Зарядно-пусковое устройство для автомобиля своими руками. схема
Содержание:
- Классификация пуско-зарядных устройств
- Самодельное пусковое устройство на ток до 80А
- Зачем машине батарея
- Пуско-зарядное устройство своими руками
- Полезный совет
- Пуско-зарядные устройства
- Классификация пуско-зарядных устройств
- Пример расчёта
- Какое пуско-зарядное устройство купить – самые важные критерии выбора
- Подбор сечения выводных проводов и клемм
Классификация пуско-зарядных устройств
Несмотря на похожие функции по запуску ДВС, ПЗУ бывают нескольких видов по исполнению и механизму.
- трансформаторные;
- аккумуляторные;
- конденсаторные;
- импульсные.
Существуют также и заводские модели, среди которых нужно выбрать ПЗУ, запускающиеся без аккумулятора и работающего стабильно даже при сильном морозе.
На выходе каждого из них получается ток определённого значения и напряжение (U) 12 или 24 В (зависит от модели устройства).
Наиболее популярны трансформаторные ПЗУ, благодаря своей надёжности и ремонтоспособности. Однако и среди других видов есть достойные модели.
Трансформаторный тип
Принцип работы трансформаторных ПЗУ очень прост. Трансформатор преобразует сетевое U в пониженное переменное, которое выпрямляется диодным мостом. После диодного моста постоянный ток с пульсирующими амплитудными составляющими сглаживается конденсаторным фильтром. После фильтра происходит увеличение номинала тока при помощи различного рода усилителей, выполненных на транзисторах, тиристорах и других элементах. Основными преимуществами ПЗУ трансформаторного типа являются следующие:
- надёжность;
- высокая мощность;
- запуск авто в случае, если аккумулятор является «мёртвым»;
- простое устройство;
- регулирование значений U и силы тока (I).
Недостатками являются его габариты и вес. Если нет возможности купить, то нужно собрать пуско-зарядное устройство для автомобиля своими руками. Трансформаторный тип имеет достаточно простое устройство (схема 1).
Схема 1 — Самодельное пусковое устройство для автомобиля.
Для изготовления пуско-зарядного устройства своими руками, схема которого включает в себя трансформатор и выпрямитель, нужно найти радиодетали или приобрести в специализированном магазине. Основные требования к трансформатору:
- мощность (P): 1,3−1,6 кВт;
- U = 12−24 В (зависит от транспортного средства);
- ток II обмотки: 100−200 А (стартер при вращении коленвала потребляет около 100 А);
- площадь (S) магнитопровода: 37 кв. см;
- диаметры провода I и II обмоток: 2 и 10 кв. мм;
- количество витков II обмотки подбирается при расчете.
Диоды подбираются согласно справочной литературе. Они должны быть рассчитаны на большой I и обратное U > 50 В (Д161-Д250).
Если нет возможности найти мощный трансформатор, то схему простого пуско-зарядного автомобильного устройства придется усложнить добавлением каскада усилителя на тиристоре и транзисторах (схема 2).
Схема 2 — Пуско-зарядное своими руками с усилителем мощности.
Принцип работы ПЗУ с усилителем достаточно прост. Его нужно подсоединить к клеммам аккумулятора. Если заряд АКБ нормальный, то U не поступает с ПЗУ. Однако если АКБ разряжен, то открывается переход тиристора и электрооборудование питается от ПЗУ. Если U увеличивается до 12/24 В, то тиристоры закрываются (устройство отключается). Существует два вида тиристорных трансформаторных ПЗУ:
При двуполупериодной схеме изготовления нужно выбирать тиристор около 80 А, а при мостовой от 160 и выше. Диоды нужно выбирать с учётом тока от 100 до 200 А. Транзистор КТ3107 возможно заменить на КТ361 или другой аналог с такими же характеристиками (можно и мощнее). Резисторы, находящиеся в управляющей цепи тиристора, должны быть мощностью не менее 1 Вт.
Бустеры и конденсаторные
ПЗУ аккумуляторного типа называются бустерами и представляют переносные АКБ, работающие по принципу блока переносного зарядного устройства. Они бывают бытовыми и профессиональными. Основное отличие в количестве встроенных элементов питания. Бытовые имеют ёмкость, достаточную для запуска авто с севшим аккумулятором. Им можно запитать только одну единицу техники. Профессиональные обладают большой ёмкостью и служат для запуска не одного авто, а нескольких.
Конденсаторные имеют очень сложную схему исполнения, и, следовательно, их невыгодно делать самостоятельно. Основная часть схемы является конденсаторным блоком. Стоят такие модели дорого, но являются портативным ПЗУ, способными запустить стартер даже со «сдохшим» аккумулятором. Частое использование приводит к очень быстрому износу аккумулятора, если он новый. Наибольшую популярность среди всех моделей получили Berkut (рисунок 1) с пусковыми токами 300, 360, 820 А. Принцип работы устройства заключается в быстрой разрядке конденсаторного блока и этого времени хватает для запуска ДВС.
Самодельное пусковое устройство на ток до 80А
Что-то не так? Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений.
Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Пусковое устройство, при подключении параллельно аккумулятору автомобиля, обеспечивает дополнительным током 80А питания стартёра при запуске двигателя. Схема пускателя простая и состоит из двух основных узлов: трансформатора и выпрямителя с фильтром. Трансформатор мощностью 1440VA, после модернизации, использован от СВЧ печи.
Замена вторичной обмотки трансформатора
Вначале при помощи стамески и молотка нужно удалить вторичную обмотка и её каркас. Края окон зачистить надфилем от заусенцев. Стержень трансформатора, особенно углы, изолировать пластиковой пластиной. Для вторичной обмотки необходимо иметь изолированный многожильный медный провод сечением 10мм2. Чтобы получить выходное напряжение в холостом режиме 15В, необходимо намотать семнадцать витков, что соответствует длине провода около четырёх метров. Поместить такое число витков очень сложно из-за большого внешнего диаметра проводника – 6.2мм. Для уменьшения внешнего диметра провода необходимо снять изоляцию. Просто лезвием прорезать изоляцию вдоль всего провода, а затем по частям сдирать изоляцию и начать его изолировать в один слой изоляционной лентой из ацетатной ткани. Теперь имеем новый эластичный провод с внешним диаметром 4.5мм. Нужно ещё подготовить пластиковые прокладки толщиной не более 0.2 мм из различной упаковочной тары, которые нужно проложить между слоями вовремя намотки только внутри окна трансформатора. Не помешает, если заготовите заранее несколько деревянных разной толщины планок для фиксации вовремя намотки витков. После такой подготовки можно начать намотку вторичной обмотки. Как только поместили нужное число витков, не удаляйте остаток провода. Проверьте напряжение на выводах обмотки. Дело в том, что параметры трансформатора могут быть другими и зависят от количества сварных швов.
Компоновка элементов пускателя
Фильтр выпрямителя состоит набора конденсаторов ёмкостью по 2200мк х25В. Ни коем случае нельзя ставить один конденсатор на 10000мк обычными выводами предназначен для печатных плат. Выводы просто раскалятся до красна и т.д. Нужно применить емкость у которого – клеммы под болты предназначены. Такие конденсаторы довольно дорогие.
Несущие элементы нужны только для удобства монтажа диодов и выключателя. Шасси состоит из двух слоёв: на первом слое из стеклотекстолита толщиной 2.5мм устанавливаются все узлы, второй слой ламинита скрывает все выступы крепежных элементов. После монтажа выпрямителя, фильтра и трансформатора всё это монтируем на нишу устройства и закрепляем винтами, которыми крепятся резиновые арматизторы. Проводим окончательный монтаж.
Как проверить работу устройства
Если имеете возможность замерить сопротивление нагрузки 0.15 Ом, тогда проблем нет. Просто нужно достать две спирали от дивана или матраса и создать из них необходимою нагрузку. Далее готовое сопротивление 0.15 Ом подключить пусковику, а вольтметр – к выходу диодного моста. Наблюдая за вольтметром на несколько секунд включить сеть. Напряжение на нагрузке должно быть (12.0 – 12.7) В. При заниженном напряжении – увеличиваем общюю ёмкость фильтра, а при превышении – уменьшаем. После проверки и принятых мер пусковик готов к работе.
Зачем машине батарея
Основное назначение аккумуляторной батареи — запуск двигателя. АКБ хранит запас электричества, который каждый раз расходуется при пуске мотора.
Однако со временем аккумулятор снижает свои свойства накапливать заряд. Это происходит из-за разрушения пластин вследствие химических реакций, протекающих внутри АКБ. И тогда накопленного количества заряда уже не хватает для того, чтобы проворачивать стартер двигателя.
Аккумулятор может разрядиться по многим причинам:
- Слишком долгое время эксплуатации. Аккумулятор не может работать бесконечно. Средний срок службы АКБ — 5 лет. И чем старше батарея, тем меньший заряд она способна накапливать.
- Механическое повреждение. Если батарея закреплена неплотно, вполне возможно появление трещин на её корпусе. Электролит выльется, и АКБ перестанет работать.
- Неисправное электрооборудование. Из-за неисправного генератора батарея может не заряжаться, как надо. Неисправная проводка может привести к повышенной утечке тока и преждевременному разряду аккумулятора.
- Не выключенное во время стоянки электрооборудование. Это самая распространённая причина, из-за чего обычно «садится» аккумулятор.
- Сильный мороз. Стандартная температура, при которой работает АКБ — это +20 градусов Цельсия. Снижение столбика термометра на каждый градус снижает ёмкость батареи примерно на 1%. Если батарея не новая, то сильный мороз может лишить её способности выдавать какой-либо ток.
Рекомендуем: Типы клемм аккумуляторных батарей для автомобилей В любой из перечисленных ситуаций можно поступить по-разному. Например, в сильный мороз можно снять АКБ и унести её на ночь домой в тепло. Многие водители зимой так и поступают. Можно попросить владельца соседнего авто «прикурить» свой автомобиль.
Пуско-зарядное устройство своими руками
Вчера на ночь забыл отключить габариты. На утро автомобиль не завелся, а машина нужна срочно. Пока искал у кого бы «прикурить» вспомнил, что в багажнике лежит бытовой сварочный ММА-инвертор. Вот и подумал,
а почему бы не зарядить автомобильный аккумулятор с помощью сварочного инвертора?
Если же у вас обычный бытовой инвертор ММА-сварки, пытаться с его помощью завести машину небезопасно. Вы можете испортить аккумуляторную батарею или сам инвертор. Выдать небольшой ток и напряжение он не способен, обычно на выходе регистрируют 40…60В и ток ампер 20… Кислотный аккумулятор в худшем случае может взорваться, а в лучшем аккумулятор бывший в эксплуатации осыплется и замкнет, а в новом деформируются пластины. Для того, чтобы получить ток 3А к инверторному или трансформаторному источнику питания собирают балластную схему, которая ограничит ток (это могут быть резисторы, диоды или лампочки накаливания на 60-100Вт).
Зарядное устройство из микроволновки своими руками
Можно собрать простое и мощное устройство для зарядки аккумуляторов с нуля. И стоить это будет практически ничего.
На схеме изображены (слева-направо)
- Понижающий трансформатор;
- Диодный мост;
- Обычный вентилятор от компьютера;
- Любой вольтметр;
- Электролитический конденсатор на 16В, можно больше, например, 25В. Емкость от 3000 мкФ до 10000мкФ. Чем выше емкость, тем ровнее будет ток на выходе.
В разрез соединения первичной обмотки трансформатора ставится предохранитель на 15А для защиты от короткого замыкания т.к. на участке первичной обмотки напряжение высокое и опасное. Диодный мост можно использовать от 10 до 50А в зависимости от того, какие аккумуляторы вы будете заряжать данным устройством.
В интернете очень много информации по созданию зарядного устройства, как правило, это переделка компьютерного блока питания, что довольно ненадежно и дает маленькую мощность. Так же предлагают использовать уже готовые понижающие трансформаторы, которые довольно недешево стоят в магазинах и если подходить с этой точки зрения, то проще купить уже готовое зарядное устройство. Так же предлагают использовать трансформаторы от старых ламповых телевизоров, но на сегодняшний день найти такой раритет практически не реально, разве что в музее.
А вот источник питания от СВЧ-печи легко можно найти. Старых и сломанных микроволновок очень много. Это высоковольтный источник, но если перемотать его в понижающий трансформатор, можно использовать его в предложенной схеме.
Полезный совет
При использовании устройств без автоматического контроля заряда АКБ можно применить простейшее сетевое, суточное реле китайского производства. Это избавит от необходимости следить за временем отключения блока от сети.
Стоимость такого прибора около 200 рублей. Зная примерное время зарядки своего аккумулятора, можно выставить нужное время отключения. Это гарантирует своевременное прекращение подачи электричества. Можно отвлечься на дела и забыть о АКБ, что может привести к закипанию, разрушению пластин и выходу аккумулятора из строя. Новый аккумулятор будет стоить гораздо дороже
Пуско-зарядные устройства
Бюджетные
Airline AJS-55-05
Плюсы
- Металлический корпус
- Компактность зарядного устройства
- Световая и стрелочная индикация
- Возможность хранения на морозе
- Широкий температурный режим работ
- Защита от неправильного подключения
- Световой индикатор ошибок
- Наличие термостата и охлаждающего вентилятора
- Защита от КЗ, перезаряда
Минусы
- В качестве пускового очень слабое при температурах ниже 20
- Простая схема, не заряжает на 100%
От 3 096 ₽
Зарядное устройство Аirline AJS-55-05 довольно компактно и не займёт много места в гараже или боксе при хранении. Не прихотливо в работе и требует минимальных знаний при использовании. По истечении времени зарядки батареи, зарядное устройство не портит батарею и не выходит из строя. Электроника переводит его в режим поддержки заряда, о чём будет свидетельствовать светодиод-индикатор. Зарядное устройство для АВТО Аirline AJS-55-05 имеет несколько режимов зарядки, чем и нравится пользователям. Многие современные устройства автоматические, что не всегда удобно профессиональным пользователям.
Artway JS-1014
Плюсы
- Многофункциональность
- Изготовлено качественно
- Удобный кейс для хранения
- Хорошо работает в качестве power-bank для мобильных гаджетов
- Пластиковый корпус
- Сложно повредить и заляпать
- Есть сине-красные стробоскопы
- Цена
Минусы
Запуск автомобиля с севшим аккумулятором не выполняет
От 3 724 ₽
Пуско-зарядное устройство Artway JS-1014 предназначено для бесперебойной работы любых мобильных устройств, а также автомобильного мотора. Необычайно малые габариты и абсолютно малый вес, благодаря этому, он всегда может поместиться в любую сумку или багажник. Емкость встроенного аккумулятора 14 000 МАч позволяет делать более 20 запусков без дополнительной подзарядки.
КАЛИБР ПЗУ-75И
Плюсы
- Хорошая панель
- Огромные претензии на универсальность
- Показывает % зарядки АКБ и напряжение
- Провода толстые. Стоит не особо дорого
Минусы
- Зарядка не постоянная
- Не работает пусковой режим
- Короткие провода
- Крокодилы некачественные
От 4 179 ₽
Инверторное пуско-зарядное устройство Калибр ПЗУ-75И применяется владельцами автомобилей, мотоциклов и лодок. На передней панели расположены световые индикаторы для контроля рабочих параметров. Режим Boost увеличивает тактовую частоту для быстрой зарядки аккумуляторов.
Средний сегмент
Fubag Cold start 300/12
Плюсы
- Есть ниша для хранения проводов
- Маленький вес
- Красивый, удобный, автоматический
- Имеет вентилятор
- Полный автомат
- Режим Буст
- Компактный и лёгкий
- Возможность заряда гелиевых батарей
Минусы
Не стоит заявленных денег
От 6 170 ₽
Лучшие пусковые устройства обеспечивают бесперебойную работу и возможность запуска аккумулятора в холодное время года, а также его зарядки. Модель имеет цифровую индикацию тока зарядки и напряжения аккумулятора; 9-ступенчатую интеллектуальную программа зарядки; возможность зарядки различных типов аккумуляторов (AGM, GEL, WET); защиту от короткого замыкания и неправильной полярности.
BERKUT Specialist JSL-20000
Плюсы
- Зарядка телефонов
- Футляр удобный
- Есть все необходимые переходники
- ПЗУ имеет удобный размер
Минусы
- Нет переходника на ноутбук
- Мягкий футляр
- Цена не адекватная
- Необходимо держать в тепле
От 8 245 ₽
Универсальное ПЗУ, представленное в обзоре, предназначено для аварийного запуска двигателя автомобиля с напряжением 12В, а также других мобильных устройств от разъемов USB и Type-C (5V, 9V, 12V, 15V, 20V). Рекомендовано для любых типов транспортных средств с бензиновыми двигателями до 8 куб.см и дизельными до 6,5 куб.см. Пуско-зарядное устройство Berkut JSL-20000 имеет большую емкость, высокий пусковой ток, фонарик, разные провода для зарядки и самое главное, кабель питания Type-C.
Aurora START 55
Плюсы
- Поставлена специальная защита от перезарядки.
- Максимальный ток заряда – 40 Ампер
- Защита устройства от замыкания, от перегрузки и от неправильной полярности
- Тип индикации — шкала
Минусы
- Ненадежный, габаритный
- Дополнительные разъёмы отсутствуют
От 8 300 ₽
Пуско-зарядное устройство имеет высокий уровень надежности и безопасности, также оборудование простое в управлении и использовании. Сила тока 180А и напряжение в 12 и 24В служит для зарядки аккумулятором с электролитом и для быстрого пуска всех типов легковых автомобилей, мотоциклов и прочее. Бустер имеет защиту от перегрузок и ошибок полярности. Имеет три режима заряда: нормальная зарядка, быстрая зарядка, пуск.
Классификация пуско-зарядных устройств
Несмотря на похожие функции по запуску ДВС, ПЗУ бывают нескольких видов по исполнению и механизму. Виды ПЗУ:
- трансформаторные;
- аккумуляторные;
- конденсаторные;
- импульсные.
Существуют также и заводские модели, среди которых нужно выбрать ПЗУ, запускающиеся без аккумулятора и работающего стабильно даже при сильном морозе.
На выходе каждого из них получается ток определённого значения и напряжение (U) 12 или 24 В (зависит от модели устройства).
Наиболее популярны трансформаторные ПЗУ, благодаря своей надёжности и ремонтоспособности. Однако и среди других видов есть достойные модели.
Трансформаторный тип
Принцип работы трансформаторных ПЗУ очень прост. Трансформатор преобразует сетевое U в пониженное переменное, которое выпрямляется диодным мостом. После диодного моста постоянный ток с пульсирующими амплитудными составляющими сглаживается конденсаторным фильтром. После фильтра происходит увеличение номинала тока при помощи различного рода усилителей, выполненных на транзисторах, тиристорах и других элементах. Основными преимуществами ПЗУ трансформаторного типа являются следующие:
- надёжность;
- высокая мощность;
- запуск авто в случае, если аккумулятор является «мёртвым»;
- простое устройство;
- регулирование значений U и силы тока (I).
Недостатками являются его габариты и вес. Если нет возможности купить, то нужно собрать пуско-зарядное устройство для автомобиля своими руками. Трансформаторный тип имеет достаточно простое устройство (схема 1).
Схема 1 — Самодельное пусковое устройство для автомобиля.
Для изготовления пуско-зарядного устройства своими руками, схема которого включает в себя трансформатор и выпрямитель, нужно найти радиодетали или приобрести в специализированном магазине. Основные требования к трансформатору:
- мощность (P): 1,3−1,6 кВт;
- U = 12−24 В (зависит от транспортного средства);
- ток II обмотки: 100−200 А (стартер при вращении коленвала потребляет около 100 А);
- площадь (S) магнитопровода: 37 кв. см;
- диаметры провода I и II обмоток: 2 и 10 кв. мм;
- количество витков II обмотки подбирается при расчете.
Диоды подбираются согласно справочной литературе. Они должны быть рассчитаны на большой I и обратное U > 50 В (Д161-Д250).
Если нет возможности найти мощный трансформатор, то схему простого пуско-зарядного автомобильного устройства придется усложнить добавлением каскада усилителя на тиристоре и транзисторах (схема 2).
Схема 2 — Пуско-зарядное своими руками с усилителем мощности.
Принцип работы ПЗУ с усилителем достаточно прост. Его нужно подсоединить к клеммам аккумулятора. Если заряд АКБ нормальный, то U не поступает с ПЗУ. Однако если АКБ разряжен, то открывается переход тиристора и электрооборудование питается от ПЗУ. Если U увеличивается до 12/24 В, то тиристоры закрываются (устройство отключается). Существует два вида тиристорных трансформаторных ПЗУ:
- двуполупериодная;
- мостовая.
При двуполупериодной схеме изготовления нужно выбирать тиристор около 80 А, а при мостовой от 160 и выше. Диоды нужно выбирать с учётом тока от 100 до 200 А. Транзистор КТ3107 возможно заменить на КТ361 или другой аналог с такими же характеристиками (можно и мощнее). Резисторы, находящиеся в управляющей цепи тиристора, должны быть мощностью не менее 1 Вт.
Бустеры и конденсаторные
ПЗУ аккумуляторного типа называются бустерами и представляют переносные АКБ, работающие по принципу блока переносного зарядного устройства. Они бывают бытовыми и профессиональными. Основное отличие в количестве встроенных элементов питания. Бытовые имеют ёмкость, достаточную для запуска авто с севшим аккумулятором. Им можно запитать только одну единицу техники. Профессиональные обладают большой ёмкостью и служат для запуска не одного авто, а нескольких.
Конденсаторные имеют очень сложную схему исполнения, и, следовательно, их невыгодно делать самостоятельно. Основная часть схемы является конденсаторным блоком. Стоят такие модели дорого, но являются портативным ПЗУ, способными запустить стартер даже со «сдохшим» аккумулятором. Частое использование приводит к очень быстрому износу аккумулятора, если он новый. Наибольшую популярность среди всех моделей получили Berkut (рисунок 1) с пусковыми токами 300, 360, 820 А. Принцип работы устройства заключается в быстрой разрядке конденсаторного блока и этого времени хватает для запуска ДВС.
Если сравнивать аккумуляторное и конденсаторное ПЗУ, то нужно учитывать особенности использования в конкретной ситуации. Например, при поездках по городу подойдёт аккумуляторный тип. В том случае, если происходят дальние поездки, то следует выбирать автономный тип ПЗУ, а именно конденсаторный.
Пример расчёта
Для грамотного изготовления ПЗУ нужно произвести его расчёт. За основу берётся трансформаторный тип устройства. Ток АКБ в режиме запуска составляет Iст = 3 * Сб (Сб — ёмкость АКБ в А*ч). Рабочее U на «банке» составляет 1,74 — 1,77 В, следовательно, для 6 банок: Uб = 6 * 1,76 = 10,56 В. Для расчёта мощности, потребляемой стартером, например, для 6СТ-60 с ёмкостью в 60 А: Рс = Uб * I = Uб * 3 * С = 10,56 * 3 * 60 = 1 900,8 Вт. Если собрать устройство по этим параметрам, то получится следующее:
- Работа осуществляется вместе со штатной АКБ.
- Для запуска нужно подзаряжать АКБ в течение 12 — 25 секунд.
- Стартер крутится с этим устройством 4 — 6 секунд. Если запустить не получилось, то придётся повторять процедуру заново. Этот процесс оказывает отрицательное воздействие на стартер (значительно нагреваются обмотки) и срок службы АКБ.
Это интересно: Как отключить иммобилайзер? 2 способа отключения штатной системы защиты в машине
Устройство должно быть намного мощнее (рисунок 1), так как ток трансформатора находится в диапазоне 17 — 22 А. При таком потреблении происходит падение U на 13 — 25 В, следовательно, сетевое U = 200 В, а не 220 В.
Рисунок 2 — Схематическое изображение ПЗУ.
Принципиальная электрическая схема состоит из мощного трансформатора и выпрямителя.
Исходя из новых расчётов для ПЗУ необходим трансформатор, мощность которого составляет около 4 кВт. При такой мощности обеспечивается частота вращения коленвала:
- карбюраторные: 35 — 55 оборотов в минуту;
- дизельные: 75 — 135 об/мин.
Для изготовления понижающего трансформатора желательно использовать тороидальный сердечник от старого мощного электродвигателя большой мощности. Плотность тока в трансформаторных обмотках составляет примерно 4 — 6 А/кв. мм. Площадь сердечника (железняка) рассчитывается по формуле: Sтр = a * b = 20 * 135 = 2 700 кв. мм. Если за основу взят другой магнитопровод, то нужно найти в интернете примеры расчёта трансформатора с этой формой железняка. Для расчёта количества витков:
- T = 30/Sтр.
- Для I обмотки: n1 = 220 * T = 220 * 30/27 = 244. Мотается проводом диаметра 2,21 мм.
- Для II: W2 = W3 = 16 * T = 16 * 30/27 = 18 витков из алюминиевой шины с S = 36 кв. мм.
После намотки трансформатора необходимо включить его и измерить ток холостой работы. Его значение должно быть менее 3,2 А. При намотке нужно равномерно распределять витки по площади каркаса катушки. Если ток холостого хода выше нужного значения, то убирают или доматывают витки на I обмотке
Внимание: II обмотку трогать нельзя, так как это приведёт к снижению коэффициента полезного действия (КПД) трансформатора
Выключатель следует выбирать со встроенной теплозащитой, использовать только диоды, рассчитанные на ток 25 — 50 А. Все соединения и провода укладываются аккуратно. Провода следует использовать минимальной длины и многожильные медные с сечением свыше 100 кв. мм. Длина провода имеет значение, так как на нём могут быть потери U около 2 — 3 В при запуске стартера. Соединитель со стартером сделать быстросъёмным. Кроме того, чтобы не перепутать полярность, нужно наметить провода («+» — красная изоляционная лента, а «-» — синяя).
ПЗУ должно запускаться на 5 — 10 секунд. Если используются мощные стартеры (свыше 2 кВт), то питание однофазной сети не подойдёт. В этом случае нужно переделать ПЗУ под трёхфазный вариант. Кроме того, возможно применение уже готовых трансформаторов, но они должны быть довольно мощными. Подробный расчёт трёхфазного трансформатора можно найти в справочной литературе или интернете.
Какое пуско-зарядное устройство купить – самые важные критерии выбора
Некоторые умельцы пытаются сделать пуско-зарядное устройство своими руками. При наличии багажа знаний по электрике это вполне реально, но для подавляющего большинства из нас более реалистичной выглядит покупка этого полезного прибора
Итак, какие же параметры необходимо принимать во внимание при выборе портативного пуско-зарядного устройства для аккумулятора?
Выдаваемое напряжение
Напряжение бортовой сети в большинстве легковых автомобилей составляет 12 Вольт (точное напряжение, которое, как правило находится в диапазоне от 12 В до 13 В, измеряется при помощи мультиметра). Именно такое напряжение должно выдавать пуско-зарядное устройтво для автомобильного аккумулятора (сокращенно – АКБ), с которым планируется заводить в мороз двигатель «легковушки». Водителям грузовых машин, в свою очередь, надо рассматривать пускозарядные устройства 24 В.
Уровень зарядного тока
По этому параметру портативное пуско-зарядное устройство должно соответствовать емкости аккумулятора, который планируется обслуживать. Зарядный ток измеряется в амперах (А) и должен составлять около 10% от общей емкости автомобильной АКБ. К примеру, если емкость аккумулятора вашего автомобиля составляет 60 Ач, для него целесообразно купить пуско-зарядное устройство с током зарядки 6 А (60 разделить на 10). Планируете купить авто выше классом и с более мощным аккумулятором, например, с емкостью в 100 Ач? Тогда сразу выбирайте соответствующее ПЗУ, с зарядным током не меньше 100 Ампер.
Пусковой ток
От этой характеристики напрямую зависит качество запуска двигателя. На вашей машине стоит бензиновый двигатель? Тогда значение пускового тока в Амперах должно быть не меньше значения емкости аккумулятора в Апмпер-часах. Если отталкиваться от того же аккумулятора емкостью 60 Ач, то для него нужно ПЗУ с пусковым током, равным как минимум 60 А.
Примечание 1. Для того чтобы завести двигатель при очень низкой температуре воздуха вам понадобится ПЗУ с большим пусковым током. Нередки случаи, когда при температуре -20-25 градусов автомобиль с «севшим» аккумулятором на 80 Ач не заводится даже при подключении автономного пуско-зарядного устройства, выдающего пусковой ток 100 А. Исходя из этого, рекомендуем иметь хотя бы небольшой запас по пусковому току.
Примечание 2. Определенные нюансы имеются с грузовыми машинами. На них ставят по 2 аккумулятора. Если каждый из них имеет емкость, например, 150 Ач, то суммарная емкость составит уже 300 Ач. Для запуска двигателя на таком автомобиле в мороз вам понадобится пуско-зарядное устройство 24 В с пусковым током не меньше 320 А
Вместе с тем, важно знать, что требуемый для запуска двигателей на грузовых автомобилях большой ток может нанести вред электрооборудованию легкового транспортного средства
Для вашего удобства приводим ориентировочные значения пускового тока для разных типов автотранспорта:
- легковые машины – 80-100 А;
- внедорожники и мини-бусы – около 150 А;
- небольшие грузовики и трактора – 200 А;
- большие седельные тягачи, фуры, крупная сельскохозяйственная техника (комбайны и т.п.) – 500 А.
Авторы интернет-журнала dorogoitehniki.net отмечают, что это лишь примерные цифры. Случай с каждым автомобилем индивидуален.
Способ зарядки встроенного аккумулятора
Традиционно аккумуляторы пуско-зарядных устройств подзаряжаются от розетки 220 В и (или) автомобильного прикуривателя (как и всевозможные накидки на сиденья с подогревом, дополнительные отопители салона и т.п.). Однако сегодня уже никого не удивишь и моделями со встроенной солнечной панелью, которая способна подзарядить устройства в ясную погоду от энергии солнца, что весьма актуально при выезде на природу.
Пример «пускача» со встроенной солнечной батареей
Помимо своей основной функции, заключающейся в запуске двигателя при разряженной АКБ и зарядке последней, ПЗУ могут выполнять и ряд дополнительных функций, что зачастую превращает их в полноценные мультитулы.
Подбор сечения выводных проводов и клемм
При самостоятельном изготовлении ПЗУ любого типа рекомендуется для подключения устройства к контактам аккумулятора использовать сварочные провода с соответствующими зажимами типа «крокодил». Они как раз рассчитаны на большой ток и поэтому как нельзя лучше подходят для пускозарядной системы
Особое внимание обратите на плотность крепления проводов к клеммам ПЗУ: используйте болты (шпильки) диаметром не менее 6 мм с соответствующими гайками. Не рекомендуется закреплять кабель, идущий к аккумулятору, намертво
Лучше сделать провода быстросъёмными. Также не забудьте пометить «плюс» и «минус». Сделать это можно посредством разноцветной изоленты.
Из всего вышесказанного стоит сделать вывод. Запуск двигателя автомобиля можно осуществить с помощью любого из перечисленных устройств. Однако на практике наиболее надёжным и недорогим оказалось трансформаторное пускозарядное устройство, в том числе и то, что собрано самостоятельно. Его главный плюс – возможность многократных попыток старта двигателя, но что не способны более компактные, но дорогие бустеры и конденсаторные пусковые устройства.
Источник