаться попросту без них. В итоге машина не сможет затормозить. Про возможные последствия утраты тормозного узла говорить вряд ли стоит.
Рекомендуем: Инструкция по перетяжке сидений в автомобиле своими руками
Потому в ход идет специальное приспособление, используется профессиональное оборудование и самодельный станок. Некоторые затачивают диски с помощью старых колодок, болгаркой и простыми абразивными дисками. Другие проделывают манипуляции на токарном станке, отчего идет рябь.
Расточка тормозных дисков своими руками
Как проточить диски в домашних условиях
Абразивная вставка в тормозной колодке
Сделать поверхность тормозного диска более ровной можно при помощи абразивных вставок в колодки. Такой способ потребует минимум инструментов. Достаточно вырезать в старой колодке «окно» и вставить в него абразив. На фото абразивная вставка выполнена из круга для «болгарки». После того, как колодки будут приготовлены таким образом, достаточно установить их на место и немного покататься. Как утверждает автор идеи, достаточно проехать, периодически притормаживая, около 5 километров.
Расточка тормозных дисков без снятия
В некоторых автосервисах есть станки, позволяющие сделать расточку прямо на автомобиле – достаточно вывесить авто и снять суппорт. Приобретение такого инструмента, скорее всего, будет нецелесообразным для индивидуального использования.
Обработка на токарном станке
Самым лучшим станком для проточки дисков и барабанов, без сомнения можно назвать токарный станок. Большая масса станины и возможность точно контролировать снятие металла резцом обеспечат высокое качество работы.
Балансировка тормозных дисков
Статическая балансировка тормозного диска при помощи грузиков
Эту процедуру можно выполнить на шиномонтажном станке, соответствующим образом его настроив. Только уравновешивание диска будет осуществляться не за счёт добавления грузиков (они потребуются лишь для определения «лишней» массы), а за счёт удаления металла с диска. Правда, такой способ больше приемлем для вентилируемых двойных дисков. Статическую балансировку можно сделать, изготовив приспособление, имитирующее ступицу с соосным с ней валом. Диск надевается на «ступицу», а концы вала укладываются в призмы. Уравновешивая более тяжёлую сторону диска калиброванными грузиками, определяется избыточный вес, который удаляется «болгаркой». В заключение можно сказать, что состояние механизмов авто, включая и тормоза, во многом определяется стилем вождения. Резкие неоправданные торможения на высокой скорости, вызывающие чрезмерный нагрев тормозных дисков, в большинстве случаев можно исключить внимательностью и умением прогнозировать ситуацию на дороге.
Оценка состояния тормозных дисков, возможные их дефекты
Толщина тормозных дисков
Маркировка тормозного диска
Допустимые размеры толщины тормозного диска добросовестные производители наносят с торца его рабочей части, точнее, на ребре. Но обычно оценка степени износа производится «на глазок». Диаметр тормозного диска ненамного превышает диаметр рабочей его площади, которая контактирует с колодками. В результате снаружи образуется выступ, по величине которого можно сделать выводы о том, насколько «сточен» диск. Как правило, кромка высотой более миллиметра является достаточным основанием для замены детали. Если по каким-либо причинам ремонт невозможен (отсутствие запчастей или средств), то нельзя допускать езду с изношенными более чем наполовину колодками – иначе вывалится поршень тормозного цилиндра. Кроме того, чрезмерно тонкий диск наиболее сильно подвержен деформациям вследствие нагрева, что станет причиной его биения при торможении. Кроме того, значительно снизится механическая прочность, что, в крайних случаях, приведёт к разрушению детали. Особенно «слабы» в этом плане вентилируемые перфорированные тормозные диски – их низкая прочность зачастую вызвана сильной коррозией, разрушающей рёбра жёсткости между сторонами диска.
Борозды на тормозных дисках
Появление борозд на рабочих поверхностях, соприкасающихся с колодками, неизбежно. Суппорт не является абсолютно жёстким механизмом, детали которого не изменяют своего взаимного расположения. Меняются как углы взаимного расположения трущихся поверхностей колодки и диска, так и угол положения подвижной скобы суппорта относительно кронштейна, вследствие подвижности направляющих. Слишком большие и глубокие борозды значительно уменьшают поверхность соприкасающихся колодок и дисков, из-за чего снижается эффективность торможения.
Коррозия тормозных дисков
Коррозия и борозды на тормозном диске
Коррозия на рабочей поверхности диска, если её очаги достаточно глубоко проникли в металл, может способствовать выкрашиванию последнего. Правда, если авто постоянно эксплуатируется, то такого не случается. Главные неприятности коррозия доставляет, когда благодаря ей посадочное место диска «прикипает» к ступице, из-за чего снятие тормозного диска может стать достаточно мучительной процедурой. Очень хорошо в плане предотвращения такой неприятности помогает нанесение тонкого слоя смазки на сопрягаемые поверхности во время сборки узла. Как снять тормозной диск, если он всё-таки прикипел? Когда ржавчина достаточно сильно «въелась» в детали, то зачастую приходится высверливать даже болты, фиксирующие диск на ступице. Замачивание «Жидким ключом» мест стыковки ступицы и диска – бесполезное занятие. Максимально чисто убрав ржавчину со стыка, стоит попытаться ввернуть длинные болты в дополнительные отверстия диска и ими «отжать» его от ступицы. При этом нужно ударами тяжёлого молотка сбивать диск. Метод тупой, но эффективный – главное, не терять терпения.
Трещины
При обнаружении трещин на тормозных дисках ни в коем случае не пытайтесь и дальше ездить без замены деталей. В любой момент диск может разрушиться и создать массу проблем.
Что такое проточка
Не все автомобилисты знают, когда можно обойтись обычной шлифовкой или проточкой, а в каких ситуациях лучше провести замену тормозных колодок или самих дисков.
Есть множество причин, из-за которых на поверхностях тормозных автомобильных дисков появляются бороздки, а по краям, где прилегает колодка к диску, образуются так называемые буртики. Но на этом вопросе детально останавливаться не буду. Если захотите, напишу отдельный материал, в котором подробно опишу причины износа тормозного узла, последствия и решения возникающих проблем. Пока же продолжим изучать актуальную тему.
Технология проточки подразумевает снятие поверхностных дефектов с рабочих поверхностей автомобильных тормозных дисков.
При этом у каждого диска есть свои ограничения по минимальному слоя рабочей поверхности, при котором узел сохраняет свою эффективность. Узнать этот показатель можно из руководства по эксплуатации, если стоят заводские тормоза, либо в описании запчасти, которую вы устанавливали на свой автомобиль.
Бывалые автомобилисты и специалисты советуют одновременно с проточкой или расточкой тормозных дисков менять колодки. Это актуально в ситуациях, когда причина износа кроется именно в наличии дефектов на тормозных колодках. А когда бюджет достаточно обширный на ремонтно-восстановительные работы, зачастую лучше сразу купить комплект новых дисков, а не пытаться восстановить старые.
Особенно замена предпочтительнее расточки, если вы проводите шлифовку своими руками, не имея в распоряжении специальный стенд, профессиональный станок и соответствующие навыки
Причем совершенно неважно, какой автомобиль вы ремонтируете, старенькую Газель, ВАЗ или новую иномарку
Несколько способов проточки без снятия
Какой бы способ проточки тормозных дисков вы ни выбрали, прежде чем начать работу, убедитесь в том, что их толщина больше предельно допустимой и в них нет трещин. Если же они слишком тонкие или имеют трещины, не рискуйте, ремонтируя их. Лучше купите новые. Проточкой называется выравнивание рабочих поверхностей с использованием резца, а предлагаемые ниже способы — это шлифовка тормозных дисков без снятия.
- Существуют специальные агрегаты для шлифования тормозных дисков без снятия. Но я думаю, вы согласитесь со мной в том, что не стоит покупать агрегат ради шлифовки пары дисков. Дешевле будет полностью обновить тормозную систему.
- Если диски стоят на ведущей оси. Понадобится ровный деревянный брусок размером 30×15×5 см и несколько листов наждачки с крупным абразивным зерном (например, №40) на тканевой основе. Использовать наждачку и брусок предпочтительней, чем абразивный круг для наждака. Потому что рабочая поверхность абразивного круга в скором времени после начала шлифовки перестанет быть плоскостью. А плоскость сторон бруска не изменится во время работы. Не забывайте менять наждачку — это ускорит процесс шлифовки и улучшит ее результат. Поднимете автомобиль домкратом и подставьте под него какую-нибудь страховку. Снимите колесо, тормозной суппорт и пыльник тормозного диска. Суппорт подвесьте повыше, чтоб не мешал. Запустите двигатель, включите передачу скорость, вращения отрегулируйте по своему усмотрению. Лист наждачки постелите абразивом вниз, на него широкой стороной положите брусок, а выступающие из-под бруска края листа загните вверх. Получившуюся конструкцию прижимайте поочередно широкой гранью к рабочим поверхностям тормозного диска. Не старайтесь нажимать на нее сильнее, лучше все время двигайте точку соприкосновения.
- Стоящие на не ведущей оси тормозные механизмы шлифуются без снятия тем же приспособлением из бруска и листа крупной наждачки. Только двигаться будет не диск, а брусок с наждачкой. Двигать его будет сила ваших рук. Но сказать по правде, делать это без снятия диска уж очень неудобно дело пойдет гораздо быстрее, если вы снимите их и положите на верстак.
- Шлифовка тормозных дисков на ходу. Этот способ подойдет для восстановления дисков, стоящих как на ведущей оси, так и на ведомой. Но он подойдет для устранения только незначительных дефектов. Результата сильной температурной деформации он устранить не сможет. Сначала из старых тормозных колодок следует изготовить специальные приспособления. Для этого нужна болгарка с алмазным отрезным диском. А также абразивный зачистной диск для нее. Из зачистного круга необходимо вырезать два клинообразных сегмента. В старых тормозных колодках сделайте две выемки в соответствии с формой клиновых фрагментов. Их глубина должна быть на несколько десятых миллиметра меньше толщины абразивных вставок, чтобы последние после установки возвышались над поверхностью колодок. Вставьте сектора в выемки, предварительно смазав их каким-нибудь клеем, чтобы не выпадали. Получившиеся «абразивные колодки» установите в суппорт вместо штатных. Для проточки рабочих поверхностей нужно проехать от 5 до 10 км, периодически притормаживая. Спланируйте маршрут так чтобы избегать резких торможений либо замедлений по ухабистым участкам. Во время поездки контролируйте результат шлифовки. Образовавшийся по периметру диска буртик можно убрать после окончания поездки обычным напильником с крупной насечкой.
После выравнивания рабочих поверхностей не помешает обработать их более мелкозернистой наждачкой для того, чтобы уменьшить глубину рисок. Использовать наждачку с мелким зерном сразу не следует, потому что она хуже выводит плоскость и поверхность будет гладкая, но волнистая.
Где искать неисправность
- Биение передних дисков часто отдается не только в педаль, но и в руль.
- Биение задних лучше ощущаются через вибрации на кузове.
- Передние механизмы чаще страдают от температурной деформации, так как на них приходится основная нагрузка при торможении, следовательно, они сильнее греются. Деформация возникает следующим образом. При торможении диск нагревается и равномерно расширяется. Попавшая на какой-то участок вода, быстро остужает его, а он, остывая, сжимается и коробит всю деталь.
- Задние более подвержены коррозии. Так как из-за их небольшой нагруженности, попавшая на них вода долго не высыхает.