Как определить вязкость моторного масла по таблице sae

Как проверить вязкость масла в двигателе

Точно измерить вязкость лубриканта, уже залитого в силовую установку, в домашних условиях невозможно. Это аргументировано тем, что для выполнения работы потребуется лабораторное оборудование и специальные приспособления.

Однако имеется способ измерения с помощью эталонной пробы – методика подойдет, если после заливки в канистре осталось немного неиспользованной жидкости. Последовательность действий такова:

  • слить с ДВС шприц смазки и взять аналогичное количество свежего продукта;
  • подвесить вертикально воронку с отверстием 1-2 мм на конце и влить в нее эталонный образец;
  • измерить количество упавших капель за определенный промежуток времени с помощью секундомера;
  • повторить процедуру с отработкой;
  • установить разницу показателей двух проб.

Измерение поможет установить, насколько выработалось масло, обычно при разнице более 25% — жидкость уже требуется менять.

Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости

Для многих автовладельцев чаще трехзначная (реже двухзначная, для дешевых минеральных масел, которые сегодня почти нигде не используются) цифра на канистре не несет в себе смысловой нагрузки.

Большинство автомобилистов традиционно смотрят лишь на тип базы (синтетика, полусинтетика, минералка), назначение (бензиновое или дизельное) и класс по SAE. Однако мало кто знает, что означает индекс вязкости.

О чем говорят цифры на канистре с моторным маслом — видео

Или знают, но не придают этому параметру большого значения. А зря. Именно эта категория может многое сказать о качестве и технологичности смазки.

Индекс вязкости моторного масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазочного материала в зависимости от его температуры. Это если не вдаваться в подробности и не рассматривать довольно сложный алгоритм расчета индекса вязкости масла.

То есть этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.

Чтобы рассчитать индекс вязкости смазочного материала, необходимо знать две величины: кинематическую вязкость при 40 и при 100 °C. Путем введения этих данных в не самую простую формулу, которая строится на основе эмпирических расчетов, выведенных из двух эталонных смазок, просчитывается искомый индекс.

В интернете в свободном доступе на многих ресурсах представлены бесплатные калькуляторы индекса вязкости масла. Достаточно два указанных выше параметра – и программа автоматически произведет расчет.

На практике большинство производителей смазочных материалов упростили эту задачу для настолько глубоко интересующихся характеристиками смазки покупателей. Рассматриваемый индекс иногда указывается на канистре (чаще всего в таблице с второстепенными значениями на обороте тары).

Кинематический показатель

Кинематическая вязкость масла – это показатель при воздействии высоких температур. Ее определение сводится к временной возможности протекания жидкости определенного количества через отверстие заданного диаметра. Показатель замера выражается в сантистоксах (сСт), м²/с или мм²/с. При этом 1сСт равен 1 мм²/с или 0,000001 м²/с.

Самыми востребованными коэффициентами данной вязкости на рынке смазочных материалов являются показатели от 20 до 60, соответствующие нормативу SAE. При этом чем ниже числовое значение, тем консистенция смазки более жидкая.

Оба показателя вязкости масла имеют прямую зависимость от плотности смазывающего вещества.

Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом

Моторное масло

Многие автовладельцы уверены, что выбирать стоит более вязкие масла, ведь они — залог долговечной работы двигателя. Это серьезное заблуждение. Да, специалисты заливают под капоты гоночных болидов масло с большой степенью тягучести для достижения максимального ресурса силового агрегата. Но обычные легковые машины оборудованы другой системой, которая попросту захлебнется при чрезмерной густоте защитной пленки.

О том, какую вязкость масла допустимо использовать в двигателе той или иной машины, описано в любом руководстве по эксплуатации.

Моторное масло в двигателе

Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минуту мотор изнутри: между цилиндрами и поршнем есть зазор, величина которого должна допускать возможное расширение деталей от высокотемпературных перепадов. Но для максимального коэффициента полезного действия этот зазор должен иметь минимальное значение, предотвращая попадание в двигательную систему выхлопных газов, образующихся во время горения топливной смеси. Для того, чтобы корпус поршня не нагревался от соприкосновения с цилиндрами, и используется моторная смазка.

Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента двигательной системы. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения минимального зазора между трущимися деталями и масляной пленой, предотвращая преждевременный износ элементов и повышая рабочий ресурс двигателя. Согласитесь, доверять официальным представителям автомобильной марки безопаснее, зная, каким путем эти знания были получены, чем верить «опытным» автомобилистам, полагающимся на интуицию.

Немного о вязкости смазочных жидкостей

Вязкость определяется сопротивляемостью жидких материалов течению под различными воздействиями, в частности, силы тяжести. Если сравнивать различные жидкости, к примеру, пчелиный мед и воду, можно заметить, что первая течет гораздо хуже. Вязкость можно рассматривать с точки зрения умения жидкого материала сопротивляться сдвигу частей друг относительно друга или смещению слоя жидкости относительно поверхности деталей во время их совместного передвижения.

В механике сплошных сред различаются две величины вязкости: кинематическая и динамическая.

Динамическая (ДВМ) представляет собой отношение усилия, которое прикладывается к жидкому материалу, к степени искажения. Она измеряется в Па∙с или в Пуазах.

Что такое кинематическая вязкость моторного масла? Она определяется отношением динамической величины к плотности среды при одинаковой температуре. Этот показатель можно получить, измерив время вытекания определенного объема через калиброванное отверстие под воздействием силы тяжести. Измерить индекс позволяет устройство, называемое вискозиметром. Если рассматривается кинематическая вязкость масла: в чем измеряется величина? В различных системах для этого используется несколько единиц: м²/с, стокс, градус Энглера.

Рис.1. Единицы измерения кинематической вязкости масла.

Для определения вязкости выпускается несколько видов приборов. Выбор вискозиметра определяется условиями использования. Устройство может применяться в лабораторных условиях, а также для постоянного контроля состояния жидких материалов. Это часто требуется в производственном процессе. Кроме этого, температурные показатели веществ также могут различаться. Сегодня производится оборудование для работы в температурном режиме минус 50…плюс 2000 градусов.

Чтобы определиться с оптимальным вискозиметром, следует учитывать несколько критериев:

  • необходимую точность замеров;
  • диапазон измерений;
  • условия эксплуатации прибора.

Приборы для определения кинематической вязкости масел (КВМ):

  • Капиллярные. Этот тип оборудования позволяет определить время, за которое установленный объем жидкого вещества сможет преодолеть капилляр.
  • Ротационные. В данном устройстве жидкость, у которой определяется вязкость, размещена между цилиндрами. От одного из них, вращающегося с определенной скоростью, вращательный момент передается через жидкий материал второму, изначально статичному. Показатель вязкости среды оценивается по вращающему моменту второго цилиндрического звена прибора.
  • С движущимся шарообразным телом. Показатель вязкости среды оценивается по расстоянию, которое способен пройти шар, помещенный в жидкое вещество.
  • Пузырьковые. Устройства этого типа предназначены для оценки перемещения газа в жидком материале.
  • Ультразвуковые. Для определения вязкости исследуются импульсы, испускаемые зондом (время их затухания).
  • Вибрационные. В этом оборудовании в жидкую среду опускается зонд, который начинает вибрировать. Определение кинематической вязкости масла проводится посредством оценки степени затухания его колебаний.

Как правильно выбрать продукт

Какой вязкости лить моторное масло в силовой агрегат вашего авто подробно растолковано инструкцией по эксплуатации машины. Там имеется перечень рекомендованных и допускаемых к применению моторных смазок. А что делать тем владельцам, у которых по тем или иным причинам отсутствует такая инструкция? Таким владельцам постараемся подсказать, какая вязкость масла лучше для определенного типа мотора.

Хочется сразу предупредить, что будем рассматривать варианты применения всесезонных сортов моторных жидкостей, как наиболее распространенных в регионах и наиболее часто используемых владельцами машин, сервисными центрами. В том случае, когда интенсивность эксплуатации транспортного средства такова, что за сезон «накручивается» пробег, соответствующий замене жидкости, лучше всего использовать продукцию по сезону, то есть, летом заливать летние сорта, а зимой использовать зимние смазки.

Опытные водители, если затрудняются с выбором продукта для своего «железного коня», обычно поступают таким образом.Солидные торговые сети или дилерские центры всегда имеют каталоги по выбору реализуемой продукции. В нем следует найти марку своего авто, год его выпуска, тип установленного двигателя, затем посмотреть, что рекомендуют производители смазок. Обычно, таким образом, удается получить исчерпывающий ответ по вопросу выбора моторной смазки.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

  • 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
  • 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
  • 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
  • 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
  • 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

  • 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
  • 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
  • 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
  • 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

На что влияет вязкость и расшифровка

Основная задача, которую должно выполнять моторное масло – исключить износ деталей двигателя за счет уменьшения трения между ними. Уменьшение трения происходит благодаря создаваемой маслом пленке между трущимися деталями. Одна деталь скользит по масляной пленке относительно другой. Так поршневые кольца скользят по стенкам цилиндра, не делая задиров, потому что на стенках цилиндра остаётся тончайшая масляная пленка.

Но не все так просто.

Сгорание топлива в цилиндрах происходит при высоких температурах. Поддержание рабочей температуры двигателя осуществляется при омывании наружной поверхности цилиндров, охлаждающей жидкостью. Масло плохой проводник тепла. Излишнее его количество на внутренней поверхности цилиндра приводит к перегреву, потери мощности и преждевременному износу. А с низкой вязкостью не ухудшает теплообмен, но плохо смазывает.

Кроме того при низких температурах запуск двигателя легче происходит на масле небольшой вязкости, но после прогрева, вязкость становится ещё меньше, давление в системе смазки резко падает. Приспосабливая смазку к разным условиям эксплуатации, производители начали изготавливать летние и зимние виды, для бензиновых и дизельных двигателей, для легковой и тяжелой техники. Затем появились всесезонные, как компромисс и попытка унифицировать применение. В начале ХХ века чтобы упорядочить и внести ясность в маркировку масла и других нефтепродуктов, Сообщество Автомобильных Инженеров Америки создало систему классификации и характеристик, которую сейчас называют SAE.

Чтобы расшифровать такую маркировку надо понимать, что значит каждый цифровой и буквенный индекс.

  • Первая цифра говорит о том, при каких температурах пропадает текучесть смазки. За начало отсчета взята температура – 40 °С. От этой температуры нужно отнять первую цифру в индексе, допустим — 10W, получим -30 °С. Это значит, что масло замерзает при остывании до -30 °С.
  • Обозначения с сочетанием первых двух знаков, т.е. цифр и буквы W, говорят о том, что масло зимнее. А комбинация 10W – зимнее, температура замерзания -30 °С, температура проворачиваемости — 25°С. (От температуры замерзания отнять ещё 5). Т.е рекомендовано оно для работы до – 25 °С.
  • Летние смазки обозначаются только цифровым кодом — SAE 40, где число 40 индекс вязкости при рабочей температуре ДВС в 100 °С.
  • Обозначения цифровыми кодами перед буквой W и после неё, говорят о том, что масло всесезонное. Так смазка с кодом 0W30 – рекомендованна к эксплуатации при температурах от -35 до + 35°С.

Определение вязкости масла

О том, что любой смазочный материал должен препятствовать такому явлению, как сухое трение между движущимися и соприкасающимися деталями, знают даже школьники. В отношении автомобильного двигателя задача масла соответствующая – уменьшить силу трения в цилиндропоршневой группе при обеспечении максимальной герметичности цилиндров. Решение этой задачи не выглядит тривиальным, поскольку силовой агрегат вынужден работать в очень широком температурном диапазоне, от минусовых (холодный двигатель, пуск зимой) до плюс 300ºС – такой режим характерен для некоторых узлов прогретого мотора.

Отметим, что многие водители убеждены, что та температура, которая отображается на шкале прибора, измеряет температуру самого двигателя. Это, конечно же, заблуждение – датчик измеряет только температуру тосола. А она действительно на прогретом моторе практически одинакова во всём контуре и составляет примерно 90 градусов. Узлы же силового агрегата греются по-разному. Соответственно, и температура моторного масла тоже «гуляет», причём в достаточно широких пределах, доходя до значений порядка 150ºС.

А поскольку современные двигатели представляют собой достаточно сложную конструкцию, их производители рекомендуют использовать смазочные жидкости с вполне определёнными эксплуатационными характеристиками. Именно они обеспечивают максимально возможный КПД двигателя за счёт уменьшения силы трения, способствуя снижению износа трущихся деталей при среднестатистических нагрузках на мотор.

И важнейшей из этих характеристик является вязкость ММ. Самое простое и понятное определение вязкости следующее: это способность масла сохранять свою текучесть в заданных условиях работы, оставаясь на поверхности трущихся деталей. Добиться этого не сложно, если бы не динамически изменяемый температурный режим: на непрогретом двигателе он один, при работе в штатном режиме – другой – при повышенных нагрузках – третий.

Понятно, что изобрести некий универсальный состав, который бы одинаково хорошо работал независимо от внешних условий, невозможно.

А чтобы и автопроизводители, и потребители имели возможность как-то оценивать вязкость конкретных масел, Ассоциация автоинженеров США (SAE) разработала и внедрила классификацию ММ по их вязкости, в соответствии с определёнными температурными режимами работы. Другими словами, классификация упрощает выбор масла в зависимости от предпочтительного режима эксплуатации автомобиля.

У многих водителей вызывает затруднение расшифровка вязкости масла, указываемая на маркировке смазочных жидкостей для мотора в соответствии с классификацией по SAE. Как правило она начинается с одной или двух цифр, за которыми следует буква W, а через тире следует ещё одна пара цифр.

Рассмотрим на простом и доступном уровне, что означают эти цифры в отношении вязкости масла. То, что стоит до буквы W – так называемая низкотемпературная вязкость, указывающая на возможность запуска мотора при определённой отрицательной температуре (вычислить её можно, отняв от указанной цифры значение 40). То есть 5W обозначает, что такая жидкость обеспечивает беспроблемный пуск двигателя при температуре не ниже минус 40 градусов.

Отметим, что данный показатель касается только нижнего порога температур для холодного мотора, не влияя на рабочие характеристики масла, используемого на горячем силовом агрегате. Но опять же, производители масел рассчитывают этот параметр на основании испытаний на конкретных моторах, поэтому он является, так сказать, усреднённым. В действительности всё зависит от конкретного мотора, поэтому ориентироваться нужно на рекомендации автопроизводителя, а не на маркировку. Отметим, что, если в конкретном регионе максимальные морозы не превышают -20°С, можно использовать ММ с практически любым префиксом, поскольку масла с индексом, большим 20W, встречаются на рынке очень редко.

Вторая группа цифр указывает на высокотемпературный показатель вязкости, однако здесь нет прямой зависимости от температуры. Он обозначает некий обобщённый параметр, характеризующий минимальную/максимальную вязкость ММ при функционировании в рабочем диапазоне температур (а это в среднем 100-150 градусов). Чем выше этот показатель, тем больше вязкость масла при работе в более высоком температурном режиме. А слишком жидкое масло не сможет обеспечить выполнение своих непосредственных обязанностей – смазывать трущиеся поверхности. Так что интерпретация второго пары цифр даже среди специалистов вызывает определённые разногласия, и совет придерживаться рекомендаций автопроизводителей здесь ещё более актуален.

Смешивание базовых масел и присадок

Состав моторного масла — это сложная рецептура, которая создавалась ведущими компаниями не один десяток лет. Однако технология получения готового моторного масла — это не просто смешение компонентов. Это сложный технологический процесс, состоящий из нескольких стадий, которые происходят при разных температурах. Малейшее отступление от технологии может привести к значительной потере качества.

Поэтому масла RIXX производятся по запатентованной технологии CCBL. Суть процесса заключается в схлопывании миллиардов пузырьков в зоне блендинга, что позволяет на молекулярном уровне смешивать базовые масла и присадки. В эпицентре взрыва температура может достигать нескольких сот градусов, тогда как при обычном блендинге реакционная масса нагревается до 80 градусов. Масла, произведенные по такой технологии, обладают высокой однородностью, улучшенными смазывающими свойствами и увеличенным (до 25%) сроком службы.

Что значит SAE в маркировке масла

Международная классификация САЕ разделяет автомасла по вязкости и температуре применения. Стандартная таблица SAE J300 насчитывает более 15 разных категорий, отличных минимальными порогами допусков.

  • 0W30;
  • 0W20;
  • 0W40;
  • 5W20;
  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W30;
  • 15W40.

Для трансмиссионных субстанций самые распространенные допуски, следующие:

  • 75W90;
  • 75W80;
  • 80W90;
  • 85W95.

По данным допускам можно определить по какой погоде можно эксплуатировать смесь без вреда ДВС или трансмиссии.

В маркировке первая цифра обозначает порог потери прокачиваемости масла через магистраль, вторая – говорит о максимальном пороге температуры, при котором сохраняется необходимая толщина защитной пленки.

К примеру, вязкость SAE 5W40 говорит о том, что жидкость допускается к использованию при перепадах температур от -35 до +40 градусов Цельсия.

В 2021 году общеприняты три разновидности автомасел, наиболее удобно определить вязкость можно по таблице.

Маркировка летнего масла

Летние лубриканты недопустимо использовать при отрицательных температурах окружающей среды. Для отличия от других категорий на канистры наносится специфическая маркировка SAE. Характерным отличием является отсутствие буквы «W» в обозначении. К примеру, для летней эксплуатации в пределах до +40 градусов Цельсия актуально заливать смеси типа SAE40/50.

Также следует отметить, что лубриканты универсальные по типу Лукойл Люкс, Шелл Хеликс или Тотал Кварц не являются летними, несмотря на допустимость их применения.

Яркий пример летних смесей — MOBIL Delvac 1330.

Маркировка зимнего масла для двигателя

Зимние смазки отличаются от других вариаций двойным индексом и наличием буквы «W» после цифры. Характерным для подобных продуктов будет наличие следующих кодов:

  • 0W;
  • 5W;
  • 10W;
  • 20W;
  • 25W.

Расшифровывается маркировка так:

  1. «0 или другая цифра» — минимальная температура (°С) при которой, масло сохраняет необходимую текучесть для нормального запуска силовой установки – в данном случае -50°С.
  2. «W» — данная буква говорит о том, что смесь можно заливать при отрицательных температурах.
  • Mannol;
  • Vipoil;
  • Pemco.

Такие популярные фирмы, как Мобил или Шелл совсем не занимаются производством узкоспециализированных формул, направив все усилия на изготовление универсальных жидкостей.

Бренд Shell один из первых полностью отказался от выпуска зимних масел, и сегодня выступает в качестве их ярого противника.

Всесезонное масло для двигателя: маркировка и расшифровка

Всесезонные смазки широко распространены на рынке, по причине их универсального применения. Данные смеси имеют индексы на канистре подобные этим:

  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W40;
  • 0W20;
  • 0W30.

Указания изготовителя расшифровываются так.

  1. «5» — порог потери текучести моторного масла.
  2. «W» — совместимость жидкости с эксплуатацией в зимнее время года.
  3. «40» — порог потери требуемой вязкости для удержания прочной защитной пленки.

В качестве примера классического универсального автомасла можно привести такие продукты:

  • ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-30 A5/B5;
  • Масло М-8В (Автол);
  • Лукойл Авангард Ультра 5W-40;

Инструкция по расшифровке маркировки

Для лучшего понимания статьи можно расшифровать маркировку на примере масла MOTUL 8100 Eco-clean 5W-30. Оно имеет такие спецификации:

  • API SN/CF;
  • SAE 5W30;
  • ACEA A5/B5;
  • ACEA C2.

Расшифровать их можно так:

  1. SN/CF – жидкость универсального типа, совместимая с дизелем, бензином, этанольными смесями, и может заливаться в форсированные конструкции с непосредственным впрыском.
  2. А5/В5/С2 – лубрикант подходит для самых современных ДВС, требующих применения энергосберегающих расходников.
  3. 5W30 – смесь сохраняет оптимальные свойства при перепадах температур от -25 до +30 градусов Цельсия.

Моторное масло MOTUL 8100 Eco-clean 5W-30 можно эксплуатировать в двигателях, произведенных после 2010 года, форсированных с турбиной и системами очистки выхлопа на борту.

Выбираем моторное масло по составу

Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы. Сегодня производится три основных группы масел.

Синтетическое (Fully Synthetic)

Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.

Такие смазывающие материалы обладают качествами:

  • надежно защищают мотор;
  • обладают отличными очищающими свойствами;
  • не густеют на сильном морозе;
  • способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.

При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.

Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.

Полусинтетическое (Semi Synthetic)

Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.

Минеральное (Mineral)

Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.

Полезные советы

Разобравшись с тем, что такое вязкость масла и как она определяется по SAE,  следует также рассмотреть некоторые нюансы и особенности при подборе смазочного материала. Прежде всего, если раньше по вязкости можно было определить, какую основу имеет масло (минеральное, полусинтетическое или синтетическое), сегодня ситуация изменилась.

Если несколько лет назад 15W40  было минеральным маслом, 10W40 полусинтетикой, а 5W40  только синтетическим, в данный момент 15W40  вполне может быть полусинтетикой, а 10W40 синтетическим маслом.

Если рассматривать сами цифры вязкости масла, вязкость по SAE предполагает, что первая цифра это зимний параметр и указывает на минимальную температуру безопасного холодного пуска ДВС.  Другими  словами, чем меньшей будет первая цифра, тем ниже допускается температура,  когда такое масло можно использовать. Например, масла 0W будут оставаться намного более жидкими на холоде, чем 10W.   

Вторая цифра, указывающая на летний параметр, четко указывает на  возможность использования масла  при определенных температурных условиях

Обратите внимание, как зимняя, так и летняя вязкость в маркировке  не указывает на  конкретные температуры окружающей среды!. Если просто, например, масло 5W30 никак не означает, что его можно использовать только при температурах окружающей среды от -5 до +30

Данные цифры к температуре окружающей среды не имеют отношения и являются условными. Чтобы точно понять, в каком температурном диапазоне способна работать та или иная смазка, нужно отдельно изучать таблицу масел по SAE

Если просто, например, масло 5W30 никак не означает, что его можно использовать только при температурах окружающей среды от -5 до +30. Данные цифры к температуре окружающей среды не имеют отношения и являются условными. Чтобы точно понять, в каком температурном диапазоне способна работать та или иная смазка, нужно отдельно изучать таблицу масел по SAE.

Если остановиться на подборе масла по вязкости, важно отдельно изучить информацию в мануале к автомобилю. Необходимо понимать, что  в конкретном двигателе можно использовать только масла определенной вязкости

Как правило, производитель допускает сразу несколько вариантов с поправкой на разные условия эксплуатации. Например, в мануале может быть указано, что в двигатель рекомендуется заливать как 5W30, так и 10W40 и т.д.

При этом мнение о том, что чем больше пробег, тем гуще масло в двигатель нужно заливать, часто является  не совсем верным. Если производитель по мануалу допускает увеличение вязкости и указывает доступные варианты, тогда вполне можно к 100-150 тыс. пробега перейти, например, с 5W30 на 5W40 или на 10W40 после 200 тыс. км.

Однако если в мануале указано, что в двигатель можно лить только 5W30, тогда даже к 200 тыс. км. пробега и более нужно заливать только такое масло.  Дело  в том, что многие двигатели могут иметь тонкие и удлиненные масляные каналы.

Если залить масло гуще, чем рекомендуется производителем авто, маслонасос может не прокачать более вязкое масло в нужном объеме (особенно после холодного пуска), мотор начнет работать в условиях масляного голодания и т.д. Само собой, будет ускорен износ деталей и произойдет заметное сокращение моторесурса.

Единственным случаем, когда можно намеренно использовать не рекомендованное густое масло, принято считать сильный износ мотора, который и так уже идет на «капиталку». Такое решение  иногда позволяет  немного отсрочить сам ремонт и сократить расход масла на долив.

Однако переход на более вязкие масла можно осуществить только после консультации с опытным мотористом, так как всегда есть риск еще сильнее повредить ДВС, что также повысит последующие затраты на ремонт.  Если  же двигатель исправен, тогда следует лить только такое масло по вязкости, которое рекомендовано самим производителем автомобиля.

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по  SAE  (Общество Автомобильных  Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.

Функции моторного масла инфографика

Также  существует  принятая  во  многих  странах классификация API  (Американского  Нефтяного  Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).

Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла. Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла

Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а также максимальное содержание различных присадок.

Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплуатационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector