Зольность моторного масла

Содержание:

Нормы уровня зольности

Следующий важный вопрос заключается в определении норм зольности. Сразу стоит оговориться, что они будут зависеть не только от типа двигателя (для бензиновых, дизельных моторов, а также двигателей с газобаллонным оборудованием (ГБО) эти показатели будут отличаться), но и от действующих экологических норм (Евро-4, Евро-5 и Евро-6). В большинстве базовых масел (то есть, до введения в их состав специальных присадок) значение зольности незначительное, и составляет приблизительно 0,005%. А после добавления присадок, то есть, изготовления уже готового моторного масла это значение может достигать грачных 2% которые позволяет ГОСТ.

Нормы зольности моторных масел четко прописаны в стандартах европейской ассоциации автопроизводителей АСЕА, и отклонения от них недопустимы, поэтому все современные (лицензированные) производители моторных масел всегда руководствуются этими документами. Приведем данные в виде таблицы для распространенного ныне экологического стандарта Евро-5, объединяющего значения химических добавок и отдельных действующих стандартов.

Требования по API SL SM SN-RC/ILSAC GF-5 CJ-4
Содержание фосфора, % 0,1 max 0,06-0,08 0,06-0,08 0,12 max
Содержание серы, % 0,5-0,7 0,5-0,6 0,4 max
Сульфатная зола, % 1 max
Требования АСЕА для бензиновых двигателей C1-10 C2-10 C3-10 C4-10
LowSAPS MidSAPS MidSAPS LowSAPS
Содержание фосфора, % 0,05 max 0,09 max 0,07-0,09 max 0,09 max
Содержание серы, % 0,2 max 0,3 max 0,3 max 0,2 max
Сульфатная зола, % 0,5 max 0,8 max 0,8 max 0,5 max
Щелочное число, мг КОН/г 6 min 6 min
Требования АСЕА для коммерческих дизельных двигателей E4-08 E6-08 E7-08 E9-08
Содержание фосфора, % 0,08 max 0,12 max
Содержание серы, % 0,3 max 0,4 max
Сульфатная зола, % 2 max 1 max 1 max 2 max
Щелочное число, мг КОН/г 12 min 7 min 9 min 7 min

Как можно видеть из приведенной таблицы, по американскому стандарту API о зольности судить сложно, и связано это с тем, что в Новом Свете к зольности относятся не так щепетильно. В частности, у них просто указываются, какие в канистрах масла — полно-, среднезольные (MidSAPS). Как таковых малозольных у них нет. Поэтому при выборе того или иного масла нужно ориентироваться в первую очередь на маркировку по АСЕА.

Например, исходя из приведенной информации в соответствии со стандартом Евро-5, который действует и актуален в 2018 году на территории Российской Федерации, то для современного легкового автомобиля на бензине допускается заливать масло С3 по АСЕА (обычно SN по API) — содержание сульфатной золы составляет не более 0,8% (среднезольное). Если говорить о дизелях, работающих в тяжелых условиях, то например, стандарт АСЕА Е4 не допускает превышение 2% содержания сульфатной золы в топливе.

для бензиновых двигателей 1.5%, для дизельных 1.8% 2.0%

Требования к зольности для машин с ГБО

Что касается машин с газобалонным оборудованием, то для них лучше использовать именно малозольные масла

Это обусловлено химическим составом бензина и газа (неважно, метана, пропана или бутана). В бензине больше твердых частиц и вредных элементов, и чтобы не портить всю систему, и нужно использовать специальные малозольные масла

Производители смазок специально предлагают потребителям так называемые “газовые” масла, предназначенные для соответствующих двигателей.

Однако их существенным недостатком является высокая стоимость, и чтобы сэкономить, можно просто посмотреть характеристики и допуски обычных “бензиновых” масел, и выбрать подходящий малозольный состав. И помните, что менять такие масла нужно по указанному регламенту, несмотря на то, что прозрачность отработки будет значительно выше, чем у традиционных масел!

Нормы зольности по ACEA

Так как требования организации являются самыми жесткими, следующая таблица характеризует показания соответствующих стандартов.

Бензиновые агрегаты:

Требования % Стандарт
С1 С2 С3 С4
Фосфор(≤) 0,05 0,09 0,07-0,09 0,09
Сера(≤) 0,2 0,3 0,3 0,2
Сульфатные золы(≤) 0,5 0,8 0,8 0,5
Щелочной показатель(≥) 6 6

Дизельные конструкции:

Требования % Стандарт
Е4 Е6 Е7 Е9
Фосфор (≤) 0,08 0,12
Сера (≤) 0,3 0,4
Сульфатные золы(≤) 2 1 1 2
Щелочной показатель (≥) 12 7 9 7

Международные сертификаты

Отдельной категорией выделяются международные сертификаты качества, применимые к зольности моторных масел.

Основные требования таковы.

Тип силовой установки Предельная зольность %
Бензиновый 1,5
Маломощный дизель 1,8
Высокомощный, форсированный дизель 2,0

Таблица тестов моторных масел 5w30

В тестах использовались синтетические масла вязкостью 5w30 от самых известных марок: mobil, zic и shell, а так же и не очень популярных: bizol, comma, consol и тд. Для вашего удобства в каждую таблицу мы внесли цветовые маркеры.

Таблица показателей которые гарантирует производитель

Образец Вязкость кинематическая при 100° Индекс вязкости Щелочное число Плотность Температура застывания
BIZOL FORMULA 13.9 178 7.17 867.7 -28
COMMA EUROLITE 14.1 178 7 642.7 -30
CONSOL УЛЬТРА 13.94 180 8 856.7 -30
MANNOL LEGEND ESTER 13.58 184 8.16 850 -29
LIQUI MOLY SYNTHOIL ENERGY 13.88 183 6.7 858 -33
ELF EXCELLIUM 13.15 172 10.52 846.2 -30
SINTEC УЛЬТРА 14.53 171 9.14 851.3 -27
VALVOLINE DURABLEND 13.28 183 9.54 849.3 -31
JB GERMAN OIL FORMULA XXL 14.57 184 7.84 850.7 -30
TEXACO HAVOLINE 13.48 182 7.14 850.2 -26
SPECTROL POLARM 13.92 184 6.26 817.2 -31
AGA 13.87 182 6.77 840.4 -30
SHELL HELIX PLUS 14.23 187 9.405 849 -39
ZIC XQ 14.70 190 8.900 860 -35
MOBIL SUPER S 14.27 192 6.530 858 -32

Лидерами в данной таблице являются масла следующие синтетические моторные масла:

  • Zic XQ
  • Shell Helix
  • Mobil Super

Таблица результатов теста масел 5w30, показатели которые вывели мы

Некоторых производителей мы не стали вносить в таблицу!

Образец Вязкость кинематическая при 100° Температура вспышки Температура застывания Щелочное число Плотность при 20C* Зольность сульфатная Динамическая вязкость
MOBIL SUPER S 14.27 228 -32 6.530 0.863 1.11 4100
ESSO ULTRA 13.7 215 -35 6.400 0.850 0.99 4300
BP VISCO 3000 14.88 218 -38 7.615 0.873 1.11 реолексия
SHELL HELIX PLUS 14.23 226 -39 9.405 0.863 1.185 3900
COMMA EUROLITE 13.78 223 -31 6.525 0.871 0.975 3600
BIZOL FORMULA 13.46 210 -28 8.325 0.830 1.14 5800
VALVOLINE DURABLEND 13.81 226 -29 8.305 0.810 1.14 реолексия
LIQUI MOLY SYNTHOIL ENERGY 14.20 220 -33 8.380 0.875 1.10 3700
ZIC XQ 14.70 224 -35 8.900 0.900 1.120 4000

Общие результаты тестов наглядно показывают лидеров среди синтетических моторных масел 5w30, это масла:

  • MOBIL SUPER S
  • SHELL HELIX PLUS
  • ZIC XQ

Масла которым стоит отдать предпочтение — это ZIC XQ, SHELL HELIX PLUS и MOBIL SUPER S. У данных масел приемлемая цена, они показывают отличные показатели вязкости при очень низкой температуре! Самая высокая температура вспышки была зафиксирована у машинного масла MOBIL SUPER S.

Помните что выбор моторного масла всегда остается за конечным потребителем, исходя из его индивидуальных потребностей, потребностей его автомобиля и условий в которых автомобиль эксплуатируется!

Таблицы параметров моторных масел

Для полноты информации приведем несколько таблиц, где приведена информация о зависимости одних параметров моторного масла от других или от внешних факторов. Начнем с группы базовых масел в соответствии со стандартом API (API — американский институт нефти). Так, масла делятся по трем показателям — индексу вязкости, содержанию серы и массовой доле нафтенопарафиновых углеводородов.

Классификация API I II III IV V
Содержание насыщенных углеводородов, % >90 >90 ПАО Эфиры
Содержание серы, % >0,03
Индекс вязкости 80…120 80…120 >120

В настоящее время на рынке представлено большое количество присадок в масло, которые определенным образом меняют его характеристики. Например, присадки, уменьшающие количество выхлопных газов и повышающие вязкость, антифрикционные присадки, очищающие или продлевающие срок службы. Для понимания их разнообразия имеет смысл собрать информацию о них в таблицу.

Группа свойств Типы присадок Назначение
Защита поверхностей деталей Детергенты (моющие) Предохраняют поверхности деталей от образования отложений на них
Дисперсанты Предотвращают осаждение продуктов износа двигателя и деструкции масла (минимизирует образование шлама)
Противоизносные и противозадирные Снижают трение и износ, предотвращают схватывание и задир
Антикоррозионные Предотвращают появление коррозии деталей двигателя
Преобразование свойств масла Депрессорные Снижают температуру застывания.
Модификаторы вязкости Расширяют температурный диапазон применения, повышают индекс вязкости
Защита масла Антипенные Препятствуют образованию пены
Антиокислители Предотвращают окисление масла

Изменение некоторых параметров моторного масла из перечисленных в предыдущем разделе напрямую влияет на работу и состояние двигателя автомобиля. Это можно отобразить в таблице.

Показатель Тенденция Причина Критический параметр На что влияет
Вязкость Увеличивается Продукты окисления Возрастание в 1,5 раза Пусковые свойства
Температура застывания Увеличивается Вода и продукты окисления Нет Пусковые свойства
Щелочное число Снижается Срабатывание моющих присадок Снижение в 2 раза Коррозия и снижение ресурса деталей
Зольность Увеличивается Щелочные присадки Нет Появление отложений, износ деталей
Механические примеси Увеличивается Продукты износа оборудования Нет Появление отложений, износ деталей

Влияние золы на двигатель

Высокая зольность провоцирует высокотемпературный отложения, которые обладают дегенеративными свойствами. Они способны загрязнить не только сам двигатель, но и повлиять на работу других систем автомобиля. Умение их смывать – одно из главных характеристик моторного масла. Но этого недостаточно, ведь чтобы полностью очистить поверхность от отложений, их нужно размельчить и нейтрализовать. Использование моюще-диспергирующих свойств позволяет вернуть деталям былую чистоту и нормализовать процессы работы. Если отложений будет слишком много – это провоцирует повышение температуры в двигателе. Соответственно, качество работы уменьшается, приводит к дальнейшим неисправностям. Особое влияние оказывает на масляные фильтры, которые попросту могут забиться. Страдают и другие компоненты:

  • Несвоевременное воспламенение рабочей смеси;
  • Проблемы в работе электродов свечей зажигания;
  • Прогар выпускных клапанов;
  • Отложения из золы в камере сгорания

Зольность масла

Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе

Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км

Зольность масла характеризуется двумя понятиями: зольность базового масла и сульфатная зольность. Если вкратце, обычная зольность указывает на то, насколько хорошо была очищена базовая основа, на которой будет в дальнейшем изготавливаться конечное моторное масло (то есть, наличие в ней различных солей и несгораемых, в том числе металлических, примесей). Что касается сульфатной зольности, то она характеризует уже готовое моторное масло, в составе которого есть определенное количество присадок, и она указывает как раз их количество и состав (в частности, на вхождение в него солей натрия, калия, фосфора, серы и других элементов).

Если сульфатная зольность будет высокой, то это приведет к образованию на стенках двигателя абразивного слоя, и, соответственно, быстрому износу мотора, то есть, снижению его ресурса. Низкий уровень обычной зольности обеспечивает предохранение системы доочистки выхлопных газов от загрязнений. Вообще, показатели зольности — понятие достаточно сложные, но интересные, поэтому попытаемся разложить все «по полочкам».

Сульфатная зольность

Понятия зольность масла и сульфатная зольность следует различать. Первое – это продукт сгорания, а второе – количество металлсодержащих присадок в масле. Присадки выступают в качестве компонентов, способных улучшить технические характеристики моторного масла. Среди разнообразия можно найти те, которые очищают поверхность двигателя, не дают появляться коррозии или увеличивают срок замены масла. Благодаря исследованиям и поиску идеального состава, сульфатное масло обладает сбалансированными компонентами. Добавляя самостоятельно, автолюбитель может неверно рассчитать содержания. В таком случае, в камере сгорания будет повышенное отложение золы. Выбирая масло с определенным содержанием зольности, нужно рассчитывать технические показатели, консультироваться со специалистами и более опытными автолюбителями.

Стандартные масла практически не содержат процент зольности. Условиями использования масел являются:

  • Для бензиновых моторов – не более 1,5%;
  • Дизельные системы ограничены в 1,8%;
  • Дизели высокой мощности – до 2%

Отработанные материалы, такие как фосфор, зола и сера, способны негативно повлиять на работу нейтрализаторов и фильтрационных систем. Оптимальным выбором при покупке считаются малозольные масла, рекомендуемые производителем

Также стоит обратить внимание на температуру вспышки и исправность двигателя. Используя даже малозольные масла, могут появляться различные побочные эффекты от сгорания

Все это влияет на скорость зажигания и температуру. При проблемной работе систем автомобиля, рекомендуются малозольные масла с низким содержанием присадок. В таком случае, количество отработанной золы и фосфора будет уменьшаться.

Как выбрать моторное масло

Выбирая масло, надо знать, что эта жидкость бывает следующих видов:

  • Минеральная. В народе эту смазку называют «минералкой». Ее изготавливают путем перегонки и очистки нефти, что говорит о натуральной основе. Такие жидкости имеют доступную цену, но требуют более частой замены.
  • Полусинтетическая. Полусинтетика представляет собой смесь минеральной основы и синтетических присадок, которые обеспечивают дополнительные уникальные свойства. Такие масла часто используются, так как они имеют доступную цену и хорошие характеристики.
  • Синтетическая. Синтетику изготавливают из искусственных присадок. Благодаря этому, использовать такие масла можно в довольно сложных условиях при экстремальных температурных показателях. Стоимость таких жидкостей выше, чем минеральных.
  • Гидрокрекинговая. Это смазка так же, как и минеральная производится из нефти. Однако, по своей структуре больше походит на синтетическую.

При выборе масла, надо учитывать:

  • его основу;
  • состояние двигателя автомобиля;
  • режим эксплуатации (город/трасса);
  • погодные условия (зима/лето).

Говоря о производителе, надо отметить, что ориентироваться только на него не стоит. Главное учитывать интервалы замены масла

И, конечно же, важно выбирать только масла от производителя, так как из-за большого количество фальсификата можно легко купить подделку

Какая зольность масла лучше для двигателя?

Сульфатная зольность – это неоднозначная характеристика моторного масла. И воспринимать её как только положительную или только отрицательную нельзя.

Повышенное содержание сульфатной золы приведёт к следующим негативным последствиям.

  1. Повышенный выброс твёрдой, несгораемой золы в выпускной коллектор, что негативно скажется на ресурсе сажевого фильтра или катализатора. Сажевый фильтр способен пережечь с образованием окисей углерода, воды и некоторых других компонентов лишь углеродистую сажу. Твёрдая органическая зола нередко оседает на стенках сажевого фильтра и прочно там закрепляется. Полезная площадь работы основания фильтра уменьшается. И однажды он попросту выйдет из строя, если систематически лить в двигатель масло с высоким содержанием золы. Похожая ситуация наблюдается и с катализатором. Однако скорость его засорения будет ниже, чем для сажевого фильтра.
  2. Ускоренное образование нагара на поршнях, кольцах и свечах. Закоксовка колец и поршней напрямую связана с высоким содержанием золы в масле. Низкозольные смазки после выгорания оставляют в несколько раз меньше золы. Образование твёрдых зольных нагаров на свечах приводит к калильному зажиганию (несвоевременному поджиганию топлива в цилиндрах не от искры свечи, а от раскалённой золы).
  3. Ускоренный износ двигателя. Зола обладает абразивным действием. В обычных условиях это фактически никак не сказывается на ресурсе мотора: она почти полностью вылетает в выхлопную трубу без ущерба для поршневой группы. Однако в ситуациях, когда двигатель берёт масло на угар, и при этом работает система ЕГР – абразивная зола будет циркулировать между камерами сгорания. Медленно, но уверенно снимая металл с цилиндров и поршневых колец.

Подводя итог, можно сказать так: повышенная зольность масла для простых двигателей, без катализаторов и сажевых фильтров, – это скорее хорошо, чем плохо. Но для современных моторов классов ЕВРО-5 и ЕВРО-6, оснащённых сажевыми фильтрами и катализаторами, высокая зольность приведёт к ускоренному износу этих дорогих агрегатов авто. Для экологии тенденция такая: чем ниже зольность, тем меньше загрязняеться окружающая среда.

Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах

Ответственность за стандартизацию масел лежит на ассоциации ACEA. Европейская организация жестко прописывает регламент жидкостей, которым выдается соответствующий сертификат. Отступление от акта является неприемлемым и наказывается вплоть до лишения лицензии производителя.

Американский рынок контролируется стандартами общества американских инженеров API. Также существует категория международных стандартов.

Нормы зольности по ACEA

Так как требования организации являются самыми жесткими, следующая таблица характеризует показания соответствующих стандартов.

Бензиновые агрегаты:

Требования % Стандарт
С1 С2 С3 С4
Фосфор(≤) 0,05 0,09 0,07-0,09 0,09
Сера(≤) 0,2 0,3 0,3 0,2
Сульфатные золы(≤) 0,5 0,8 0,8 0,5
Щелочной показатель(≥) 6 6

Дизельные конструкции:

Требования % Стандарт
Е4 Е6 Е7 Е9
Фосфор (≤) 0,08 0,12
Сера (≤) 0,3 0,4
Сульфатные золы(≤) 2 1 1 2
Щелочной показатель (≥) 12 7 9 7

Международные сертификаты

Отдельной категорией выделяются международные сертификаты качества, применимые к зольности моторных масел.

Основные требования таковы.

Тип силовой установки Предельная зольность %
Бензиновый 1,5
Маломощный дизель 1,8
Высокомощный, форсированный дизель 2,0

Тест масел 5w40 — элита в цилиндрах наших моторов

В качестве образцов для тестов синтетических моторных масел вязкостью 5w40 использовались следующие образцы:

  • BP Visco
  • Castrol Magnatec
  • ELF Excellium
  • Esso Ultron
  • Mobil Super
  • Shell Helix
  • Total Quartz
  • ZIC XQ
  • ENEOS
  • MOTUL 8100
  • NESTE OIL
  • HI GEAR

Сделаем 3 самых важных теста, которые наглядно покажут какое масло более качественное. Первый тест — проверим угар моторного масла, второй тест — высокотемпературные отложения и третий тест — температура застывания масла.

Таблица расхода масла на угар

Данные угара указанны в литрах на 10000 километров в цикле езды по трассе.

Масло BP Visco Castrol Magnatec ELF Excellium Esso Ultron Mobil Super Shell Helix Total Quartz Zic XQ ENEOS MOTUL 8100 NESTE OIL HI GEAR
Расход масла 1.4 0.9 1.3 1.3 0.7 1.0 1.5 0.6 1.2 1.0 1.2 1.4

Лучшее масло на угар:

  • Zic XQ
  • Mobil Super

Угар моторного масла

Таблица высокотемпературных отложений

Отложения исследовали по налету на поверхностях поршней, баллы выставляются следующим образов: 0 баллов – поршень чистый, 2 балла – отложений много.

Масло BP Visco Castrol Magnatec ELF Excellium Esso Ultron Mobil Super Shell Helix Total Quartz Zic XQ ENEOS MOTUL 8100 NESTE OIL HI GEAR
Отложения 0.9 1.5 1.5 0.9 1.2 0.7 0.8 0.7 0.7 1.1 0.9 1.2

Лидерами высокотемпературных отложений стали масла:

  • Zic XQ
  • Shell Helix

Примеры высокотемпературных отложений масла — для увеличения нажмите на картинку.

Таблица теста температуры застывания

Вопрос «при какой температуре замерзает масло в двигателе» волнует многих автовладельцев. Данный тест считается самым актуальным для нашего холодного климата, проведем тест на замерзание моторных масел. Регулярный прогрев двигателя влечет большой расход топлива, а завести автомобиль в холодную зиму хочет каждый.

Масло BP Visco Castrol Magnatec ELF Excellium Esso Ultron Mobil Super Shell Helix Total Quartz Zic XQ ENEOS MOTUL 8100 NESTE OIL HI GEAR
Температура -34 -29 -31 -34 -32 -38 -31 -35 -30 -31 -30 -28

Лидерами этого теста стали:

  • Zic XQ
  • Shell Helix

Рейтинг моторных масел показал, что 3 испытания успешно прошли следующие масла: Zic XQ, Shell Helix, Mobil Super.

Используют ли малозольные масла в бензиновых автомобилях?

Да, малозольные масла также используются в бензиновых двигателях, где система очистки выхлопных газов оснащена не только катализатором, но и фильтром GPF. Это решение аналогично тому, что используется в дизельных автомобилях. 

Однако стоит знать, что фильтры GPF в основном используются в бензиновых автомобилях с двигателями с непосредственным впрыском. Да, таких машин пока немного, но их становится все больше и больше. Если посмотреть на современные автомобили, то, начиная с В-класса автомобилей, непосредственный впрыск стал практически стандартом. Соответственно, использовать малозольные моторные масла должны не только владельцы дизельных транспортных средств, но и те, кто владеет бензиновыми автомобилями, оснащенными GPF-фильтрами. 

Что такое сульфатная зольность

Справочники и многочисленные сетевые источники дают стандартное определение этого параметра. Суть его такова: сульфатная зольность (шлаки) — индикатор присадок в смазочной жидкости. Такие присадки характеризуются содержанием металлов органического характера. С их помощью при сгорании масла образуется зола. Она подвергается обработке серной кислотой для того, чтобы предупредить окислительные процессы и образование сульфатов. Говоря более простым языком, зольность — это содержания в базе набора присадок.

Какими бы качествами не обладал пакет присадок, на определенном этапе они вырабатывают свой ресурс и сгорают. В результате этого процесса образуется зола, которую можно наблюдать впоследствии на кольцах, поршнях и клапанах.

Зольность способствует ограничению скопления осадочных веществ. При работе силового агрегата происходит выгорание добавок и накопление органических веществ. Показатель зольности моторного масла для производителя регулируется специальной документацией, и он не может быть выше нормативных требований (максимальное значение — 2% от общего количества смазки).

Производители моторных масел вынуждены строго дозировать присадки в собственных продуктах. Сульфатная зольность — это как раз тот показатель, который укажет на наличие добавок. Чем он выше, тем больше полезных свойств в смазочном материале.

Изменение этого показателя в любую из сторон (выше или ниже стандартных значений) ведет к изменению температуры вспышки. Скопление золы может вызывать преждевременное возгорание или барьер для нормальной работы двигателя.

Зольность базы (без введенных присадок) равна 0.005%. В масле с добавками она равна 0.5-1.5%. Значение верхнего предела для каждого двигателя разное. Оно зависит от нескольких факторов:

  • условий эксплуатации;
  • конструкции мотора;
  • расхода смазки;
  • вида используемого топлива.

Содержание металлосодержащих моющих присадок в незначительном количестве не справляется с задачей очистки в полной мере. Слишком высокий показатель также имеет минусы. Зола образуется внутри камеры сгорания, вызывает абразивное изнашивание как результат оседания золы на стенки цилиндра и смешивания ее со смолистыми веществами.

Небольшое предисловие

Популярные статьи о моторных маслах начинаются с рассказов о базах и присадках, классификациях SAE, АСЕА, API, ILSAC, спецификациях (допусках) производителей автомобилей, режимах смазки и прочих фундаментальных вещах.

Интереснейшие темы! Но сегодня мы не будем подробно ими заниматься – лишь упоминать по мере надобности. Во-первых, мы обсуждали их совсем недавно, всего лишь год назад (см. «АБС-авто» № 3, 4, 5/2011). Эти статьи, подготовленные под научной редакцией к.т.н. Виктора Резникова и к.т.н. Александра Первушина, есть на нашем сайте.

Во-вторых, немало основополагающих сведений любезно предоставили наши эксперты. Эту информацию вы найдете в цветных врезках.

Впрочем, некоторые фрагменты из ранее опубликованных материалов мы задействуем – там, где это уместно. Все же логика изложения не последнее дело, ради нее не грех и повториться.

Зольность моторного масла: виды и метод определения

Подбор моторного масла – длительный, кропотливый процесс. Правильный выбор увеличивает эксплуатацию агрегатов транспортного средства в 2 – 3 раза. В 2019 году существует три основные группы лубрикантов, разделяемых по содержанию зольных примесей. Строгое соблюдение регламента автопроизводителя касательно процента остаточных примесей гарантирует сохранение работоспособности катализаторов, сажевых фильтров машины. Возникает вопрос, сульфатная зольность моторного масла, что это?

Для разбора сути понятия «золы» далее представлены основные характеристики и методы определения показателя.

  1. Что такое сульфатная зольность масла
  2. Базовая зольность
  3. Сульфатная зольность
  4. Как определяют сульфатную зольность
  5. На что влияет зольность
  6. Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах
  7. Нормы зольности по ACEA
  8. Международные сертификаты
  9. Видео
  10. Итог

Что сделать с маслом 5W-40, если ездить с ним боязно?

«Ваша статья «Можно ли вместо масла 5W-30 заливать 5W-40″ заставила задуматься о нижеследующем. Машина — Matiz, двигатель прошел 36.000 км, весь этот период я лил 5W-30 Castrol, как доктор прописал, — нетолстая масляная пленка, которая лучше для поршневых колец, поршней и стенок цилиндров от повышенных износов. Затем от Castrol я отказался, ибо данная марка, даже если неподдельная, обладает повышенной зольностью. Взамен залил Selenia 5W-40. Проехал порядка 4000 км, но после прочтения вашей статьи подумываю, не стоит ли мне с целью избегания излишних нагрузок слить 5W-40 и опять залить 5W-30?»

Все, что требуется агрегатам автомобиля в плане использования смазочных материалов, должно быть не прописано неким «доктором», а указано в инструкции по эксплуатации. Этим документом и следует руководствоваться при выборе моторного масла до того, пока автомобиль проедет по меньшей мере 200 тыс. км. Только после такого пробега, когда из-за естественного износа увеличатся зазоры между трущимися деталями, появляется определенный смысл задуматься о применении масла другой вязкости по классификатору SAE, в то же время оставив прежним рекомендуемый инструкцией уровень эксплуатационных свойств масла в соответствии с заводской спецификацией, а также по классификаторам АСЕА и/или API.

Это во-первых, а во-вторых, любопытно было бы узнать, откуда взято, что нетолстая масляная пленка лучше для поршневых колец, поршней и стенок цилиндров в защите от повышенных износов? В нашей статье «Можно ли вместо масла 5W-30 заливать 5W-40», на которую ссылается автор вопроса, говорится об обратном — чем тоньше пленка, тем выше опасность появления в ней разрывов, последующего сухого трения и задиров поверхностей трущихся деталей. Соответственно чем толще масляная пленка, тем для долговечности поршневых колец, поршней и стенок цилиндров лучше.

Если толстая пленка масла чем-то и плоха, то только более сильным гидравлическим сопротивлением, которое она оказывает движущимся деталям. На преодоление сопротивления затрачивается дополнительная энергия, что ведет к увеличению расхода топлива. За увеличением расхода топлива стоят выбросы отработавших газов в атмосферу. Именно защитой окружающей среды, а вовсе не заботой о долговечности поршневых колец, поршней и стенок цилиндров объясняется мировая тенденция по применению масел с пониженной высокотемпературной вязкостью, или, иными словами, индексами 20 и 30 во второй части показателя SAE.

И чем провинилась зольность? Неужели Matiz оборудован сажевым фильтром и каким-то особенным каталитическим нейтрализатором выхлопных газов, который очень быстро забивается золой и требует регулярной замены? Зольность — это показатель количества присадок, которые при производстве масла добавляются в базовую основу и существенно улучшают его эксплуатационные характеристики.

В пакетах присадок используются разнообразные компоненты — моющие, антиокислительные, антипенные, противоизносные, антикоррозионные, антифрикционные. Говоря проще, добавляется то, чего не хватает в базовой основе. Зола представляет собой неорганические остатки той части присадок, которые сгорели вместе с маслом в цилиндрах двигателя. В малозольных маслах присадок меньше, поэтому золы при их сгорании тоже образуется меньше, но появляется вопрос, насколько сопоставимы такие продукты с обычными маслами по моющим свойствам, долговечности и другим функциональным способностям? Необходимость в применении малозольных масел возникла с появлением сажевых фильтров, но это вновь экологическая проблема, а не способ увеличить долговечность силового агрегата. По мнению многих специалистов, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей, у современных двигателей две беды — использование жидких малозольных масел и удлиненный интервал между обслуживаниями.

Что касается вопроса, стоит ли слить 5W-40 и опять залить 5W-30, то повторимся, что для начала следует внимательно ознакомиться с тем, что по поводу вязкости масла говорится в инструкции по эксплуатации автомобиля. Мы же не видим проблем ни в том, чтобы продолжать использовать залитое сейчас масло 5W-40 до очередного планового обслуживания двигателя, ни в том, чтобы его слить до истечения межсервисного интервала. В утешение по поводу потраченных на масло 5W-40 денег скажем, что второй вариант рекомендуется специалистами для профилактической промывки системы смазки двигателя от загрязнений вместо использования для этой же цели промывочных масел и специальных моющих добавок в масло.

Сергей БОЯРСКИХ Фото автора ABW.BY

Видео тесты моторных масел за 2019 год.

Нет никакого смысла писать о каждом моторном масле, восхвалять его или наоборот подчеркивать недостатки. Мы привели таблицы с самыми основными показателями качества моторных масел, которые помогут вам определиться с выбором моторного масла для вашего автомобиля.

Мы определили четверых победителей в категории 5w30 и 5w40, в случае если у вас возникают сомнения, результаты видео тестов наглядно покажут вам качество масел Shell и Zic.

Реальные тесты моторного масла производится каналом Denis МЕХАНИК, сняты очень качественно и наглядно показывают преимущества и недостатки моторного масла даже от топовых производителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector