Основы правильного хранения автомобильного аккумулятора

Как хранить

Способ консервации аккумуляторной батареи зависит от её разновидности.

@Avtoelektrik-info.ru

Сухой

Сухая разновидность — девайс, для работы которого не используется жидкость. Компании производят модели, в которые электролит заливается непосредственно перед установкой в автомобиль. До момента заливки изделия могут храниться в сухом прохладном помещении в течение довольно продолжительного периода. Причём эксплуатационные свойства они не теряют

Но чтобы их сохранить, крайне важно соблюдать все условия хранения: температурный режим, процент содержания влаги, отсутствие солнечных лучей и источников тепла, герметичность корпуса

Заправленный (мокрый)

Если батарея предварительно заправлена электролитом, консервировать её следует, не сливая раствор. Если вылить католит, это спровоцирует быструю сульфитацию свинцовых пластин и уменьшение срока эксплуатации девайса. В этом случае следует, наоборот, обеспечить требуемое количество жидкости. Причём заливать нужно исключительно дистиллированную воду. Категорически запрещается использовать обычную из-под крана или концентрированную кислоту. Это может привести к непредсказуемым результатам, которые станут причиной полного выхода батареи из строя.

Конечно, консервация заправленной модели — дело более хлопотное, требующее основательной подготовки. Но соблюдение всех рекомендаций позволит полностью сохранить эксплуатационные качества устройства, а ведь это намного лучше, чем посещение магазина с целью покупки новой АКБ.

В крайнем случае, когда отсутствует возможность доливать дистиллированную воду и периодически заряжать источник питания до требуемых значений, для снижения саморазряда можно воспользоваться борной кислотой. С её помощью легко законсервировать батарею на долгие годы. Для этого понадобится пятипроцентный раствор, который заливается внутрь устройства следующим образом:

  • первым делом нужно полностью зарядить АКБ, не сливая электролит;
  • после этого католит аккуратно и медленно сливается;
  • теперь устройство нужно пару раз тщательно промыть с помощью дистиллированной воды, причём после каждой процедуры изделие, наполненное жидкостью, нужно оставлять на полчаса;
  • заключительный этап — наполнение АКБ пятипроцентным раствором борной кислоты.

По завершении манипуляций источник питания следует поставить в сухое тёмное место с температурой от 0 до +15°С.

Гелевый

Это относительно новая модель, которая только завоёвывает популярность среди автолюбителей. Однако способ хранения устройства ничем не отличается от консервации заправленной разновидности, даже несмотря на разный состав. После снятия с автомобиля девайс следует полностью зарядить и поместить в тёмное сухое помещение с температурой от 0 до +15°С.

Особенности устройства аккумулятора, влияющие на его хранение

Чтобы для вас была понятна информация о том, как хранить АКБ, скажем пару слов об устройстве автомобильного аккумулятора. Практически во всех легковых автомобилях установлены кислотные аккумуляторы с номинальным напряжением 12 вольт. В основу функционирования аккумулятора положена электрохимическая реакция Pb и PbO2 в водном растворе серной кислоты.

Так слева направо реакция идёт при разряде АКБ. В процессе зарядки реакция движется в обратном направлении.

К чему всё это было сказано? Нужно понять, что автомобильную АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. Если хранить его в таком виде, то в результате сульфатации пластин будет идти потеря эксплуатационных характеристик.

Стоит сказать ещё о таком явлении при хранении аккумулятора, как саморазряд. Под ним понимается процесс разряда АКБ при хранении. Саморазряд обусловлен окислительно-восстановительными процессами на электродах. На отрицательном электроде этот процесс выражен больше. Ведь свинец с минусового электрода более активно вступает в реакцию с электролитом. Эта реакция становится тем активнее, чем выше плотность электролита.

Как видно между выводом и корпусом батареи имеется разность потенциалов

Нужно ещё добавить, что саморазряд имеет следующие особенности:

Как хранить аккумулятор

Основная цель при хранении автомобильного аккумулятора — поддержать его характеристики, необходимые для многолетней эксплуатации. Поэтому сначала замеряют его напряжение и плотность электролита. Первое значение должно быть не ниже 12,6 В, а второе — не ниже 1,26 г/см. Без дополнительного подзаряда любой аккумулятор может храниться примерно год, но для кальциевых устройств этот срок можно немного увеличить.

Для тех, у кого нет возможности держать АКБ в помещении с определёнными условиями, есть смысл отключить массу на весь этот период. Это на больший период позволит сберечь его эксплуатационные качества. У тех водителей, кто задумывается, как хранить аккумулятор автомобиля, иногда возникает вопрос о том, есть ли смысл сливать электролит. Делать этого нельзя ни в коем случае, ведь при повторном заряде АКБ уже не сможет восстановить свои заводские параметры. Более того, этот химический реактив крайне опасен для здоровья человека.

По рекомендациям экспертов, во время хранения батареи её нельзя переворачивать набок или на тыльную сторону. Её естественное положение — горизонтальное, это связано с электролитом, находящимся внутри в жидком или приближённом к нему состоянии.

Исправный генератор и стабилизатор напряжения

От режима работы ДВС зарядное напряжение, поступающее к аккумулятору через реле-регулятор от генератора, должно находиться в узком интервале 13,9-14,5В. Эти условия обеспечивают возможность 100%-ной заряженности АКБ и напряжения на клеммах свыше 12,6В при выключенном моторе. На правильности и стабильности работы электросистемы может сказаться любая неисправность – износ коллектора, ремня или токосъемных щеток, повреждение диодного моста, замыкание витков обмотки.

Контроль потребителей в бортовой сети

Следует избегать общей длительной эксплуатации кондиционера, аудио- и видеосистемы, освещения, подогрева и других потребителей энергии при выключенном двигателе. Это частая причина глубокого разряда батареи, особенно в случаях выезда на природу. Если такая необходимость возникла, следует время от времени заводить ДВС на 10-20 минут для подзарядки от генератора (1500-2000 об/мин).

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Выше мы уже упомянули о нескольких факторах, которые могут существенно сократить срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Теперь настало время рассказать об этом подробнее.

На сегодняшний день известно множество причин, способных повлечь за собой сокращение срока службы автомобильного аккумулятора, и если вы дорожите своей машиной, то следует их запомнить. Это поможет избежать массы хлопот, связанных с обслуживанием АКБ.

Помните, что регулярная профилактика помогает не только предотвратить появление непредвиденных поломок,  но и не допустить преждевременный выход аккумулятора из строя. Словом, профилактика позволяет значительно увеличить срок службы батарей.

Коррозия в контактной паре

К сожалению, контактная пара страдает чаще всего. Это обусловлено климатическими условиями нашего региона и повышенной влажностью воздуха. Коррозия губительна для любых металлических компонентов, поскольку она нарушает их целостность. И компоненты АКБ не являются исключением.

Здесь нужно отметить еще один немаловажный фактор. Коррозия, образовавшаяся на поверхности контактной пары, значительно ухудшает крепление клемм. В результате вибрации, возникающие во время езды, это приводят к короткому замыканию и повреждению аккумулятора.

Частые короткие замыкания

Еще один фактор, являющийся губительным для АКБ. Оно может возникнуть, например, при прорыве сепаратора. Причиной короткого замыкания может послужить и осыпавшаяся на дно корпуса обмазка пластин, опять же вследствие вибрации. Кстати, подобные случаи возникают довольно часто.

Если вы заметили, что разряда батареи стало не хвать, даже на неделю, и при этом были какие-то неполадки с электросистемой автомобиля, можно смело идти в магазин за новым аккумулятором, поскольку старый уже не восстановить.

Температурный режим

Резкие перепады температур также способствуют быстрому износу аккумуляторной батареи автомобиля. С этим особенно часто сталкиваются дальнобойщики, поскольку они переезжают из одной климатической зоны в другую. Нередко подобная проблема возникает и у обычных автомобилистов, активно эксплуатирующих машину зимой.

Необходимо следить за «зимним» и «летним» режимами эксплуатации. Например, при нагреве до +70 градусов Цельсия может наблюдаться усиленная сульфатация пластин батареи. Решить проблему помогает своевременная десульфатация, которую рекомендуется проводить раз в 2 года. Делается она с помощью подзарядного устройства.

Нахождение в разряженном состоянии

Если автомобиль не использовался долгое время, велика вероятность, что вы не сможете завести его с первого раза. Это связано с тем, что за период простаивания аккумуляторной батареи заряд значительно снизился.

Данный фактор является губительным для АКБ, даже именитых производителей. Далее мы поговорим о том, каким образом можно продлить средний срок службы аккумулятора автомобиля.

Чрезмерный заряд

АКБ должен использоваться регулярно и в штатном режиме. Любые экстремальные нагрузки, включая перезаряд, способствуют быстрому износу накопительных элементов. Поэтому превышение положенных норм заряда необходимо избегать. Это поможет увеличить срок эксплуатации аккумулятора, и в целом избавит от множества проблем.

Правила хранения аккумуляторов

На текущие характеристики источника питания оказывают влияние не только способы эксплуатации, но и применяемые правила для хранения автомобильных аккумуляторов. Если их не соблюдать, то вскоре могут произойти необратимые физико-химические процессы, приводящие к разрушению отдельных элементов и АКБ в целом.

На то, как должны храниться источники питания, влияет их тип. Длительное хранение обслуживаемых аккумуляторных батарей может проводиться в сухом виде. Это значит, что в банках нет электролита, а свинцовые пластины не окружает никакой раствор. АКБ должны располагаться в сухом относительно тёплом помещении с минимальной влажностью. В подобных условиях электроприбор может ожидать эксплуатации до нескольких лет.

Заправленный электролитом АКБ с необслуживаемым типом имеет больше ограничений по хранению. В подобных обстоятельствах весьма проблематично контролировать плотность кислотного раствора внутри, особенно без встроенного глазка-индикатора

Также важно контролировать напряжение на клеммах, ведь длительное снижение способно привести к сульфатации пластин и скорому их разрушению. При длительном хранении возникает риск расслоения раствора на кислоту и воду, что повлечёт дальнейшие нежелательные химические реакции

Типы автомобильных аккумуляторов

Необходимо рассмотреть типы аккумуляторов, используемых для запуска двигателя автомобиля, т. к. условия хранения и эксплуатации батарей, созданных по разным технологиям, несколько отличаются друг от друга.

Сурьмянистый тип


необходимой прочности

В данный момент такие батареи больше не производятся и встречаются крайне редко, т. к. требуют постоянного обслуживания — доливки электролита. Допускать падение уровня электролита категорически запрещено. В остальном аккумулятор неприхотлив как в использовании, так и в хранении. При консервации на зиму обязательна проверка уровня электролита в банках.

Малосурьмянистые АКБ


интенсивность испарения воды

Помимо этого, необходимо осуществить проверку уровня электролита перед постановкой батареи на хранение. Все рекламные утверждения, что АКБ такого типа не нуждаются в обслуживании, являются маркетинговым мифом. К плюсам таких батарей можно отнести то, что они не склонны к саморазряду, не теряют ёмкость и имеют низкую цену. Они маркируются на корпусе Sb+.

Кальциевый вариант

В батареях этого типа сурьма в свинцовых пластинах заменена кальциевыми добавками. Это практически прекращает испарение воды из электролита, что позволяет забыть о необходимости контроля жидкости в банках и делает батарею действительно не нуждающейся в обслуживании. На корпусе таких аккумуляторов, как правило, стоит маркировка Ca/Ca.

Из минусов этого типа нужно отметить, что батарея очень привередлива к критическому разряду. Достаточно несколько раз полностью разрядить аккумулятор — и он потеряет ёмкость, что приведёт к необходимости замены батареи. Поэтому при постановке на зимнее хранение АКБ должен быть полностью заряжен, а время от времени следует контролировать уровень заряда.

AMG и GEL

Батареи этого типа называют гелевыми: серная кислота в них находится в связанном состоянии, проще говоря, в виде геля. Такие АКБ долговечнее всех вышеописанных видов батарей. Они не требуют обслуживания и неприхотливы к критическому разряду. Разница между AMG и GEL видами в способе связывания серной кислоты, являющейся электролитом:

Эти АКБ требуют специальных зарядных устройств, в хранении неприхотливы, достаточно лишь соблюдать оптимальную температуру хранения.

Щелочные батареи

Эти батареи называются никель-кадмиевыми и имеют маркировку на корпусе Ni-Cd. В них вместо кислоты в качестве электролита используется щёлочь. В настоящее время такие батареи редко используются как стартерные аккумуляторы, и только в грузовом транспорте. Использование этого типа батарей для легковых автомобилей производители считают нецелесообразным. Применяются они в основном как тяговые батареи в различной складской и производственной технике (например, в электрокарах). В эксплуатации очень неприхотливы и требуют малое количество электролита, т. к. он не расходуется при химической реакции.

Из положительных характеристик стоит отметить четыре очень важных для успешной консервации фактора:

Ионно-литиевые накопители

Батареи такого типа имеют маркировку Li-Ion и пока встречаются редко. Используются в основном для питания электроинструментов (например, шуруповёртов). По такому же принципу производят бытовые заряжаемые батарейки и аккумуляторы для мобильных телефонов. Но встречаются и автомобильные АКБ, созданные по этой технологии

К плюсам таких батарей можно отнести очень большую энергоёмкость и минимальную степень саморазряда, что очень важно при длительном хранении

Минусов тоже достаточно:

Обслуживания батареи не требуют, но для хранения литий-ионных аккумуляторов важен температурный режим и полный заряд.

Интересные факты

Невозможно найти идеальный аккумулятор, который подойдёт на все случаи в жизни. Для каждой конкретной ситуации нужен определённый тип батареи. Нельзя менять АКБ при включённом двигателе. Смена батареи вызывает перепады напряжения, что может негативно сказаться на электронике авто.

Зимой может разрядиться даже новый аккумулятор. Если машина используется для коротких поездок по городу, а обороты двигателя не превышают 3 тыс., то батарея просто не успевает подзарядиться, так как мало восприимчива к зарядке при холодных температурах. Таким образом, хранение АКБ — вещь трудоёмкая, но важная. При соблюдении правил батарея прослужит долгое время и сохранит свои свойства.

Нужно ли отключать

Среди автолюбителей широко распространено мнение, что для зимнего хранения АКБ следует обязательно снимать. Конечно, это правильно, но не во всех случаях. Иногда можно избежать радикальных мер.

@Remcars.info

Если столбик термометра в месте, где планируется хранить батарею, не опускается ниже отметки -10°С, чтобы сохранить эксплуатационные свойства и не заморачиваться с демонтажем девайса, можно снять одну из клемм электропроводки транспортного средства с АКБ. С помощью нехитрой манипуляции удастся существенно снизить процесс саморазряда гаджета.

Если же температура в помещении, где будет «зимовать» транспортное средство, намного ниже -10°С, нужно перенести гаджет в более подходящее место

Однако в этом случае важно помнить, что при отключении источника питания от автомобильной сети, произойдёт сброс установленных настроек

Консервация аккумулятора

Если у автовладельца нет возможности создать оптимальные условия для хранения аккумулятора, можно применить способ консервации. Для этого после слива электролита нужно залить емкости борной кислотой.

Чтобы привести прибор в первозданный вид, потребуется:

При правильном хранении батарея прослужит дольше, сохранит эксплуатационные характеристики. Большинство новых аккумуляторов произведены по «залитой» технологии, а также имеют индикаторы уровня раствора электролита. Старые варианты могут переносить сухой способ хранения без растворов и саморазряд до минимального уровня.

Эксплуатация и хранение автомобильных аккумуляторов

Производители предлагают автомобильные аккумуляторы разной емкости, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые. Покупать следует батарею недавно выпущенную, в которой процесс саморазряда ничтожный. В инструкции к прибору описан порядок эксплуатации, его и следует придерживаться. Для всех новых АКБ следует провести глубокую сетевую зарядку до нужных параметров. Замер напряжения проводится через 12 часов после отключения от станции.

Во время эксплуатации и хранения авто аккумулятора необходимо содержать устройство в чистоте, периодически обследовать:

Стартерные батареи предназначены для работы при температуре +60 0

-40 0 С, но эксплуатация их зимой затруднена. На запуск двигателя с загустевшей смазкой требуется больший пусковой ток. Восстановление заряда в холодном электролите происходит медленнее. В холод паразитные токи увеличиваются из-за влажности проводов.

Хранение аккумулятора при длительных стоянках в зимнее время требует, чтобы батарея была полностью заряжена. По возможности нужно отсоединять один наконечник. Утепление автомобильного аккумулятора и подкапотного пространства создаст лучшие условия хранения оборудования зимой.

Заряженный или разряженный

В принципе я уже написал сверху — что аккумулятор перед хранением (и не только) ЗАРЯЖАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Но в интернете много слухов и «вредных» советов, что можно хранить в разряженном состоянии! Ребята ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!

Сразу отмечу — что разряженный в ноль АКБ это очень и очень плохо! Это спровоцирует сульфатацию пластин, что уменьшит емкость сразу же на 10 – 20%. Если зарядить сразу, то возможно еще можно произвести десульфатацию (и то не факт), но вот если хранить такую разряженную АКБ долго, то сульфаты полностью покроют пластины и активная поверхность намного уменьшится, разрушить их будет практически не возможно. ТО есть после длительного хранения разряженной батареи, подзарядить ее может и не получиться, поэтому ХРАНИТЬ Я ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ, НУЖНО ТОЛЬКО В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ.

Так откуда хотят легенды о разряженном хранении? Были такие варианты в СССР, с обслуживаемыми батареями. Их заряжали, а затем постепенно сливали электролит (процесс длился 15 – 20 минут). Затем банки промывали дистиллированной водой, два — три раза (еще 20 минут). Затем в банки добавляется борная кислота и в таком состоянии хранят АКБ, но температура должна быть не менее 0 градусов Цельсия. НА клеммах напряжение очень низкое, то есть его, вообще практически нет. Поэтому и появилась легенда о «разряженном методе хранения», но это если не разбираться.

После такой консервации сливают борную кислоту и заливают обычный электролит (основанный на серной кислоте), проверяем напряжение, если нужно подзаряжаем и через 40 – 50 минут после заряда можно использовать на автомобиле.

Также хочется отметить, что сейчас такие обслуживаемые варианты уходят в прошлое, потому как за ними нужен постоянный уход, что для многих владельцев не приемлемо.

Проявление неисправностей

К основным проявлениям неисправностей относятся следующие признаки:

  • АКБ стала разряжаться быстрее обычного.
  • Запуск двигателя затруднен.
  • Наблюдается окисление клемм.
  • Заметны перебои в работе потребителей тока в автомобиле.
  • Видны повреждения корпуса аккумулятора.
  • Произошла сульфатация пластин.
  • Явные проблемы с электролитом.

Качество составных частей аккумуляторных батарей не всегда бывает высоким, как того требуют нормы и стандарты.

Списание шин и аккумуляторов должно производиться исключительно компетентным лицом, имеющим соответствующие права на проведение данного мероприятия. Чтобы правильно и грамотно проводить данную процедуру, бухгалтеру необходимо опираться на установленные принципы, прописанные в бюджетном учете. Списание АКБ может провести только специально назначенная комиссия, члены которой выбираются руководством организации или предприятия.

Неисправности представленной детали появляются по следующим причинам:

  • Постепенное и приводящее аккумулятор на автомобиле к поломке — попадание пыли и грязи в места нахождения крышек, а также мастики. Данный химический процесс провоцирует окисление выводов. Таким образом, неизбежно происходит разрядка батарей. Это одна из самых распространенных причин, с которой регулярно сталкиваются автомобилисты.
  • Образование трещин на поверхности крышек, корпуса и мастики. Последнее со временем стареет. Именно это зачастую и приводит к образованию на ней различных дефектов и трещин. Еще одна причина, влияющая насписание– недостаточно плотное закрепление аккумуляторной батареи. Так, при движении автомобиля происходит ее усиленная вибрация, что и приводит к образованию повреждений.
  • Химическое окисление выводов. Стоит отметить, что данный процесс рано или поздно неизбежно произойдет. Однако, он значительно ускоряется в случаях, когда на клеммах и выводах отсутствует смазочный материал. Обнаружить окислы несложно. Они выглядят, как белый налет. Его толщина может быть разной и порой достигает внушительных масштабов.
  • Электролитна автомобилеподтекает. Списание АКБочень часто случается и по этой причине. Утечка происходит непосредственно через трещины, образованные в корпусе. Данную неисправность тоже можно обнаружить без труда при визуальном осмотре деталей.
  • Уровень электролита находится на недостаточном показателе. При этом емкость батареи значительно снижается, как и напряжение на выводах.
  • Плотность электролита слишком завышена или наоборот понижена. Оба отклонения от нормы чреваты поломкой и выхода аккумулятора из строя. Чтобы этого не произошло, показатель плотности регулярно контролируют и производят коррекцию в случае выявления несоответствия норме.
  • Повышается саморазряд батареи. Причин этому может быть несколько: короткое замыкание внутреннего типа, грязная поверхность АКБ, попадание вовнутрь различного происхождения металлических фрагментов, а также использование для доливания не дистиллированной воды, в которой содержится определенный процент щелочей и солей.
  • Случаи короткого замыкания разноименных пластин. Электролит в подобной ситуации в буквальном смысле закипает, а емкость и напряжение батареи значительно снижаются. Одними из частых причин данного инцидента становятся деформация сепараторов, выделение из пластин активной массы, которые и приводят к повышению вибрации батареи. Эксплуатация аккумулятора после этого часто становится невозможной, и другого выхода, кроме списания АКБ нет.
  • Сульфитация электродов. Данный химический процесс приводит к образованию на поверхности и стенках электродов наростов сернокислотного свинца, кристаллы которого забивают мелкие полости активного вещества, находящегося в электродах. Таким образом, доступ и проникновение электролита прекращается. Процесс сульфитации существенно ускоряется, если электроды хранятся без подзарядки в течение длительного времени.

Какой бы ни была причина неисправностей, ее требуется устранить в срочном порядке. Иначе может возникнуть серьезная угроза для здоровья и жизни людей, находящихся поблизости с авто.

Как сохранить емкость в морозы

Сразу отметим, что самый простой и эффективный способ – снять и отнести аккумулятор в теплое место, а перед выездом установить его на место. Такой способ считается самым простым и распространенным. Однако он подходит далеко не всем, если в попадаете в их число, в такой ситуации эта статьи будет полезной для вас.

Среди основных факторов, которые влияют на сохранность аккумуляторной батареи, следует выделить:

  1. Возраст. С каждым годом электролиты теряют свои свойства. Это означает, что со временем аккумулятор перестанет показывать такую же эффективность зимой. Поэтому рекомендуется каждые 5 лет покупать новую емкость, чтобы одним холодным утром не столкнуться с серьезными проблемами.
  2. Тип аккумулятора. Сейчас выделяется два типа: разборные и цельные. Если говорить за первый, то такие емкости уже практически невозможно встретить на нашей территории. Однако у таких емкостей есть одно серьезное преимущество – в них можно доливать воду зимой. Соответственно это серьезно спасает. В цельных емкостях такой возможности нет, их можно только заряжать время от времени.
  3. Помните! Самую большую мощность аккумулятор отдает во время заведения двигателя. Это означает, что вам необходимо перед запуском двигателя выключать магнитолу и остальные электрические приборы в салоне. Это поможет снизить ненужную нагрузку на аккумулятор.
  4. Также всегда проверяйте включенность своих приборов, когда автомобиль стоит на стоянке. Настоятельно рекомендуется выключать даже видеорегистратор зимой, ведь он потребляет немалое количество энергии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector