Коэффициент износа основных средств
Содержание:
- Информация в РСА о средней стоимости деталей
- Какими законодательствами регулируется
- Расчет износа авто
- Расчет
- Расчет износа автомобиля
- Важные аспекты
- Нюансы начисления износа на авто
- Почему так важно поддерживать нормальное давление в шинах автомобиля
- Другие организации
- Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?
Информация в РСА о средней стоимости деталей
Российский союз автостраховщиков, заинтересованный в неукоснительном соблюдении законодательных правил в области автострахования, размещает на своем сайте нормативные и справочные материалы, представляющие интерес не только для профильных специалистов, но и для обывателей, попавших в ДТП.
В частности, единый справочник позволяет рассчитать стоимость запчастей по РСА. Эта информация востребована, когда возникает необходимость в проверке правильности оценки страховщиком запчастей, претендующих на замену.
Принцип функционирования интернет-сервиса, доступного широкому кругу пользователей, основан на анализе цен деталей в разрезе регионов и выдаче среднерыночного показателя, закладываемого в основу расчета компенсационной выплаты.
Какими законодательствами регулируется
Основным законодательным актом, который разъясняет детали по данному вопросу, является: ст.12 Закона “Об обязательном страховании” №40-ФЗ (в 2021 г. туда были внесены дополнительные изменения).
Именно этот акт регулирует:
- варианты выдачи компенсации пострадавшим (По ОСАГО СК осуществляет только ремонт ТС, а выплаты осуществляются только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора — получить ли на руки денежные средства или осуществить ремонт);
- процедура проведения экспертизы (после ДТП автомобиль осматривают сотрудники ДПС или представитель СК, а потом только его отправляют на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от СК и т.д.
То, как рассчитать износ автомобиля, определяется Положением Банка России №432-П, который начал действовать с 2014 года. Этот документ содержит и информацию по единой методике расчета износа.
Единая методика расчета износа содержится в Положении Банка России №432-П.
Эту формулу используют как страховые компании, так и все организации, которые занимаются проведением экспертизы транспортных средств.
Расчет износа авто
Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:
- Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
- Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
- Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.
Когда и кем производится расчет износа
Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:
- денежная выплата;
- направление на ремонт.
Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель
На какие детали износ не распространяется
Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.
Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:
- части подушек безопасности;
- крепления и ремни безопасности;
- гидравлическая система;
- сигнализация;
- пневматические тормоза;
- динамики и акустические установки;
- индикаторы неисправности тормозов;
- рулевой механизм;
- сцепное устройство и т.д.
Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером
На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:
Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);
ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.
Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.
Например:
- Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
- Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
- 1 — 0,75033809 = 0,2496619
- 100 х 0,2496619 = 25%
Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.
Для онлайн-калькулятора (https://www.osa-spb.ru/kalkulyator-raschjota-iznosa-transportnogo-sredstva.html) используются следующие параметры (с примером):
- Дата эксплуатации – 12.12.2007.
- Дата ДТП – 20.05.2019.
- Категория ТС — ВАЗ.
- Пробег – 530 000 км.
- В результате получается фактический износ 89.11 %, но он не должен быть выше 50%, а значит владельцу авто придется доплачивать за ремонт лично.
Максимальные и минимальные значения, условия, при которых это возможно
Износ зависит от следующих параметров:
- от технического обслуживания;
- от качества смазывания;
- первоначально состояния деталей;
- регулировки механизмов и пр.
Изношенность деталей возрастает при увеличении срока службы деталей и выполненного объема работы. При расчете допускается максимальный процент изношенности авто в 50%. Минимальный износ, который характерен для всех авто 1-10%.
Расчет
В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.
Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.
Кто выполняет?
Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.
Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.
Методика и формула
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:
- год выпуска транспортного средства;
- пробег;
- срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).
При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.
На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:
- высота рисунка протектора у новой «резины»;
- высота рисунка протектора на момент аварии»;
- установленная нормативными документами высота рисунка.
Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.
В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:
Ики=100*(1-е-(∆TТки-∆LLки)), где
- Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
- е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
- ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
- Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
- ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
- Lки – пробег (тыс.км).
Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в .
Расчет для реального автомобиля
Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:
- авто марки – CHERY T11 TIGGO;
- дата выпуска – 2009;
- пробег – 85251 км;
- дата аварии – 18 июля 2015 г.
Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:
- е ≈ 2,72;
- ∆T = 0,057;
- Тки = 6 (лет);
- ∆L = 0,0029;
- Lки = 85,25 (тыс. км).
Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%
Расчет износа автомобиля
На процент износа автомобиля влияют следующие факторы:
Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.);
Страна, в которой произведена машина;
Пробег;
Год начала эксплуатации (как правило, принимается во внимание год выпуска);
Дата ДТП, в котором пострадало авто.
Методики расчёта
На сегодняшний день существует 2 основные методики расчёта износа:
Оценка общего износа автомобиля
В расчёт принимают во внимание год выпуска автомобиля, пробег и территорию эксплуатации. По такой формуле в том числе определяется общая стоимость машины.
Оценка стоимости отдельных узлов и агрегатов автомобиля с использованием формулы, установленной вышеназванным Постановлением Правительства.
Первая методика практически не применяется на практике, так как подавляющее большинство расчётов проводится для установления стоимости возмещений по ОСАГО, которые в соответствии с законодательством рассчитываются именно по второй формуле.
Формула расчёта
Расчёт износа деталей автомобиля для выплаты возмещений по ОСАГО проводится по формуле, установленной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 года :
Переменные в формуле расчета износа автомобиля означают:
- И – износ комплектующих машины;
- е – 2,72 (основа натуральных логарифмов);
- КТ – коэффициент влияния на износ детали срока эксплуатации авто;
- Т – срок эксплуатации машины;
- КL – коэффициент влияния на износ агрегата или узла автомобиля пробега т/с;
- L – пробег автомобиля до даты аварии.
Значение коэффициентов КТ и KL изменяются в зависимости от модели и марки автомобиля, поэтому самостоятельно рассчитать износ достаточно трудно. Воспользуйтесь онлайн калькулятором расчета износа автомобиля на сайте, чтобы узнать точное значение износа.
Пошаговая инструкция по использованию калькулятора
- Введите численный показатель пробега, указанный на одометре.
- Введите дату начала эксплуатации машины (указывается в тех. паспорте);
- Введите дату аварии;
- Выберете из списка категорию транспортного средства.
Если в ходе ДТП одометр был повреждён и установить пробег невозможно, при проведении расчёта специалисты пользуются методиками и формулами, установленными в справочной литературе. При этом среднегодовой пробег легкового автомобиля равен примерно 15 000 км.
Датой начала эксплуатации является дата выдачи ПТС транспортного средства, если дата выдачи ПТС не известна, то за начало срока эксплуатации условно принимается первый день года выпуска (обычно первое января года выпуска). В случаях, когда известен месяц выпуска (начала эксплуатации), за дату выпуска (начала эксплуатации) принимается первое число этого месяца.
Важные аспекты
Наличие автомобильного транспорта на балансе предприятия добавляет хлопот бухгалтеру. Нужно своевременно учесть все эксплуатационные расходы, а также начислить амортизацию.
Первый вопрос, возникающий у бухгалтеров, это момент начала амортизации. Приобретенное авто должно быть зарегистрировано в ГИБДД. Амортизировать машину следует с момента приобретения или с даты регистрации?
Когда же начинать амортизировать автомобиль? В законодательстве отсутствуют положения, связывающие амортизацию и дату регистрации.
Вследствие этого многие компании считают, что амортизировать авто можно только после регистрации в ГИБДД. Но на деле все не совсем так. Регистрация в ГИБДД это постановка авто на учет.
Тогда как регистрация прав означает право обладания имуществом. Купив авто, организация становится его владельцем. Для введения в эксплуатацию транспорт должен находиться в пригодном к использованию состоянии.
Таким образом, начало амортизации автомобиля не зависит от регистрации в ГИБДД. Хотя таковая и необходима для допуска к участию в дорожном движении.
Основные понятия
Амортизация автомобиля предполагает постепенное списание его стоимости по причине физического изнашивания. Проще говоря, организация покупает авто, но стоимость его списывает не разом, а постепенно на протяжении нескольких лет.
Амортизационные начисления включаются в производственные издержки. Их вычитают из стоимости объекта. Амортизация это денежный эквивалент износа.
Необходимость начислять амортизацию на автомобиль возникает когда:
Организация приобретает | Авто в собственность |
Предприятие нанимает сотрудника с машиной | Какая используется для производственных целей |
Таким образом затраты на содержание автотранспорта не становятся для предприятия невосполнимыми убытками. Расчет амортизации для автомобиля не так сложен, как может показаться.
Достаточно своевременно учитывать расходы на обслуживание авто в продолжение года. Получившаяся общая сумма делится на километраж. В итоге определяется стоимость одного километра пути.
Зная, сколько километров транспорт прошел за определенный отрезок времени, можно посчитать общую сумму по амортизации. При таком подходе необходимо, чтобы водитель отмечал все расходы. Иногда учетом затрат занимается бухгалтерский отдел.
Последняя зависима от возраста машины и ее естественного износа. Балансовая стоимость разделяется по количеству месяцев срока полезного действия и таким образом определяется средний показатель амортизации за месяц.
Способы исчисления амортизации могут быть различны. Среди основных следует отметить:
- линейный;
- способ уменьшаемого остатка;
- списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
- ускоренный метод.
В процессе расчета амортизации учитываются разнообразные факторы. Например, нормы износа или коэффициент ускорения.
Данные параметры постоянно меняются. Найти показатели или формулы для вычисления оных можно в различной бухгалтерской литературе или специальных периодических изданиях.
Зачем она нужна
Довольно распространенна ситуация, когда сотрудник использует личный автомобиль для исполнения служебных обязанностей. При этом от работодателя требуется не только оплата топлива, но износа машины.
Для этого рассчитывается амортизация одного километра пробега. Исходя из рассчитанных показателей, работодатель оплачивает использование авто.
Ну и самая главная причина начисления амортизации это списывание стоимости основного средства, принадлежащего предприятию. Покупая автомобиль, организация затрачивает некоторую сумму.
Чтобы предотвратить таковые, первоначальная стоимость постепенно уменьшается, а разница списывается в издержки производства.
Нормативная база
В п.49 Методических указаний говориться о необходимости амортизационного начисления для погашения стоимости основных средств, какими организация владеет по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Таковой определен для всякой амортизационной группы. Отнесение ОС к амортизационным группам определяется ст.258 НК РФ. Точный срок полезного действия транспорта устанавливается специальной инвентаризационной комиссией.
В бухучете субъект вправе самостоятельно устанавливать период полезного действия, что оговорено в п.20 ПБУ 6/01. Но по обыкновению периоды в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.
Отдельно надо коснуться стоимости авто. До 2009 года по отношению к дорогостоящим автомобилям применялся коэффициент амортизации автомобиля – коэффициент ускоренной амортизации, равный 0,5. В настоящее время данная норма не применяется.
Нюансы начисления износа на авто
Чтобы рассчитать износ автомобиля более точно, мало знать основные характеристики машины. Обычно организации для наиболее точного подсчета используют специальные справочники. В которых указывается марка автомобильного средства, а также его балансовая стоимость по году его выпуска.
Если взять из определенной таблицы показатель и разделить на число месяцев, на протяжении которых машина была в использовании, то получиться цена износа данного автотранспорта эксплуатируемого в течение одного месяца.
В данный расчет не входят сведения о стоимости горюче-смазочных материалов, погодные условия, а также финансы, затрачиваемые на мелкий косметический ремонт.
Таким образом, выбор методики напрямую зависит от организации или физического лица
Главное при различных способах расчета помнить о важности всех показателей, которые отвечают за работоспособность автотранспортного средства
Почему так важно поддерживать нормальное давление в шинах автомобиля
Стоит отметить, что давление не может постоянно находиться на одинаковом уровне, ведь оно зависит не только от эксплуатации авто, но и от температуры воздуха.
В чем измеряется давление и что такое пятно контакта шины
Измеряют данный показатель в разных единицах. В РФ и некоторых других странах единицей измерения принято считать технические атмосферы (1 атм. = 1 кгс/см2). Но на импортных покрышках и машинах водитель может увидеть единицу измерения bar, которая является внесистемной единицей. В США и во многих других странах предпочтительно применяют PSI (тоже внесистемная единица – фунт на метр квадратный). Чтобы перевести одну единицу в другую следует воспользоваться таблицей.
Что будет, если колесо перекачать
Так как давление непосредственно влияет на пятно соприкосновения, перекачанные колеса могут стать причиной многих неприятностей. При чрезмерно накачанных покрышках можно столкнуться с такими проблемами:
- износ шины будет неравномерным, так как больше всего пострадает центральная часть протектора;
- во время езды на большой скорости увеличивается давление, что может стать причиной взрыва покрышки;
- перекачанные колеса имеют меньшую площадь пятна контакта, что значительно снижает качество торможения, соответственно, увеличивается длина тормозного пути;
- при таких обстоятельствах водителю кажется, что автомобилем стало легче управлять, но такая беспечность может стать причиной ДТП, особенно если за рулем водитель без стажа.
При” условии, что резина довольно старая и имеет большой пробег, перекачивание крайне нежелательно, не советуют при таких условиях даже накачивать до верхнего предела.
Чем опасны слабо накачанные колеса
В случае недокачивания колес пятно соприкосновения с дорожным полотном увеличивается, из-за чего могут возникнуть следующие неприятные ситуации:
- покрышка изнашивается неравномерно, ведь при увеличении пятна соприкосновения больше контактируют с поверхностью именно края, а не центр;
- повышенный расход топлива вследствие ухудшения динамики разгона;
- во время разгона или торможения (а при определенных условиях даже во время движения по прямой) автомобиль начинает резко «рыскать» по дорожному полотну и плохо поддается управлению;
- может возникнуть перегрев колеса даже до 150˚С, а если в это время машина движется на большой скорости, может произойти взрыв колеса.
Взрыв колеса
В зимнее время или на мокром дорожном полотне при слабо накачанных шинах ухудшается послушность машины, и управлять ею становится гораздо сложнее.
Контроль показателя
Перекачивание или недокачивание колеса в пределах от 15 до 20% уменьшает длительность срока его службы на 30%. Поэтому своевременный контроль давления позволяет значительно продлить его эксплуатацию.
Большинство автолюбителей не хотят часто проверять шины по причине грязных колес и «кропотливости» процедуры. Хотя всего лишь понадобится открутить колпачок и снять показания с помощью манометра. Но сегодня для таких водителей изобрели индикаторные колпачки, которые показывают уровень накачивания шин. Их устанавливают вместо обычного колпачка. Зеленая метка сообщает, что показатель в норме, желтая – падение уровня на 0,3 атм., а красная – падение на 0,7 атм. и более.
Другие организации
Как переоформить автомобиль в 2015 году? если вы задаетесь этим вопросом, то в этой статье вы сможете найти ответ и уяснить для себя из каких этапов будет состоять процесс переоформления автомобиля.
Техосмотр необходим,чтобы страховая компания оформила Вам полис ОСАГО или КАСКО. Как и где пройти техосмотр, когда его нужно проходить…
Часто приходится сталкиваться с людьми, которые были обмануты мошенниками
Что делать и как себя вести, если вы столкнулись с мошенниками ? …
Утром вы заметили вмятину или царапину на своем автомобиле?Не знаете что делать? Тогда эта статья специально для вас.В ней описано как получить выплаты по КАСКО в таких случаях.
При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях предлагают массу дополнительных опций, в статье описаны эти опции и то как ими пользоваться.
Влияние износа на стоимость полиса КАСКО в страховой компании, что такое износ? как уменьшить стоимость страховки автомобиля.
При ведены несколько основных критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе страховой компании для вашего автомобиля.
Рассмотрены вопросы, касающиеся причин отказов в страховых выплатах по полисам страхования ОСАГО и КАСКО, а также даны комментарии по отзывам о страховым компаниям и их значимости.
Страхование кредитованного автомобиля. Советы и рекомендации по выбору банка, салона и оформлению документов
Страхование автомобиля
КАСКО, ОСАГО,ДГО.
Приведена общая информация к каждому виду страхования автомобиля. Даны рекомендации и советы по выбору вида полиса страхования.Рассмотрены основные нюансы оформления страховки.
Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?
Самый насущный вопрос, который, прежде всего, заботит владельца транспортного средства – это износ, т.к. каждый автовладелец знает, что если попасть в аварию, то страховая выплата на запчасти будет начислена с учетом износа.
Износ – это процент уценки за эксплуатацию автомобиля, на который происходит снижение стоимости запасных частей поврежденных в результате ДТП. (Единая Методика ЦБ РФ, Глава 3, п. 3.4.)
Мы не видим смысла в этой статье расписывать — по каким формулам рассчитывается износ, но вот важные моменты, о которых стоит знать, расскажем.
Главные составляющие износа – это возраст транспортного средства и его пробег.
Возраст автомобиля или период эксплуатации можно определить следующим образом:
— запись в свидетельстве о регистрации или, как его еще называют, пластик (СТС). В данном документе действительно прописан год автомобиля, но нет точной даты его выпуска. В случае, если данные о дате выпуска авто отсутствуют, то возраст автомобиля считается с 1 января соответствующего года. Вот теперь представьте, ваша машина реально была выпущена, например, в декабре 2012 года — расчет износа в этом случае будет вестись с 01.01.2012, чувствуете разницу?
— паспорт транспортного средства (ПТС) – данный документ, как правило, дает исчерпывающую информацию о дате эксплуатации авто. К примеру, в ПТС стоит 2014 год выпуска, а автомобиль впервые встал на учет 01.08.2014 – соответственно и износ будет начисляться с даты начала эксплуатации авто.
— VIN номер – аналогично ПТС, зачастую дает немало информации о дате выпуска автомобиля, к примеру, не имея на руках ПТС, вполне реально установить дату выпуска автомобиля, расшифровав его VIN, что очень важно при расчете износа. Таким образом, чем точнее дата, тем меньше износ
Напомним о том, что по единой методике расчета ущерба по ОСАГО (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства») износ не может превышать 50%
Таким образом, чем точнее дата, тем меньше износ. Напомним о том, что по единой методике расчета ущерба по ОСАГО (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства») износ не может превышать 50%.
Пробег автомобиля .
Второй и достаточно важный показатель при расчете износа, он напрямую влияет на процент уценки транспортного средства. При проведении независимой экспертизы автомобиля после ДТП, эксперт обязательно делает фото панели приборов, где показан пробег авто. В случае, если не удается на месте установить пробег транспортного средства, к примеру, по причине серьезных повреждений или поломки панели приборов, в расчетах используется среднегодовое значение по региону, в котором зарегистрирован автомобиль. Для Ярославской, Костромской, Ивановской и других областей ЦФО – это значение равно 16 000 км в год.
Кстати, очень важный факт — если вы меняли, к примеру, бампер, непосредственно перед ДТП, то износ будет начисляться с даты покупки соответствующей детали. Подтверждением данного факта будет кассовый или приходный чек с указанием даты покупки и наименования соответствующей детали с ее артикулом.