Что такое дорожно-транспортное происшествие (дтп) и его участники
Содержание:
- Общие
- Как подразделяются ДТП?
- Причины промышленных катастроф и аварий
- Наказание за аварию со смертельным исходом
- Дальнейшие действия
- Виды ДТП, классификация и характеристика
- Ответственность за ДТП
- Кривая Соломона
- Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
- 1.3 Авария. Столкновение автомобилей
- Последнее изменение термина ДТП
- ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
- За что штрафуют и лишают водительских прав?
- Профилактика травматизма при ДТП
Общие
Чаще всего авария происходит по причине того, что один из участников дорожного движения проигнорировал ПДД. Однако иногда ДТП может произойти из-за плохих дорожных условий или неправильной организации дорожного движения на участке дороги. Разберем эти причины подробнее. Детальнее о том, какие бывают виды ДТП, можете узнать из этой статьи.
Неподчинение сигналам регулирования и дорожным знакам
Человек может нарушить ПДД по причине невнимательности или банального игнорирования правил. На участке дороги, где пересекаются два направления, порядок проезда регулируется правилами дорожного движения и соответствующими сигналами:
- светофора;
- регулировщика;
- дорожными знаками и разметкой.
Если же на перекрестке отсутствует светофорное регулирование, нет знаков и разметки, существует правило «правой руки», которого должны придерживаться все водители: требуется пропустить автомобиль, который подъезжает к перекрестку по правую руку от водителя (пункт 13.11 ПДД).
Так как несоблюдение правил разъезда нарушает участник, который совершает движение в одном из направлений, он создает аварийно опасную ситуацию и подвергает опасности других участников дорожного движения.
Неудовлетворительные условия на дорогах и недостатки в организации
Существуют ситуации при которых вина ложится не на водителя или пешехода, а на плохие дорожные условия. Таковыми условиями могут быть:
- стертая разметка;
- недостаточное освещение;
- испорченные дорожные знаки;
- наличие деревьев, перекрывающих знаки или светофор;
- плохая погода: снежные заносы или гололед;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, открытые люки;
- несоответствие дороги геометрическим параметрам.
Вышеперечисленные факторы могут стать причиной непонимания водителем порядка проезда перекрестка или же снижения коэффициента сцепления, что в свою очередь увеличивает тормозной путь автомобиля.
Как подразделяются ДТП?
В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.
Столкновение
Возникает при следующих обстоятельствах:
- Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
- Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
- ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.
По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:
- Выезд на встречную полосу.
- Несоблюдение безопасной дистанции.
- Невнимательности при перестроении и поворотах.
- Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
- Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.
Опрокидывание
Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.
Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.
Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к
движется не по дороге.
Наезд
Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.
Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).
ДТП в этом случае считаются наезды:
- На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
- На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.
Справка! Если ТС перевозит груз в любом виде и он стал непосредственной причиной травмирования пешехода, то ДТП рассматривается также в качестве наезда. - На велосипедиста. При наезде на велосипедиста виноватыми могут быть как владелец ТС, так и управляющий велосипедом. Первый в данном контексте провоцирует ДТП своими действиями.
- На животное. Аварии с участием животных случаются чаще всего внезапно. Наезд также возможен при перегоне скотины через оживленные участки дорог.
- На гужевой транспорт. ТС совершает наезд на упряженных животных и повозки, перевозимые животными или ударяется о таковые.
- На стоящее ТС (прицеп). В ДТП участвуют движущееся и неподвижное ТС. Виноватым в происшествии может быть любой из водителей этих ТС.
Падение пассажира
Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.
Бесконтактное ДТП
Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.
Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.
Иные случаи
Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.
Причины промышленных катастроф и аварий
Эксперты по промышленной безопасности классифицировали различные причины аварий на три категории:
- Небезопасные условия труда.
- Небезопасные действия работников.
- Другие причины.
Небезопасные условия труда
Небезопасные условия труда являются основной причиной несчастных случаев. Они связаны с дефектными приборами, инструментами, оборудованием, машинами и материалами.
Эти факторы известны как технические причины. Они возникают, когда сотрудники используют неподходящее и неисправное оборудование, неправильная комплектация и расположение завода, недостаточное освещение и вентиляция, небезопасное хранение опасных веществ, неадекватные защитные устройства, отсутствие СИЗ и т. д.
Кроме того, психологические причины, такие как работа во времени, однообразные движения, усталость, разочарование и беспокойство, также являются другими причинами, которые вызывают несчастные случаи.
Эксперты по охране труда и промышленной безопасности постоянно контролируют зоны повышенной опасности для снижения профессиональных рисков.
Такое оборудование и приборы как ручные автопогрузчики, тачки, шестерни и шкивы, пилы и поручни, долота и отвертки, электрические сигнальные лампы являются источниками примерно трети промышленных аварий.
Действия сотрудников с нарушением техники безопасности
Несчастные случаи на производстве происходят из-за определенных действий со стороны работников.
Примеры таких действий:
Работа без полномочий, таких как наряд-допуск.
Отказ от использования безопасной одежды или средств индивидуальной защиты,
Неосторожное хранение рабочих материалов, реактивов и оборудования на рабочем месте.
Работа в небезопасном темпе: слишком быстром или слишком медленно.
Использование небезопасного оборудования и приборов
Демонтаж защитных устройств.
Перемещение рядом с подвешенным грузом.
Непрофессиональное поведение при обращении с приборами.
Личные характеристики человека, склонного к несчастным случаям.
Действия с нарушением техники безопасности могут быть результатом отсутствия знаний или навыков со стороны работника, недостаточного обучения по ОТ и пожарной безопасности, определенных телесных дефектов нарушения ТБ.
Другие причины промышленных катастроф
Эти причины возникают из-за небезопасных ситуационных и климатических условий и изменений.
К ним могут относиться чрезмерный шум, очень высокая температура, влажные условия, плохие условия труда, нездоровая среда, скользкие полы, чрезмерная освещенность, пыль и дым, превышение служебных полномочий руководителями и т.д.
Следует избегать несчастных случаев, приводящих к убыткам промышленных предприятий. Адекватные меры безопасности помогут избежать несчастных случаев.
Как обеспечить безопасность на предприятии?
Безопасность на предприятии означает исключение возникновения или снижение риска получения травмы, профзаболевания или смертельных увечий.
Что касается промышленной безопасности, это означает ограждение сотрудников от опасности или риска несчастных случаев на производстве.
Например: проведение комплекса электрофизических измерений на предприятии позволит снизить риск поражения электрическим током.
Таким образом, промышленная катастрофа — это незапланированное и неконтролируемое событие, в результате которого действие или реакция объекта, вещества, человека или излучения приводит к травме.
Внедрение процедур промышленной безопасности и защита от промышленных аварий несчастных случаев, происходящих на производствах, имеет неоценимую пользу. Обеспечивайте безопасные условия труда вместе с нами!
Наказание за аварию со смертельным исходом
Виновника ДТП, в результате которого наступила гибель человека, привлекают к уголовной ответственности (ст. 264 УК РФ). Суд назначает наказание, проанализировав результаты экспертизы и расследования, смягчающие или отягощающие обстоятельства. https://www.youtube.com/watch?v=udjIrpUrEWo Иногда виновнику происшествия удается избежать уголовной ответственности, если семья погибшего согласна пойти на мировое соглашение.
Виновному в ДТП ни в коем случае нельзя уезжать с места событий. Иначе наказание будет самым суровым. Следует помочь пострадавшим, вызвать медиков. Если же кто-то погиб, нужно постараться успокоиться, чтобы не усугубить ситуацию. Дождавшись инспекторов ГИБДД, следует рассказать о произошедшем, если обстоятельства и моральное состояние позволяют это сделать. Еще лучше вызвать адвоката и доверить все объяснения, проверку протокола ему.
УК РФ ст. 264
15.6 KiB 17 Downloads
Категория: | ДТП |
Дата: | 10.07.2017 |
Каждому, по чьей вине произошло ДТП с летальным исходом, понадобится адвокат. Суд будет учитывать смягчающие обстоятельства — беременность, наличие малолетних детей у женщины-водителя, ДТП нельзя было избежать, а также отягощающие — неисправное состояние автомобиля виновного, прием спиртных напитков.
КоАП ст. 12.24
13.2 KiB 18 Downloads
Дата: | 10.07.2017 |
Дальнейшие действия
Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.
Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.
Работники ГИБДД выполняют разные действия:
- выявляют пострадавших;
- подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
- обеспечивают сохранность доказательств;
- устанавливают всех участников ДТП;
- находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
- при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.
Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.
Виды ДТП, классификация и характеристика
ДТП по своему характеру бывают разными. Выделены основные виды дорожно-транспортных происшествий:
-
столкновение (ТС столкнулись между собой или с ЖД составом);
-
опрокидывание (ТС опрокинулось);
-
наезд на препятствие (ТС наехало на неподвижное препятствие (опора, столб, дерево);
-
наезд на велосипедиста;
-
наезд на животное;
-
наезд на гужевой транспорт;
-
падение пассажира (с движущегося ТС упал пассажир);
-
иные виды ДТП (водитель, не справившись управлением, допустил выезд на тротуар, и сбил там человека или если отброшенный колесом ТС предмет ранил человека сидящего на скамейке вблизи дороги и т.п.)
Существует классификация причиненного вреда вследствие ДТП. Виновник ДТП? Их разделяют на: легкий, средний и тяжелый. За легкий и средний вред наказания предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. За тяжелый вред наказание придется нести согласно Уголовному кодексу РФ.
Рассмотрим дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности по УК РФ за них. Нарушение Правил дорожного движения в Уголовном кодексе регулируется статьей 264. Какую ответственность и за какое нарушение она предусматривает?
Нарушение правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи.
Нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
Нарушение правил, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет.
Расписка об отсутствии претензий
Образец объяснительной при ДТП
Штраф за ДТП виновнику аварии
Свидетели ДТП
Обоюдная вина
Авария в пьяном виде
Подставные ДТП для страховой
Что делать при наступлении страхового случая
Возмещение ущерба и вреда здоровью
Заявление о ДТП в ГИБДД
Указанная выше статья закона о дорожных ДТП несет очень серьезное наказание, если вы попали в аварию, то должны знать самые главные правила:
-
немедленно остановить транспортное средство;
-
выставить знак ДТП (иначе знак аварийной остановки, в 15 метрах от ТС в населенном пункте, 30 метров от ТС вне населенного пункта);
-
Если есть пострадавшие оказать первую медицинскую помощь и вызвать карету скорой помощи;
-
Вызвать сотрудников государственной автомобильной инспекции.
Будьте осторожны, соблюдайте правила дорожного движения! А при возникающих вопросах по видам наказания за нарушения ПДД обратитесь к квалифицированным специалистам.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Получить консультацию автоюриста
Согласно статистическим данным в мире за год погибает около 1.2 миллион человек. Такая ужасающая статистика говорит о том, что высшему руководству всех стран, есть над чем работать.
Если в одних континентах основными причинами аварий являются человеческие факторы, нарушения правил безопасности, то у других — это плохое качество дорог, их освещаемость.
Дорожно-транспортное происшествие может случиться по вине любого участника движения. Им может выступать как водитель автомобиля, так и пешеход.
Частые случаи аварий возникают из-за нарушения правил владельцев двухколесного транспорта — мотоциклов и велосипедов. Россия не стала тому исключением и держит лидерство по количеству аварий и пострадавших.
Ответственность за ДТП
Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди
Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций
Гражданско-правовая ответственность
Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.
Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:
- За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
- Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
- Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.
Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.
Административная ответственность
Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).
Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.
- Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
- ограничение свободы до 3 лет;
- принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
- арест на 6 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).
Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).
- Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
- принудительные работы сроком до 3 лет;
- тюремный срок до 4 лет;
- Погиб один человек:
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы сроком до 5 лет;
- Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
- Погибло два и более человека:
- принудительные работы сроком до 5 лет;
- лишение свободы на срок до 7 лет;
- Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:
Кривая Соломона
В г. Дэвид Соломон исследовал зависимость частоты столкновений автомобиля от отличия его скорости от средней скорости потока и представил результаты в графической форме.
В г. Джули Сирилло провела аналогичное исследование и получила близкие результаты. Двумя возможными проблемами в исследованиях Соломона и Сирилло было то, что:
- использованные ими отчёты полиции, водителей и свидетелей — были неточны и ненадёжны,
- многие столкновения на низкой скорости, наиболее вероятно, включали автомобили, которые поворачивали или только что выехали на дорогу.
Данные Соломона и Сирилло в целом были подтверждены в последующей работе в г., использовавшей автоматизированную обработку данных, но при этом было обнаружено, что аварии с участием поворачивающих автомобилей составляли 44 % от всех аварий, и их исключение резко снижало роль факторов, приводящих к U-образности кривой Соломона.
В г. Вилдес, Рамбольд, и Лининг анализируя отчёты 707 водителей в Австралии, не обнаружили связи между движением ниже скорости потока и увеличением частоты аварий.
Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.
Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.
1.3 Авария. Столкновение автомобилей
Как показывает анализ
причин происшествий, столкновения транспортных средств чаще всего происходят в
результате неправильного расчета свободного участка пути и оценки скорости
движущегося навстречу автомобиля при обгоне, объезде стоящего автомобиля или
препятствия, при движении транспортного средства в крайнем левом ряду, причем
последняя причина присутствует в каждом третьем происшествии. Столкновение
является наиболее тяжелым происшествием, приводящим к гибели и ранению людей,
выводу из строя автомобилей. Значительный удельный вес в нашей стране
составляют ДТП, совершаемые водителями в нетрезвом состоянии. В крупных городах
по этой причине совершается около 12 % всех ДТП. Нетрезвое состояние водителя
является одной из наиболее опасных причин, ведущих к происшествиям с
человеческими жертвами. Независимо от условий возникновения ДТП почти все они
происходят, вследствие недостаточного профессионального мастерства водителей.
Понятие мастерства достаточно сложно и неоднозначно. Под профессиональным
мастерством условно следует понимать совокупность «дорожного интеллекта»,
технических навыков управления автомобилем и социально-психологических
характеристик личности. Под профессиональным мастерством условно следует
понимать совокупность «дорожного интеллекта», технических навыков управления
автомобилем и социально-психологических характеристик личности. Первая
составляющая определяет оценку и прогнозирование сложившейся ДТС, уровень ее
потенциальной опасности, выбор и принятие решений по устранению нежелательных
условий, вторая позволяет реализовать наиболее рациональные режимы движения, а
в уже возникших критических ситуациях действовать так, чтобы предотвратить ДТП
или уменьшить тяжесть его последствий. Третья составляющая характеризует
водителя как человека, определяя при этом и его склонность к повышенному или
пониженному риску, т. е. все особенности поведения индивидуума в жизни. Доля
каждой составляющей в различных ситуациях различна. Так, предположить,
например, что из-за стоящего на остановке автобуса может появиться пешеход,
нетрудно. По целому ряду сопутствующих признаков можно даже прогнозировать
вероятность его появления перед автомобилем. Здесь главную роль играет первый
уровень профессионального мастерства Другие ситуации возникают относительно
неожиданно, и прогноз их чрезвычайно затруднен. Например, внезапное изменение
сцепления шины с дорогой, закругление дороги с резко уменьшенным радиусом и т.
п. На высокой скорости автомобиль может потерять управляемость, и от водителя
потребуется как можно быстрее выполнить необходимые технические приемы, чтобы
предотвратить занос, опрокидывание и т. п., т. е. применить комплекс
приобретенных технических навыков управления автомобилем. В подобных случаях
роль второй составляющей мастерства является явно преобладающей.
Последнее изменение термина ДТП
В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.
До изменения | После изменения |
---|---|
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. | Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. |
До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.
ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:
- автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
- транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
- машина должна участвовать в этом событии,
-
следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
- причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
- автомобиль (любой) должен быть повреждён,
- причинён вред здоровью людей,
- произошла гибель людей.
Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.
Обязанности водителя при аварии
То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:
- выставить знак аварийной остановки,
- включить «аварийку»,
- если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
- иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.
Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.
Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!
Ударили на парковке: ДТП или нет?
Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.
И ответ на данный вопрос достаточно прост:
- если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
- если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.
В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.
В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.
Также не являются ДТП такие происшествия:
- поджог машины пешеходами,
- угон,
- любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.
А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.
Слегка притёрлись (зеркалами)
Ещё одна важная тонкость ПДД 2021 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.
Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.
За что штрафуют и лишают водительских прав?
Ответственность участников ДТП подразделяется на три типа:
- гражданская (возмещение ущерба пострадавшим, возникает при каждом случае);
- административная (штраф, изъятие прав, арест — ответственность в случае гибели или серьезных травм людей, при нарушении ряда положение ПДД);
- уголовная (лишение свободы).
Остановимся на административной ответственности и определимся с причинами, способными привести к штрафу и изъятию прав. Наказание может наступить когда:
- транспорт управляется в состоянии алкогольного опьянения;
- передвижение по встречной полосе там, где не разрешено;
- совершение разворотов или поворотов под запрещающими знаками, при аналогичной разметке;
- предумышленное оставление места аварии;
- неоказание помощь потерпевшему;
- авария без пострадавших, но действия водителя нарушают правила;
- вред причинен в легкой степени;
- тяжесть пострадавших оценена средней степенью.
Профилактика травматизма при ДТП
Травмами, которые являются следствием дорожно-транспортного происшествия, могут быть любые нанесения водителю, пассажиру или пешеходу ударов, разрывов и прочих воздействий при падении, переворачивании, наезде или столкновении транспортного средства.
Однако, кроме этого, на дороге может объявиться безответственный (например, пьяный, невнимательный или преступник) водитель даже в идеальную погоду и в светлое время суток.
К основным причинам возникновения травм при ДТП относят следующие явления:
- Переход пешехода на красный свет или в неположенном месте.
- Проезд водителя на красный свет светофора.
- Нахождение водителя в нетрезвом состоянии.
- Превышение скорости во время езды на машине.
- Пассажир забыл пристегнуть ремень безопасности.
- Неисправен механизм подушки безопасности в авто.
- И другие неправомочные действия.
Что нужно сделать, что максимально избежать травматизма при ДТП:
Водителю – соблюдать все правила и нормы.
Пассажиру – пристегнуться ремнем безопасности и не мешать водителю, не отвлекать его во время передвижения транспорта.
Пешеходу – переходить проезжую часть только в положенном месте, и только на разрешающий (зеленый) сигнал светофора.
Уметь вести себя при случившейся аварии:успеть съежиться в комок, обхватить руками колени и опустить голову, так легче переносятся удары;
осмотреть себя на предмет повреждений, если вы в сознании;
осмотреть других раненных и оказать им первую помощь;
вызвать скорую и полицию.
Пешеходы должны следить не только за поведение взрослых, но и детей, предупреждая каждого, чтобы не нарушали правил дорожного движения.
Во время гололеда пешеходам следует осуществить простые действия:внимательно смотрите под ноги;
осторожно ступайте на всю подошву целиком;
обходите места, где слишком скользко;
ходите только по посыпанным песком тротуарам;
прикрепите полоску наждачной бумаги к подошве сапог или пользуйтесь обувью с рифленой подошвой;
девушкам стоит не надевать сапог с высоким каблуком при гололедице.
Кроме того, всегда учите детей, чтобы не играли вблизи автодорог, не выбегали на проезжую часть. Присматривайте за ними.
В отношении же ответственности взрослых, то каждый водитель просто обязан знать правила дорожного движения и свои обязанности, как водителя во время вождения машины.
Причем, если он за рулем какого-то специфического транспорта, например, военного, служебного или любого другого необычного, то он также обязан знать и иные правила, непосредственно относящиеся к технике, которой он управляет.
Образец досудебной претензии виновнику ДТП о выплате денежных средств найдёте в статье: образец досудебной претензии виновнику ДТП. Примерные суммы морального ущерба при ДТП со смертельным исходом приведены на странице.
Как получить возмещение ущерба при ДТП с велосипедистом, узнайте из полезной информации.