Чем отличается двигателя двух тактный от четырех тактного
Содержание:
- Цикл работы автомобильного движка
- Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
- Сфера применения
- Какой мотор лучше
- Отличие двухтактного двигателя от четырёхтактного
- Соответствие экологическим нормам
- Двухтактный или четырехтактный какой и чем лучше.
- Принцип работы четырехтактного двигателя
- Сравнение 2-х и 4-х тактных моторов Tohatsu
- Работа двухтактного двигателя
- Соотношение массы и мощности
- Четырехтактный двигатель его устройство и как он работает
- Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
Цикл работы автомобильного движка
Работа 4-тактного двигателя происходит по определенному циклу, состоящему из четырех тактов. Полный цикл завершается после совершения коленчатым валом двух полных оборотов или четырех ходов поршня. Четырехтактный силовой агрегат в процессе функционирования оказывает усиленное воздействие на коленчатый вал для приведения в действие рабочих систем автомобиля.
В процессе работы двигателя поршень совершает ходы в 4 такта:
- впуск;
- сжатие;
- расширение;
- выпуск.
При функции впуска полость цилиндра заполняется топливовоздушной смесью в результате перемещения поршня в нижнее положение, в нижнюю мертвую точку (НМТ).
Во время движения поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) рабочая смесь сильно сжимается.
Функция расширения заключается в воспламенении топливовоздушной смеси под воздействием высокого давления, возникающего в процессе сжатия, или при помощи электрической искры. При воспламенении газы мгновенно расширяются и с большой силой толкают поршень вниз.
Четвертый такт выпуска производится благодаря перемещению поршня в верхнее положение. В это время образовавшиеся продукты сгорания выталкиваются из цилиндров.
Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
Одно из основных отличий рассматриваемых агрегатов в наличии газораспределительного механизма на 4-тактном моторе. На 2-тактных устройствах газораспределительного механизма нет. Вместо него имеются отверстия в стенках цилиндра, через которые и происходит подача готовой топливно-воздушной смеси, а также отвод выхлопных газов.
ГРМ не только увеличивает вес и размер двигателя, но еще и существенно влияет на его стоимость. Отсутствие ГРМ приводит к тому, что двигатель имеет только два цикла работы. Наличие каналов в стенках цилиндра приводит к увеличенному износу колец и поршня двигателя. Именно поэтому двухтактные двигатели имеют небольшой ресурс работы. Далее рассмотрим конструктивные отличия между 2-тактным и 4-тактным моторами.
- Потребление топлива — несмотря на то, что двухтактный агрегат имеет простое строение, в плане потребления бензина он проигрывает четырехтактному. Связано это с количеством тактов. В то время, как 4-цикловый агрегат совершает 2 оборота коленчатого вала, потребляя при этом одну порцию топлива, двухтактный двигатель при этом делает только один оборот. Увеличение расхода топлива составляет примерно 1,5 раза. Кроме того, не стоит забывать, что 2-тактный агрегат имеет несовершенную систему, и в процессе работы наблюдается потеря топливной смеси, выбрасываемой в глушитель. Это часть смеси, которая «вылетает в трубу» при движении поршня вверх в момент сжатия
- Тип топлива — моторы 4-тактного типа работают на чистом бензине, который в карбюраторе смешивается с воздухом. Агрегаты 2-тактного типа работают на смеси масла с бензином. Использование чистого бензина недопустимо, что повлечет за собой быстрый выход из строя цилиндропоршневой группы
- Система смазки — многие знают, что именно по этому принципу рассматриваемые агрегаты отличаются. В 4-тактном моторе имеется отдельная система смазки, состоящая не только из емкости, но еще и масляного насоса, фильтров и трубопроводной магистрали. Система смазки не взаимосвязана с механизмом подачи топлива, что говорит не только об эффективности, но и продолжительном сроке службы. Двухтактные моторы работают на бензине с маслом. Пропорции смешивания бензина с маслом для бензопилы и бензокосы описаны на сайте. Бензин вместе с малом подается в двигатель, где осуществляется смазка механизма. Стоит отметить, что далеко не все двухтактные моторы имеют общую систему смазки, но встречаются еще и агрегаты с раздельным механизмом, где смешивание происходит автоматически в зависимости от количества оборотов
- Тип смазывающих веществ или отличие масла для двухтактного мотора от 4-тактного. Для двухтактных двигателей используются специальные масла «сгорающего» типа. Это масло смешивается с бензином, и попадают в систему КШМ, обеспечивая смазку движущихся деталей. После этого масло в составе с бензином поступает в цилиндр, где воспламеняется и сгорает. Это масло называется двухтактным, и выпускается оно красного или зеленого цвета. Цвет не играет большой роли, и говорит о применении присадок в составе. Четырехтактные моторы работают на чистом бензине, так как они имеют отдельный механизм, отвечающий за смазку КШМ. В таких моторах используется обычное моторное масло, которое нельзя смешивать с бензином, и заливать в двухтактные агрегаты. Это приведет к быстрому засорению электродов свечи и выходу из строя ДВС. Получается, что отличие масла для двухтактных двигателей от четырехтактных заключается в консистенции и составе. На 2-цикловых ДВС используются сгораемые типы масел, которые перед тем, как сгореть, смазывают всю систему
По системе смазки четырехтактных двигателей нужно отметить, что они бывают двух типов — с сухим и мокрым картером. Различаются они по способу смазки. В мокром типе происходит подача масла из картера на КШМ. Насос перекачивает масло из картера, являющегося частью двигателя.
На ДВС с сухим картером используется отдельный бак с маслом. Из него масло насосом перекачивается в систему КШМ, обеспечивая смазку деталей. Скапливающееся масло обратно транспортируется в бак при помощи дополнительного насоса.
Зная основные конструктивные и принципиальные отличия рассматриваемых механизмов, следует разобраться с их достоинствами и недостатками, которые имеются у обоих вариантов.
Сфера применения
Отдельно следует отметить, что с точки зрения экономичности четырехтактный двигатель несколько выгоднее двухтактного мотора
Это объясняется пониженным расходом топлива, что немаловажно при нынешней стоимости горючего. Несмотря на это, значительные габариты позволяют использовать такое оборудование только для крупной техники, наподобие грузовых и легковых автомобилей, автобусов и пр
Небольшие размеры, дополненные пониженной массой агрегата, допускают применения двухтактных двигателей для мопедов, скутеров, мотоциклов и прочих мелкогабаритных устройств. Используется такая модель мотора и в газонокосилках, моторных лодках и т.д.
Какой мотор лучше
В этой таблице кратко описывается, чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного.
Один такт рабочего хода на каждые два оборота коленчатого вала.
Один такт рабочего хода на каждый оборот коленчатого вала.
Приходится использовать тяжёлый маховик для компенсации вибраций, возникающих при работе двигателя из-за неравномерного распределения крутящего момента, так как воспламенение горючей смеси происходит только на каждом втором обороте.
Нужен гораздо более лёгкий маховик и двигатель работает достаточно сбалансировано, так как крутящий момент распределяется намного равномернее из-за того, что воспламенение горючей смеси происходит при каждом обороте.
Большой вес двигателя
Вес двигателя намного меньше
Конструкция двигателя усложнена за счёт клапанного механизма.
Конструкция двигателя гораздо проще за счёт отсутствия клапанного механизма.
Дешевле, чем четырёхтактный.
Невысокий механический КПД из-за трения большого количества деталей.
Более высокий механический КПД из-за уменьшения трения за счёт небольшого количества деталей.
Более высокая производительность благодаря полному удалению отработанных газов и впрыскиванию свежей смеси.
Сниженная высокая производительность из-за смешивания остатков отработанных газов со свежей смесью.
Более низкая рабочая температура.
Более высокая рабочая температура.
Меньший расход и полное сгорание топлива.
Более высокий расход топлива и смешивание свежего впрыска с остатками выхлопных газов.
Занимает много места.
Занимает меньше места.
Сложная система смазки.
Гораздо более простая система смазки.
Более высокая шумность.
Система газораспределения с клапанным механизмом.
Вместо клапанов используются впускные и выпускные каналы.
Высокая тепловая эффективность.
Менее высокая тепловая эффективность.
Низкое потребление масла.
Более высокое потребление масла.
Меньший износ движущихся деталей.
Повышенный износ движущихся деталей.
Устанавливается в автомобили, автобусы, грузовики и т. д.
Используется в мопедах, скутерах, мотоциклах и т. д.
В ней также приведены положительные и отрицательные качества каждого из этих двух типов.
Цикл работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания) состоит из нескольких процессов, продуктом производства которых является выделение мощности (энергии), а мощность, в свою очередь, воздействует на коленчатый вал (коленвал) двигателя.
Цикл работы ДВС включает в себя:
- наполнение цилиндра топливом;
- сжатие топливной смеси;
- воспламенение топлива;
- расширение газов с последующей очисткой цилиндра от них.
Движение поршня, совершаемое в одном направлении (вниз или вверх), называется тактом двигателя. За время одного оборота коленвала происходит два такта. Рабочим ходом поршня называется такт, при котором происходит полезная работа в результате расширения сгоревших газов.
Те двигатели, у которых рабочий цикл состоит из двух тактов (за один оборот коленвала), называют двухтактными. Те же двигатели, у которых рабочий цикл состоит из четырех тактов (за два оборота коленчатого вала), называют четырехтактными. Четырех- и двухтактные двигатели могут быть как дизельными, так и бензиновыми (карбюраторными). Так каковы же основные конструктивные и эксплуатационные особенности четырехтактных и бензиновых двухтактных двигателей внутреннего сгорания? Ознакомление с принципом работы каждого из них поможет лучше это понять.
Отличие двухтактного двигателя от четырёхтактного
Авто владельцы задаются вопросом: что лучше двухтактный или четырехтактный двигатель. Однозначного ответа нет, у каждого механизма положительные и отрицательные стороны, зависящие от предъявляемых к мотору требований.
Казалось бы, мощность мотора выполняющего два такта, в сравнении с равнозначным мотором, выполняющим четыре такта, больше, а значит он лучше. Однако, реальность сложней. На практике, возникают дополнительные утраты: частичное попадание и смешивание газовой отработки со свежим горючим, выброс части топлива при продувке. Результат, при выполнении одинакового цикла, агрегат, выполняющий два такта, по показателю экономичности уступает агрегату с четырьмя тактами.
Различен способ смазки силовых установок на четыре и два такта. Установка на два такта смазывается посредством смешивания масла для мотора и бензина. В четырёхтактном агрегате предусмотрен механизм смазки с использованием насоса, который расходует масла столько, сколько требует эксплуатация установки.
Двухтактные моторы не имеют клапанов, роль детали играет поршень, он открывает и закрывает отверстия впуска и выпуска. Отсутствие механизмов газораспределения упрощает силовой агрегат, делая обслуживание простым. Мощность установки, выполняющей два такта, считается выше, так как её цикличность выше. Однако, не полностью используя поршневой ход, потери мощности при продувке и остатках отработанных газов снижают показатель мощности.
Что бы было легче определить, какой двигатель лучше, двухтактный или четырёхтактный, представим краткое описание обоих силовых установок в виде таблицы:
Четырёхтактная силовая установка | Двухтактная силовая установка |
Рабочий процесс – оборотов коленчатого вала два. | Рабочий процесс — оборотов коленчатого вала один. |
Воспламенение рабочей жидкости происходит каждый раз при совершении второго оборота, как следствие, неравномерное распределение импульса и использование противовеса для устранения биений. | Воспламенение рабочей жидкости происходит каждый раз при совершении оборота, как следствие, равномерное распределение импульса, работа мотора сбалансирована лучше. |
Агрегат тяжёлый. | Агрегат лёгкий. |
Сложная конструкция силовой установки, присутствует газораспределительный механизм. | Простота конструкции, отсутствие клапанов. |
Агрегат дорогой. | Стоимость ниже четырёхтактного. |
Сложные устройства и механизмы приводят к заниженному показателю механического коэффициента полезного действия. | Механический коэффициент полезного действия выше, чем у агрегата с четырьмя тактами. |
Полное удаление паров отработки, следствие, повышенный показатель производительности. | Остатки отработки смешиваются с новым горючим, из-за чего производительность мотора ниже. |
Рабочая температура ниже. | Рабочая температура мотора выше из-за нарушения смесеобразования. |
Охлаждение жидкостное. | Охлаждение воздушное. |
Расход топлива ниже. | Показатель расхода топлива увеличен, обусловлено смесеобразованием и продувкой. |
Габариты силовой установки увеличены. | Габариты силовой установки ниже. |
Требует применения сложных механизмов смазки. | Механизм смазки прост. |
Работа агрегата менее шумная. | Агрегат работает с большим шумом. |
Клапанный механизм газораспределения. | Функцию механизма газораспределения выполняет поршень и каналы. |
Показатель использования тепла эффективен. | Показатель использования тепла не эффективен. |
Расход масла занижен. | Показатель расхода масла завышен, поскольку часть смазки выбрасывается с отработанными газами. |
Применять двигатель, выполняющий два такта при работе, целесообразно в моменты, когда речь не идёт об экономии топлива и смазки, а на первом месте стоят габариты и вес установки.
В то же время, в конструкции двухтактного двигателя кроется потенциал, который никак не удается реализовать на практике. Расчетный показатель мощности и экономичности в этом агрегате высок, сложность реализовать возникает из-за тонкости настроек. Возможно, в скором будущем благодаря применению электронных датчиков и механизмов контроля и настроек, двухтактным агрегатам удастся занять лидирующие позиции на автомобильном рынке.
Соответствие экологическим нормам
С этим вопросом неизбежно сталкиваются все владельцы моторных лодок, ведь современное законодательство различных стран требует соблюдения правил и норм для сохранения окружающей среды, а это значит, что на различных водоемах может действовать ограничение на использование двигателей определенной конфигурации.
Это требование устанавливается вследствие особенностей конструкции и функционирования двух- и четырехтактников, ведь двухтактный двигатель отличается особым устройством, при котором масло для смазывания коленвала попадает в камеру сгорания, где сгорает с бензином и попадает в выхлоп. При этом, на практике, получается так, что впрыск порции топлива происходит одновременно с выводом отработанного, а это провоцирует попадание в выхлоп определенного количества частично сгоревшей, или несгоревшей смеси, которая попадает в воду и приводит к токсичному отравлению обитателей водоема.
Четырехтактные моторы имеют отличную конструкцию и принцип работы, что позволяет использовать их на водоемах любого типа. Именно поэтому, при выборе того или иного устройства стоит задуматься над его соответствии экологическим нормам.
Двухтактный или четырехтактный какой и чем лучше.
Доброго времени суток уважаемые подписчики и гости канала. Очень дикие разгораются
споры в интернете какой же двигатель
лучше двухтактный или четырехтактный?
Почему же 4х тактник валит на низах a2
тактник валит на верхах? Давайте с вами
зададимся логичным вопросом.
Как принципиально двухтактный двигатель
отличается от четырехтактного Как мы
видим ответ кроется в вопросе
двухтактный двигатель про делает свой
цикл за два такта а четырехтактный
двигатель проделывают свой цикл за
четыре такта и так давайте разберем на
Тот момент когда вы пытаетесь завести
мотоцикл с двухтактным двигателем
происходит следующее -в момент запуска
когда поршень движется верхнюю мертвую точку в
зоне каленвала создается разреженное
давление. В этот самый момент лепестковые
клапаны открываются и топливо
впрыскивается, после того как давление
выравнивается поршень начинает свое
движение в нижнюю точку что в свою
очередь способствует перемещения топлива
в камеру сгорания.
Тоесть под действием
давления наш поршень заставляет
впрыснутое топливо продвинуться в
После чего у нас начинается процесс
сжатия -и на этом первый такт можно
считать завершенным. Далее у нас
начинается процесс воспламенения топлива-
что свою очередь заставляет поршень
снова двигаться вниз тем самым заставляя
вновь впрыснутое топливо продвигаться в
А картерные газы выходят выхлопную
систему. В итоге мы имеем цик личную
систему которая имеет два такта впрыска
сгорания топлива. Здесь сразу же можно
пояснить почему в двухтактных двигателях
не используются прямотоки.
Давайте снова посмотрим схему потому что
как только у нас выхлопные газы выходят
наружу автоматически в камеру сгорания
подается новое свежое топливо и как мы
видим часть этого топлива
стремится вновь за отработанными
газами выйти наружу, поэтому в
двухтактных двигателях выхлопная система
имеет огромное значение.
вот такой каплевидный резонатор. Но чем
же так плох излишней выброс топлива
это влечет повышенный расход топлива.
Второе у нас смесь становится бедной. Что
в свою очередь черевато
перегревом двигателя, так уж лучше пусть
он богатит чем беднит. Поэтому устройство
резонатора на системе такого двигателя в
середине имеет больший диаметр
и объем чем на выходе. И тем самым когда
у нас есть большой объем заполняемый
выхлопными газами который стремится
выйти наружу через узкое выхлопное
отверстие получается что-то типа
обратного удара. То есть те выхлопные
газы которые не успели вылететь в это
отверстие — начинают двигаться обратно
и тем самым часть выхлопных газов (это
смесь которая вырвалась наружу)
запихивается обратно в двигатель и
Поэтому это очень важный момент.
Никогда не ставьте прямотоки на
это чревато выходом из строя двигателя.
Теперь давайте перейдем к работе
четырехтактного двигателя. В двухтактном
всас и сжатие происходит за
одно движение поршня вверх а сгорания и
выпуск происходит за одно движение
поршня вниз. В 4 тактнике все немножко
по-другому -давайте это рассмотрим на
наглядном примере. За одно движение
поршня вниз 4 тактном двигателе
происходит лишь только впуск топлива за
второе движение поршня вверх происходит
топлива и только на третьем такте на
третьем этапе происходит воспламенение
топлива что движет поршень снова вниз ну
и четвертый так это у нас снова движения
поршня вверх это уже выпуск- выпуск
выхлопных газов. Тоесть в двухтактном
двигателе у нас поршень постоянно
подпитывается вспышкой каждый такт.
Фактически один ход туда-сюда у него
происходит по инерции вхолостую
соответственно чтоб наша впускная и
выпускная система с клапанами хорошо
нам нужна система грм и на этом этапе мы
в принципе можем уже подвести небольшие
итоги но сначала я хочу ответить на тот
вопрос который задал вначале почему 2
валит на верхах а4 тактник не валит на
низах? Этот вопрос меня мучил очень долгое
время. Скажу следующее что при одинаковом
двухтактного четырехтактного двигателя
то 2 тактник как правило в теории имеет
мощность больше 2 раза при
том же объеме 2 тактник мощнее.
Это не относится к нашим отечественным
мотоциклом не беру в расчет. Потому что я на своем мопеде kayo
Источник
Принцип работы четырехтактного двигателя
Силовая установка имеет заполненный маслом картер. Цилиндр не оборудован окнами для запуска смеси горючего и выпуска отработанных газов. Газообмен осуществляется при помощи механизма распределения газов. Он выполнен в виде клапанов сообщающих полость камеры сгорания с карбюратором и выхлопной трубой. На инжекторных двигателях карбюратор отсутствует. Горючее во впускной тракт подается через форсунки.
Поршневой элемент оснащен компрессионными и маслосъемными кольцами. Компрессионные кольца необходимы для предотвращения утечки смеси воздушной массы с горючим в картер во время сжатия. Маслосъемные кольца защищают цилиндровую полость от попадания смазочного материала.
Силовой агрегат имеет отдельную систему смазки. Кривошипно-шатунный механизм оснащен подшипниками скольжения. Они смазываются маслом, подаваемым под давлением. Во избежание возникновения давления в результате движения поршневых элементов и нагрева смазочного материала картер оборудован дыхательным клапаном. Он сообщает полость картера с атмосферой.
Возгорание смеси воздушной массы с горючим в камере четырехтактного мотора осуществляется через один оборот коленвала. За один цикл происходит 4 такта:
Впрыск. Поршневой элемент смещается сверху вниз, при этом открывается впускной клапан механизма распределения газов. При смещении поршневого элемента вниз образуется вакуум под действием, которого в гильзу попадает смесь воздушной массы с горючим;
- Сжатие. Поршневой элемент смещается вверх. При этом воздушная масса с горючим достигает высокого давления. Во избежание попадания смеси в поддон силовой установки поршневой элемент оборудован компрессионными кольцами. Благодаря такой конструкции удаётся создать высокое давление;
- Рабочий ход. При нахождении поршневого элемента вверху происходит возгорание массы. Поршневой элемент под действием энергии от возгорания смещается вниз, увлекая за собой шейку коленвала;
- Выпуск. Перемещаясь вверх, поршневой элемент выталкивает из гильзы выхлопные газы. Вывод газов осуществляется через выпускной клапан механизма распределения газов.
Сравнение 2-х и 4-х тактных моторов Tohatsu
Все подвесные бензиновые подвесные лодочные моторы бывают двух типов: двухтактные и четырехтактные модели. Различаясь по своим характеристикам, каждый из них обладает преимуществами, и недостатками.
Вот характерные отличия двухтактных и четырехтактных лодочных моторов.
2-х тактные лодочные моторы:
— рабочий цикл двигателя состоит из двух тактов;- простое устройство двигателя;- простое и дешёвое обслуживание;- более компактный;- быстро набирает обороты;- удобен при частой перевозке;- дешевый за счет простоты конструкции;- меньший вес.
4-х тактные лодочные моторы:
— рабочий цикл состоит из четырех тактов;- сложнее и дороже техническое обслуживание;- экологически чище;- топливная экономичность;- более тихий;- стабильная работа во всем диапазоне оборотов;- больший вес;
— выше цена.
Принцип работы 2-х и 4-х тактных двигателей
В двухтактном лодочном моторе фаза выпуска отработавшей и впуска свежей рабочей смеси совмещены. Причем отработавшая смесь (или попросту выхлопные газы) вытесняется из цилиндра потоком свежей. Ввиду невозможности полностью вытеснить отработавшую смесь и избежать выбросов свежей ее порции через выхлопное окно цилиндра, эффективность процесса сгорания в двухтактном лодочном моторе ниже, чем в четырехтактном.
Это приводит к повышенному расходу топлива, падению КПД рабочего такта, увеличению вредных выбросов в выхлопе. Но так как двухтактном моторе рабочий такт осуществляется в два раза чаще, литровая мощность двухтактника как правило выше, чем у четырехтактника.
По этой причине, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели легче четырехтактных той же мощности и проще в обслуживании.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. В любом двигателе вибрация максимальна на частотах, кратных частоте вращения коленвала. Наибольший вклад в общую вибрацию вносят первая и вторая гармоники, именно с ними и ведут борьбу. Как правило, все маломощные четырехтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах.
Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырехтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это еще более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого лодочного мотора.
Поэтому двухцилиндровые четырехтактные лодочные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными.
В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырехтактного мотора:
- более высокая экономичность (примерно на 20 процентов),
- более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя),
- нет необходимости смешивать бензин с маслом,
- больший моторесурс.
А вот минусы:
- на 20-30 процентов больше вес и цена,
- необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера,
- более дорогое обслуживание.
При использовании рекомендованного производителем масла двухтактный лодочный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго. Поэтому если Вы приобретаете лодочный мотор для рыбалки троллингом, у четырёхтактника нет явных преимуществ.
Практика показывает, что 2-хтактные лодочные моторы с румпельным управлением мощностью от 5 до 15 л.с. имеют преимущество перед 4-хтактными, главным образом по причине низкой цены и меньшего веса. Ими просто удобнее пользоваться
Выбирая мощность вашего будущего лодочного мотора, важно понимать область его применения.Например:- Если Вы занимаетесь рыбалкой и передвигаетесь на небольшие расстояния, то Вам будет достаточно мотора в 2-15 л.с.- А если Вы хотели бы кататься на вейкборде или водных лыжах, то мощность мотора должна быть не менее 30 л.с. — В тоже время, при покупке катера (например: Стрингер 550) Вы можете остановить свой выбор на моторе в 150 л.с
— В тоже время, при покупке катера (например: Стрингер 550) Вы можете остановить свой выбор на моторе в 150 л.с.
Источник www.outboard.ru
Работа двухтактного двигателя
Теперь посмотрим, чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного по принципу работы. В двухтактных двигателях все четыре действия выполняются за один оборот коленчатого вала, во время хода поршня от верхней мёртвой точки к нижней, а затем обратно вверх. Выпуск отработанных газов (продувка) и впрыск горючего интегрированы в один такт, в конце которого происходит воспламенение смеси, и полученная энергия толкает поршень вниз. Такая конструкция устраняет необходимость использования клапанного механизма.
Место клапанов занимают два отверстия в стенках камеры сгорания. Когда поршень за счёт энергии сгорания перемещается вниз, выпускной канал открывается, позволяя отработанным газам выйти из камеры. При движении вниз в цилиндре образуется разрежение, за счёт которого через расположенный ниже впускной канал внутрь втягивается смесь воздуха и топлива. При движении вверх поршень перекрывает каналы и сжимает находящиеся в цилиндре газы. В этот момент срабатывает свеча зажигания, и весь описанный выше процесс повторяется снова
Важно то, что в двигателях такого типа зажигание смеси происходит при каждом обороте, что позволяет извлечь из них больше мощности, по крайней мере, в краткосрочной перспективе
Соотношение массы и мощности
Двухтактные двигатели лучше подходят для устройств, от которых требуются быстрые и резкие всплески энергии, а не равномерная работа в течение длительного времени. Например, гидроцикл с двухтактным двигателем разгоняется быстрее, чем грузовик с четырёхтактным, однако он предназначен для кратковременных поездок, в то время как грузовик может проехать сотни километров, прежде чем ему понадобится отдых. Невысокая длительность работы двухтактников компенсируется низким отношением массы к мощности: такие двигатели обычно весят намного меньше, поэтому быстрее запускаются и достигают рабочей температуры. Для их перемещения также требуется меньше энергии.
Четырехтактный двигатель его устройство и как он работает
Агрегаты четырехтактного типа имеют более сложное строение, но при этом они отличаются высокой производительностью и большим сроком службы. Их работа состоит из 4 циклов, о чем упоминалось выше. Это такт впуска топливной смеси, ее сжатие, рабочий ход и выпуск сгоревших газов. В отличие от двухтактных, на 4-х тактных моторах имеется масляный картер, посредством которого осуществляется смазывание вращающихся и трущихся деталей. Чтобы понимать, о чем идет речь, ниже представлена схема устройства четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
На схеме выше обозначены основные конструктивные элементы двигателя внутреннего сгорания 4-тактного типа:
- Цилиндр — основание, в котором осуществляется перемещение поршня
- Поршень — главный рабочий элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Поршень имеет кольца, посредством которых обеспечивается сжатие топливной смеси
- Шатун — соединительный элемент между коленчатым валом и поршнем
- Коленчатый вал — находится в кривошипно-шатунной камере
- Палец шатуна — соединительный элемент между коленчатым валом и шатуном
- Камера сгорания — в этой камере происходит сжатие топлива и его воспламенение
- Впускной клапан — при его открытии в камеру сгорания поступает топливная смесь из карбюратора
- Выпускной клапан — открывается для выведения выхлопных газов из камеры сгорания
- Свеча зажигания — воспламеняет топливную смесь
Принцип работы аналогичен с двухтактными моторами, но есть некоторые отличительные особенности. Рассмотрим далее принцип работы четырехтактного мотора по циклам.
Первый такт. Транспортировка воздушно-топливной смеси в камеру сгорания выполняется при открытии впускного клапана. Поршень при этом находится в верхней мертвой точке. Открытие клапана выполняется посредством кулачков газораспределительного механизма. Засасывание топливной смеси происходит до момента, пока поршень не достигнет нижней мертвой точки. Коленчатый вал при этом совершает пол оборота.
Второй такт. Начинается он с того, что поршень движется с нижней мертвой точки в верх. При этом осуществляется сжатие поступившей на предыдущем этапе топливно-воздушной смеси. Как только поршень достигает верхней мертвой точки, возникает искра, создаваемая свечой зажигания. Вместе с первым тактом, коленчатый вал совершает один оборот.
Третий такт. От силы давления, сформировавшегося от сжигания смеси, обеспечивается перемещение поршня из верхней мертвой точки в нижнюю. Такое перемещение поршня после сгорания газов называется рабочим ходом. Выхлопные газы на третьем этапе находятся в камере до момента, пока поршень не достигнет нижней мертвой точки. После этого начинается завершающий этап.
Четвертый такт. Поршень перемещается с нижней мертвой точки в верхнюю, тем самым осуществляя высвобождение камеры сгорания от находящихся в ней выхлопных газов. Для этого происходит открытие выпускного клапана, который также при помощи кулачка соединен с газораспределительным механизмом. После этого цикл повторяется.
Анимированное изображение принципа работы четырехтактного двигателя показано на схеме ниже.
Четырехтактные моторы являются более совершенными, выносливыми и надежными по сравнению с двухтактными.
Основные отличия между двухтактным и четырехтактным ДВС
Теперь давайте поглядим, чем отличаются двух тактные движки от четырех тактных двигателей. В первую очередь такие движки нужны там, где устройству необходимы быстрые и мощные всплески энергии. Например, к таким вещам могут относиться небольшие мотоциклы, мопеды или мотопилы, газонокосилки.
Двух тактные моторы предназначены для коротких поездок. Они не смогут выдержать долгое постоянное напряжение. Свечи придут в негодность от постоянной работы движка. Поэтому, рыбакам приходится иногда глушить движок в море, чтобы дать ему отдохнуть и затем заводить заново.
Жизненный ресурс двух тактного мотора тоже ограничен. Их жизнь исчисляется в сотнях и тысячах часов, а не в километрах, как у четырехтактных моторов. Хотя, если они ставятся на мотоциклы или таркторы, то тогда жизненный ресурс исчисляют в километрах. Обычно он равен ста тысячам километров. Это предельный максимум.
Двух тактные моторы дешевле, чем четырех тактные. Разница между стоимостью этих двигателей может достигать двадцати, а то и тридцати процентов. Однако все зависит и от объема движка. Например, двигателя с маленьким объемом стоят на 6 000 тысяч рублей дороже двух тактных с маленьким объемом. А вот при просмотре цен на моторы с большим объемом эта цифра может увеличиваться до тридцати и сорока тысяч рублей.
Простой пример приведен в таблице с моторными лодками.
Двигатель на моторную лодку и объем | Стоимость в рублях |
Двух тактный Меркурий 5 М | 61 200 |
Четырех тактный Меркурий F 5 M | 66 500 |
Двух тактный Меркурий 9.9 MH | 88 900 |
Четырех тактный Меркурий F 9.9 M | 135 900 |
Как видите из таблицы действительно цена растет с увеличением мощности и объема соответственно.
Двух тактные моторы можно перевозить в любой машине и в любом положении. Они не сломаются, четырех тактные чувствительны к любому удару и неправильному положению.
В двухтактных моторах экологический класс навряд ли превысит Евро 2. А в четырех тактных этот показатель может увеличиться до Евро 5. Последние силовые агрегаты экологичнее, потому что в них полностью сгорает топливо. А в первых моторах часть газов не выработана полностью и уходит атмосферу в том же составе.
Двухтактники едят топливо во много раз больше, чем четырехтактники. Поэтому последние считаются экономичными. Хотя первые весят меньше и их легко перетаскивать с места на место, если понадобится. Чтобы переместить четырех тактный движок, потребуется сила как минимум двух взрослых людей.
Двухтактники нуждаются в том, чтобы топливную смесь им делали заранее. Четырехтактникам это не нужно. Все делает за человека система. Автовладельцу требуется только заливать вовремя масло и бензин в раздельные баки. Также ему нужно менять фильтрующие элементы, которые защищают детали движка от повреждения стружкой или другими элементами износа силового агрегата.