Что и как можно проверить мультиметром в аккумуляторе

Мультиметр в помощь

Теперь к вопросу о том, как проверять аккумулятор автомобиль на предмет работоспособности. Здесь на помощь приходит универсальный прибор. Это мультиметр.

С помощью простейших моделей можно проверить:

  • показатели напряжения;
  • ёмкость;
  • заряд;
  • возможные утечки тока.

Он даст возможность понять, рабочий этот аккумулятор или нет. Причём проверить это довольно легко.

Проблема в том, что не всегда проверка работоспособности эксплуатируемого аккумулятора под капотом автомобиля проводится вовремя. Водители не реагируют до тех пор, пока не проявляются действительно серьёзные признаки. Визуально неисправность может никак не проявляться. Хотя реальный ресурс уже почти на нуле.

Самое правильное решение — это включение аккумуляторной батареи в список стандартно проверяемых параметров. Это уровень масла, количество омывающей и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах, на которых ездит машина.

Нужно понять, как мультиметр помогает в проверке работоспособности.

Замеры напряжения

Проверка напряжения с использованием мультиметра даёт наглядное представление о текущем состоянии батареи. Поэтому провести такой тест будет полезно. Плюс он простой в реализации.

Неудивительно, ведь напряжение — ключевая характеристика для любой аккумуляторной автомобильной батареи.

Провести диагностику можно по такому алгоритму действий:

Сначала делаются замеры без воздействия нагрузки. Для этого лучше снять с АКБ клеммы и извлечь устройство из подкапотного пространства. При этом убедитесь, что аккумулятор заряжен, корпус чистый. Если вы заряжали батарею, то после завершения процедуры нужно подождать 3 часа.
Вооружитесь мультиметром. Переведите его в режим проверки напряжения. Порог измерения должен быть 20 В. Теперь щупы измерительного прибора подключите к клеммам аккумулятора. Сначала подключается минус, а затем идёт соединение с плюсом

Важно не перепутать полярность.

При исправном состоянии аккумулятора на дисплее прибора должны отображаться цифры в диапазоне от 12,4 до 12,9 В.
Теперь проведите такую же диагностику, но уже с нагрузкой. Для этого запускается двигатель

АКБ остаётся на своём месте. К подключенной батареи подводятся щупы мультиметра. Нормой считаются показатели от 13,4 до 14 В.

Если прибор показывает больше или меньше стандартных напряжений под нагрузкой и без, тогда имеются проблемы. Причём при высоких параметрах искать их нужно со стороны регулятора напряжения, либо генератора.

Заниженные характеристики требуют разбираться с самим аккумулятором. Проблема в нём.

Параметры заряда и ёмкости

Мультиметр также помогает проверять заряд и ёмкость аккумуляторных батарей.

Чтобы получить максимально точные сведения, после снятия АКБ с машины или отключения от зарядного устройства нужно выждать 5-6 часов.

Параметры заряда отражают текущие характеристики ёмкости аккумуляторной батареи:

  • если на дисплее мультиметра показано, что батарея заряжена до 12,7-12,8 В, то это 100% заряда, а также полная ёмкость;
  • при 12,4-12,6 В ёмкость снизилась до 75% от номинальной;
  • заряд в 12,2 В говорит, что от ёмкости осталось всего 50%;
  • если это 12 В и меньше, тогда параметры ёмкости составляют не более 25%.

Когда заряд падает ниже отметки 12В, это указывает на сильный разряд. Уже при 10,5 В батарея считается глубоко разряженной. Ошибочно считать, что глубокий разряд — это приближающиеся к 0 В значения.

Практика показывает, что при падении заряда меньше 10,5 В, восстановить АКБ бывает сложно. Не всегда это получается.

Проверка утечки тока

Ещё с помощью мультиметра проверяют ток утечки. В этом случае нужно переключить прибор в режим измерения силы тока, то есть сделать из него амперметр.

Только помните, что небольшая утечка является нормой для любого современного автомобильного аккумулятора. При этом значения не должны превышать 10-80 мА.

Чтобы выполнить проверку, необходимо:

  • отключить зажигание, извлечь ключ из замка, закрыть двери, но оставить открытым окно;
  • выключить всех потребителей;
  • переключить прибор в режим амперметра;
  • снять минусовую клемму;
  • плюсовой щуп подключить к АКБ, а минусовой к снятому проводу.

Теперь смотрите на дисплей измерительного прибора. Если цифры превышают допустимые значения, тогда есть избыточная утечка.

Определить источник проблем довольно легко. Можно просто поочерёдно извлекать предохранители и клеммы и следить, как меняются значения на табло. Если в какой-то момент цифры вернулись в норму, то причина в системе или устройстве, которые сидят на снятом предохранителе.

Тест на прыгучесть

А
как отличить хорошую батарейку от разряженной, если под рукой в данный момент
нет ни фонарика, ни тестера?

Элементарно.
Просто ориентируйтесь насколько высоко будет отскакивать батарейка после ее
падения на ровную твердую поверхность.

Новые заряженные банки после того, как вы их бросаете на твердое основание, практически не отскакивают вверх. А вот “севшие”, подпрыгивают как теннисные мячики (БУМ-БУМ-БУМ).

По
высоте отскока можно попытаться определить, насколько она разряжена –
наполовину или полностью.

За
счет чего это происходит?

Ошибка!
Кто-то полагает, что при разряде у батарейки изменяется вес или смещается центр тяжести.

Это
далеко не так. Да, по весу можно узнать о качестве новой банки.

При
всех одинаковых параметрах более качественная будет весить немного больше.

Но
так можно ориентироваться только при покупке и выборе новых элементов питания.

Научное объяснение

Что
касается подпрыгиваний, то научное объяснение здесь следующее.

Щелочная
батарейка имеет положительный анод (цинк) и отрицательный катод (диоксид
марганца).

Изначально
внутри нового заряженного элемента находится гелеобразная масса. При
сбрасывании батарейки с высоты она амортизирует весь удар и принимает его на
себя.

При
постепенном разряде цинк превращается в оксид цинка (твердое вещество). Чем
больше разряжена батарейка, тем больше в ней оксида цинка, который заполняет
все внутреннее пространство банки.

Между
частичками оксида цинка возникают мостики, напоминающие множество пружинок.

Такой
химический элемент (оксид цинка) даже специально добавляют в мячики для гольфа.

Данный
тест хоть и самый простой, но ориентироваться на 100% по нему не стоит. По
возможности обязательно перепроверяйте полученные результаты тестером.

Дело в том, что нередко прыгучесть зависит от формы “днища” батарейки. Если оно будет плоским и идеально ровным, то и прыгать такому элементу будет проблематичнее.

В
случае выпуклого основания, повышается и прыгучесть.

Более
того, подобный фокус применим не ко всем батарейка. Все зависит от их начинки.

Если
там изначально набор из нескольких “таблеток”, а не гелеобразная масса, то и вести
себя они будут совсем иначе.

Плохо что нельзя проверить на прыгучесть аккумулятор от машины Хотя и здесь у автолюбителей есть свои оригинальные методы.

Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить

В первую очередь следует четко разделить аккумуляторы – устройства с возможностью подзарядки – и батареи (батарейки), который считаются «одноразовыми». Оба варианта работают с постоянным током, поэтому при замерах следует переводить положение регулятора прибора в диапазон работы с постоянным током. Он маркируется, в зависимости от модели, DCV или V-.

Как измерить заряд батарейки

Если возникла необходимость проверки новой или бывшей в употреблении батарейки, можно использовать такие варианты выяснения уровня заряда:

  • без нагрузки;
  • под нагрузкой;
  • с помощью замера силы тока.

Как проверить батарейку мультиметром? Для этого необходимо:

  1. перевести регулятор в нужное для замера постоянного тока положение;
  2. выбрать предел измерения, больше предполагаемого на 5…10% (минимум). Так, для пальчиковой батарейки это составит 20 В;
  3. установить контакт щупов с полюсами (выходами) батарейки и снять показания.

Важно: щупы прикладываются к одноименным контактам – плюс к плюсу, минус к минусу. Если прибор имеет автоматическое определение полярности, данный пункт не важен. На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком

На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

Считается допустимой эксплуатации батарейки, заряд которой составляет не меньше 80% от номинального. При этом падение заряда на 10% – повод использовать батарейку в малотребовательных приборах, с низким потреблением энергии. Падение заряда на 20% и более – повод для ее утилизации.

Под нагрузкой батарейки проверяются обычно с помощью обычной лампочки или светового диода. Нагрузку подключают к устройству параллельно, после чего замыкают контакты щупами и выжидают 30…40 секунд. После этого снимают показатель и сортируют батарейки по степени пригодности.

С помощью измерения силы тока проверяют новые изделия. Для этого регулятор мультиметра устанавливают в положение проверки тока (маркировка A-) на максимум. Замыкая щупы на контактах батарейки, выдерживают 1…2 секунды после прекращения роста показателя и убирают щупы. После этого оценивается сила тока. В норме оно должно составлять 4…6 А для новой батарейки, при токе 3…3,9 А лучше использовать ее в менее энергоемких приборах. При показателе меньше 3 А допустима установка элемента в устройства дистанционного управления (пульты) и другие маломощные приборы.

Более детально процесс проверки батарейки показан на видео.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Если речь идет не об автомобильном аккумуляторе, а об обычном устройстве с возможностью подзарядки для использования в бытовых приборах, то принцип проверки тот же, что и для одноразовых батареек. При этом следует учитывать, что есть и определенные нюансы:

  • проверить заряд аккумулятора мультиметром следует под нагрузкой, в качестве ее можно использовать нагрузочный резистор или лампочку;
  • для проверки следует использовать силу тока, а не напряжение. Для работоспособного элемента с напряжением 1,2 В ток составляет 0,5…17 А. Положение регулятора устанавливают на максимум, как и для батареек, но замыкание контактов выполняется на 1…2 секунды. Удержание контактов на более длительный срок плохо влияет на работу аккумулятора.

Важно помнить: в отличие от батареек, номинальное напряжение «пальчиковых» аккумуляторов составляет 1,2 В, а не 1,5 В

Метод контрольного разряда

  • аккумулятор полностью заряжается;
  • к нему подключается нагрузка с постоянной мощностью и в этот момент засекается время;
  • в ходе проверки постоянно контролируют мультиметром напряжение на полюсах аккумулятора или силу тока в цепи и по достижении критически низких значений, свидетельствующих о разряде батареи, фиксируют длительность ее работы;
  • определяют емкость по формуле E = t х I, где t — длительность работы в часах, I — сила тока в цепи.

Например, к автомобильному аккумулятору можно подключить 12-вольтовую лампочку мощностью 60 Вт. Она потребляет ток силой 60 / 12 = 5 А. Аккумулятор емкостью 60 А*ч способен питать такую лампочку в течение 60 / 5 = 12 часов, после чего напряжение падает ниже 12 В. Чтобы ускорить проверку, две лампочки включают параллельно, что увеличит ток в цепи до 10 А. Тогда аккумулятор разрядится через 60 {А*ч} / 10 = 6 часов.

Если батарея разрядилась быстрее, ее емкость определяют по приведенной выше формуле и в случае значительного отклонения от нормы аккумулятор ремонтируют или меняют на новый.

Определение утечек

Иногда даже после небольшого простоя автомобильная аккумуляторная батарея отказывается давать необходимый заряд для запуска двигателя. В связи с этим владельцев авто интересует, как измерить силу тока аккумулятора мультиметром и откуда появилась утечка.

Аккумулятор — это источник постоянного тока с достаточно большой емкостью. Электроэнергия производится в нем в результате химических реакций, а после разрядки батарея вновь может восполнить нехватку тока от зарядного устройства.

Существует норма утечки тока в системе автомобиля, которая не превышает 30-50 мА. Но даже зимой это не должно стать причиной разрядки аккумулятора. Во время стоянки электроэнергия тратится на работу автомобильных гаджетов — сигнализации, часах, аудиосистемы, навигации и т.д. Энергопотребление их мало — не более нескольких десятков миллиампер.

Критические утечки, которые приводят к разрядке батареи, возникают из-за дополнительных потребителей или короткого замыкания в цепи. Определить их можно с помощью мультиметра:

  1. Отключить все устройства, потребляющие энергию. Выключить зажигание и вынуть из замка ключ.
  2. Установить режим измерения постоянной силы тока на 10 А.
  3. Устроить в цепи разрыв — «минус» аккумулятора подключить к разъему СОМ мультиметра, красный щуп соединить с помощью крокодила с бортовой сетью автомобиля.

В таком состоянии утечек, свыше допустимых 30-50 мА, быть не должно. Но если они присутствуют, придется искать причину. Нештатные потребители могут быть среди установленных самостоятельно устройств — магнитолы, противотуманных фар, подогрева сиденья, сигнализации и т.д.

Чтобы точно определить, что именно из этого является «виновником» энергопотерь, каждый вид оборудования нужно отсоединить от цепи и повторить испытания.

Часто расположенные вблизи движущихся частей автомобиля провода перетираются, что может стать причиной короткого замыкания. Поэтому все электрические коммуникации обследуются на наличие повреждений и изолируются.

Если же и после этих мероприятий добиться устранения утечки не удалось, проверка проводится при отключенных предохранителях и реле. Причины также могут крыться в неисправном генераторе или стартере.

Как правильно подключать

В таком вопросе, как проверить амперметры мультиметром, нужно руководствоваться ниже представленными рекомендациями:

  • Вычисляют диапазон для замера показателей. У аккумулятора он 1,5В, 7,5В и 12 В. Значение устанавливается чуть больше нормы. Это будет запасом, который предотвратит порчу прибора.
  • Правильно определяют направление тока, т.е. полярность клемм, на который будет выполнено измерение. За ориентир берут обозначения общепринятого вида, указанные на корпусе.
  • Необходимо грамотное подсоединение щупов. Черный — минусовый, ставят в гнездо общего типа под названием COMMON (COM). Плюсовой — устанавливают в красный разъем.

Работать с устройством легко

Схема дальнейших действий:

  • Устройство настраивается в нужном диапазоне измерения.
  • Значение выставляется на 10% больше того, которое предполагается.
  • Если показатель неизвестен, то за крайнюю отметку берется максимум.
  • Щупы устанавливаются по схеме, соответствующей типу проводимого измерения. Красный в разъемы, где измеряется ток, напряжение или сопротивления. Черный в общий разъем.
  • Щупы подносятся к исследуемому прибору или сети питания. Красный ставится на плюс, черный на минус.
  • Нужно оценить полученные показатели. Может потребоваться изначальная корректировка положения указателя («на ноль»), чтобы сведения были более достоверными.

Какие параметры можно проверить

При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.

Как измерить напряжение

Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:

  1. Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
  2. Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
  3. Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.

На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « – » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.

Измерение разности потенциалов при помощи многофункционального измерителя

Как измерить ёмкость

Узнать емкость батареи можно следующим образом:

  • Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
  • Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
  • Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
  • Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).

Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.

Как проверить внутреннее сопротивление

Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:

  • К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
  • Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
  • Замеряют напряжение питания (U1);
  • Отключают нагрузку;
  • Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
  • Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.

Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.

Как проверить ток утечки

Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:

  • Выключают зажигание;
  • Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
  • Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
  • Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
  • При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
  • Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
  • Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.

Определение тока утечки на автомобильной акб

В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.

На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.

Как проверить батарейку стрелочным мультиметром?

Для проверки берем нужный аккумулятор и так же как с цифровым подсоединяем клеймы к положительному и отрицательному полюсу.

Не забудьте перевести прибор в положения измерения батареек!

В принципе проверить батарейку можно и без тестера. Для этого потребуется поставить ее вертикально приподнять на 2 см и отпустить. Если она отскочит значит севшая. Заряженная же сильного отскока не даст.

Проверка батарейки на работоспособность без прибора так же осуществляется и с помощью обычно лампы. Но этот тест покажет лишь то что есть напряжение, вольтаж, и она не разряжена. В общем ее можно использовать. Данный эксперимент можно проводить в домашних условиях.

Работает ли батарейка, можно узнать, тогда, когда вы вставите ее в нужное электронное устройство. Либо же с помощью тестера, то есть мультиметра. Или простым способом, указанным выше. Таким способом можно проверить круглую пальчиковую батарейку и многие другие.

Есть специальная программа проверки емкости батареи для андроида 3C Battery Monitor Widget! Но она поможет определить объем энергии лишь на телефоне.

Теперь вы знаете, как осуществляется проверка мультиметром батареек и выявляется напряжение!

Читайте так же:

Проверка заряда элемента питания

Проверяют зарядку питания при помощи цифровых электронных мультиметров и аналоговых вольтметров. Применение первых измерительных приборов более популярно и распространено, так как мультиметры имеют небольшую стоимость, просты в использовании и обслуживании.

Проверка заряда без нагрузки

Заряд питания без нагрузки (в так называемом «режиме холостого хода») измеряется следующим образом:

  1. Регулятор мультиметра устанавливается в режим измерения постоянного напряжения;
  2. Выбирается предел измерения до 20 В;
  3. Соблюдая полярность, щупы прибора прикладываются к полюсам батарейки (красный – к положительному, черный – к отрицательному);
  4. Значение заряда (напряжения) мультиметр с небольшой погрешностью покажет на своем дисплее через 2-3 секунды.

Проверка заряда мультиметром

На заметку. Перед тем, как измерить заряд батарейки мультиметром, необходимо убедиться в том, что ее полюса не загрязнены и не покрыты пленкой окислов. Все визуально заметные загрязнения удаляют смоченной в спирте ваткой или чистой ветошью. Также необходимо использовать прибор, исправность и точность измерений  которого проверена временем.

Полученное при измерении значение сравнивают с тем, которое указано на питании. Так, например, если значение напряжения элемента форм-фактора типа АА меньше 1,0 В, то это означает, что он разряжен и не пригоден для дальнейшего использования.

Проверка электрических батареек мультиметром под нагрузкой

Проверка батареек мультиметром производится следующим образом:

  1. К проверяемому питанию параллельно подключают нагрузочный элемент;
  2. Соблюдая полярность, к полюсам прикладываются щупы мультиметра;
  3. Спустя примерно 35-40 секунд, с дисплея прибора снимается фактическое значение заряда питания под нагрузкой.

Работоспособность и возможность дальнейшего использования питания определяются в зависимости от полученного при таком измерении значения. Так, например, если напряжение пальчикового элемента типа АА меньше 1,1 В, он считается разряженным и может быть утилизирован; батарейки с напряжением от 1,2 до 1,3 В можно использовать в пультах дистанционного управления и настенных часах. Полностью заряженными и пригодными для использования по назначению считаются питания с напряжением под нагрузкой выше 1,35 В.

Проверка батареек способом измерения силы тока

Еще одним способом того, как проверить батарейку тестером, является измерение силы тока.

Производят подобное измерение следующим образом:

  1. Красный щуп прибора подключают к разъему для измерения постоянного тока (гнездо с маркировкой «COM»);
  2. Ручку регулятора прибора устанавливают на максимальное для данного мультиметра значение измеряемого постоянного тока – 5 или 10 А;
  3. Батарейку зажимают в руке и прикладывают черный щуп к отрицательному полюсу;
  4. Красным щупом касаются положительного полюса на несколько секунд, запоминая окончательное значение, которое покажет прибор.

Разряженные питания будут иметь результат подобного измерения меньше 1,7 А.

Как проверить батарейку без приборов

Самый простой щелочной или алкалиновый пальчиковый элемент питания можно проверять на степень зарядки без использования различных измерительных приборов следующим образом:

  1. Батарейку берут за верхнюю часть с положительной клеммой двумя пальцами и поднимают над поверхностью стола на 2,5-3,0 см;
  2. Разжимая пальцы, дают элементу удариться отрицательным полюсом о поверхность стола. Заряженные элементы при соприкосновении с твердой поверхностью издают глухой звук и не падают на бок, оставаясь в вертикальном положении.

Также можно узнать, насколько разряжена та или иная батарея, вставив ее в фонарь. По яркости свечения светодиодов можно судить о том, насколько заряжен вставленный в него элемент.

Как проверить батарейку с индикатором заряда

Некоторые модели батареек имеют специальный встроенный индикатор заряда – полоска с определенным количеством светящихся сегментов из термокраски.

Индикатор заряда

Проверка заряда модели с таким приспособлением производится следующим образом:

  • Двумя пальцами разных рук касаются круглой контактной площадки у положительного и полукруглой – у отрицательного;
  • По заполнению индикаторной полоски светящимися сегментами судят о полноте заряда элемента.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector