Поведение машины при неисправном аккумуляторе. аккумуляторная батарея возможные неисправности и симптомы их проявления. основные неисправности аккумуляторов

Содержание:

Признаки и причины неисправности аккумуляторной батареи

Производственные дефекты

Разрушение электрода от короткого замыкания в результате повреждения сепаратора при сборке.

Низкие сепараторы-конверты, приводящие к короткому замыканию.

Не полностью формированная активная масса электрода.

Электрод без осыпавшейся активной массы

Дефект Признаки Возможная причина
Разрыв электрической цепи внутри АКБ Напряжение на выводах батареи есть, но стартер не вращается Разрушение мостиков* между банками. Плохая сварка полюсных клемм и т. п.
Короткое замыкание между положительными и отрицательными электродами (пластинами) В дефектной банке плотность ниже, чем в остальных. При заряде зарядным устройством дефектная банка не «кипит». При работе стартера в банке происходит интенсивное газовыделение Повреждение сепаратора или неправильное его размещение в процессе сборки (фото 5). Низкое качество материала сепаратора или отклонение его размеров от допустимых (фото 6). Перекос электродов
Недоформованная активная масса электродов Полностью заряженная батарея не может обеспечить более двух – трех пусков двигателя, а при заряде и разряде интенсивно «кипит» Нарушена операция формования – процесс заряда электродов
Отрыв электродов (пластин) от соединительных мостиков При работе стартера электролит в такой банке «кипит». При бездействии батареи плотность электролита не снижается  

Если гарантийный срок не истек и есть подозрение, что неисправность батареи появилась по вине производителя, необходимо обратиться в специализированную мастерскую. При этом надо иметь кассовый или товарный чек, а также гарантийный талон с датой продажи и наименованием организации-продавца. К тому же обязательно, чтобы в нем были указаны характеристики батареи на момент продажи — плотность электролита, напряжение на выводах без нагрузки и т. д. Это поможет проведению экспертизы. В мастерской должны установить причину неработоспособности АКБ или снижения ее характеристик. Результаты исследования батареи заносят в гарантийный талон, и если дефект производственный — АКБ подлежит замене на новую.

Неисправности АКБ для списания

Их перечень определяется руководящим документом РД-3112199-1089-02, приложением №1, принятым Министерством транспорта Российской Федерации.

Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:

  • снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
  • снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
  • трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
  • уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
  • минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.

Альтернативные способы

Проверенный метод восстановления работоспособности АКБ без использования специального устройства – «прикуривание» от другого аккумулятора

Важно, чтобы значения силы тока у них было одинаково. В противном случае выйдут из строя предохранители или часть электропроводки автомобиля. Выполнить это можно по следующему алгоритму

Выполнить это можно по следующему алгоритму.

  1. Прямое подключение к АКБ другого автомобиля с соблюдением полярности, как при использовании ЗУ.
  2. После запуска двигателя необходимо подождать 3-5 минут и только после этого можно отключать клеммы. Сначала от «донора», а затем от АКБ своей машины.
  3. Поездка в течение 20-30 минут. Лучшая зарядка будет при активировании повышенных или пониженных передач. Рекомендуемое число оборотов коленвала — от 2900 до 3200.

Этот метод будет действенен, если в АКБ уровень зарядки не ниже критического. В противном случае запуск двигателя и бортовых систем будет невозможен.

Также не рекомендуется применение самодельных ЗУ, изготовленных на основе бытовых зарядных блоков от ноутбука или мобильного телефона. Практически невозможно контролировать основные значения тока и напряжения во время процесса зарядки. Это может привести к негативным последствиям. Лучше всего приобрести дешевую, но надежную заводскую модель ЗУ.

Аккумулятор — важнейшая вещь в любом автомобиле. Именно этот элемент дает пусковой ток на стартер. Именно благодаря аккумулятору осуществляется быстрый и беспроблемный запуск двигателя. Но так бывает не всегда. Чтобы не испытывать трудностей с пуском, нужно периодически проверять его уровень заряда. Сделать это можно несколькими способами.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля в домашних условиях? Ответ на этот вопрос вы узнаете далее в нашей статье.

Как восстановить аккумулятор автомобиля при сульфатации

Для начала следует провести осмотр АКБ. Для этого слейте электролит и промойте банки дистиллированной водой. После этого проведите визуальный осмотр. Если пластины в банках повреждены или осыпались, то восстановление такой батареи нецелесообразно. Если же внешних повреждений нет, то заливается свежий электролит и проводится (растворение сульфатов свинца на пластинах).

Восстановление аккумулятора автомобиля с использованием КТЦ

КТЦ расшифровывается, как контрольно-тренировочный цикл. Проведение этого мероприятия помогает восстановить ёмкость и устранить сульфатацию, когда она ещё не запущена. Процесс представляет собой ряд циклов заряда-разряда батареи. Помимо зарядного устройства, потребуется ареометр (контроль плотности электролита), вольтметр (контроль напряжения) и лампочка (или другой источник потребления).

Сначала проводится полная зарядка аккумуляторной батареи.

Зарядка проводится 6–8 часов. К концу процесса напряжение на клеммах возрастает, и АКБ не больше воспринимает заряд.

По окончании зарядки измерьте ареометром плотность электролита во всех банках. Плотность электролита в полностью заряженной АКБ должна составлять 1,27 г/см. куб. Если плотность меньше или больше, то долейте серной кислоты или дистиллированной воды, соответственно. После разбавления батарею ставят заряжаться на 30 минут. За это время электролит перемешается.

Таблица плотности электролита

Ниже приводится таблица плотности электролита и связанные с ней характеристики АКБ:

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

После этого нужно разрядить аккумулятор. Для этого требуется подходящий источник потребления энергии. Проще всего подобрать лампочку по мощности. Конечно, если имеется ЗУ (зарядное устройство) с функцией разряда, то разрядить батарею можно им.

Как вычислить мощность лампочки? Берём значение силы тока в размере 10 процентов от ёмкости нашей АКБ. То есть, при 55 Ah это будет 5,5 ампера. Это значение умножается на 12 вольт и получаем 66 Вт. Такой мощности нам нужна лампочка.

Подключаем источник потребления к клеммам батареи и оставляем её до полной разрядки, то есть пока напряжение не снизится до 10,2–10,6 В. Подробнее про . Если батарея не теряла ёмкость, то время разрядки при вышеназванных параметрах будет около десяти часов. Чем меньше это время, тем больше потеря ёмкости.

После разрядки аккумуляторную батарею нужно сразу поставить заряжать и так несколько циклов. В результате процедуры снижается сульфатация пластин, понижается внутреннее сопротивление АКБ и увеличивается ёмкость. Таким образом, выполняется восстановление аккумулятора автомобиля при незначительной сульфатации.

Восстановление аккумулятор автомобиля в режиме многократной зарядки

Ток устанавливается на уровне 0,04 от номинальной ёмкости батареи. Время заряда примерно около 8 часов. Затем делается перерыв на 12–16 часов. Перерывы делаются для того, чтобы выровнялись потенциалы внутри и на поверхности свинцовых пластин. При этом идёт диффузия более плотного электролита в пространство между электродами.

Потом снова запускается цикл зарядки АКБ. Таких циклов заряда-разряда можно провести до 5. По мере увеличения ёмкости будет расти плотность электролита. Контролируйте это значение и разбавляйте его дистиллированной водой при необходимости. Также рекомендуем прочитать о .

На автомобильном аккумуляторе лежит важная задача по запуску работы всего устройства. Он также необходим для подпитки бортовой сети машины в случае, если двигатель неактивен. Аккумуляторная батарея (АКБ) может лишиться своих рабочих качеств при неполадках, связанных с электросистемой автомобиля, либо запуском мотора. Решить проблему можно двумя путями: приобрести новое устройство или восстановить то, что уже имеется.

Процедура восстановления может быть применена не только к автомобильным, но и иным аккумуляторам. Фото: i.ytimg.com

Сама по себе она достаточно проста, да и правильно восстановленная старая батарея может прослужить дольше, чем недорогая «обновка». Кроме того, самостоятельное определение источника проблемы позволит избежать столкновения с подобными поломками в дальнейшем.

В качестве заключения

Ознакомившись с инструкциями, вы знаете, как проверить автомобильный аккумулятор на исправность и что для этого может понадобиться. Но чтобы избежать различных неисправностей АКБ, нужно соблюдать некоторые рекомендации по уходу и эксплуатации:

  • регулярно проводите диагностику электрической проводки, генератора и других элементов бортовой сети;
  • следите за уровнем электролита и его плотностью;
  • периодически проводите зарядку аккумуляторной батареи с помощью ЗУ (каждые 3 месяца);
  • поддерживайте аккумулятор в чистоте, регулярно удаляйте скопившуюся пыль, грязь, остатки электролита и масла;
  • очищайте окислившиеся клеммы аккумулятора, обрабатывая их после этого специальной смазкой, которая применяется для электрических контактов.

Видео – Проверка работоспособности автомобильного аккумулятора

У многих автолюбителей часто случалась ситуация, что не удается завести двигатель. В большинстве случаев, проблема заключается не в самом силовом агрегате, а в севшем аккумуляторе. Неисправности АКБ
бывают разные, но самой распространенной является разрядка.

Конечно, если сел аккумулятор, то не всегда это значит, что он неисправен. Вполне вероятно, что водитель просто забыл отключить определенное электрооборудование, такое, как например, фары, магнитола или галогенки. Также, существует вероятность, что по причине неисправности самой системы электрооборудования, так как она постоянно питается от АКБ.

Любой аккумулятор разряжается постоянно, в независимости от того, используется ли он или пребывает на хранении. Когда автомобиль периодически эксплуатируется, то не новая АКБ может терять до 3% от своей емкости. Но, даже если это новая батарея и она не эксплуатируется, все равно потеря емкости может составлять 1% в день.

Кроме того, быстро разряжается аккумулятор
и по причине некачественного электролита или же при попадании в батарею посторонних предметов. Чтобы максимально отдалить разрядку АКБ необходимо хотя бы раз в несколько месяцев проводить его подзарядку.

Еще неисправность аккумуляторной батареи
может быть в окислении выводных штырей. От того, что на них попадет электролит или от его паров на поверхности штырей образуется тонкий налет, который не проводит электричество. Удаляется он с помощью наждачной бумаги, а для того, чтобы в последующем этого избежать, необходимо обработать штыри и клеммы техническим вазелином.

Более нежелательной неисправностью аккумулятора
является сульфатация пластин. Данный процесс может возникнуть по нескольким причинам. В первую очередь это электролит завышенной плотности, но, также к сульфатации может привести сильная и длительная разрядка, заниженный уровень электролита, а также использование сильно разряженной АКБ.

Сам процесс сульфатации заключается в образовании кристаллов из соединений сернокислого свинца. Мало того, что такие кристаллы не растворяются в электролите, так они еще и являются диэлектриками. Таким образом, чем больше на поверхности пластин кристаллов, тем меньше их полезная площадь.

О том, что настала сульфатация можно судить по тому, что быстро разряжается аккумулятор
, но и так же быстро заряжается. Это происходит из-за уменьшения емкости батареи. Если это только начальный этап, то АКБ еще можно спасти. Для этого производится попеременная разрядка-зарядка. После четырех таких попыток емкость батареи может немного вернуться к прежнему показателю.

Хуже всего, если вообще замкнула банка аккумулятора
. Со временем сепаратор батареи разрушается, и активная масса попадает на днище банки. Таким образом, пластины с разными полюсами соединяются, и происходит замыкание. Может такое случить и из-за высокой плотности электролита. Чаще всего такой аккумулятор уже не подлежит никакому ремонту и его просто утилизируют.

Иногда случается, что на корпусе АКБ появляется трещина. Устраняется такой дефект лишь в случае, если это разборная батарея. Тогда с нее сливается электролит, высушивается, а затем производится клейка эпоксидным клеем.

Сульфатация пластин

Сульфатация — это образование на по­верхности пластин крупнокристаллического сернокислого свинца, ко­торый при зарядке не переходит в исходные вещества — свинец и перекись свинца. Причинами сульфатации пластин являются:

  • длительное хранение батарей при положительной температуре без подзарядки
  • систематические глубокие разряды
  • соприкосновение верхних частей пластин с воздухом при низком уровне электролита

Образованию сульфатации способствуют повышенные температура и плотность электролита, увеличенный саморазряд, короткие замыкания пластин. Сульфатированные пластины приобретают более светлые тона, часто с белыми пятнами.

Батареи с сульфатированными пластинами имеют повышенное внутреннее сопротивление, уменьшенную емкость и пониженную плотность электролита в конце зарядки. При зарядке сульфатиро­ванных батарей быстро повышаются напряжение на выводах акку­муляторов (в конце зарядки оно поднимается до 3 В), температура и преждевременно начинается газовыделение. Разряжается сульфатированная батарея быстрее, чем исправная, с резким падением на­пряжения при пользовании стартером.

Неисправности АКБ

Внешние

Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:

  • Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
  • Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.

Внешние неисправности аккумулятора

Окисление аккумуляторных клемм

Внутренние

Теперь рассмотрим основные неисправности аккумулятора, вызванные внутренними причинами. Некоторые устранить довольно просто, другие сложнее, а часть неисправностей являются неисправимыми. Для начала перечислим их:

  • Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространённая внутренняя неисправность аккумулятора и ей мы посвятим большую часть рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях сульфатации её можно устранить без проблем, на поздней гораздо сложнее или невозможно. Как оживить аккумулятор автомобиля при сульфатации, будет рассказано ниже;
  • Осыпание угольных пластин. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае он потемнеет. Здесь восстановление крайне проблематично и нужно готовиться к приобретению новой АКБ;
  • Замыкание пластин в одной из банок аккумулятора. Как понять, что у вас именно эта неисправность? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и вскипанию в ней электролита. Неисправность можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого под вопросом. В этом случае разумным будет купить новую батарею, поскольку такой ремонт аккумулятора автомобиля крайне проблематичен. Хотя, ниже рассмотрим метод, как восстановить автомобильный аккумулятор при замыкании;
  • Замерзание электролита и повреждение элементов АКБ. К такому результату может привести неправильная эксплуатация устройства (систематическая недозарядка, глубокий разряд). В результате нахождения разряженного аккумулятора на сильном морозе электролит может замёрзнуть и повредить пластины, корпус. В этом случае восстановление автомобильного аккумулятора нецелесообразно.

Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Как видите, среди внутренних неисправностей АКБ успешно устраняется только сульфатация. Причём, если она не находится в запущенной стадии. Поэтому мы рассмотрим несколько способов восстановления батареи в случае сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может потребоваться для работы:

  • Свежий электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство для аккумулятора;
  • Ареометр (измерение плотности электролита);
  • Средства защиты (очки, перчатки);
  • Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.

Конструкция аккумулятора шуруповерта и виды «банок»

В независимости от страны изготовителя шуруповерта все аккумуляторы имеют одинаковое строение. Внутри аккумулятора помещаются ряды последовательно соединенных элементов питания — батарей или «банок». Итоговое напряжение аккумулятора создается благодаря суммированию напряжения каждого элемента питания. «Банки» имеют одинаковые параметры — размеры и напряжение. Различаются элементы питания лишь мощностью.

Сам аккумулятор шуруповерта имеет четыре контакта:

  • два силовых контакта служат для зарядки и разрядки батарей;
  • третий контакт (управляющий) соединяется со встроенным в аккумулятор термодатчиком. Он служит для защиты зарядного устройства от перегревания;
  • четвертый контакт (сервисный) выравнивает заряды во всех батареях.

Аккумуляторы шуруповерта компонуются следующими видами накопительных элементов, имеющими свои достоинства и недостатки.

Ni-Cd — никель-кадмиевые батареи, напряжение — 1.2 V.

Достоинства:

  • низкая стоимость;
  • распространенность;
  • не боятся низких температур;
  • можно хранить в разряженном состоянии.

Недостатки:

  • производство этих батарей считается вредным, поэтому они изготавливаются в «третьих» странах;
  • обладают «эффектом памяти»;
  • саморазряжаются;
  • имеют небольшую емкость;
  • обладают небольшим количеством циклов (заряд/разряд) — не «живут» долго при постоянном использовании.

Ni-MH — никель-металлогидридные батареи, напряжение — 1.2 V;

Достоинства:

  • изготавливаются на экологически чистом производстве, фирменная продукция высокого качества;
  • обладает низким «эффектом памяти»;
  • низкая способность к саморазрядке;
  • обладают большой емкостью и большим количеством циклов.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • при длительном хранении в разряженном состоянии теряется часть характеристик;
  • не функционируют долго при низкой температуре.

Li-Ion — литий-ионные батареи, напряжение — 3.7 V.

Достоинства:

  • отсутствует «эффект памяти»;
  • отсутствует саморазряд;
  • обладают высокой емкостью;
  • имеется большое количество зарядно-разрядных циклов;
  • для создания достаточного количества напряжения в аккумуляторе требуется небольшое количество батарей, что снижает вес и размеры аккумулятора.

Недостатки:

  • очень высокая цена (почти в 3 раза больше, чем у остальных видов батарей);
  • спустя 3 года теряется емкость, вследствие разложения лития.

По своей сути аккумулятор представляет собой источник постоянного тока. Благодаря превращению химической реакции в электрическую энергию, он может отдавать накопленное электричество в цепь. При зарядке ток протекает в обратную сторону, тем самым заряжая накопитель.

Любая батарея действует на принципе электролиза. Это значит, что в ее конструкцию входят два обязательных элемента — анод и катод, которые находятся в электролите. В результате химической реакции на полюсах создается электрический заряд. Напряжение батареи определяется разностью потенциалов на полюсах.

Способы ремонта автомобильных аккумуляторов

Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).
 

Ремонт аккумулятора при механических повреждениях

Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.

Ремонт аккумулятора при сульфатации

Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:

  • с использованием электрического тока;
  • с применением химических реагентов.

Десульфатация с использованием электрического тока

Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:

проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых . Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см3. Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась

Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.

Десульфатация с использованием химических средств

Здесь стоит сказать лишь об одном рабочем способе – промывке аккумулятора раствором Трилона В. В состав раствора входит Трилон В — 2% (вес.) и аммиак — 5% (вес.). Из АКБ сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают раствор Трилона В. Оставляют постоять примерно час. Затем проводится промывка дистиллированной водой, заливается электролит и аккумулятор заряжается. Этот метод можно назвать рабочим, поскольку у многих, кто его попробовал, был положительный результат. Может возникнуть вопрос, как промыть аккумулятор автомобиля. Для этого нужно обзавестись грушей с насадкой. С её помощью откачивается старый раствор и затем заливается новый.

В интернете есть и другие рекомендации: промывать раствором соды, соли и прочих «чудо-добавок». Но, наш взгляд им доверять не стоит, поскольку нет реальных результатов по снижению сульфатации от таких методов. Подробнее о ремонте аккумулятора автомобиля в случае сульфатации читайте в статьях: «Восстановление автомобильного аккумулятора» и «Десульфатация аккумулятора».

2 Ремонт аккумуляторов

Основным признаком наличия неисправности является затрудненный запуск двигателя. Необходимо выполнить замер напряжения. Если зажигание выключено, то оно должно быть выше 13 В. При несоответствии показателей будут проблемы с зажиганием.

Ремонт корпуса

Корпусы изготавливаются из полипропилена или полиэтилена. Ремонтируют их пайкой, сваркой и склеиванием. Запаивать желательно таким же материалом, из которого сделан и сам корпус. В качестве латки подойдет пылезащитная планка, закрывающая пробки. Перед началом работы поверхности зачищают и обезжиривают.

Пайку выполняют при помощи обычного паяльника. Также подойдет фен-пистолет, предназначенный специально для склеивания пластмассы.

При склеивании используют холодную сварку для пластмассы или клей для полипропилена. Но стоит помнить, что такой способ ремонта хотя и проще, но он менее надежный.

ВАЖНО. Необходимо выяснить причину образования трещины

Если корпус лопнул после падения, то нужно убедиться, что на соединениях и пластинах не появились повреждения.

Ремонт клемм

Самый простой способ – наплавление новой клеммы при помощи паяльника и свинцово-оловянного припоя ПОС-30. Этот материал применяют для соединения двух заготовок. Температура плавления составляет 183 градуса.

Если клемма оторвалась, то для восстановления припой наплавляют при помощи формочки.

Более надежный метод – использование припоя ПОСС. В этом случае остатки клеммы расплавляют, благодаря чему металл с металлом сплавляются. Такой ремонт является более долговечным.

Сульфатация

Сульфатация – это процесс, при котором сернокислый свинец нарастает на поверхностях пластин. Это уменьшает площадь рабочей поверхности, из-за чего емкость батареи снижается.

Десульфатация – удаление сульфата свинца с поверхности пластин с использованием циклов зарядов и разрядов с определенными параметрами.

Для выполнения десульфатации необходимо наличие специальной зарядки. Аккумулятор подсоединяют к зарядной станции и начинают процесс десульфатации. Вся процедура может растянуться на несколько дней.

Суть процесса заключается в том, чтобы подавать определенное напряжение на батарею, а затем выполнять принудительный разряд. Обычно ток разряда должен быть в 10 раз меньше тока разряда.

После завершения десульфатации зарядная станция сообщит, на сколько процентов получилось восстановить рабочую поверхность, а соответственно, и емкость.

Короткое замыкание

Главным признаком короткого замыкания является сильный нагрев батареи, который происходит при перераспределении внутреннего заряда. Если аккумулятор обслуживаемый, то будет просто определить неисправную банку во время зарядки. При подаче тока банки закипают, из них выделяется водород. Если какой-то элемент не кипит, значит он и замкнул.

Также можно каждую банку проверить вольтметром. Под нагрузкой напряжение не должно падать ниже 1,7 В.

После обнаружения места короткого замыкания можно переходить к восстановлению испорченной банки. Алгоритм действий:

  1. Удалить электролит.
  2. Удалить пластик сверху ячейки.
  3. Отсоединить банку, вынуть и промыть от кислоты.
  4. Найти место замыкания. Это может быть вогнутое место или частичка металла.
  5. Убрать весь осадок со дна.
  6. Установить все на место, залить новый электролит и закрыть корпус.
  7. Зарядить батарею.

Распространенные неисправности батарей

Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:

  • обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
  • необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.

При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать плотность электролита либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.

Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.

Устранение внешних дефектов

В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:

  • корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
  • вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
  • пластик стал хрупким от старости.

Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.

Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:

  1. Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
  2. Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
  3. Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
  4. Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.

По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.

Внутренние неполадки

Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:

  • сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
  • осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
  • замыкание электродов и блоков между собой.

Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.

Причины возникновения указанных неисправностей следующие:

  • многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
  • эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
  • длительное хранение в разряженном состоянии.

Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.

Общие сведения

Для лучшего определения причины неисправности пригодится знание устройства аккумулятора и принципов его работы. В составе любой имеется 6 пар противоположно заряженных пластин. Так называемые гальванические пары могут как накапливать электрический заряд, так и отдавать его. При запуске автомобиля идёт пиковый разряд аккумулятора, требующийся для работы стартера. При минусовых температурах процесс запуска — главное испытание для батареи.

Во время движения транспортного средства бортовая сеть получает питание от генератора, а все излишки идут на При всех исправных элементах процесс заряда-разряда работает в оптимальном режиме. Но при увеличенной нагрузке, когда включены фары дальнего света, работает отопитель и стеклоочистители, питания от генератора может не хватать. В этом случае аккумулятор будет разряжаться. Диагностика аккумулятора автомобиля в любом случае необходима. О её вариантах — немного позже.

А сколько ампер в аккумуляторе автомобиля? Для характеристики АКБ важнее информация о том, сколько ампер/часов он будет работать. Эта цифра колеблется от 50 до 100. А вот конкретно количество ампер, выдаваемое аккумулятором, будет зависеть от нагружаемого сопротивления.

Что делать и почему лучше не рисковать

При поломке системы зарядки следует проверить и при необходимости произвести ремонт или замену генератора, реле обратного тока. При плохом контакте рекомендуется заменить клеммы, силовые провода, а при установке покрыть их защитной смазкой.

Некоторые «специалисты» советуют слить старый электролит, промыть внутреннее пространство дистиллированной водой. На следующем этапе нужно залить новый раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/ куб. см со специальной присадкой против сульфатации. После этого произвести полную зарядку. Данная технология включает и последующую разрядку с помощью автомобильной лампочки. Такой способ реанимации аккумулятора вызывает много вопросов.

Здесь можно выделить следующие проблемы:

  1. Полностью слить электролит невозможно, поскольку пластины впитывают его, как губка.
  2. При переворачивании АКБ частички осыпавшегося свинца с большой вероятностью спровоцируют короткое замыкание.
  3. Химическим путем вряд ли возможно удалить соляные отложения на пластинах.
  4. Повышенная концентрация серной кислоты разрушает и без того обсыпавшиеся аккумуляторные пластины.

Наиболее действенным проверенным способом восстановления автомобильной батареи является ее разрядка с последующей зарядкой.

Но помните, любая реанимация АКБ — это лотерея. И остановившись на трассе после такого «чудо-ремонта» пенять на мастеров уже будет бесполезно. Короткие замыкания, обрыв цепи, значительное опадание активной массы, выраженная сульфатация — не лечатся. Мой вам совет — не верьте в развод, а готовьте деньги на новую батарею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector