Особенность откручивания заржавевшей гайки или болта

Как разобрать унитаз-компакт.

Унитазы-компакт, как и любые другие, иногда ломаются. Ну а советского человека хлебом не корми, дай покопаться в унитазе. Что ж, на здоровье. Довольно часто унитаз можно разобрать и отремонтировать самому не дожидаясь сантехника и соседа снизу.

Почти все проблемы, связанные с работой унитаза, сосредоточены в сливном бачке.

  1. Чтобы снять крышку бачка, нужно открутить кнопку слива воды. Обычно кнопки пластмассовые и откручиваются довольно легко, никаких инструментов тут не надо. Нужно посильнее надавить пальцами на выступающий над крышкой никелированный ободок кнопки и вращать против часовой стрелки, пока не открутите. ;
  2. Чтобы снять арматуру для впуска воды, может понадобиться разводной или простой гаечный ключ. Сначала нужно перекрыть воду, открутить гибкий шланг подвода воды и если при этом вывалится резиновая прокладка, подобрать ее и положить в надежное место (конечно, если прокладка не повреждена, сантехники советской закалки имеют обыкновение затягивать гайки до такой степени, что прокладки приходят в негодность. При откручивании шланга одной рукой нужно придерживать арматуру залива воды, чтобы не доломать ее раньше времени. После того как вы отсоединили гибкий шланг, нужно открутить прижимную гайку, крепящую запорную арматуру к сливному бачку. Эта гайка обычно пластмассовая и откручивается руками, но если не откручивается — тогда пригодится разводной ключ.
  3. Снять арматуру для слива воды сложнее, для этого сначала нужно открутить бачок. Бачок крепится к чаше унитаза двумя болтами. Если болты пластмассовые, то их открутить-прикрутить не проблема. А если болты железные, да еще старые и даже головок болта не видно из-за скопившейся на дне бачка ржавчины, то дело плохо. Иногда железные гайки удается открутить, но если головки болта проржавели настолько, что ни ключ ни плоскогубцы не цепляются, а когда вы крутите гайку, болт проворачивается, то тут только один выход. Как говорил товарищ Паниковский: «Пилите, Шура, пилите!». Тут понадобится ножовка по металлу, терпение и аккуратность, но резиновую прокладку между бачком и чашей, вы скорее всего испортите. Но это не беда, главное не разбить кафель или унитаз.
  4. Теперь можно снять арматуру для слива воды, она крепится большой пластмассовой гайкой снизу бачка. Когда будете ее откручивать, придерживайте второй рукой арматуру.
  5. Последняя деталь, которую можно отсоединить от унитаза — это крышка. Крышка крепится пластмассовыми болтами к чаше унитаза. Снизу на болты накручены пластмассовые барашки. Откручиваются барашки просто руками. Но крутить их иногда приходится долго, так как болты длинные, чтобы сэкономить время, можно откручивать барашки обеими руками.

Если вам нужно полностью демонтировать унитаз, то тут успешность операции обратно пропорциональна возрасту унитаза, зависит от способа крепления, и вида канализации.

Надеюсь, уважаемый читатель, информация, представленная в данной статье, помогла вам хоть немного разобраться в имеющейся у вас проблеме. Также надеюсь на то, что и вы поможете мне выбраться из той непростой ситуации, в которую я попал недавно. Даже и 10 рублей помощи будут для меня сейчас большим подспорьем. Не хочу грузить вас подробностями своих проблем, тем более, что их хватит на целый роман (во всяком случае мне так кажется и я даже начал его писать под рабочим названием «Тройник», на главной странице есть ссылка), но если я не ошибся в своих умозаключениях, то роману быть и вы вполне можете стать одним из его спонсоров, а возможно и героев.

Для терминалов номер Яндекс Кошелька 410012390761783

Для Украины — номер гривневой карты (Приватбанк) 5168 7422 0121 5641

Источник

Выкручиваем обломанный болт

Для того, что бы извлечь обломанный болт экстрактором Вам необходимо будет воспользоваться дрелью. Так же Вам необходимо взять сверла, плашки для метчиков, крепкий керн. В сломанном «виновнике» необходимо сделать отверстие, диаметр которого не должен превышать диаметра резьбы обломанного болта.

Экстрактор имеет обратную резьбу.

В отверстие вкручивается экстрактор. При закручивании экстрактора, а точнее его обратной резьбы в обломанный болт, вы вместе с последним извлекаете его.

Если болт обломался и есть возможность до него достать, то Вам нужно восстановить геометрию того, что от него осталось. Воспользуйтесь напильником либо крупнозернистой наждачной бумагой. Потом нужно аккуратно накернить поверхность. Иначе сверло будет всегда гулять по остатку болта и сделать отверстие строго по центру не получится. Так же необходимо соблюсти соосность. Отверстие должно быть просверлено, как можно ближе к центру болта.

Необходимо начинать сверлить сверлом небольшого диаметра и чётко расположить отверстие по центру. Центрированное отверстие очень просто можно расширить. Диаметр экстрактора необходимо брать на 1мм больше, чем диаметр отверстия

Важно не просверлить насквозь отверстие, чтобы экстрактору было за что зацепиться

Экстрактор нужно вкрутить в углубление поверхности болта. Затем экстрактор необходимо установить в углубление и нанести удар молотком, стараясь забить в отверстие, как гвоздь. После этого он должен остаться в углублении.

Необходимо зажать плашкой его головку и вращать в направлении откручивания самого болта. Вращать плашку нужно не торопясь и как можно аккуратнее. Врезаясь в болт, экстрактор максимально затягивает его и передаёт свой крутящий момент на обломанного «виновника». В свою очередь крутящий момент и вывернет обломанный болт.

Бензин, керосин, скипидар и другие

К сожалению, WD-40 не всякий раз есть под рукой, а покупка баллончика из-за одной ржавой гайки или болта – не лучшее решение с точки зрения экономии. Поэтому стоит попробовать что-то из продуктов нефтепереработки – от уайт-спирита до скипидара. Все они обладают высокой проникающей способностью и являются растворителями. Это их свойство поможет в случае забивания резьбового соединения грязью различной природы. Процедура стандартная – место вокруг крепежа очищается и заливается керосином, соляркой, бензином. Через 10-15 минут, когда жидкость проникнет глубоко в резьбу, болт или гайку можно пробовать крутить.

С чего начать

Оценить степень сложности проблемы: если сорванный шуруп утоплен в структуру материала, рассматривают сложные методы; для удаления крепежа на этапе ввинчивания используйте плоскогубцы — ими захватывают головку и выкручивают.

Прежде чем начинать процедуру удаления изделия, проверить, правильно ли подобрана отвертка. Для этого проверяют все виды инструмента. Если изначально отвертка неправильно подобрана, тогда не потребуется выполнять сложные процедуры по извлечению крепежа. Проблема решится путем замены инструмента.

Меры предосторожности

Когда подбирается способ, как выкрутить шуруп с сорванными гранями, необходимо придерживаться рекомендаций:

  • при использовании вспомогательного инструмента следует контролировать интенсивность прилагаемых усилий: иногда, чтобы быстрее извлечь крепеж, приходится сильнее надавливать на него, однако ситуация усугубится в данном случае и, наоборот, слишком осторожные действия при слабом нажиме приведут к еще более быстрому стиранию граней шлица;
  • когда крепеж выкручивается слишком интенсивно или же применяется вспомогательный инструмент, во время работы с которым образуется металлическая стружка (ножовка по металлу и пр.), необходимо периодически удалять ее, т. к. наличие посторонних частиц является причиной недостаточно плотного прилегания инструмента к граням шлица, что будет замедлять работу;
  • заниматься удалением шурупа без шляпки рекомендуется в защитных очках, т. к. в процессе выполнения процедуры при использовании электроинструмента может образовываться металлическая стружка;
  • нужно знать, в какую сторону откручивать шуруп, так, в большинстве случаев метизы изготавливаются с правой резьбой, что обеспечивает возможность установки крепежа путем ввинчивания по часовой стрелке, а удаляется он, наоборот, при движении отвертки в противоположную сторону.


При использовании вспомогательного инструмента следует контролировать интенсивность прилагаемых усилий

Ржавый шуруп

Прежде чем заниматься вопросом, как выкрутить саморез, подверженный образованию коррозии, следует рассмотреть все доступные методы:

  • удар по крепежу, в данном случае происходит нарушение целостности оболочки из ржавчины, благодаря создаваемой при этом вибрации заржавевший винт отвернуть будет легче;
  • применение ударного инструмента: полученный эффект такой же, что и в первом случае, подойдет ручная или механическая ударная отвертка;
  • если решается вопрос, как выкрутить сломанный шуруп, который при попытке удаления прокручивается, а дополнительно к тому покрыт ржавчиной, следует использовать метод нагрева, при этом металл расширяется, после остывания изделие уменьшится до первоначальных размеров, в результате происходит нарушение целостности оболочки из ржавчины, что позволяет быстро удалить крепеж;
  • альтернативный метод — применение химического вещества WD-40, используют преобразователь ржавчины, который разрушает образовавшуюся оболочку, однако положительный результат можно получить, только если будет обработана вся поверхность шурупа, данное условие часто сложно выполнить.


При образовании коррозии, следует рассмотреть все доступные методы

Как открутить прикипевший ржавый болт или гайку?

А его нехватку замените аналогом. Приобрести можно на рынке, в автомагазине или заказать для выточки на токарном станке. Также можно применить высверливание, если сорвали головку болта, правда длительный и мучительный вариант.

Чтобы избежать подобных ситуаций, всегда используйте при ремонтных работах графитовую смазку. Если нет таковой, можно обычную «Литол-24М». Таким образом, надежно защитите от коррозии на длительные года.

В завершение рассмотрение темы, как открутить прикипевший болт, хочется рекомендовать владельцам использовать только качественные наборы инструментов во избежание внезапных соскоков или сломов. Так как, прикладывая максимальное усилие, можно с легкостью нанести себе или окружающим увечья. Помните, при выполнении различных видом работ, безопасность, прежде всего.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне — когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода — для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Почему ржавый болт или гайка трудно откручиваются

Любой металлический крепеж с течением времени неизбежно подвергается коррозии, ржавчине. Процесс ускоряется, если болты, гайки часто подвергаются воздействию агрессивной среды:

  • соприкосновению с водой;
  • взаимодействию с химическими средствами, в том числе моющими;
  • уличной грязи, пыли, едких солей – они ускоряют процессы коррозии.

По прошествии некоторого времени заржавевший болт необходимо снять и заменить, но часто возникает проблема – он не откручивается. Из-за окислительных процессов металла на крепеже и деталях нарастает ржавчина и поверхности «схватываются» между собой. Если этот процесс развивается в месте расположения резьбы болта, то ситуация становится еще более затруднительной.

Лайфхак: как сделать так, чтобы гайка не откручивалась?

Если вы часто сталкивались с ситуацией, когда от вибрации на велосипеде, на машине, на станке начинают «самопроизвольно» откручиваться гайки, то наверняка задавались вопросом: как сделать так, чтобы гайка не откручивалась? В этой статье вы найдете сразу несколько вариантов «крепежного» решения. Выбирайте, как говорится, на свой вкус и на свой случай:

Фиксаторы резьбы

Могут быть как промышленного производства различных марок (например, Mannol), так и из подручных средств (лак для ногтей, эпоксидная смола). Фиксатор наносится на резьбу болта, гайка закручивается с нужным усилием, а когда фиксатор застывает, он не дает гайке открутиться от вибрации.

Гайки «специального назначения»

Гайки с контрящим (стопорным) кольцом (DIN 985).

Такую гайку также называют «самоконтрящаяся» или «самостопорящаяся». Внутри неё есть нейлоновая вставка, которая при закручивании деформируется по резьбе и не дает гайке раскрутиться. Учтите, что это «одноразовое» решение: такую гайку нельзя использовать повторно. В «кустарном» варианте этого решения на болт надевается термоусадка, нагревается, а потом поверх накручивается обычная гайка.

Гайка с фланцем (DIN 6923).

Фланец – это расширенная нижняя часть гайки с насечками, которые впиваются в опорную поверхность и не дают гайке откручиваться. Просто накручивается на болт и затягивается.

Корончатая гайка (DIN 935).

Применяется в критически важных соединениях, например, при сборке самолетов. В верхней части гайки есть зубцы, примерно на ¼ от общей высоты гайки. После того, как гайка накручена на болт, он просверливается насквозь между зубцами гайки. Затем в это отверстие вставляется проволочный штифт, который обжимается вокруг болта. За счёт этого создается соединение, очень устойчивое к раскручиванию даже при высокой вибрации.

Шайбы «специального назначения»

Шайба-гровер ГОСТ 6402-70 (DIN 127, DIN 7980).Самое недорогое и частое решение. Может использоваться как вместе с обычной шайбой, так и без нее, в зависимости от конструкции. Применяется во всех отраслях машиностроения, в строительстве, знакомо и привычно многим мастерам.

Шайба зубчатая (DIN 6797).Как и шайба-гровер, не дает гайке откручиваться. Один из недорогих вариантов зафиксировать гайку. Часто используется в бытовой технике, например, в стиральных машинах

Важно: если затянуть такое соединение слишком сильно, зубцы могут сгладиться, зубчатая шайба превратится в обыкновенную и уже не сможет фиксировать гайку.

Если вы знаете, что ваши резьбовые соединения будут подвержены вибрации, ударам, толчкам, раскачиваниям, то вопрос не в том: открутится или нет? Вопрос в том, в какой момент это произойдет и насколько разрушительными будут последствия самопроизвольного раскручивания и выхода болта из отверстия. Задумайтесь над этим, откажитесь от неуместной экономии и используйте подходящий вариант шайбы или гайки.

Выбрать и заказать крепёж подходящего размера можно в каталоге компании Юниформ-Металл:

Найдите свой вариант надежной фиксации резьбовых соединений:

Гайки:

Шайбы:

Причины замены

Замена бачка унитаза – проблема неприятная, но, тем не менее, разрешимая. Следующие факторы однозначно говорят о том, что замена необходима:

  • налёт на стыках и муфтах (основная причина – плохая вода);
  • камень, образующийся из налёта на всех внутренних деталях бачка;
  • ржа или окалина, которая попадает в холодный водопровод после ликвидации аварий.

Совет. Для предотвращения таких явлений, установите фильтр грубой и тонкой очистки.

Если по неосторожности сливной бачок лопнул и вдоль его стенки «поползла» трещина, то придётся ставить новый. Для замены лопнувшего бачка унитаза потребуются:

  • сливная/наливная арматура;
  • прокладки/болты для крепления;
  • сливной бачок;
  • силиконовый герметик.

Почему болты срываются?

Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются

В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию. 

При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично

В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.

Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания

Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.

При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке

Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.

Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.

Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.

Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке

Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях. 

То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.

При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.

Веранда пристроенная к дому – расширяем жизненное пространство: проекты, советы как создать своими руками (200 оригинальных фото идей)

Пошаговая инструкция по выкручиванию болта

Представленные ниже методики помогут решить проблему выкручивания крепежей при различном характере повреждений.

С испорченными гранями

Опыт специалистов подскажет, как откручивать болты с сорванными гранями. Для этого используют сразу несколько эффективных методов. На скорость работы влияет месторасположение крепежа, наличие необходимых инструментов и доступность метиза. Рекомендуется применять каждый из следующих методов по очереди до полного демонтажа поврежденного метиза:

  • Задействование острого зубила. Такой способ применим только в том случае, когда сломался большой болт. Весомым аргументом будет доступ к крепежу. Чтобы удалить деталь со сломанной гранью, понадобится зубило и молоток. К головке болта по касательной нужно приложить зубило и наносить по нему удары молотком. Этот подход можно назвать наиболее простым. Но такие действия подойдут далеко не во всех случаях.
  • Более эффективным является способ применения переставного ключа. Если к метизу есть свободный доступ, универсальный ключ с большой вероятностью сможет сорвать элемент с места. Принцип действия заключается в использовании специальных насечек, которые располагаются на рабочей поверхности. Ключ надежно зажимает головку и позволяет откручивать болтики наименьшего размера. Обязательное условие – переставной ключ должен быть новым.
  • Накидной ключ также может оказаться необходимым приспособлением. Головки для откручивания болтов с сорванными гранями довольно часто справляются с самыми сложными случаями. Профиль ключа должен состоять из 12 граней, а внутри – гнездо звездочка. Головка должна быть на один размер меньше болта. Деталь аккуратно надевают на крепеж при помощи молотка и начинают выкручивание метиза.
  • Ножовка по металлу. Приспособление позволяет пропилить углубление для дальнейшего откручивания метиза плоской отверткой. При этом глубина должна быть на 25% меньше высоты головки метиза.
  • С помощью болгарки или напильника можно сделать новые грани под меньший размер ключа. Располагая рожковым ключом, можно сделать всего 2 грани параллельные друг другу.
  • Запасной вариант – воспользоваться сварочным аппаратом. В этом случае к болту нужно приварить дополнительную гайку.

Повреждение резьбы

Распространенной проблемой является повреждение резьбы. В результате болт прокручивается в посадочном месте и не извлекается наружу. Существует проверенный способ, как можно выкрутить болт с сорванной резьбой. С помощью плоской отвертки необходимо поднять крепеж. Для этого отвертку помещают между головкой метиза и основанием, после чего крепежный элемент с усилием поднимают вверх. Затем нужно начать откручивание до момента полного извлечения из посадочного места.

Специалисты также рекомендуют толкать крепеж с обратной стороны при условии, что отверстие сквозного образца. Если нет возможности демонтировать гайку по причине сорванной резьбы, данное место срезают болгаркой.

Под звездочку и шестигранник

Большое распространение получили крепежные материалы с головками под звездочку, а также шестигранник. Такие метизы надежны и удобны в эксплуатации. Однако подобные детали также могут выходить из строя.

При повреждении граней нужно действовать таким же образом, как и в случае с простыми болтами. Разница заключается только в том, что демонтаж выполняется при помощи специальных ключей с гранями характерной формы – шестигранника или звездочки.

Под отвертку

При ограниченном доступе можно сделать насечку на болте. На помощь придет зубило или болгарка. Сделав пропил, пробуют выкрутить метиз отверткой. Если такой способ не приносит желаемого результата, отвертку ставят под углом и наносят по ручке удары молотком. Перед тем как откручивать сорванные болты, рекомендуется нанести смазывающую жидкость. Прикладываемое усилие должно иметь направление против часовой стрелки.

Подробное видео о способах откручивания поврежденных болтов:

https://youtube.com/watch?v=LapWWacvEUg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector