Какие смазки лучше использовать для клемм аккумулятора

Содержание:

Чем смазывать клеммы АКБ

У владельца автомобиля возникает вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора и обеспечить защиту разъемов силовых проводов электропроводки автомобиля. Препарат должен обеспечить надежность защиты вне зависимости от температуры в моторном отсеке.

Нанесение вещества не должно вызывать сложностей и требовать использования специальной оснастки.

Дополнительным критерием выбора является длительность удержания смазки на контактирующих поверхностях.

Для защиты клемм от окисления используются материалы:

  1. Смазки твердого типа, используемые для набивки подшипников качения (например, солидол или литол). Преимуществом материалов является низкая стоимость, но компоненты смазок не проводят электрический ток. При повышении температуры в моторном отсеке в летнее время происходит разжижение вещества, которое протекает в контактные зоны. При низкой температуре смазки затвердевают и становятся хрупкими. При использовании смазок для защиты контактов аккумулятора необходимо наносить свежее вещество 2 раза в год.
  2. Вещества на силиконовой основе, по умолчанию раствор не проводит электрический ток. Существуют специальные смазки, способные пропускать электроэнергию (информация указывается на этикетке), применять такие материалы не рекомендуется из-за возникновения вредных блуждающих токов.
  3. Технический вазелин, представляющий собой смесь минеральных масел и парафина, обеспечивает защиту клемм батарей от воды и серной кислоты. Минусом материала является низкая температура плавления (не выше 60°С).
  4. Некоторые владельцы автомобилей наносят на контакты графитовую смазку, мотивируя свои действия низкой стоимостью материала и способностью вещества проводить электрический ток. Смазка имеет повышенное удельное сопротивление, при нарушении контакта между металлическими поверхностями ток начинает идти через слой смазывающего вещества, что приводит к перегреву соединения и воспламенению. Категорически запрещается применять графитовые смазки для защиты клемм аккумуляторных батарей.

Кроме стандартных смазок, для защиты контактных узлов применяются специальные вещества:

  1. Жидкие препараты, основанные на вазелиновом масле (производятся компаниями Hi-Gear, Permatex и рядом других). Чтобы не окислялась поверхность клемм, необходимо обеспечить равномерное покрытие поверхности защитным веществом. В состав препаратов входят реагенты, вытесняющие водные растворы с поверхности контактов. Полученный защитный слой имеет небольшую толщину и легко повреждается посторонними предметами (например, при обслуживании агрегатов в моторном отсеке).
  2. Специальная смазка для клемм батарей, имеющая густую консистенцию. Подобные реагенты производятся заводами компаний Liqui Moly и Gunk, вещества имеют в составе краситель для визуального контроля качества покрытия. В основе защитного материала лежит масляная основа, устойчивая к воздействию воды и шампуней, используемых для мойки автомобилей и моторного отсека. Компоненты смазки сохраняют работоспособность при нагреве материала до температуры 1100°С.
  3. Смазки на медной основе, обладающие электропроводностью и расширенным диапазоном рабочих температур (-40°С… +1000°С). Подобный материал в аэрозольном баллоне выпускается компанией Berner, в состав препарата введен краситель красного цвета.
  4. Материалы на восковой основе, отличающиеся повышенной герметизацией защищаемых поверхностей. Для пробоя требуется подвести высокое напряжение (которое аккумулятором не обеспечивается), вещество не проводит электричество и обладает повышенной адгезией. Примером смазки является продукция Batterie Pol Schutz, выпускающаяся компанией Presto. Вещество имеет голубой цвет, производитель гарантирует сохранение работоспособности вещества при температурах -40°С….+130°С.

Что использовать для обработки клемм

Ассортимент смазок для клемм аккумуляторов в настоящее время огромен. Они отличаются не только по наименованию производителя, но и по составу, используемым добавкам, присадкам.

Это позволяет разделить все смеси на несколько категорий. А чем именно лучше смазать клеммы аккумулятора, каждый автомобилист решит для себя сам.

В зависимости от того, какой состав имеют смеси для обработки автомобильных аккумуляторных клемм, их можно разделить на:

  • силиконовые;
  • тефлоновые;
  • графитовые;
  • масляные;
  • медные;
  • восковые;
  • консистентные.

Теперь стоит отдельно рассмотреть все представленные варианты и понять, чем стоит смазывать клеммы аккумулятора, а что для контактов батареи автомобиля будет не совсем верным решением.

Силиконовые

Современная силиконовая смазка обладает лишь одним условным недостатком, который проявляется в виде текучести. В остальном это отличное средство, отталкивающее агрессивные среды и способное работать в температурном диапазоне от -60 до +180 градусов Цельсия.

Выбирая спрей или иной вариант смазки на силиконовой основе, следите за тем, чтобы в составе отсутствовал токопроводящий компонент. Даже без него силикон снижает сопротивление примерно на 30%.

Силикон требует довольно частого контроля и обработки. Следите, чтобы жидкость не попадала на контакты. Нельзя допускать высыхания толстого слоя на поверхности, поскольку из-за этого сильно возрастает сопротивление.

Тефлоновые

Ещё один популярный состав для самостоятельной обработки автомобильных аккумуляторных клемм, где в основе лежит тефлон. Но спрос на него не совсем ясен.

Тефлоновые смазки обладают высокими проникающими свойствами. Их относят к категории жидких ключей. Но в случае с обработкой контактов предусматриваются совершенно иные требования.

Они просто не подходят для таких задач.

Литол и солидол

Эти средства из категории масляных смазок. Про литол и солидол ходит большое количество разговоров и споров. Одни уверены, что это лучшее и самое эффективное решение. Другие категорически не поддерживают идею их использования в таких целях.

Как литол, так и солидол не относятся к токопроводящим средствам. Но при температурном расширении контактов и соединений эти составы начинают постепенно проникать между ними. С течением времени они могут полностью заполнить полости контактной группы. Также из-за температурных перепадов и естественного износа характеристики солидола и литола будут меняться. Они отвердеют, что приведёт к нарушению качества электроконтактов.

При отсутствии иных вариантов использовать литол и солидол иногда можно. Но это не лучшее решение. Если же другого выбора нет, минимум 2 раза в год смазку нужно полностью очищать и наносить новый слой.

Консистентные

Ещё один вариант, чем можно смазать клеммы аккумулятора под капотом вашего автомобиля. Фактически это специальные средства, созданные на основе синтетического или минерального масла. А иногда и путём их комбинирования. К основе добавляют загустители, жидкие и пластичные компоненты.

В качестве средства для нанесения на клеммы консистентные материалы использовать допускается. На многих из них прямо указывается, что они предназначены для АКБ.

Медные

Для многих это чуть ли не лучший состав, выполняющий на отлично свои функции, а потому прекрасно подходит для обработки аккумуляторных клемм.

Медные составы предназначены для работы с элементами, которые подвергаются большим динамическим, статическим и температурным нагрузкам. Медные вещества обладают высокими показателями вязкости, длительное время сохраняют свои свойства, не позволяют образовываться окислам.

Если вы хотите качественно, эффективно и на длительное время обработать контакты, смело берите медную смазку.

Графитовые

Куда больше вопросов вызывает графитовая смазка в части её применения для рассматриваемых целей.

Из-за этого контакты могут перегреться, что в итоге завершится возгоранием. То есть графитовые составы противопоказаны в отношении обработки контактов аккумуляторной батареи.

Ещё одним аргументом против них является незначительный температурный диапазон, который составляет от -20 до 70 градусов Цельсия.

Восковые

Вполне себе неплохой и эффективный вариант, позволяющий за счёт своих свойств обрабатывать клеммы АКБ.

Воск обеспечивает герметичность поверхностей после обработки, имеет хорошие диэлектрические показатели. Нанесение такого состава не даёт появляться блуждающим разрядам. Плюс восковые смазки длительное время удерживаются на клеммах.

А зачем смазывать?

Причин здесь несколько, но все же первоначально это одна причина, итак:

  • Для того чтобы улучшить электрический контакт цепи, есть смазки которые реально улучшают пропускные свойства электричества
  • Пожалуй, самая важная причина – ЭТО ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА. Все дело в том, что свинец (из него также сделаны клеммы) имеет обыкновение окисляться. Особенно под воздействием окружающей среды. Еще один минус, на старых автомобилях клеммы были из меди, а контакты соответственно из свинца, разные металлы со временем появлялись окисления. НУ и если брать старые АКБ, обслуживаемые (сделанные по сурмянистой технологии), то у них зачастую из банок выкипал электролит, причем достаточно бурно. Испарения шли вместе с частью серной кислоты, она также могла попадать на контакты. Вот вам – ОПЯТЬ ЖЕ ОКИСЛЕНИЯ.

Кстати многие автоэлектрики рекомендуют обрабатывать такими защитными составами и массу кузова, она также со временем может окисляться. Собственно чтобы ничего не окисляло эти контакты и смазывали клеммы, если это не 100% защита, то как минимум продукты распада не появлялись достаточно долгое время.

Чем смазывать клеммы, чтобы обеспечить контакт, и защитить их от окисления?

Рассмотрим, какие действия предпринимать, чтобы не окислялись вывода и наконечники проводов.

Здесь стоит выделить несколько групп изделий:

«Дедовские» методы . Здесь подразумевается применение проверенных временем смазок — Нигрола, Литола или солидола. После зачистки клемм и их тугой протяжки производится нанесение смазывающего состава на поверхность. При правильной обработке обеспечивается надежная защита от пробоя и нарушение герметичности на 6-8 месяцев.

Вазелин — еще одно эффективное средство защиты от вероятных проблем с окислением. Допускается применение технического и аптечного варианта изделия. Но к вазелину (в отличие от солидола) многие специалисты относятся скептически. Причина в том, что он защищает поверхность металла от влаги и исключает прилипание клеммы к выводу АКБ. Главным минусом вазелина является высокое сопротивление, что обуславливает проблемы с проводимостью. Чтобы избежать сложностей, рекомендуется добавление в состав смазки на графитовой основе.

Машинное масло . Этот способ защиты предназначен для наиболее ленивых автовладельцев, которые не желают тратить время на поиски смазки или деньги на ее покупку. Каждый раз при проверке уровня масла на клемму наносится небольшой объем масла (чтобы не окислялись клеммы). Если делать эту работу регулярно, профилактика потребуется АКБ нескоро.

Солидол . Этот вариант считается одним из наиболее простых и доступных. Но многие автовладельцы делают ошибку — они наносят смазывающий состав между проводами и клеммами АКБ. Впоследствии под действием высоких температур происходит затвердение и схватывание смазывающего состава, появляется плотная и сухая корка. Ее особенность заключается в неспособности проведения тока, из-за чего возрастают риски потери контакта. В дальнейшем счистить затвердевший состав — целая проблема. К слову, с такими сложностями можно столкнуться и в случае использования других смазывающих составов (в том числе и современных).

Лучшие смазки для клемм аккумулятора

Разобраться, чем смазать клеммы аккумулятора, непросто. Ассортимент различных средств, используемых для защиты от окисления, очень большой.

Хорошее средство для защиты от коррозии должно обладать такими свойствами:

  • кислотоустойчивость – способность защитить соединение от окисления;
  • герметичность – должно обеспечивать защиту от влаги, конденсата, паров серной кислоты и кислорода;
  • для исключения возможности появления блуждающих токов не должно проводить электричество;
  • должно быть достаточно вязким при высоких и низких температурах;
  • обеспечивать защиту в широком температурном диапазоне.

В зависимости от химического состава можно выделить следующие категории средств:

  • медные;
  • консистентные;
  • восковые;
  • силиконовые;
  • графитовые;
  • тефлоновые.

Медная смазка для клемм используется для работы в условиях больших механических и температурных нагрузок. Средства на основе меди отличаются высокой вязкостью и долго сохраняют свои свойства. Такая смазка способна качественно и надолго защитить контакты аккумулятора от коррозии. Такие смазки сделаны на масляной основе, а для улучшения характеристик используется медный пигмент.

Медный спрей LIQUI MOLY KUPFER–SPRAY имеет большой диапазон рабочих температур от -30 до +1100 градусов. Применяется для долгой и надежной защиты от коррозии. Данная смазка способна работать в условиях больших механических нагрузок.

Купить

Консистентные смазки изготавливают на основе синтетического или минерального масла, также может использоваться их смесь. К основе добавляют загустители.

В качестве примера консистентной смазки можно назвать пасту Molykote HSC Plus. Данная паста, в отличие от других, понижает электрическое сопротивление на контактах. Она способна работать в большом температурном диапазоне от -30 до +1100 градусов.

Купить

Смазки для клемм аккумулятора на основе воска способны обеспечить герметичность обрабатываемой поверхности и надежно защитить от коррозии. Они являются неплохими диэлектриками, поэтому предотвращают появление блуждающих токов. Кроме того, они способны долго удерживаться на контактах.

Смазка на восковой основе Presto Batterie-Pol-Schutz продается в аэрозольном баллончике. Она способна работать при температуре от -30 до +130 градусов. Наносится тонким слоем и надежно защищает контактную пару от окисления.

Купить

Силиконовая смазка – это хорошее средство для защиты клемм от коррозии, которое способно выдерживать температуры от -60 до +180 градусов. Она не только изолирует контакты от агрессивных сред, но и отталкивает их. Единственный ее недостаток – текучесть, она постепенно стекает с клемм. Поэтому ее нужно регулярно добавлять и не допускать попадания смазки на основе силикона на контакты.

Смазка Autoprofi Professional выпускается в аэрозольном баллончике. Она образует на поверхности тонкую пленку, которая хорошо защищает контактную пару от окисления, а также улучшает изоляцию соединения.

Купить

Тефлоновые смазки отличаются большой проникающей способностью и поэтому их относят к «жидким ключам». Однако для смазки аккумулятора нужны вещества с другими характеристиками, поэтому использовать такие средства не рекомендуется.

Можно ли использовать литол, солидол или нигрол

Некоторые автолюбители интересуются, можно ли смазывать клеммы аккумулятора нигролом, литолом или солидолом, ведь раньше именно так и обрабатывали контакты.

Несмотря на это использовать литол, солидол или нигрол можно, если нет других вариантов. Но при этом нужно два раза в год очищать контактную пару от старой смазки и наносить новую.

Как очистить клеммы

Поскольку окисления появились, оставлять их нельзя. Нужно как-то удалить.

Поэтому далее необходимо понять, как очистить загрязнённые клеммы аккумулятора, если они окислились и чем эту процедуру лучше выполнять.

Занимаясь чисткой контактов, следует избегать их замыкания. Иначе можно получить сильный удар током.

Закономерно спросить, чем лучше проводить устранение следов окислов на поверхностях аккумулятора. Обычно окисление клемм удаляют тем средством, которое является противником кислоты. Это щёлочь.

В бытовых условиях проще всего очистить клеммы автомобильного аккумулятора от следов окисления обычной пищевой содой.

Если вы решили убрать окислы своими руками, тогда очистка должна проводиться со строгим соблюдением инструкций. Неправильное устранение окислений может повлечь за собой дополнительные неприятности.

Поэтапно процедура выглядит так:

  • заглушите двигатель;
  • ослабьте крепление минуса и снимите провод с зажимом;
  • точно так же сделайте с плюсом;
  • извлекайте АКБ из автомобиля;
  • внимательно осмотрите корпус на наличие трещин и повреждений;
  • если есть трещины, батарея идёт под замену;
  • осмотрите все провода;
  • приготовьте раствор из 2 чайных ложек соды и 200 мл тёплой воды;
  • надеться резиновые перчатки;
  • вооружитесь зубной щёткой;
  • смочите щётку в растворе;
  • аккуратными движениями, начиная с верха, очищайте окислы;
  • удалив налёт, чистой ветошью, смоченной в обычной воде, протрите клеммы и поверхности около них;
  • вытрите всё насухо;
  • очистите кабели тем же способом;
  • просушите всё;
  • верните батарею на место;
  • нанесите на клеммы смазку;
  • подключите плюс, а затем минус.

На этом процедура очистки завершена.

Только в самом крайнем случае, если этот метод не помогает, вместо содового раствора можно применять мелкозернистую наждачку.

На практике абразивные материалы, как и острые предметы, для очистки от окислов клемм лучше не использовать.

Окисляются ли клеммы современных аккумуляторов

Для изготовления контактных штырей современных автомобильных аккумуляторов используются свинцовые сплавы. Детали проходят дополнительную механическую обработку, позволяющую снизить количество раковин на поверхности.

Часть производителей устанавливают металлические защитные втулки, изготовленные сторонними производителями.


Металлические защитные втулки

Использование уплотнителей и снижение выбросов паров топлива и моторного масла в подкапотное пространство дополнительно сократило коррозию контактов. Но окислы на поверхности штырей и контактных клемм образуются от постоянного контакта с кислородом, входящим в состав атмосферного воздуха. Даже при использовании специального защитного покрытия молекулы кислорода вступают во взаимодействие с металлом контактных пластин, образуя слой окислов.

Как смазывать клеммы

Особенности обработки клемм аккумулятора защитными составами зависят от вида используемой смазки.

В любом случае перед обработкой клеммы необходимо тщательно очистить от загрязнений и налётов, после чего можно приступать к непосредственному нанесению протекторного состава.

Что касается выбора конкретной смазки, то здесь мнения специалистов часто расходятся. В пользу силиконовых смазок говорит тот факт, что под клеммой, даже если она прилегает достаточно плотно, всегда имеются воздушные полости, и если они будут заполнены смазкой, хуже для контактной группы не будет. С другой стороны, если вы снимаете провода с батареи достаточно часто, внутреннюю поверхность клемм лучше не смазывать, а в отношении диэлектрических смазок (того же солидола) это вообще нонсенс.

Если вы предпочитаете наносить на клеммы аккумулятора фирменную смазку, обязательно придерживайтесь указаний, изложенных в инструкции. Помните, что смазка, независимо от её разновидности, не способствует удалению окислов, она только защищает контакты от появления новых очагов.

Производители автомобильных аккумуляторов советуют использовать средства в виде мазей, которые способны оставаться на обрабатываемой поверхности дольше, чем спреи. Современные спецсредства, в отличие от литола или солидола, имеют в составе краситель, позволяющий более качественно контролировать нанесение смазки и её распределение. Они не настолько рыхлые и стойки к воздействию автошампуней, содержат присадки, улучшающие их защитные (водоотталкивающие) свойства.

Что касается того, как правильно смазывать клеммы, то рекомендация здесь одна: только после того, как клемма надета на клеммный вывод батареи, поскольку между этой парой должен обеспечиваться максимальный контакт. Обработке подлежат внешние части контактной группы, именно они больше всего страдают от воздействия химически активных веществ и агрессивных сред.

Экспертиза ЗР: зачем смазывать клеммы аккумулятора?

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы АКБ и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами — но нужно ли это делать сегодня? Давайте подумаем.

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача — защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае — свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах — и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

В основном одним: двигатель может не пуститься. Это наглядно проявлялось в «Жигулях», где плюсовая клемма была порядочной грязнулей и частенько дурила. Поворачиваете ключ, а лампочки на панели приборов тут же притухают — и это при полностью заряженной батарее! Стартеру требуются сотни ампер, а потому даже крошечное паразитное сопротивление в долю ома мгновенно «забирает» все напряжение себе. Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор — и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно — вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола‑24.

Снаружи или внутри?

В инструкциях иностранных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед надеванием наконечника провода. На самом деле соединение «клемма — наконечник» должно иметь максимальный контакт «металл к металлу». Поэтому нанесение диэлектрика внутри ничего, кроме вреда, не принесет.

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Да. К примеру, фирма «АкТех» прямо указывает в инструкции: для удаления оксидной пленки с выводов батареи используйте наждачную бумагу. А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики — внутренние и наружные. Само собой, наждачная шкурка должна быть мелкой, поскольку изменять присоединительные размеры нельзя.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются — пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

  • (1) Распыляемые очистители электрических контактов представляют ASTROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и другие бренды. Изготовлены они, как правило, на масляной основе — например, на очищенном вазелиновом масле. Очистители вытесняют воду и образуют на поверхности защитную изоляционную пленку. Они годятся для поверхностной обработки клемм аккумуляторной батареи, но уступают консистентным смазкам в прочности покрытия.
  • (2) Консистентные смазки для защиты аккумуляторных клемм поставляют, к примеру, фирмы Liqui Moly и Gunk. В отличие от аэрозолей, эти смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие. Их основа тоже масляная. Устойчивы к воздействию шампуней. Яркий цвет современных смазок облегчает контроль за нанесением препарата.

Чем лучше смазать клеммы АКБ

В советское время специальная автохимия практически не производилась, для предохранения клемм от окисления водители пользовались консистентной смазкой, чаще всего литолом. Сейчас выпускаются различные специальные средства для защиты аккумуляторных соединений, составы выполняют одновременно несколько функций:

  • предотвращают появление окислов;
  • защищают контакты от попадания влаги и грязи;
  • предохраняют металл от коррозии.

Чтобы клеммы не окислялись, из «народных» смазок также раньше применялся солидол или технический вазелин, все эти составы плохо проводят электроток, поэтому их попадание на места электрических соединений недопустимо.

Так смазывать литолом, как показано на рисунке выше, нельзя, здесь поступаем следующим образом:

  • основательно зачищаем клеммы и наконечники проводов на местах соединения снаружи и внутри;
  • надежно крепим провода на аккумуляторе с помощью болтов и гаек;
  • только после этого наносим смазку сверху.

Современные средства защиты клемм – это различные лаки, аэрозоли, спреи, специальные вазелины, также в качестве защитного средства нередко пользуются силиконовой смазкой. Автохимию производят многие фирмы, наиболее популярны в России такие бренды как:

  • Liqui Moly;
  • Axiom;
  • Abro;
  • Gunk

Часто защитное средство окрашивает место контакта в яркий красный или синий цвет, такая расцветка позволяет четко определить, где нанесен химический состав, и нужно ли еще обрабатывать аккумуляторные клеммы. Следует отметить, что фабричные средства тоже являются диэлектриками, не улучшают электрический контакт. Их также следует наносить только поверх соединений во избежание плохого запуска двигателя и быстрого разряда аккумуляторной батареи.

Специальная автохимия надежнее и эффективнее таких смазок, как литол или солидол, эти химические средства:

  • имеют плотную структуру;
  • плохо смываются автошампунями и водой при проведении автомойки;
  • не меняют свои свойства на протяжении долгого времени.

Но Литолом-24 привыкли пользоваться многие водители, и даже в инструкциях к аккумуляторным батареям смазочный материал рекомендован к применению (для АКБ отечественного производства). Наносить густую смазку удобно мягкой кисточкой, необходимо добавлять литол в несколько приемов по всей наружной поверхности.

Зачем смазывать клеммы аккумулятора

Как часто вы наблюдаете на клеммных выводах своего аккумулятора белёсый налёт? Это результат различных химических реакций, которые в народе называют окислением, хотя в данном случае этот термин не совсем точный. Но в любом случае такой налёт, во-первых, снижает площадь контактного пятна, что приводит к уменьшению проводимости и ухудшению работы аккумулятора. Во-вторых, такие реакции действуют на клеммы разрушающее, разрыхляя их структуру, что также уменьшает проводимость и создаёт риск поломки контактной группы.

Сейчас мы рассмотрим основные факторы риска, на основании которых вы сможете сделать вывод, стоит ли смазывать для защиты клеммы своего аккумулятора.

Естественное окисление

Практически все вещества, а особенно металлы, контактирующие с воздухом, в той или иной мере вступают в реакцию с кислородом. Этот процесс называется окислением. Свинец – металл, но скорость его оксидирования относительно невелика, в отличие от меди или железа. Если вы зачистите шкуркой свинцовую клемму, первое время она будет блестеть, как и положено металлу. Но очень быстро, буквально за несколько минут, поверхность металла тускнеет – это и есть окисление. Но плёнка окисла на свинце тонкая, внутрь кислород проникает медленно, поэтому скорость коррозирования изделий из этого металла очень низкая. Но свой вклад в нарушение проводимости естественное окисление вносит.

Кислотное разрушение

Гораздо более разрушительным является воздействие электролита на клеммы. Налёт в виде хлопьев белёсого вещества, похожего на рыхлый снег – это и есть результат химической реакции между кислотой и свинцом с образованием хлорида свинца.

Чем грозит такая белая каша на клеммах, кроме неэстетичного вида? Поскольку плёнка, как в случае окисления свинца, здесь не образуется, кислота способна проникать через налёт внутрь практически без помех, продолжая своё разрушительное воздействие. Если не позаботиться о принятии превентивных мер, кислота в состоянии «съесть» клемму буквально за несколько месяцев.

Откуда же она берётся в зоне контакта? Обслуживаемые типы автомобильных аккумуляторов оснащаются пробками для доливки электролита. В этих пробках обычно имеются технологичные отверстия для обеспечения газоотвода. Если их не будет – в результате электрохимических реакций внутри АКБ будут выделяться пары водорода и кислоты, особенно при зарядке. Они накапливаются в верхней части корпуса и могут привести к взрыву, если давление превысит критическое.

Вот через эти отверстия и происходит выброс паров электролита наружу.

Бытует мнение, что кипение электролита возможно только при постановке батареи на зарядку с помощью внешнего зарядного устройства, и этот процесс можно контролировать. Это не так. Существует немало факторов, способствующих перегреву аккумулятора и, как следствие, закипанию электролита:

  • при наличии короткого замыкания банок (характерно для возрастных АКБ);
  • в случае перезаряда аккумулятора (например, при нарушениях в работе реле напряжения на генераторе);
  • при разрушении пластин батареи;
  • летом – из-за отсутствия нормального теплоотвода как в самом аккумуляторе, так и подкапотном пространстве.

Отметим, что при разрушении свинца кислотой восстановлению клеммы не подлежат.

Солевое разрушение

Не менее разрушающим фактором считается воздействие на клеммы солей калия/натрия, которыми у нас по-прежнему посыпают дороги зимой в рамках борьбы с обледенением дорог. Но даже если для этого используются спецсредства, трудно предположить, что они совершенно безвредны для металла. А значит, они так или иначе проникают в моторный отсек и попадают на контактную зону АКБ, приводя к постепенному разрушению клемм. В чём его суть? Соли металлов отлично растворяются в воде, образуя электролитическую жидкость. Попадая на электроды батареи, находящиеся под напряжением, они вступают в реакцию электролиза, что и приводит к разрушениям металла в контактной зоне.

Надеемся, вы уже поняли, надо ли смазывать клеммы АКБ смазкой в целях профилактики. А теперь перейдём к рассмотрению вопроса, какие составы считаются лучшими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector