Неповиновение сотруднику полиции

Права полиции

Сотрудники полиции могут задерживать не только преступников, но и граждан, которые лишь подозреваются в совершении преступления, а также лиц:

  • с признаками психического расстройства, представляющих опасность для себя и окружающих;
  • нарушивших правила комендантского часа;
  • незаконно проникших на охраняемые объекты или пытавшихся это сделать;
  • сбежавших из-под стражи, находящихся в розыске, уклоняющихся от наказания;
  • уклоняющихся от принудительных медицинских мер, назначенных судом, или мер воспитательного воздействия;

Обратите внимание!

Для того чтобы провести задержание, решение суда сотруднику полиции не требуется. Таким образом, задержан может быть практически любой человек, а не только тот, кто нарушает общественный порядок. В случае сопротивления не исключено применение мер физического насилия. Человеку, который оказал сопротивление, грозит судимость. Мера ответственности за сопротивление будет зависеть не только от конкретной конфликтной ситуации. Важен профессионализм юриста, который будет отстаивать интересы задержанного и найдет возможность минимизировать его вину.

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру: 8 800 350-83-74

Обязанности сотрудника полиции при задержании

Закон о полиции устанавливает правила для сотрудников полиции при задержании. Если они будут проигнорированы, адвокат обвиняемого в сопротивлении сможет использовать это наряду с другими мерами защиты.

Согласно закону сотрудник полиции обязан:

  • представиться – сказать свою фамилию, должность и звание;
  • предъявить по требованию служебное удостоверение;
  • сообщить причину задержания и его основания;
  • разъяснить задерживаемому его права и обязанности.

Обратите внимание!

Задержанный гражданин, его вещи, транспорт и документы должны быть подвергнуты своевременному досмотру.

Оказавший сопротивление при задержании имеет право на отказ от дачи каких-либо объяснений.

Не позднее 3 часов с момента задержания гражданин имеет право (за редким исключением) на 1 телефонный разговор, для сообщения близким о случившемся. О задержании несовершеннолетнего полиция самостоятельно незамедлительно уведомляет его родителей (законных представителей), военнослужащего – командование воинской части, иностранца – соответствующее посольство (консульство).

О задержании составляется протокол, в нем указываются:

  • в оглавлении – дата, время, место составления документа, данные составившего его должностного лица;
  • дата, время, место, основания, мотивы задержания;
  • факт уведомления близких задержанного.

Протокол подписывается его составителем и задержанным лицом, задержанному вручается копия документа.

Содержать оказавшего сопротивление должны в специальном помещении под охраной. Его обязаны обеспечить питанием и медицинским обслуживанием. Угроза жизни или здоровья задержанного должны быть исключены. Максимальный срок задержания гражданина, оказавшего сопротивление, без судебного решения – 48 часов.

Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

— Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

— Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.

— Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов; получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.

2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.

— Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.

— Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.

— В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.

— В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.

— В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.

7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.

Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Невыполнение участником публичного мероприятия требований сотрудника квалифицируется по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ

Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 2. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?

Ответ. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.

При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса.

Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием».

Уголовная ответственность

Нормы уголовной ответственности к лицу, оказавшему сопротивление в момент его ареста сотрудниками полиции, применяются лишь в исключительных случаях. Эти случаи выражаются в ситуациях, когда работникам полиции действительно грозила реальная опасность, например:

  1. если задерживаемый оказал активную борьбу и применил физическую силу;
  2. если сотруднику полиции был причинен вред здоровью;
  3. если в адрес представителю правоохранителей звучали реальные угрозы их жизни и т.д.

Уголовная ответственность может быть установлена и в иных случаях, если суд решит, что в этом имеется явная необходимость. При этом наказание выражается в следующих мерах:

  1. Назначение денежного штрафа в определенном размере, а также установление обязательных исправительных работ.
  2. Штраф в крупном размере, а также исправительные работы на срок до 5 лет и арест – до полугода. Данные меры применяются в том случае, если здоровью члена полиции, либо здоровью его близких, был причинен явный вред.
  3. Лишение свободы – на срок до 10 лет, в том случае, если причиненный ущерб здоровью был признан судом тяжким.

Самая строгая мера наказания – максимально продолжительное тюремное заключение, будет назначена в том случае, если во время ареста подозреваемого, наступила смерть сотрудника полиции, которая стала результатом проявленного сопротивления.

Существующая судебная практика показывает, что во время классификации данного вида преступления, у сторон могут возникать споры относительного самого факта оказания сопротивления. Естественно, подозреваемый пытается доказать, что ничего подобного не происходило, и что все обвинения в его адрес являются абсолютно беспочвенными. В таком случае суд рассматривает протокол, который всегда составляется работниками правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Виновное лицо, в свою очередь, имеет право сослаться и на неправомерные действия уполномоченных лиц. Как правило, такие действия могут быть выражены в применении излишней физической силы, побоев, несоблюдении действующего порядка и существующих норм. Если на суде данный факт подтвердится, судебный орган вправе отменить ранее установленные меры наказания в отношении виновного.

Что является сопротивлением при задержании?

Отдельной статьи в уголовном кодекса о сопротивлении сотрудникам при задержании нет. Однако есть иные статьи, которые квалифицируют нарушение закона как сопротивление. Сопротивление – активные действия, насилие в отношении представителей правоохранительных органов.

Суд считает, что, оказывая сопротивление полицейскому, нарушитель посягает на жизнь и здоровье уполномоченного. Публичное оскорбление усугубляет положение. При задержании нужно вести себя спокойно. Свои права необходимо осуществлять через представителя, обращаться в инстанции и суды. Отягощающими обстоятельствами могут стать преступления, такие как «мошенничество», «хулиганство», «беспорядки». Задержанный имеет право воспользоваться услугами защитника при задержании.

Административная ответственность

Ответственность определена первой частью статьи 19.3 КоАП РФ. Необходимо разобраться в каком случае она наступает:

  • гражданин не выполнил распоряжение полицейского, которое связано с обеспечением безопасности и порядком в обществе;
  • гражданин мешает выполнению обязанностей полицейскому.

Административная ответственность установлена в размере 500 – 1000 рублей. Также может быть выражена в виде ареста на период не более 15 дней. Наказание и размер штрафа может быть определен судьей в ходе рассмотрения дела. Тяжесть наказания определяется наличием отягощающих обстоятельств или смягчающих. Отягощающими обстоятельствами может являться состояние наркотического или алкогольного опьянение.

Может ли быть уголовная ответственность?

В случае неповиновения и оскорбления полицейского нарушителю грозит административная и уголовная ответственность. Могут назначить следующие меры наказания:

  1. Штраф в размере заработной платы (не более 3 окладов);
  2. Штраф до 40 000 рублей;
  3. Обязательные работы (до 360 часов);
  4. Исправительные работы (до 1 года).

Если оказывалось физическое сопротивление в зависимости от причиненного вреда здоровью, нарушителя могут лишить свободы на срок до 5 лет. Ст. 213 УК РФ устанавливает санкции в виде штрафа, исправительных работ за публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении. Те, кто применил насилие, могут быть наказаны денежным взысканием, арестом на полгода, принудительными работами до 5 лет. Самое суровое наказание – лишение свободы на тот же срок. Хулиганские действия, которые оказаны в отношении сотрудников полиции наказывают штрафом от 500 000 до 1 000 000 рублей, а также принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 7 лет.

В случае если с действиями полицейского, который проводит задержание, гражданин не согласен, нельзя вести себя некорректно, допускать оскорбление или применять насилие. Отстаивать свою точку зрения необходимо путем подачи жалоб, ходатайств в прокуратуру или суд.

Когда наступает уголовная ответственность за преступное бездействие

Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами. 10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается. 11.

  • Категории
  • Уголовное право
  • Ситуация такая: сотрудники полиции, при осуществлении попытки задержать несовершеннолетнего гражданина, который пытался им объяснить. что их действия неправомерны, сильно переусердствовали. Бросили его на землю (практически в лужу), нанесли несколько ударов по различным частям тела и хотели надеть наручники. Но молодой человек оказался достаточно сильным и не давал надеть наручники. Стоящие рядом родственники этого человека, кричали сотрудникам, что они не правы, но в физический контакт с ними не входили. До той поры пока полицейские не вызвали подмогу. Приехавшие наряды ДПС, ГИБДД тоже принялись скручивать парня. В это время один из его родственников (пенсионер МВД) снимал все происходящее на телефон, при этом постоянно пытался докричаться до сотрудников, чтобы они успокоились и не трогали парня.

Предоставление тс сотрудникам милиции

При этом водитель должен, четко понимать – в каких случаях сотрудник полиции имеет право на использование этого транспортного средства. Итак, в соответствии с пунктом 4 Административного регламента сотрудники полиции имеют право использовать транспорт граждан или организаций только для проезда к местам стихийного бедствия, преследования лиц, которые замечены в совершении преступления, доставление пострадавших и нуждающихся в медицинской помощи лиц в лечебные учреждения. Не могут использоваться в указанных целях транспортные средства, которые принадлежат консульствам, дипломатам и другим международным организациям.

Подобная трактовка прав сотрудников полиции находится и в соответствующем законе «О полиции».

В любых иных случаях представители закона не имеют право использовать личный транспорт граждан России.

При остановке транспорта на дороге сотрудник полиции, прежде, чем задействовать его в служебных целях, должен дать полное объяснение, с какой целью взято авто, маршрут движения, и объяснить ответственность гражданина за отказ.

Статья 12.26 оговаривает ответственность водителей за невыполнение требования сотрудников полиции о необходимости прохождения медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение. Невыполнение этого требования влечет за собой лишение прав управления транспортом на период полтора-два года.

При подозрении на алкогольное опьянение

Обязанность водителя по требованию сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование при подозрении на алкогольное опьянение оговорена также и в Правилах дорожного движения (п.2.3.2). Такое требование сотрудника полиции может быть вызвано в подозрении совершения преступления в нетрезвом состоянии либо, наоборот, освидетельствование необходимо для опровержения факта правонарушения.

Необходимо также отметить, что совершение правонарушения в нетрезвом состоянии может быть квалифицировано как отягчающее ответственность обстоятельство.

С добавлением п.2 в ст. 12.26 добавлена ответственность при отказе водителя пройти медицинское освидетельствование во время ведения транспортного средства без соответствующего документа, дающего право на вождение автомобиля. Так, за таким нарушением последует административный арест на пятнадцать суток либо применение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Законность требований

Задержание лиц, совершающих правонарушения такой направленности, связано с некоторыми особенностями правоприменительного характера:

  • действующей презумпцией;
  • предусмотренных законом требований полиции;
  • использованием конкретной формулировки;
  • существованием однотипных характеризующих факторов статей 20.1 и 19.3 административного кодекса;
  • отсутствием определённости понимания формулировок «сопротивляться», «не повиноваться», «препятствовать», «не выполнять»;
  • наличием оснований для применения к виновному норм уголовного закона.

Полицейский сегодня наделён полномочиями по защите гражданского общества от незаконных проявлений. Федеральный закон определил конкретные права работника МВД:

  1. Предъявлять законные требования физическим и иным лицам по недопущению незаконных проявлений.
  2. Осуществлять проверку удостоверяющих личность документов и документов наделяющих конкретных лиц какими-либо полномочиями.
  3. Пользоваться транспортом организаций и физических лиц для предупреждения преступных деяний, вывоза людей из опасной зоны или транспортировки в лечебные учреждения.
  4. Выдвигать требования виновным в совершении незаконных действий, не покидать место преступления, осуществлять задержание с последующим помещением таких лиц в отделы полиции.
  5. Использовать и применять имеющиеся на вооружении средства, а также физическую силу.

Непростая ситуация возникает при наличии полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с неподчинением требованиям работника полиции, исполняющего функции охраны порядка.

Такое положение связано с определением соотношения количества гражданских прав и имеющихся обязанностей представителей власти. Уклон в сторону приведёт либо к злоупотреблению властью, либо к господству населения над органами правопорядка.

Весь негатив проявлений неподчинения представителю силовых структур в первую очередь направлен в адрес работников МВД, ежедневно контактируют с гражданами на службе:

  • участковые полиции;
  • работники патрульной службы;
  • сотрудники ДПС.

Что делать, если вас задерживают незаконно

Если вы видите, что полицейский проводит задержание незаконно или нарушает порядок его выполнения, ни в коем случае не стоит оказывать сопротивление, которое повлечет административную или уголовную ответственность. Вы можете действовать следующим образом:

  • в протоколе указать, что не согласны с обвинением или видите ошибки при составлении, детализировать все эти моменты. Вы имеете право не подписывать протокол о задержании;
  • при нарушении правил задержания нанять адвоката, который будет защищать ваши интересы;
  • написать исковое заявление в суд на сотрудника полиции, нарушившего ваши права, потребовать его отстранение от службы, материальную компенсацию.

Всегда действуйте в рамках закона, чтобы отстоять свои права и избежать наказания за сопротивление. Тогда исход ситуации будет оптимальным. Не применяйте к полицейским физическую силу и оскорбления, потому как за это придется отвечать перед законом. Вы должны четко знать свои права и обязанности. Если есть вопросы, воспользуйтесь помощью квалифицированного юриста.

сопротивление сотрудники полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector