Способы прозвонки деталей платы мультиметром
Содержание:
- Способы измерения
- VoltLand.ru
- Основные типы транзисторов
- Проверка резисторов на соответствие номиналам
- Проверка короткого замыкания
- Что такое мультиметр?
- Настройка мультиметра
- Исследования на короткое замыкание
- Три варианта действий
- Индуктивность и тиристоры
- Показания прибора
- Тест на прыгучесть
- Типы мультиметров
- Принцип работы прозвонки
- Принцип действия
- Измерение остаточного напряжения
- Применение специального тестера
- Признаки повреждения
- Как проверить реле в автомобиле
- Как проверить мультиметр на точность показателей
- Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
Способы измерения
Для измерения параметров полевых транзисторов применяются специализированные приборы. В основе их работы лежит использование микроконтроллера и встроенного генератора. Сигнал определённого вида подаётся на контакты транзистора, в результате чего изменяется. С помощью встроенного анализатора устройство оценивает эти изменения и преобразует данные в удобную для восприятия информацию. Вся суть пользования таким измерителем сводится к установлению мосфета в специальные контактные площадки и нажатии кнопки запуск.
В быту же радиолюбителями часто применяются самодельные устройства. Так, простейшего вида приспособление из нескольких элементов позволяет измерить сопротивление каналов. Для этого используется: вольтметр, автомобильная лампочка, источник напряжения и резистор номиналом около 100 Ом. Собрав такую схему, можно без труда измерить Rds радиоэлемента, тем самым проверить мосфет на работоспособность.
Но проще всего и быстрее для диагностики радиоэлемента использовать мультиметр. С его помощью несложно проверить мосфет на способность работы в ключевом режиме. И если по результатам проверки он нормально открывается и закрывается, то вероятность его исправности очень велика.
Транзистор с управляющим электродом
Для лучшего понимания процесса проверки мосфета его можно представить в виде эквивалентной схемы как треугольник. Две стороны такого треугольника представляют собой два диода, а третья — резистор. При этом точка соединения диодов считается затвором, а соединение их с резистором — стоком и истоком.
Представив эквивалентную схему, можно приступить к проверке элемента. Для примера удобно рассмотреть один из типов проводимости, например, n-тип:
- Измерение сопротивление канала. Для этого с помощью переключателя выбора измерений мультиметр устанавливается в режим проверки сопротивления. Предел измерения выбирается около двух мегом. Щупами прибора касаются стока и истока транзистора. В результате на экране мультиметра появится число равное сопротивлению перехода. После меняется полярность щупов, и снова измеряется сопротивление. При исправном мосфете эти значения должны быть примерно одинаковыми. Такое подключение на эквивалентной схеме соответствует положению, когда измерялась бы величина сопротивления резистора.
- Проверка перехода затвор-исток. Для этого мультиметр переключается в режим прозвонки диодов. Измерительным проводом, подключённым к плюсу тестера, прикасаются к затвору, а минусовым — к истоку. Итогом такого действия будет измерение мультиметром падения напряжения на открытом переходе. Его значение должно составлять примерно 600–700 милливольт. На следующем этапе изменяется полярность приложенных проводов. Если мосфет исправен, тестер покажет бесконечность. Это будет обозначать, что переход закрыт.
- Исследование перехода сток-затвор. Мультиметр оставляется в режиме прозвонки диодов. Но положительным щупом прикасаются к затвору, а отрицательным к стоку. В этом случае тестер должен показать падение напряжения на переходе порядка 600–700 милливольт. При смене полярности в случае работоспособности транзистора тестер покажет бесконечность.
Мосфет с изолированным затвором
Такой вида транзистора имеет в своём корпусе встроенный диод, располагающийся между истоком и стоком, поэтому первоначально на исправность проверяется именно он. Для его проверки мультиметр переключается в режим проверки диодов, а его щупы подключаются к стоку и истоку. В прямом направлении прибор должен показать падение напряжения, а в случае смены полярности — бесконечность.
Основная проверка транзистора заключается в имитации его работы в режиме ключа. В случае радиоэлемента n-типа его диагностика осуществляется следующим образом:
- Мультиметр переключается на проверку диодов.
- Щупом, подключённым к минусу, дотрагиваются до истока, а к плюсу — до затвора.
- Плюсовой провод переносится к стоку. Если мосфет рабочий, то сопротивление перехода будет очень низким, то есть канал станет открытым.
- Далее, положительный щуп подключается к истоку, а отрицательный — к затвору. После этих действий транзистор закроется.
По результатам измерения делается вывод о работоспособности элемента. Таким образом, соблюдая последовательность приведённых действий, можно проверить мосфет любого типа на работоспособность с помощью мультиметра.
VoltLand.ru
Ситуации, когда в доме ломается что-либо, связанное с электричеством, довольно распространены. Например, не работает розетка или выключатель, перегорела лампочка, и так далее. Если вы предпочитаете все ремонтные работы выполнять самостоятельно, обзаведитесь специальным прибором – мультиметром.
Таким универсальным тестером можно прозвонить практически любое устройство: обычную лампочку, светодиод, различные провода и шнуры, выключатель, а также многое другое. Кроме этого, при помощи этого устройства можно легко определить целостность проводов и найти обрыв в скрытой электропроводке .
Сегодня мы рассмотрим основные методы работы с тестером, а также нюансы прозвонки некоторых электротехнических устройств.
Основные типы транзисторов
Существует два основных типа транзисторов – биполярные и полевые. В первом случае выходной ток создается при участии носителей обоих знаков (дырок и электронов), а во втором случае – только одного. Определить неисправность каждого из них поможет прозвонка транзистора мультиметром.
Биполярные транзисторы по своей сути являются полупроводниковыми приборами. Они оборудованы тремя выводами и двумя р-п-переходами. Принцип действия этих устройств предполагает использование положительных и отрицательных зарядов – дырок и электронов. Управление протекающими токами выполняется с помощью специально выделенного управляющего тока. Данные устройства широко применяются в электронных и радиотехнических схемах.
Биполярные транзисторы состоят из трехслойных полупроводников двух типов – «р-п-р» и «п-р-п». Кроме того в конструкции имеется два р-п-перехода. Соединение полупроводниковых слоев с внешними выводами осуществляется через невыпрямляющие полупроводниковые контакты. Средний слой считается базой, которая подключается к соответствующему выводу. Два слоя, расположенные по краям, также подключены к выводам – эмиттеру и коллектору. На электрических схемах для обозначения эмиттера используется стрелка, показывающая направление тока, протекающего через транзистор.
В разных типах транзисторов у дырок и электронов – носителей электричества могут быть собственные функции. Более всего распространен тип п-р-п из-за лучших параметров и технических характеристик. Ведущую роль в таких устройствах играют электроны, выполняющие основные задачи по обеспечению всех электрических процессов. Они примерно в 2-3 раза более подвижные, чем дырки, поэтому и обладают повышенной активностью. Качественные улучшения приборов происходят также за счет площади перехода коллектора, которая значительно больше площади перехода эмиттера.
В каждом биполярном транзисторе имеется два р-п-перехода. Когда выполняется проверка транзистора мультиметром, это позволяет проверять работоспособность устройств, контролируя значения сопротивлений переходов при подключении к ним прямого и обратного напряжения. Для нормальной работы п-р-п-устройства на коллектор подается положительное напряжение, под действием которого открывается базовый переход. После возникновения базового тока, появляется коллекторный ток. При возникновение в базе отрицательного напряжения, транзистор закрывается и течение тока прекращается.
Базовый переход в р-п-р-устройствах открывается под действием отрицательного напряжения на коллекторе. Положительное напряжение дает толчок для закрытия транзистора. Все необходимые коллекторные характеристики на выходе можно получить, плавно изменяя значения тока и напряжения. Это позволяет эффективно проверить биполярный транзистор тестером.
Существуют электронные устройства, все процессы в которых управляются действием электрического поля, направленного перпендикулярно току. Эти приборы называются полевыми или униполярными транзисторами. Основными элементами являются три контакта – исток, сток и затвор. Конструкция полевого транзистора дополняется проводящим слоем, исполняющим роль канала, по которому течет электрический ток.
Данные устройства представлены модификациями «р» или «п»-канального типа. Каналы могут располагаться вертикально или горизонтально, а их конфигурация бывает объемной или приповерхностной. Последний вариант также разделяется на инверсионные слои, содержащие обогащенные и обедненные. Формирование всех каналов происходит под воздействием внешнего электрического поля. Устройства с приповерхностными каналами имеют структуру, в состав которой входит металл-диэлектрик-полупроводник, поэтому они называются МДП-транзисторами.
Проверка резисторов на соответствие номиналам
Если разобрать старинный советский телефон, основные параметры деталей можно легко определить по буквенно-цифровой маркировке. Несложно расшифровать следующие типовые обозначения:
- «280ом» – электрическое сопротивление 280 Ом;
- «1%» – соответствующий допуск в процентах;
- «МЛТ-2» – резистор мощностью 2 Вт.
Существенный недостаток такого решения – затрудненная (невозможная) идентификация при сильном повреждении поверхности. Для размещения технической информации необходима достаточно большая площадь, что противоречит современным тенденциям миниатюризации.
Проблему решают с помощью маркировки поперечными цветными полосами
Резисторы, созданные по стандарту SMD, маркируют цифрами. Пример расшифровки «203»:
- 20 – сопротивление в кОм;
- 3 – 10 в третьей степени.
Проверка короткого замыкания
Чтобы проверить провод на короткое замыкание, нужно поставить мультиметр на измерение сопротивления и подсоединить один щуп к одному проводку, а второй к другому. Если сопротивление равно нулю, замыкания нет, а если сопротивление выше нуля, значит, имеется замыкание. Но нужно знать, что у этого прибора малое напряжение, и им не всегда можно обнаружить КЗ, а если получится это сделать, то только на небольшом отрезке проводки.
Мультиметром можно проверить высоковольтные провода зажигания в автомобиле.
Для этого нужно отсоединить провод от свечи и от катушки зажигания, круговой переключатель измерительного прибора установить в режиме омметра минимум на 10 кОм, и подключить щупы к концам провода. В зависимости от типа проводов, сопротивление будет показываться 3,5-10 кОм. Проверив все провода, определите разброс их сопротивления, он не должен составлять больше 4 единиц.
Что такое мультиметр?
Мультиметр — это универсальное комбинированное измерительное устройство, которое объединяет функции нескольких измерительных устройств, то есть измеряет практически все показатели цепи. Самый маленький набор функций мультиметра — это измерение напряжения, тока и сопротивления. Однако современные производители не останавливаются на достигнутом, а вместо этого добавляют ряд функций, таких как емкостное измерение конденсаторов, частоты тока, проверка диодов (измерение падения напряжения на pn-переходе), звуковых датчиков, измерений температуры и измерения определенных параметров транзистора, встроенный генератор низких частот и многое другое.
Проверка электросхемы
Мультиметр может быть:
- Аналоговый. В данном типе приборов присутствует индикатор, который имеет несколько шкал (по одной на каждый вид измерения).
- Цифровой. Наиболее привычный вариант с цифровым табло. Показывает более точные значения. Имеет большее распространение по сравнению с аналоговым.
Настройка мультиметра
В первую очередь необходимо настроить прибор в режиме омметра. Чтобы вы поняли, как это сделать правильно, посмотрите на фотографию ниже, где стрелками указаны все позиции. Но нас интересует позиция «Прозвонки», именно на нее и надо выставить рукоятку прибора.
Теперь необходимо проверить сам тестер. Для этого соедините между собой два щупа (красный и черный), на дисплее должен высветиться «ноль» или показатель чуть больше него. Это говорит о том, что прибор работает правильно.
Так как нашу задачу определяет вопрос, как прозвонить провод, то мы уверены в том, что в разводке не установлены другие электрические элементы, которые могут аккумулировать электрический потенциал. То есть, перед нами линейный проводник или из меди, или из алюминия.
Исследования на короткое замыкание
Другой вариант поломки — это коротнуло. При таком виде поломки советуем выбирать индикаторы со звуком, потому что прозвонка в некоторых высокоомных светодиодных случаях могут показать единицы в десятках кОм, без радикальных скачков.
Пошаговая инструкция для проверки на короткое замыкание:
- Измеряем соответствующим способом цепь и необходимые участки.
- Если в ходе прозвонки видно замыкание и нулевое сопротивление, выпаиваем данный элемент.
- Проверяем в цепи необходимый участок, если короткого замыкания нет, то вы нашли поломку, если остается замыкание, выпаиваем, пока короткое не уйдет.
- В то же время проверенные и исправные припаиваем обратно.
- Меняем тот после которого замыкание ушло.
- Заново проверяем схему на исправность.
Рассмотрим аналогичный сгоревший резистор, который оставил след на резисторах по соседству и тем самым их повредил.
Почерневший резистор не выдержал температуры, на соседних резисторах можно увидеть гарь и перегретую краску, поменявшую цвет. Вероятность повреждения части слоя резистора.
Пример использования мультиметра:
Три варианта действий
Проверка микросхем – достаточно сложный процесс, который, зачастую, оказывается невозможен. Причина кроется в том, что микросхема содержит большое число различных радиоэлементов. Однако даже в такой ситуации есть несколько способов проверки:
- внешний осмотр. Внимательно изучив каждый элемент микросхемы, можно обнаружить дефект (трещины на корпусе, прогар контактов и т.п.);
- проверка питания мультиметром. Иногда проблема кроется в коротком замыкании со стороны питающего элемента, его замена может помочь исправить ситуацию;
- проверка работоспособности. Большинство микросхем имеют не один, а несколько выходов, потому нарушение в работе хотя бы одного из элементов приводит к отказу всей микросхемы.
Самыми простыми для проверки являются микросхемы серии КР142. На них имеется всего три вывода, поэтому при подаче на вход любого уровня напряжения, на выходе мультиметром проверяется его уровень и делается вывод о состоянии микросхемы.
Следующими по сложности проверки являются микросхемы серии К155, К176 и т.п. Для проверки нужно использовать колодку и источник питания с конкретным уровнем напряжения, подбираемым под микросхему. Так же как и в случае с микросхемами серии КР142, мы подаем сигнал на вход и контролируем его уровень на выходе с помощью мультиметра.
Индуктивность и тиристоры
Проверка катушки на обрыв осуществляется замером ее сопротивления мультиметром. Элемент считается исправным, если сопротивление меньше бесконечности. Надо заметить, что не все мультиметры способны проверять индуктивность.
Проверка тиристора происходит следующим образом. Прикладываем красный щуп к аноду, а черный – к катоду. В окошке мультиметра должно отобразиться бесконечное сопротивление.
После этого управляющий электрод соединяем с анодом, наблюдая за падением сопротивления на дисплее мультиметра до сотен Ом. Управляющий электрод открепляем от анода – сопротивление тиристора не должно измениться. Так ведет себя полностью исправный тиристор.
Показания прибора
Мультиметры представлены аналоговыми моделями и приборами цифрового типа. Все тестеры отличаются по функционалу, а также точности получаемых показаний. Популярные аналоговые мультиметры все данные о выполняемых измерениях показывают стрелкой и шкалой. Работа с таким типом прибора не всегда удобна и требует некоторой сноровки, а кроме всего прочего, стрелочный тестер нужно держать в стабильно зафиксированном положении, что не позволит стрелке «скакать».
Мультиметр Aneng AN8001
В цифровых мультиметрах результаты замеров, а точнее показания, выводятся на удобный ЖК-экран, и имеют вид интуитивно понятных цифровых значений, что исключает ошибки, которые допускают малоопытные мастера при снятии данных.
Такие тестирующие приборы очень просты в эксплуатации, поэтому получили широкое распространение. Стоимость любого измерительного устройства варьирует в зависимости от качественных характеристик, функционала и точности получаемых показаний. Стандартный тестер позволяет произвести замеры тока, напряжения и сопротивления.
Чтобы правильно считывать цифровые данные результатов замеров, нужно помнить, что при диапазоне измерений 200mV показатели на экране составляют «1», при 2,0V — «1,607», величины 20V соответствует уровень «1,60», а 200V — «1,6».
Большой и маленький тестер
Отсутствие правильных показателей на приборе, может свидетельствовать об употреблении разряженных батарей питания, недостатка активности пользователя и переводе тестера в режим «экономный», неправильном подключении щупов, выходе из строя плавкого предохранителя, а также установке переключателя в ошибочный режим. При необходимости следует выполнить подстройку выбора диапазона ручным способом.
Тест на прыгучесть
А
как отличить хорошую батарейку от разряженной, если под рукой в данный момент
нет ни фонарика, ни тестера?
Элементарно.
Просто ориентируйтесь насколько высоко будет отскакивать батарейка после ее
падения на ровную твердую поверхность.
Новые заряженные банки после того, как вы их бросаете на твердое основание, практически не отскакивают вверх. А вот “севшие”, подпрыгивают как теннисные мячики (БУМ-БУМ-БУМ).
По
высоте отскока можно попытаться определить, насколько она разряжена –
наполовину или полностью.
За
счет чего это происходит?
Ошибка!
Кто-то полагает, что при разряде у батарейки изменяется вес или смещается центр тяжести.
Это
далеко не так. Да, по весу можно узнать о качестве новой банки.
При
всех одинаковых параметрах более качественная будет весить немного больше.
Но
так можно ориентироваться только при покупке и выборе новых элементов питания.
Типы мультиметров
Для уточнения величины электрического сопротивления замеряют ток в цепи при одновременном поддержании калиброванного напряжения. Изменение фиксируется индуктивным либо другим датчиком. Данные отображаются на стрелочном индикаторе или дисплее с применением аналогового или цифрового способа передачи информации.
Второй метод – сравнение двух токов (измеряемого и контрольного). Как и в первом примере, применяют аналоговые и цифровые технологии обработки (передачи, отображения) данных. В зависимости от модификации, для настройки режимов используют:
- кнопки;
- поворотный переключатель;
- гнезда.
В современных приборах предлагается автоматическая настройка диапазона
Типовая проверка резистора мультиметром выполняется по следующему алгоритму:
- отсоединяют источник питания электрической схемы;
- визуальным способом определяют неисправный элемент;
- с применением выпаивания извлекают резистор;
- подключают щупы по схеме, установленной производителем измерительного устройства;
- устанавливают регулятор в диапазон с максимальным (предполагаемым) сопротивлением (Ом);
- выполняют измерение, проверяют работоспособность детали.
Ниже рассмотрены важные нюансы, которые учитывают при воспроизведении отдельных технологий проверки.
Принцип работы прозвонки
Для лучшего понимания, как именно мультиметр узнаёт есть ли обрыв в цепи или нет, я, общих чертах, опишу принцип работает этого режима.
Здесь всё предельно просто, принцип действия прозвонки, основан на всем известном законе Ома, главном правиле электрики и электротехники:
I = U / R , где I – Сил тока, U – Напряжение в сети, R — сопротивление
В каждом мультиметре имеется источник питания – батарейка или аккумулятор, с помощью них создаётся напряжение на проверяемом участке сети – подаётся ток и зная его характеристики – высчитывается результат.
Принцип действия
Работа любого тестера построена на принципах измерения величин. К тому же, она строится в соответствии с законом «Ома».
Есть ряд принципов использования тестера при разных видах замеров:
- Прямые измерения. Производятся за счет непосредственного соединения щупов с объектом. На приборе отразится результат.
- Косвенные измерения. Происходят путем совершения нескольких последовательных действий. При этом искомый показатель — расчетная величина.
- Неэлектрические величины. Дополнительные показатели, расчет которых производится за счет особых датчиков, установленных в приборе.
У аналогового тестера присутствует измерительная головка, которая подключается к 2 точкам электрической схемы. Таким образом происходит измерение напряжения. Для измерения тока, в схему параллельно включается измерительное напряжение.
Работают в перчатках
Чтобы измерить сопротивление, на него подается ток.
Работа цифрового тестера строится на АЦП. В нем происходит сравнение входного сигнала с опорным. Измерение напряжения происходит напрямую. Измерение тока производится в соответствии с падением напряжения на внутренних резисторах. Измерение сопротивления — по показателям резистора относительно фиксированного тока.
Принципами определяются и характеристики прибора:
- простым моделям присуща разрядность 2,5 и погрешность 10%;
- средним — 3,5 и 1% соответственно;
- хорошим — 4,5 и 0,1%;
- профессиональным — свыше 5 и не более 0,01% соответственно.
В автомобилях тоже измеряют электрические параметры
Измерение остаточного напряжения
Для
проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его
помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите
внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
постоянное напряжение – DCV
переменное напряжение — ACV
Нам
понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два
щупа вставляете в следующие разъемы:
черный – в COM (общий)
красный – в VΩmA
Находите
на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу,
а красный к плюсу.
По большому счету полярность при таких замерах существенной роли не играет.
Если
перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с
отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное
напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения,
которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть
больше.
Например,
алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет
номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр
должен показать 1,5 – 1,6V.
Если
батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь
действует следующее правило:
когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если
значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в
мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
калькулятор или электронные часы
компьютерная мышка
пульт дистанционного управления
Можете
тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в
камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда
современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс
многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала,
поэтому подобный фокус работает не всегда.
Ошибка!
Только не вставляйте два элемента питания (один хорошо заряженный, другой плохо) в одно устройство.
У
них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При
напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите
внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают
околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит
утилизации. Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Применение специального тестера
Для более сложных проверок нужно пользоваться специальным тестером микросхем, который можно приобрести или сделать своими руками. При прозвонке отдельных узлов микросхемы на экран дисплея будут выводиться данные, анализируя которые можно прийти к выводу об исправности или неисправности элемента.
Стоит не забывать, что для полноценной проверки микросхемы нужно полностью смоделировать ее нормальный режим работы, то есть обеспечить подачу напряжения нужного уровня. Для этого проверку стоит проводить на специальной проверочной плате.
Зачастую, осуществить проверку микросхемы, не выпаивая элементы, оказывается невозможным, и каждый из них должен прозваниваться отдельно. О том, как прозвонить отдельные элементы микросхемы после выпаивания будет рассказано далее.
Признаки повреждения
Подключение светодиода через резистор и его расчет
Узнать, какое изделие неисправно, можно с помощью простой визуальной проверки. Сильные тепловые (механические) повреждения выявляют в ходе осмотра достаточно быстро. Для упрощения задачи пользуются дополнительными осветительными приборами, увеличительной лупой. Предварительной разборкой конструкции обеспечивают свободный доступ.
Неисправные элементы
При длительной эксплуатации нагревающийся резистор повреждает собственный внешний вид, лаковое покрытие печатной платы. Подобные дефекты не обязательно сопровождаются нарушением работоспособности. Правильный вывод поможет сделать проверка резистора с применением мультиметра.
Как проверить реле в автомобиле
Для многих автовладельцев реле оказывается весьма непонятной вещью. От его неисправности может зависеть отказ различного оборудования, поэтому необходимо знать, как проверить работоспособность реле.
Чтобы понять принцип работы этого устройства, стоит почитать очень подробную статью Как работают реле в автомобиле. Если кратко: внутри корпуса реле установлен маленький электромагнит. При подаче напряжения на его контакты, он притягивает перемычку, и она замыкает контакты силовой линии – оборудование включается. Исходя из этого, существуют определенные неисправности реле, которые могут привести его отказу.
При диагностике неисправностей какого-либо оборудования, подключенного через реле, нужно проверить, работает ли оно. В современных автомобилях реле устанавливаются в монтажные блоки, поэтому будет отталкиваться от этого. Если у вас «отдельно стоящее» реле, принципы проверки такие же.
Проверяем присутствие питания на управляющих контактах
При наступлении определенных условий, необходимых для включения оборудования, запитанного через реле (например, включения фар из салона), реле должно щелкнуть. Если щелчок есть, то сразу переходим к следующему разделу статьи про силовые контакты. Если щелчка нет, нужно проверить наличие напряжения на управляющих контактах. Определить наличие напряжения можно обычной контрольной лампочкой или мультиметром. Причем мультиметр способен показать низкое напряжение, которое лампочка «не заметит».
Чтобы померить напряжение на контакте реле, в некоторых случаях достаточно слегка вытянуть его из гнезда монтажного блока и прикоснуться щупом контрольной лампы или мультиметра к одному из управляющих контактов. Второй щуп соответственно нужно прислонить к металлу кузова. Однако надежнее и легче вытащить реле полностью и вставить щуп в нужное гнездо блока.
Если ни на одном управляющем контакте напряжения нет, значит, реле не включится и скорее всего в отказе оборудования виновато не оно. Нужно искать причину, по которой ток не приходит на реле.
Чтобы магнит, находящийся внутри реле сработал, кроме «плюса», должна быть еще и «масса», то есть соединение с кузовом. Проверить ее наличие можно той же «контролькой». Один щуп лампы поставьте на плюсовую клемму аккумулятора, а второй – в «массовое» гнездо монтажного блока. Только не соединяйте данные места обычным проводом – это приведет к короткому замыканию! Лампочка или мультиметр исключат эту опасность и покажут есть ли массовое соединение в соответствующем гнезде.
Проверяем наличие напряжения на силовых контактах реле
Если реле щелкает, значит, управляющая электрическая цепь исправна, магнит срабатывает и перемычка двигается. В этом случае нужно проверить наличие напряжения на силовых контактах реле. На одном контакте напряжение есть всегда, а на втором должно появляться при включении реле. При выключенном оборудовании, подключенном через проверяемое реле, найдите силовой контакт, находящийся под напряжением. Для этого вставьте щуп контрольной лампы или мультиметра в соответствующее гнездо монтажного блока, а второй конец – к кузову автомобиля.
Если ни на одном силовом контакте напряжения нет, значит, силовая линия неисправна и реле так же ни при чем. Причины отказа силовой линии могут быть разными, но для начала стоит проверить предохранитель. Если же на одном из силовых контактов реле напряжение присутствует, то при включенном реле (реле щелкнуло, на управляющих контактах есть напряжение), напряжение должно быть и на втором силовом контакте.
Если реле включено, а напряжение есть только на одном силовом контакте, значит, ток не проходит через контактную группу реле. Происходит это, как правило, из-за обгорания контактов перемычки, замыкающей силовую электролинию. Подобное реле проще заменить новым, так как разбирать данную конструкцию и пытаться зачистить перемычку достаточно сложное и ненадежное занятие. Тем более, что стоимость большинства реле невысока.
http://220v.guru/elementy-elektriki/rele/kak-prozvonit-rele-i-proverit-ego-na-rabotosposobnost.htmlhttp://evosnab.ru/instrument/test/proverka-rele-multimetromhttp://multimetri.ru/prozvonit/kak-prozvonit-rele-multimetrom/http://electroinfo.net/praktika/proverka-rele-pri-pomoshhi-multimetra.htmlhttp://russia-avto.ru/remont/elektrika/kak-proverit-rele-v-avtomobile
Как проверить мультиметр на точность показателей
Обязательным условием эксплуатации прибора является проверка его работоспособности. Наиболее распространенный вариант: параллельно подключить аппарат к розетке. Затем сверяют показатели при помощи приборов или батарейки.
Аккумулятор может помочь очень значительно. Смысл состоит в том, чтобы в итоге смены полярности щупов, замеры напряжения дали одинаковый результат.
Механизм проверки в данном случае простой:
- выбирается режим, соответствующий замеру постоянного напряжения;
- устанавливаются измерительные пределы на уровне 20 В.
В элементе АА 1,5 вольт
Корректно работающая батарейка дает результат измерения, равный 1,35В. В некоторых случаях допускается показатель до 1,2В.
Затем производится повторный тест:
- щупы мультиметра подсоединяются к контактам батарейки;
- производится параллельное подключение нагрузочного элемента;
- выдерживается пауза (примерно 35 секунд);
- проверяется полученный результат.
К сведению. Если остаточный показатель батарейки оказался на уровне 1,1 В, она может использоваться только в бытовом приборе, который потребляет небольшое количество энергии. Однако качество работы при этом значительно снизится.
Максимальная точность достигается в том случае, если на приборе установлен наименьший предел напряжения. Это позволяет с легкостью определить и погрешность измерений прибора.
В авто-аккумуляторе 12 вольт
Показатель прибора до 1,6В не говорит о неточности прибора. Зачастую производители батареек делают это специально с целью обеспечить более долгий срок работы.
Хороший способ определения точности прибора — замкнуть контакты прибора в режиме замера сопротивления.
Если попробовать замкнуть контакты прибора в другом режиме, он может выйти из строя.
После проведения контактного замыкания, индикатор должен показать «0». Любое другое значение — свидетель неисправности и неточности прибора.
Определение неисправности розетки с помощью мультиметра – замеры параметров и прозвонка питающих линий
В первую очередь я советую провести комплекс несложных замеров – наличия напряжения, фазы, нуля или заземления. Это сильно упростит процесс диагностики.
Если же по какой-то причине не имеете возможности или не хотите этого делать – сразу переходите к следующему пункту – .
Замеры напряжения
— Если мультиметр показывает около 230 Вольт, значит электророзетка исправна. Стоит проверить электрооборудование, которое вы к ней подключали, возможно оно не работает и механизм здесь не при чем. Также нередко контакты разъема могут плохо прилегать к штырям электрической вилки, из-за деформации, окисления или загрязнения.
Здесь достаточно почистить контакты и поджать их. Чтобы всё снова правильно функционировало.
— Если же напряжения нет – переходим к следующему этапу
Определение фазы, нуля и заземления в розетке
Здесь основных варианта, почему может не работать, обычно три:
1. Нет фазы
2. Нет защитного нуля
3. Нет фазы и нуля
Отсутствие защитного нуля – заземления, напрямую на работоспособность не виляет – это лишь элемент безопасности
Но так как оно очень важно, я всегда советую его также проверять. Отсутствие заземления можно заметить лишь по косвенным признакам, вы долгое время не знать, что его нет
Но вы должны помнить, что именно оно может однажды спасти жизнь Вам и вашим близким.
Если в ходе диагностики, вы точно определили какая из линий неисправна, вам будет значительно проще не следующем этапе.