Как оформить фаркоп на легковой автомобиль

Содержание:

Документы на фаркоп

Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:

  • Заявление на бланке установленной формы;
  • Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
  • Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.

После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:

  • Карта диагностики автомобиля;
  • Договор о покупке прицепа, если есть;
  • Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
  • Декларация из сервисной мастерской;
  • Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
  • Заключение экспертизы.

Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.

В каких случаях установка запрещена

Правомерность эксплуатации легкового автомобиля, оснащенного фаркопом, регулируется сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Если дополнительное оборудование установлено на машине не по правилам, или несет потенциальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, то, накладывается запрет на езду, на таком автомобиле. В соответствии с ПДД, машину с прицепным оборудованием нельзя использовать если:

  1. Монтаж выполнен не по правилам, было допущено серьезное вмешательство в конструкцию авто. При установке тяговых устройств, не предусмотренным производителем транспортного средства, деталь соединяют с кузовом авто с помощью сварки или саморезов, отверстия под которые делают самостоятельно. Однако это запрещено правилами дорожного движения.
  2. Прицепное приспособление сильно выпирает за пределы бампера. Это создает угрозу для сзади едущих машин, при столкновении, позади идущий транспорт получит гораздо больший урон.
  3. Неприспособленность машины к буксировке прицепов или трейлеров. Каждый автомобиль имеет максимальную грузоподъемность, на некоторых моделях, производители не предусматривают использование трейлеров или прицепов. Установка фаркопа, и его использование по назначению, может уменьшить срок эксплуатации авто, и привести к возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций.
  4. Отсутствие нужных документов. При условии, что монтаж и тип прицепного оборудования, соответствует правилам, нужно обзавестись соответствующими документами, и поставить изменения в конструкции на учет. В противном случае такой тюнинг будет считаться незаконным.

Пошаговая инструкция регистрации фаркопа

Регистрация фаркопа для легкового автомобиля предусматривается Техническим регламентом № 018/2011, принятым решением комиссии Таможенного союза № 877.

При установлении фаркопа желательно выбирать устройство, рекомендованное производителем. Любое устройство должно проверяться на соответствие ГОСТам и установленным требованиям по безопасности, быть сертифицированным и иметь паспорт.

Оформление экспертиз до и после установки дополнительных устройств производится в соответствии с Методическими рекомендациями, установленными письмом МВД № 13/5-8230 от .

Предварительная экспертиза. Необходимые документы для ГИБДД

Когда на машину монтируется устройство, не предусмотренное изготовителем в качестве дополнительного оборудования, в ГИБДД обязательно следует оформить разрешение на его использование.

До подачи нужной документации в ГИБДД следует получить экспертное решение о возможности монтажа ТСУ на автотранспорт (предварительную экспертизу). Подробнее о том, как оформить доверенность на регистрацию автомобиля в ГИБДД.

В экспертном заключении указывают:

  • данные о владельце машины;
  • информацию об автотранспорте (регистрационный государственный номер, номер и объем двигателя, страна-изготовитель, год выпуска и т. д.);
  • информацию об устанавливаемом оборудовании с полным описанием всех свойств;
  • правомерность вносимых изменений;
  • список и характер рекомендуемых работ;
  • требования к вносимым трансформациям;
  • рекомендации по выбору сертифицированных СТО;
  • вывод.

Следующим шагом оформления регистрации станет получение разрешения инспекции ГИБДД на внесение изменений в устройство автотранспорта.

В МРЭО хозяин машины представляет:

  • сертификат соответствия на фаркоп;
  • СТС и ПТС;
  • свидетельство о регистрации автомашины;
  • заявление установленной формы;
  • экспертное заключение о допустимости монтажа ТСУ;
  • эксплуатационную документацию на автотранспорт.

Согласие инспектора на монтаж ТСУ проставляется в верхней части заявления и удостоверяется его подписью.

Монтаж фаркопа. Сертификат соответствия

Частью 4 статьи 16 Закона № 196-ФЗ от установлена обязательная повторная сертификация новых устройств, устанавливаемых в автотранспорт, меняющих его конструкцию.

Устанавливая фаркоп, необходимо воспользоваться услугами сертифицированного центра, имеющего право на установление устройства и выдающего необходимую документацию:

  • договор на осуществление монтажных работ;
  • сертификат на оказываемые услуги по ТО и ремонту;
  • паспорт на установленное ТСУ с печатью центра, его установившего, и сертификат соответствия;
  • заявление-декларацию о качестве и объеме монтажных работ по установлению ТСУ.

После осуществления монтажа фаркопа в сертификационном центре техобслуживания, на станции ТО, включенной в специальный перечень технических станций, проверяются работа механизма машины, ее технические характеристики. Итогом проверки в установлении безопасности и работы устройства становится выдача диагностической карты.

Техническая экспертиза ГИБДД после установки. Документы для регистрации

После установки фаркопа для его регистрации необходимо получить протокол экспертизы о внесенных изменениях.

Оценка соответствия изменений проводится в соответствии с требованиями ГОСТа 33995-2019г.

Такой протокол может быть оформлен экспертным учреждением, прошедшим соответствующую аккредитацию.

Для получения протокола следует представить:

  • заключение эксперта о возможности монтажа ТСУ (предварительную экспертизу);
  • сертификат соответствия и паспорт на ТСУ;
  • сертификат соответствия на работы по монтажу;
  • заявление о внесении изменений с отметкой инспектора о разрешении;
  • заявление-декларацию о произведенных работах по монтажу;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • ПТС;
  • заявление на составление протокола.

Следующим шагом оформления регистрации нового устройства станет получение свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности.

Свидетельство оформляется в МРЭО после предъявления:

  • всех сертификационных документов на устройство;
  • заключения предварительной экспертизы;
  • протокола технической экспертизы безопасности;
  • заявления о внесении изменений в конструкцию автомобиля с отметкой о разрешении;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • диагностической карты;
  • документации на машину (СТС и ПТС);
  • паспорта автовладельца.

Вас может заинтересовать: что нужно для регистрации прицепа на автомобиль?

Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль

Оформить установку фаркопа на легковой автомобиль будет проще, если приобрести фирменный крюк. Такой элемент сопровождается необходимой документацией о соответствии, что облегчает регистрацию.

При отсутствии заводского фаркопа необходимо снимать бампер и модифицировать конструкцию багажной части кузова, чтобы установить крюк. Подобные манипуляции считают модификацией автомобиля, поэтому регистрировать фаркоп на легковом автомобиле надо. В противном случае автовладельцу грозит штраф.

Поставить подержанное ТС на учет без оформления ТСУ также невозможно.

Документы для оформления фаркопа

После того как в ГИБДД разрешат установку дополнительного элемента, можно обратиться в автосервис или провести монтаж самостоятельно. В последующем потребуется еще одно посещение ГИБДД, при котором вас попросят предоставить пакет документов:

  • диагностическая карта;
  • сертификат качества ТСУ;
  • договор о приобретении автоприцепа;
  • документы из сервисного центра;
  • заключение экспертизы;
  • заявление с просьбой о регистрации.

Заключение экспертизы и диагностическую карту можно получить в легальном сервисном центре, который имеет лицензию. Владелец авто также должен предоставить сотрудникам регистрационного отдела техпаспорта на прицеп и машину. Если договора о приобретении нового крюка нет, документ можно заменить гарантийным чеком или квитанцией о покупке.

Цену за оформление фаркопа на легковой автомобиль и список требуемых документов лучше уточнить в ближайшем отделении ГИБДД В каждом регионе могут действовать свои правила. Чтобы узаконить фаркоп на легковом автомобиле, можно записаться в ГАИ через сайт Госуслуг.

Штраф

Не зная о том, что оформлять фаркоп в ГИБДД на легковой автомобиль нужно, водитель транспортного средства может быть оштрафован. Самодельный крюк, установленный на ТС, представляет угрозу другим участникам движения. Инспектор вправе выписать штраф за фаркоп на легковом автомобиле – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

В редких случаях сотрудник ГАИ может отпустить нарушителя, если владелец ТС незамедлительно устранит крюк (снимет, легализует ТСУ).

Штраф предусмотрен и за неработающее сцепное устройство. Наказание по 2-й части той же статьи – 500 руб. При этом инспектор вправе отбуксировать транспортное средство на штрафстоянку или наложить запрет на передвижение до устранения нарушения.

Фаркоп на легковой автомобиль

Поэтому не рекомендуется экономить, поскольку цена за оформление фаркопа на легковой автомобиль гораздо меньше возможных последствий.

Правила

Согласно КоАП штрафы ожидают любого водителя, который допустил самовольные изменения в конструкции транспортного средства. Формально установленный фаркоп является, как раз таким изменением. Поэтому, у инспектора появляется возможность выписать штраф на основании пункта 12.5 КоАП

. Причем самое сложное в этой ситуации заключается в невозможности оспорить такое решение сотрудника полиции. Ведь действительно в ПТС фаркоп не указан, а значит он является усовершенствованием конструкции, и соответственно запрещен к использованию. Стоит отметить, что сейчас ввели подразделение изменений в конструкции, и теперь за фаркоп автомобиль не запретят использовать. Ранее был риск получить полный запрет на эксплуатацию, и продолжить путь уже на эвакуаторе. Но, есть несколько нюансов. В правилах указано, что можно эксплуатировать автомобили с фаркопами, установленными на конвейере, а также если они не угрожают безопасности движения. Что подразумевается под данным понятием, а также как избежать проблем, мы рассмотрим ниже.

Что делать, если фаркоп уже установлен

Бывает, что оформление фаркопа не проводилось, при этом он есть на авто при отсутствии документов. Когда приобреталось устройство у официального производителя, проблем с восстановлением документации не возникает.

Нужно выйти на контакт с поставщиком:

  • с помощью официального портала;
  • через региональное отделение (при его наличии);
  • написав письмо на установленный юридический адрес.

Другое дело, если ТСУ ручной сборки или же отправлять дубликаты документов по просьбе не захотели.

Тогда следует действовать так:

  • При приобретении транспорта на вторичке нужно позвонить прежнему владельцу. Возможно, у него остался сертификат.
  • Направить в ГИБДД сообщение о запланированной регистрации модификации ТС.
  • Использовать транспорт до момента, как фаркоп успеют узаконить, нежелательно: будет админка.
  • Проверки нужно пройти и оформить документацию, подтвердив, что характеристики учитывают требования.

Типы фаркопов

В зависимости от автомобиля и предполагаемого типа прицепа, они бывают:

  1. С шаром “А” – самый популярный тип сцепного устройства. Шар является быстросъемным (крепится на двух болтах), выдерживает нагрузку в 150 кг и способен транспортировать прицеп весом до 1500 кг.
  2. С шаром типа “Н” – нагрузки выдерживает аналогичные, не является быстросъемным, цена более доступная. Модель популярна в постсоветских странах у владельцев отечественных моделей автомобилей.
  3. Далее идут конструкции с шарами типа “G” и ”F”. Они популярны у владельцев внедорожников, потому что позволяют регулировать высоту шара в зависимости от высоты подвески автомобиля и обладают грузоподъемностью в 3,5 тонны.
  4. С шаром типа “V” – без возможности регулирования, имеют по два отверстия на шаре и основании, более дешевые, чем предыдущий вариант.
  5. С шаром ВМА – быстросъемный, популярен у любителей путешествовать на автомобиле за рубежом (где могут потребовать разрешительные документы) и у владельцев дорогих иномарок (чтоб не портить экстерьер машины).
  6. Потайной фаркоп – самый дорогой из представленных вариантов, но, пользуется популярностью у обеспеченных людей, ведь его всегда можно спрятать от посторонних взглядов.
  7. Специальные устройства для Американского рынка. В Американских машинах уже изначально предусмотрены специальные крепления под фаркоп.
  8. Специальное предложение – усиленные фаркопы для тяжелых внедорожников. Усиливающая балка видна, поэтому ее украшают хромированной пластиной с логотипом или названием автомобиля.

Когда обязательна регистрация в ГИБДД

К основным ситуациям, когда оформлять изменение конструкции необходимо, относятся:

  • производителем не предусмотрена транспортировка прицепов данным транспортным средством;
  • фаркоп отличается от стандартов или мешает обзору регистрационного номера.

В целом, регистрация конструкционных изменений не является трудной деятельностью, но занимает существенное время. Во-первых, проводится оценка допустимости установки нового оборудования в госавтоинспекции. Во-вторых, проверяется совместимость ТСУ после его установки. Далее проводится экспертиза безопасности.

На финальном этапе автовладельцу выдаётся свидетельство о внесённых изменениях.

Для получения документации водитель предоставляет следующее:

  • диагностическую карту авто;
  • документы на сам фаркоп, в которых указано, что он может быть установлен на авто и соответствует стандартам безопасности;
  • первое заявление и заключение предварительной экспертизы.

С таким документом, водитель уверенно себя чувствует. В такой ситуации данное свидетельство обязательно иметь при себе

Вероятнее всего сотрудники ГИБДД обратят на него внимание и запросят документацию. Их действия будут носить законный характер, и только предоставление разрешения позволит избежать административного штрафа

Как оформить фаркоп на легковой автомобиль и сколько будет стоить процедура, зависит от региона и автосервиса.

Если производитель устройства выпустил приспособление специально для определённой модели транспортного средства, то установить требуется именно его. Несоответствие марки и фаркопа – правонарушение.

Как показывает практика, в 2018 году почти у всех автомобилей разрешена установка фаркопа нужно оформлять в ГИБДД? Нет. Таким образом, регистрация не требуется в большинстве случаев, так это не конструкционное изменение машины. К сожалению, существует ряд моделей, на которые не предусмотрена установка тягового оборудования. Изменение конструкции в данном случае будет нарушением правил эксплуатации. О том, как оформить фаркоп на такой автомобиль – описано выше.

Post Views: 10

Вопросы читателей

Ответ: Многие модели позволяют устанавливать дополнительное сцепное оборудование. Другие же просто не годятся как «тягачи». Чтобы выяснить, можно ли установить фаркоп, просматривается VIN-код.

Обычно он под капотом или на стойке двери (обратите внимание на правую среднюю). Здесь обозначены показатели:

Здесь обозначены показатели:

  • вес авто в загруженном состоянии;
  • вес вместе с прицепным устройством;
  • предельные нагрузки на оси.

Отсутствие второго ряда говорит о том, что поставить ТСУ не выйдет: правила безопасности запрещают.

Ответ: Процедура требует затрат времени: подаются запросы и оформляются документы. Ответственный за диагностику автоцентр несет определенные затраты, которые необходимо возмещать. Примерная стоимость услуги — 1,5 тыс. р. Если устанавливается фаркоп заказчика — 1 тыс. р. Подготовка сопровождающих документов бесплатная только в первом случае.

Как оформить установленный фаркоп?

Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:

Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:

  1. Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
  2. Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
  3. Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
  4. Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
  5. Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.

Если оформить модификацию не получается, лучше снять изделие. Специально для таких случаев производят съемные фаркопы. Самодельный придется спиливать.

Порядок и правила получения документов в ГИБДД

Узаконивание фаркопа при необходимости регистрации происходит поэтапно:

  • в ГИБДД подается заявление о внесении данного изменения в конструкцию вместе с копиями ПТС, свидетельства о регистрации авто, сертификатом на приспособление;

  • авто отправляется на предварительную техническую экспертизу в специализированное учреждение, которое по итогам выдаст разрешение на установку;
  • устройство монтируется к ТС в сервисе, имеющем право на переоборудование;

Установленный фаркоп

  • он же выдает заявление-декларацию на выполненную работу;
  • авто проходит еще одну техническую проверку, которая подтверждает безопасность использования ТС с внесенным изменением выдачей диагностической карты;
  • все документы подаются в технический отдел ГИБДД, откуда владелец после осмотра ТС получает свидетельство о соответствии обновленной машины всем требованиям;
  • в регистрационном отделе службы выдается новый документ на авто, в котором указано наличие обновления, а также вносятся изменения в техпаспорт.

Какие документы нужны на фаркоп легкового автомобиля

Чтобы законно пользоваться легковой машиной с фаркопом, владельцу придётся обзавестись следующими документами:

  1. Паспорт ТСУ или инструкция по его монтажу. Документ принимается производителем фаркопа.
  2. Сертификат соответствия требованиям, установленным Техрегламентом. Документ подтверждает, что фаркоп при правильной установке достаточно надёжен для использования на автомобиле.
  3. Акт об установке фаркопа. Его составляет ремонтная организация, в которой устанавливалось устройство. Документ подтверждает, что установка была произведена правильно.

Важно! 

Если документы на фаркоп в порядке, их можно не иметь при себе. Попытку инспектора ГИБДД составить протокол о нарушении будет легко обжаловать. Но если нет времени и желания спорить – проще их возить в машине. 

Что делать, если документов на ТСУ нет

Если на фаркоп нет документов, владельцу машины придётся предпринять следующие действия:

  • Запросить их у фирмы-производителя ТСУ. Обычно ответственные предприятия охотно идут навстречу потребителям своей продукции и высылают заверенные копии документов на свою продукцию.
  • Зарегистрировать изменение конструкции. Такой способ потребуется, если получить документы не удалось либо на машину установлено самодельное ТСУ.

Регистрация самодельного фаркопа

Процедура достаточно сложная, при этом далеко не факт, что конструкция будет признана соответствующей Техрегламенту. Выглядит в общих чертах следующим образом:

  1. Получить заключение экспертного учреждения о возможности установки фаркопа имеющейся конструкции на конкретный автомобиль. Адреса учреждений и организаций, проводящих такую экспертизу, можно узнать в ГИБДД или на официальном сайте Евразийской Экономической Комиссии (http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/techreg.aspx).
  2. Обратиться в отделение ГИБДД с заявлением о разрешении изменить конструкцию машины. При этом помимо заявления о регистрации предоставляется квитанция об уплате пошлины.
  3. После того как разрешение получено, фаркоп можно устанавливать. О его установке вносятся записи в ПТС и СТС автомобиля.

Что делать, если планируется покупка фаркопа

В том случае, когда установка ТСУ только планируется, автовладельцу необходимо озаботиться следующим:

  • Проверить, имеется ли на фаркоп разрешающая документация от производителя. Если у продавца копий документов нет, их следует запросить напрямую в фирме, которая изготавливала ТСУ.
  • Найти станцию сервисного обслуживания, которая имеет разрешение на установку такого оборудования и может выдать акт, подтверждающий качество выполненной работы.
  • Сохранить полученные документы.

Что делать, если фаркоп уже установлен

Если автовладелец сначала установил ТСУ, а затем осознал, что на него нужны документы, или же приобрёл машину с фаркопом, но без документов на него, ему придётся «узаконить» ТСУ. Делается это следующим образом:

  • Обратиться к предыдущему собственнику и попросить у него сертификат и другую документацию на фаркоп.
  • Если документы утрачены, обратиться в компанию, которая изготавливала ТСУ.
  • Если фаркоп самодельный – можно попытаться получить заключение экспертизы о том, что ТСУ соответствует требованиям Техрегламента. Однако гарантии, что экспертиза одобрит не предусмотренное изготовителем изменение устройства машины, нет.
  • Наконец, если ни один из способов не сработал, владельцу машины придётся демонтировать ТСУ. Это неприятная процедура, но, к сожалению, необходимая: без этого ГИБДД может запретить эксплуатацию машины.

Важно! 

Встречающиеся в интернете предложения продать комплект документов на фаркоп следует игнорировать. Использование нелицензированного устройства – это административное правонарушение, а вот предъявление фальшивых документов в некоторых случаях может оказаться уже уголовным преступлением. 

Что делать в разных ситуациях?

Ещё разберёмся, что делать в каждом конкретном случае владельцу фаркопа.

Если установка приспособления только планируется

Это наиболее оптимальный вариант для автовладельца. Если фаркоп ещё не установлен, есть 2 альтернативы:

  • Проверить технические возможности его установки на автомобиль и выбрать модель, не требующую регистрации в ГИБДД.

    Сделать это можно самостоятельно, изучив документацию на ТС. Также можно обратиться в любой сервисный центр, где автолюбителя проконсультируют о законных способах установки фаркопа. Псле этой процедуры регистрация ТСУ не понадобится. Достаточно будет сохранить сертификаты на сам фаркоп и его установку.

  • Приобрести модель, не соответствующую базовым техническим требованиям и пройти процедуру регистрации фаркопа в ГИБДД.

В случае, если регистрация всё-таки потребуется, нужно пройти процедуру, подробно описанную выше. Напомним, что регистрация в ГИБДД нужна, если:

  1. Выбран фаркоп, который не может быть установлен на конкретную модель автомобиля.
  2. Фаркоп нестандартен по габаритам и форме.

Когда оно уже имеется

Если планируется регистрировать в ГИБДД автомобиль, который уже оборудован фаркопом, ситуация немного усложняется. Тут также существует 2 варианта:

  • Установлена модель фаркопа, технически соответствующая автомобилю.

    Даже если ТСУ уже установлено, можно запросить соответствующий сертификат на него в дилерском центре или у завода-производителя. Как правило, проблем с получением документов не возникает. Когда нужные бумаги будут получены, можно считать, что фаркоп полностью узаконен. Регистрация в ГИБДД не нужна.

  • Установка фаркопа не предусмотрена заводом для вашего автомобиля.

    В данной ситуации можно попробовать узаконить оборудование через экспертизу. По сути, нужно повторить весь порядок действий регистрации ТСУ в ГИБДД.

Но есть одна существенная разница: заявление о разрешении на внесение изменений писать не потребуется и не получится, так как они уже были внесены. Поэтому нужно изначально пройти процедуру проверки технической безопасности автомобиля с фаркопом в аккредитованном центре. И уже с положительными результатами проверки обратиться в ГИБДД за получением свидетельства о соответствии автомобиля.

Если изменения одобрят, авто можно будет перерегистрировать с внесениями изменений в ПТС. Но вероятность положительного исхода сильно снижается.

В каких случаях можно получить отказ?

В случае с уже установленным нестандартным фаркопом – да. Даже при наличии сертификата соответствия по итогам экспертизы инспектор может посчитать, что автомобиль недостаточно безопасен и в выдаче свидетельства о безопасности отказать. Без этого документа поставить на учёт машину нельзя.

Если Свидетельство получено, отказать в самой регистрации изменённого авто не должны.

Как действовать, если нельзя поставить на учет?

Незарегистрированный фаркоп может повлечь за собой серьёзные неприятности. Начиная от административного штрафа и заканчивая аннулированием регистрации ТС.

Важно! Если ТСУ установлено, но не зарегистрировано и документы на него отсутствуют, его необходимо демонтировать.

  • Получить эти документы в дилерском центре или у завода-производителя. Их предоставят без проблем, если на автомобиль технически возможно установка данного ТСУ.
  • Демонтировать ТСУ, если документы получить не удаётся.

От чего зависит необходимость постановки на учет?

Когда это делать обязательно?

Регистрировать фаркоп необходимо в следующих случаях:

  • Если его установка изначально не предусмотрена конструкцией автомобиля. В этой ситуации владельцу машины перед установкой нового устройства может потребоваться проведение экспертизы в сертифицированной лаборатории, которая подтвердит безопасность вносимых изменений.
  • Если конструкция автомобиля допускает установку фаркопа, но отсутствуют необходимые документы на этот узел. В частности, такая ситуация может возникнуть при установке кустарно изготовленных фаркопов.

В каких случаях оформлять изменения не обязательно?

Вопросы об установке фаркопа возникали у автовладельцев так часто, что в результате ряд региональных УГИБДД МВД РФ дали в 2019 году официальные разъяснения. Их суть сводится к следующему. Если производителем автомобиля разрешена установка ТСУ, то дополнительной регистрации изменений в конструкцию не требуется.

Однако для этого требуется соблюдение нескольких условий:

  1. Возможность установки ТСУ должна быть прямо закреплена в руководстве по эксплуатации автомобиля.
  2. Устанавливаемый фаркоп должен быть сертифицирован производителем.
  3. Установка производилась в точности по инструкции, предусмотренной производителями как автомобиля, так и ТСУ.

Поэтому, для того чтобы установить фаркоп на автомобиль собственнику потребуется:

  • Паспорт на ТСУ с отметками продавца и установщика.
  • Заверенная копия сертификата на фаркоп.
  • Квитанция об оплате и товарный чек или накладная на устройство.

Эти документы следует хранить в автомобиле и предъявлять инспектору ГИБДД в том случае, если при проверке возникнут вопросы относительно внесённых в конструкцию машины изменений.

При этом если автомобиль новый, то устанавливать фаркоп можно только двумя способами:

  1. В центре техобслуживания официального дилера.
  2. В СТО, имеющей соответствующий сертификат соответствия на оказываемые услуги.

Если этого не сделать, то у ГИБДД не будет претензий к ТСУ – однако гарантия на автомобиль будет прекращена.

Важно: Конструкция фаркопа может предусматривать как его постоянное использование, так и установку крепёжного узла непосредственно перед использованием прицепа. Последний вариант в основном используется на современных автомобилях, произведённых в странах, где использование ТСУ без прицепа запрещено

Разумеется, для такого фаркопа никаких согласований не надо: это штатный узел автомобиля, который может быть как снят, так и установлен

Последний вариант в основном используется на современных автомобилях, произведённых в странах, где использование ТСУ без прицепа запрещено. Разумеется, для такого фаркопа никаких согласований не надо: это штатный узел автомобиля, который может быть как снят, так и установлен.

Внесение изменений в конструкцию автомобиля

Монтаж либо демонтаж оборудования автотранспорта, влияющий на уровень его безопасности на дороге, является изменением конструкции машины.

Все проводимые изменения касаются:

  • внешнего вида автомобиля (замена составных частей машины или монтаж дополнительных деталей);
  • проходимости транспорта;
  • технических характеристик (изменение частей двигателя, подвески и иных элементов конструкции).

Определение фаркопа

Устройство, устанавливаемое для сцепления машины с прицепом либо с иным автотранспортом при буксировке, называется фаркоп.

Использование названого устройства позволяет равномерно распределить нагрузку от вытягиваемого автомобиля либо прицепа в целях обеспечения безопасности на дороге.

Фаркоп бывает:

  • складной (конструкция легко складывается благодаря шарнирам и убирается под бампер);
  • сварной (использование на легковом транспорте запрещено);
  • съемный (крепится с помощью замка).

Когда регистрация фаркопа необходима, а когда можно обойтись без нее

Регистрация ТСУ легковых автомобилей необходима при его самостоятельной установке, утрате документации на имеющееся сцепное устройство, производится в соответствии с Правилами госрегистрации автомоторных средств, утвержденных приказом МВД № 399 от 26.06.2018.

Монтаж ТСУ (тягово-сцепного устройства) следует зарегистрировать:

  • при отсутствии указания в документации на транспорт возможности использования;
  • при отсутствии сертификата соответствия;
  • в случае запрета либо ограничения изготовителя на использование устройства;
  • нестандартных размеров и формы устройства.

Во избежание всевозможных проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД необходимо при себе иметь:

  • паспорт устройства;
  • сертификат соответствия;
  • платежный документ в подтверждение приобретения устройства.

Регистрация не понадобится:

  • если конструкцией транспорта предусмотрена возможность установки прицепа;
  • если монтаж оборудования либо его частей происходит на заводе.

Регистрация не требуется при наличии паспорта, сертификата ТСУ, отсутствие названых документов может послужить поводом для наложения административного штрафа.

Информация о возможном монтаже ТСУ содержится в эксплуатационных бумагах и инструкциях по работе автомашины.

В таблице нагрузки указывается о разрешении буксировки (можно проверить по VIN либо посмотреть сведения на стойке автомобиля).

Как выбрать «правильный» фаркоп

Внимание прежде всего уделяется документации. Покупается только сертифицированное изделие

Дополнениями выступают техпаспорт и сертификат соответствия.

Учитывать нужно следующие моменты:

Насколько фаркоп подойдет к конкретной марке автомобиля. У продавца сразу же нужно запросить документацию на устройство.
Каким образом будет происходить закрепление устройства на транспорте (лучше посоветоваться со специализированными центрами, которые в дальнейшем займутся установкой фаркопа).
Характеристики устройства (вес, размеры, конструкция)

В некоторых случаях крюк соединения не подойдет под имеющийся прицеп — это важно учитывать.
Будут ли характеристики соответствовать государственным требованиям.

Для чего ставят фаркоп

В большинстве случаев, фаркоп устанавливают для буксировки трейлеров, прицепов и транспортных средств, масса которых не превышает 3.5 тонн. Благодаря такой установке – можно равномерно распределить нагрузку, образующуюся под влиянием инерции и веса.

Типичные варианты данного механизма – довольно просты и представляют собой шаровую каркасную конструкцию, которая надёжно зафиксирована на металлическом изогнутом выступе.

При этом, сегодня, в зависимости от установленной для устройств нагрузки – фаркопы делятся на 3 типа:

  • От 2 500 до 3 500 килограмм;
  • от 1 500 до 2 500 килограмм;
  • и до 1 500 килограмм.

Устройство фаркопов специального назначения, как правило, представляет собой прочную скобу с кольцевидной петлёй, помещённой в неё. Располагается данное устройство на дышле прицепа. Фактическое крепление всей конструкции фаркопа – обеспечивает, продеваемый через кольцо в скобе, металлический палец.

Мнение эксперта
Олег Устинов
Практикующий юрист, автор сайта «Юридическая скорая помощь», один из соучредителей фонда «Наше будущее».

Сегодня в Российской Федерации установлен ГОСТ-28248-89, соответствующий международному стандарту с наименованием ИСО 1103-76, который регламентирует допустимые размеры ТСУ шарового типа, а также порядок нанесения на него соответствующих опознавательных знаков и фактические параметры сцепки. Данный документ применим к большинству типов прицепов (до 3 500 килограмм), кроме специальных.

Кроме того, рассматриваемое устройство делят по типу монтажа на:

  1. Фланцевые или же условно-съёмные, требующие наличия специальной площадки, на которой они крепятся при помощи болтов. Данный вид фаркопов может быть снят водителем в случае необходимости.
  2. Съёмные. Это, пожалуй, самый распространённый тип устройств, оборудованных специальной защёлкой для быстрого отделения крюка. Такие фаркопы в 2021 году, довольно часто, входят в комплектацию внедорожников, а также пикапов.
  3. Фиксированные, представляющие собой полностью сварные конструкции и являющиеся изначально конструктивным элементом бампера транспортного средства.

Может ли он влиять на безопасность?

Часто инспектора апеллируют к требованиям безопасности. Давайте разберемся, действительно ли фаркоп может отрицательно влиять на последствия после ДТП, или это всего лишь придирки работников ДПС. Сейчас при оценке безопасности автомобиля разделяют степень риска для пешеходов и автомобилей. Мы тоже рассмотрим эти факторы отдельно. Это позволит более точно понять, что же настораживает полицейских.

Для пешеходов фаркоп представляет мнимую угрозу. Он расположен в задней части автомобиля, а наезды при движении задним ходом случаются нечасто. Но, при таком ДТП в случае наличия прицепного устройства человек вероятно пострадает больше, чем при его отсутствии. Хотя в целом вероятность получить удар фаркопом незначительна.

На практике

гораздо опаснее прицепное для других автомобилей. Сравните ситуацию, когда сзади едущий автомобиль въезжает в бампер, с ДТП где он «надевается» на фаркоп. Уровень повреждений в обоих случаях будет разным, и больше пострадает машина в случае встречи с фаркопом. Тут сказывается вынос прицепного устройства за пределы бампера, что и усиливает уровень повреждений. Оно становится по сути своеобразным тараном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector