Что такое тахограф, кому и зачем он нужен

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Назначение тахографов

С учётом написанного в двадцатой статье названого закона, все юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны оснащать ТС тахографами. А госслужащие надзорных органов для осуществления контроля имеют право доступа к ним.

Приборы монтируются на следующие группы автотранспорта, изготавливаемые и используемые в пределах нашей страны (Приказ Минтранса номер 36 от 2013-го):

  • грузовые машины массой 3,5 — 12 тонн (категория N2);
  • грузовики весом более двенадцати тонн (N3).

Иметь тахографы должны также ТС, предоставляющие услуги по транспортировке пассажиров с сидячими местами от восьми единиц (М2 и М3).

Основная цель регистрирующего прибора — это безопасность, которая во многом зависит от гармоничности установленного распорядка рабочего времени шофёра и часов его отдыха. Например, согласно п. 19 Приказа Минтранса, за номером 15 от 2004-го года, водитель обязан после четырёх часов вождения сделать пятнадцатиминутный перерыв.

Ни для кого не секрет, что в утомлённом виде опасно браться за руль. Самочувствие шофёра в данном случае сопоставимо с посталкогольным опьянением, когда нарастает физиологическое расслабление и организм стремится как можно быстрее уснуть. Реакция человека в таком состоянии – крайне опасная заторможенность.

Усталость бесконтрольно переходит в дремоту, и шофёр может отключиться от реальности даже с открытыми глазами. Машина в это время продолжает движение никем не управляемая.

Тахограф, конечно же, не сможет разбудить водителя или не дать ему взяться за руль утомившимся, ведь он — лишь регистрирующий прибор. Выполняя функцию бортового самописца, он сам без устали трудится круглосуточно, без выходных. Каждую секунду принимает и запоминает информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте, а главное — фиксирует часы, проведённые в пути и отведённые на отдых.

В случае превышения скорости или нарушения рабочего режима, шофёр понесёт наказание в виде штрафов, выписанных сотрудником ГИБДД. Многие компании стали тщательно следить за своими сотрудниками. Поэтому вместе с оплатой штрафа таким сотрудникам порой приходится получать и взыскание от своего начальства. Диспетчеры автопарка обязаны отслеживать тахографические показатели после очередного рейса.

В Госдуму внесён законопроект об усилении административного наказания за пренебрежение режимом водителя.

Размеры штрафов, которые нас ожидают в ближайшем будущем:

  1. гражданин за рулём заплатит от трёх до пяти тыс. руб. (в настоящее время – от одной до трёх тысяч, ст. КоАП);
  2. должностное лицо понесёт наказание в размере от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас 5 – 10 тыс. руб.);
  3. юрлица заплатят 20 – 50 тыс. руб.

Таково наказание за допуск к рейсу ТС, везущего груз или людей без технического средства контроля, либо если оно не работает или не соответствует гостребованиям. За подобные правонарушения, граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, понесут ответственность, как юридические лица.

Помимо основной цели – безопасности, регистрирующее устройство поможет предпринимателям:

  • получать точные и своевременные данные;
  • оптимизировать работу бизнеса;
  • сократить издержки;
  • эффективно управлять парком.

Такой непрерывный мониторинг тяжеловесного грузового и пассажирского транспорта принесёт не только спокойствие на автомагистралях, но и выгоду, особенно крупным компаниям.

Принцип работы

Существует два вида цифровых приборов учёта:

  1. Отечественный, с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Поскольку данные блоки являются российской секретной разработкой, с ними нельзя пересекать границу. В некоторых операциях с ТС (передача в аренду, продажа) потребуется получать лицензию ФСБ.
  2. Западного образца ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажей ТС), – с ним можно легально передвигаться внутри страны и за рубежом.

Все аналоговые модели теперь и в нашей стране недействительны с 1 июля 2019 года.

Техническое средство контроля состоит из следующих элементов:

  • бортовое устройство – ограждённый от проникновения опечатанный бокс, содержащий в себе: систему обработки входящих показателей, программное обеспечение, шифровальный узел, блок памяти, считывающие приспособления для ввода карт, экранчик, механизм для распечатывания информации, разъёмы;
  • персонализированная карта с биометрическими данными, имеет защиту, предотвращающую фальсификацию;
  • датчик движения – цифры с него фиксируются в момент прерывания глобальной связи со спутником;
  • антенна для приёма сигналов от навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
  • необязательно, но возможно наличие модуля GPRS, который передаёт данные через сотового оператора на сервер мониторинговой компании;
  • соединительные компоненты для монтажа.

Через систему ГЛОНАСС бортовое устройство каждую секунду захватывает поступающие сигналы: координаты нахождения автомобиля, время, дату, и вычисляет скорость, расстояние, время в пути и простоя авто.

Данные с тахографа можно изучить путём выгрузки с бортового устройства, либо через карту водителя.

Последовательность действий водителя при работе с цифровым тахографом несложная:

  1. Прежде всего, шофёр вставляет личную карту в слот устройства чипом вверх, тем самым, активизируя её. Если на мониторе отобразились данные держателя карты, значит она исправна и вставлена корректно. Если прибор не видит её или выплёвывает, придётся как можно скорее посетить сервисный центр.
  2. Когда датчик учёта исправен, водитель может начинать движение, а тахограф начнёт автоматически получать внешнюю информацию и вести учёт рабочего времени.
  3. Во время стоянки шофёр удостоверяется, что на дисплее обозначен режим отдыха — он устанавливается автоматически после остановки мотора.
  4. Закончив смену, водитель вынимает карту.

Управлять тяжеловесной машиной без водительской карточки недопустимо, также, как и использовать постороннюю карту.

Чтобы получить доступ к памяти технического средства контроля, необходимо иметь одну из персонализированных карт, которые выдаются строго по заявлению:

  • водителю,
  • мастерской,
  • автопредприятию,
  • и инспектору.

Память карты водителя ограничена и должна освобождаться администрацией фирмы. Память тахографа также имеет пределы, выгрузка сведений производится раз в год.

Все виды карт оформляются в организациях, имеющих разрешение на их выпуск. Они перечислены в списках, размещённых на официальном сайте Росавтотранс, в рубрике «Система тахографического контроля».

В России

В России автобусы с числом мест более 8 и грузовые транспортные средства с разрешённой полной массой более 3.5 тонн (приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36) должны быть оборудованы тахографами, с целью обеспечения безопасных условий. Тахограф обязателен для автомашин класса М2, M3, N2, N3. Оснащение транспортных средств контрольными бортовыми устройствами должно производиться в соответствии с регламентирующими документами.

С 1 апреля 2014 года в случае отсутствия тахографа будут применяться штрафные санкции к следующим видам транспорта: — к автобусам с числом мест для сидения более 8;
— к транспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов; — Согласно «Приказу Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 декабря 2013 г. № 470 г. Москва „О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36“», к грузовым транспортным средствам с полной массой более 15 тонн, осуществляющим междугородные перевозки штрафные санкции будут применяться с 1 июля 2014 года, к грузовым транспортным средствам с полной массой более 12 тонн, осуществляющим междугородные перевозки, штрафные санкции будут применяться с 1 сентября 2014 года, к грузовым транспортным средствам с полной массой более 3,5 тонн, осуществляющим междугородные перевозки, штрафные санкции будут применяться с 1 апреля 2015 года.

В российских тахографах применяется средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Требования по применению блока СКЗИ в составе тахографов установлены Приказом Министерства Транспорта РФ № 36 от 13.02.2013.

Цифровой тахограф в России

В России цифровые тахографы появились с 16 июня 2010 года (необходимо заметить, что цифровые тахографы появились раньше указанной даты). Начиная с 16.06.2010 Российская Федерация должна была ввести в действие европейскую систему цифровой тахографии на своей территории при осуществлении международных перевозок, однако к указанной дате инфраструктура цифровой тахографии оказалась не готова, как впрочем и в ряде других стран, в результате первые карты цифрового тахографа ЕСТР были выданы в конце 2010 года согласно международному соглашению стран, присоединившихся к ЕСТР. До этой даты, не позднее, чем за 3 месяца, все заинтересованные лица (водители, инспекторы, мастера, администраторы автопредприятий) должны быть обеспечены специальными картами.

В отличие от аналоговых приборов, диски которых легко подделывались, это устройство невозможно вскрыть, и изменить каким-либо образом записанную информацию. Вся информация записывается на индивидуальную карту водителя и передается в центральный компьютер автотранспортного предприятия.

В России уже с 23 января 2012 года тахограф стал обязательным к установке и применению при перевозке пассажиров и опасных грузов. Об этом свидетельствует Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств в последней редакции. А с 1 апреля 2013 года наличие цифрового тахографа стало обязательным для всего колесного транспорта, принадлежащего юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (включая «Газели» и такси), находящегося в эксплуатации на территории РФ, о чем доведено в принятом 14 июня 2012 года федеральном законе № 78-ФЗ (статья 1 и статья 12).

В соответствии с Приказом № 36 от 13.02.13 Минтранса России (Приложение 2),
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

16 декабря 2015 года был опубликован приказ Министерства Транспорта РФ № 348, который вносит изменения в приказ Минтранса № 273. Приказ № 348 изменяет срок оснащения транспортных средств категорий N 2, N 3, M2, M3, цифровыми тахографами. Теперь транспортные средства должны быть оснащены цифровыми тахографами до 1 июля 2016 года.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Виды тахографов, допущенных к применению в РФ

Для того, чтобы понимать, какие тахографы можно использовать в Российской Федерации, необходимо ознакомиться с современными типами таких устройств.

Их всего несколько, поэтому с выбором не возникнет проблем, но при этом нужно понимать, в каком случае в Российской Федерации можно или нельзя использовать разные типы устройств.

Фото: виды тахографов

Конечно, все это прописано в законодательстве, но не все водители и ответственные лица читают данные указания, поэтому часто возникают разногласия с законом, и как следствие, такие автомобили получают штрафы

Поэтому разобрать виды цифровых тахографов достаточно важно

На какие группы делятся по принципу действия

Все тахографы делятся на аналоговые и цифровые (к примеру Штрих), а отличаются по большей части принципом работы.

Вся информация записывается на диаграмный бумажный диск, при этом прибор светится, когда скорость превышена, а самая большая шкала демонстрирует текущую скорость.

Более того, этот прибор считает рабочие часы и время отдыха, и предназначен для двух водителей, которые могут переключаться по режимам благодаря отдельным кнопкам.

Механических кнопок всего несколько и они преимущественно служат для переключения режимов и входа в меню.

Внутри прибора есть накопитель данных, на который записывается информация о водителе и номере транспорта, допущенных при вождении ошибках, а также данные калибровок и проверок.

Нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль в 2020 году смотрите в статье: нужно ли оформлять в ГАИ установку фаркопа на автомобиль. Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе, читайте здесь.

Более того, при потребности тахограф умеет распечатывать текущие отчеты по запросу либо инспекторов, либо же самого водителя. Одним из примеров такого тахографа может служить техника DTCO.

Категории транспортных средств, оснащаемых приборами

На самом деле оснащаться приборами подобного рода должны грузовые и пассажирские коммерческие автомобили, которые выполняют роль транспортировки на основе оплаты.

Если говорить в общем, то тахограф должен быть установлен на:

Грузовиках категорий N2, N3 Которые заняты перевозками опасных грузов
Автобусы М2 и М3 А также грузовыми автомобилями М3, выполняющими междугородние перевозки
Грузовые автомобили категорий N3, N2 Которые проводят транспортировку неопасных грузов

Под понятием автобусов следует подразумевать транспорт, имеющий восемь и более мест, не считая водительского, которые предназначены для перевозки пассажиров.

Грузовики по законодательству должны оборудоваться тахографами, начиная от 3,5 тонн веса, и без разграничения по признаку перевозимого груза.

Но следует сказать, что устанавливать подобную технику следует только на коммерческие автомобили, которые зарегистрированы за частными предпринимателями, юридическими лицами, или же предоставляются таковым на условиях аренды.

Если такой деятельности с их участием не ведется, то и тахограф устанавливать не нужно.

Устройства на грузовые автомобили

Грузовые автомобили являются одними из тех транспортных средств, на которые обязательно нужен тахограф, когда они используются для коммерции.

Есть два вида устройств, которые применяются для грузовиков, это те, которые работают на системе СКЗИ и системе ЕСТР.

Они различаются по возможности применения, а в России вообще можно использовать только один из них.

Видео: про тахографы и карты к ним

С СКЗИ

Тахограф с системой СКЗИ предусматривает, что данные, поступающие в него, будут шифроваться криптографическим методом.

Тахографы, соответствующие российским нормативам, имеют встроенный блок шифрования, а чтобы избежать подтасовки данных, прибор обязательно пломбируется.

Данные, получаемые из прибора СКЗИ будут шифроваться особым форматом, который может открываться только специальным программным обеспечением.

Но вопрос о том, какие бывают карты водителя для тахографа неактуален, поскольку есть всего один вид — чип-карты.

Где проверить штрафы за тахограф

Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

  • На портале Госуслуг;
  • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
  • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
  • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

  • номер постановления;
  • регистрационные данные автомобиля;
  • номер водительского удостоверения;
  • ИНН организации.

2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).

Карта идентификации и её назначение

Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.

Виды чиповых карт
мастера Применяется при проведении корректировочных работ устройства, его настройки и монтаже
организации Позволяет собственнику транспортного средства получить более обширные сведения, сохранённые в памяти устройства
контроллера Используется уполномоченными сотрудниками органов государственной власти, к компетенции которых относится проведение мероприятий, направленных на контроль и снятие зафиксированных показаний тахографа
водителя Необходима для идентификации лица, которое будет управлять транспортным средством до места назначения в соответствии с утверждённым маршрутом

Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.

Перед началом пути карта устанавливается в соответствующий слот-приёмник устройства, после чего допускается выполнение коммерческого маршрута.

Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.

Водителю разрешается управлять транспортным средством не более 2 недель без карты доступа. Указанного периода достаточно для изготовления новой карты.

Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.

Карта контролёра имеет наивысшую степень доступа, и закрепляется за уполномоченным сотрудником специализированной организации, проводящей монтаж и обслуживание цифровых устройств контроля.

Следует отметить, что с помощью такой карты невозможно получить информацию о пункте отправки или назначения транспортного средства, в связи с чем она применяется исключительно при настройке или монтаже тахографа.

Важная информация

Аварии, происходящие с участием крупногабаритного транспорта, несут в себе самые тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода среди пассажиров и водителей.

Причем немалую часть среди всех подобных ДТП занимают те, которые произошли из-за усталости водителей, и именно этот параметр отслеживается тахографом — специальным устройством, устанавливаемым в салоне автомобиля.

Требование касательно размещения тахографа обязательное, поскольку такой прибор вполне может служить доказательством при аварии.

Кроме того, сам руководитель предприятия, на котором занят водитель, вовремя сможет определить факт нарушений им распорядка работы и принять все меры для того, чтобы такое поведение не привело к катастрофе.

Первоначальные данные

Тахографы появились еще в 20-м веке в США в качестве приборов, позволяющих контролировать использование автомобиля, позже они начали обрастать функциями и совершенствоваться.

Кроме того, что тахографы различаются по принципу работы, они еще и оборудуются разными системами, которые работают в разных странах.

Так, в Российской Федерации у автомобиля, который используется для перевозок внутри страны, обязательно должен быть прибор с блоком СКЗИ, именно он обеспечивает шифрование всей информации.

Использование СКЗИ ограничено еще и тем, что выезжать из страны с этим блоком нельзя, и при международных перевозках обязательно нужно ставить то устройство, которое соответствует требованиям ЕС.

Из чего он состоит

Цифровой тахограф, который применяется сейчас в соответствии со стандартами РФ, состоит из нескольких частей, как и многие другие сложные устройства.

Прежде всего это датчик движения, который дает основную информацию, касающуюся скорости и километража. Он закрепляется на выходном валу коробки передач, и работает, когда двигается автомобиль.

Также есть антенны систем навигации, которые работают по GPS или ГЛОНАСС, в зависимости от региона использования автомобиля.

Подводятся все провода к аккумулятору автомобиля, а это, в свою очередь, обеспечивает работу устройства только при включенном зажигании и до того, как двигатель будет заглушен.

Ну и конечно, основным техническим устройством будет сам тахограф, монтируемый в салоне автомобиля и имеющий вид коробки.

Кроме того, именно в бортовое устройство вставляется карта и им производится управление с помощью специального дисплея.

На центральной панели тахографа размещаются кнопки настроек и работы с устройством, позволяющие очень быстро ориентироваться в меню, а также переключать режимы работы и отдыха.

Правовая база

В нем прописаны основные аспекты этих процедур, приборы, которые подходят для установки в автомобили, а также подается перечень транспортных средств, куда совершенно точно тахографы нужно установить.

Если же подобного прибора в машине не будет, то водителю и должностному лицу, ответственному за это, будет назначен штраф.

В нем прописано, что ответственность наступает при отсутствии тахографа, его неисправности, либо отсутствии карты водителя.

Согласно этому нормативному акту, оформляется штраф 1-3 тысячи рублей для водителя, а также взыскание размером от пяти до десяти тысяч рублей для должностного лица, повинного в нарушении.

Пока никаких других возможных наказаний не предусмотрено, но в дальнейшем планируется увеличивать штрафы для юрлиц вплоть до 100 тысяч рублей.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

  1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
  2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
  3. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
  4. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
  5. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
  6. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
  7. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Таблица с нормами работы и отдыха водителей
1 водитель 2 и более водителей
Норма Допускается
Максимальное время управления без перерыва 4,5 часа 4,5 часа
Минимальное время перерыва 45 минут разделение на интервалы не короче 15 минут 45 минут
Максимальное время управления в сутки 9 часов по 10 часов х 2 дня в неделю >9 часов
Максима время управления в течении недели 56 часов 90 часов в течение любых 2-х недель 56 часов
Минимальное время каждодневного отдыха 11 часов по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов в течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Минимальное время отдыха в неделю 45 часов не менее 24 часа 45 часов

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Штраф за отсутствие тахографа

Санкции за неисполнение требований по установке тахографа прописаны в ст.12.23 КоАП РФ:

  • Водитель: 3000 – 5000 руб.
  • Должностные лица: 7000 – 10000 руб.
  • Индивидуальные предприниматели: 15000 – 25000 руб.
  • Юридические лица: 25000 – 50000 руб.

Обратите внимания, что штраф на водителя не исключает штрафа собственнику ТС, а за нарушение режима работы, пунктом 3 ст.12.23 КоАП предусмотрены отдельные наказания.

Напомним, что нарушением может считаться не только отсутствие тахографа, но и его неверная настройка, просроченная дата поверки и т.д.

Любые действия, направленные на технические новшества, сопровождаются этапом внедрения. В данный период возможны сложности, которые со временем будут урегулированы. Относится это и к ситуации с тахографами. Паника первого времени сменилась вполне рабочими вопросами, с большинством из которых мы разобрались в данном материале.

Если же конкретный случай выходит за пределы обыденного, то к ситуации стоит привлечь автоюриста. Профессионал поможет сориентироваться в создавшемся положении, и выработать способы решения. Для обращения к адвокату достаточно написать свой вопрос через форму, расположенную ниже. Сделать это можно совершенно бесплатно, и один из специалистов ответит вам.

Типы приборов, цены и установка

Существуют как аналоговые модели, так и цифровые контролирующие приборы. Последние считаются более современными и надежными, поэтому такой тахограф для водителя предпочтительнее. Данные в цифровом устройстве имеют надежную защиту, они более точные, и такое устройство практически невозможно обмануть. 
Аналоговые модели сняты с производства, их использование запрещено законом и найти работающее устройство такого типа уже практически невозможно. 
В России чаще всего устанавливают тахографы таких брендов как:

  • Меркурий (~30 000 рублей),
  • КАСБИ (~35 000 рублей),
  • ШТРИХ-ТахоRUS (~30 000 рублей),
  • АТОЛ (~30 000 рублей),
  • VDO DTCO (~40 000 рублей) и других.

В зависимости от того, какой вы выберите тахограф, цена не будет сильно отличаться — это видно из представленных ориентировочных цен. Итоговая стоимость будет зависеть от конкретной модели, а также того, включена ли установка в стоимость. 

При выборе тахографа следует учитывать, что прибор должен отвечать требованиям федерального законодательства и нормативно-правовых актов. Приказы федерального Министерства транспорта (№№348, 36) устанавливают ограничения моделей, которые подлежат монтажу в российском грузовом и пассажирском транспорте. Допускается к использованию тахограф СКЗИ, изготовленный в нашей стране (вне зависимости от производителя) или европейские приборы, сделанные по стандартам ЕСТР. Окончательный выбор зависит от того, по каким маршрутам ездит транспортное средство. 
В случаях, когда машина выполняет международные рейсы, обязательны тахографы европейскогого стандарта ЕСТР.

Автобусы, грузовики и другой транспорт, который эксплуатируется внутри страны, можно оснащать тахографами  отечественного производства с навигационным криптозащитным модулем СКЗИ/НКМ. Это особая система защиты информации, которая встроена в электронный прибор. 

Тахограф устанавливают в четыре этапа:

  1. На стадии подготовки осматривается машина, выбирается место для монтажа.
  2. Осуществляется установка.
  3. Введение в эксплуатацию, активация устройства. 
  4. На завершающем этапе проводится проверка корректности работы тахографа. 

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector