Свойства присадки молибден в моторном масле
Содержание:
- Что такое молибден и его влияние
- Краткая история открытия
- Преимущества и недостатки масла с молибденом
- Положительное влияние молибдена
- Описание молибдена
- Как действует молибден
- Обзор отзывов о продукте
- Преимущества и недостатки
- Ассортимент и техническое описание
- Что такое молибден
- Преимущества и недостатки
- Вердикт
- Почему не стоит использовать масла с MoS2
- Подведем итоги
Что такое молибден и его влияние
Химический элемент молибден (Мо) — металл серого цвета с характерным блеском. Применяется в электротехнической и металлургической областях. В качестве компонента моторных масел используют дисульфид молибдена – MoS₂ в мелкодисперсном состоянии.
Характерные свойства соединения:
- высокая жароустойчивость;
- нерастворим в масле;
- высокие антикоррозийные свойства;
- в смазочных жидкостях обеспечивает оптимальные вязкостные показатели.
Строение вещества близко к графиту. Исследуя MoS₂ с помощью микроскопа, выявляется графитовая пластинчатая структура. Пара атомов серы и атом Мо имеют идентичные размеры, образуют стойкое соединение. Такой синтез обеспечивает оптимальную защиту от сухого трения. Молибденосодержащие масла демонстрируют отличные антифрикционные и противозадирные свойства.
Образуя защитную пленку на металлических деталях, молекулы в соединении способны к быстрому передвижению, благодаря чему прямой контакт металла исключается. Такой механизм обеспечивает надежную защиту от износа.
Молибден в автомобильном масле используется в тонко измельченном виде. Для смешивания смеси применяется специальная технология. Дисульфид Мо не образует порошкового осадка, и предотвращает отложение загрязнений.
Кроме самого вещества в смазках содержатся наборы присадочных компонентов, с помощью которых создается дополнительный защитный слой. Присадки с дисульфидом Мо («модификатор трения») поступают в продажу и в качестве добавок, улучшающих характеристики смазочных материалов.
Молибден применяется в качестве смазки в трансмиссионных механизмах, таких как коробка передач, раздатка, планетарная передача редуктора. Масла с MoS₂ обладают высокой устойчивостью, и применяются там, где нет возможности использовать обычные. Особенность смазки заключается в способности сохранять рабочие качества при критически низких и максимально высоких температурах — до +400℃.
Краткая история открытия
Что же такое молибден? В чистом виде это металлический порошок или кусковой металл серого цвета с малым коэффициентом трения и теплового расширения, высокой температурой плавления и кипения.
Однако в чистом виде этот металл представляет мало ценности в индустрии производства моторных масел. Гораздо интереснее некоторые его соединения с другими химическими компонентами.
Порошок дисульфида молибдена
Об уникальных свойствах дисульфида молибдена (MoS2) было известно еще в середине XX века. Впервые документальные свидетельства о реальном применении этого химического элемента вне лабораторных условий относится к военной промышленности. В 50-х годах американцы добавляли молибденовые присадки в масла, используемые для двигателей танков и военной авиации.
Позже масла с молибденом стали применяться и в гражданской технике. Одним из ярких моментов в истории молибденсодержащих масел является случай с основанием фирмы Liqui Moly.
В 1957 году один предприимчивый немец обратил внимание на небольшой пузырек со странной жидкостью, который продавался в части Германии, подконтрольной западным союзникам. Это был дисульфид молибдена, используемый в военной авиатехнике
Немец, которого звали Ханс Хенле, выкупил права на использование этого состава и приступил к разработке моторных масел под брендом Liqui Moly
Это был дисульфид молибдена, используемый в военной авиатехнике. Немец, которого звали Ханс Хенле, выкупил права на использование этого состава и приступил к разработке моторных масел под брендом Liqui Moly.
Сегодня смазочные материалы с MoS2 не являются большой редкостью. Присадки на основе молибдена используют многие производители моторных и трансмиссионных смазок.
Причем технологии за последние несколько лет шагнули далеко вперед. И эти масла сегодня гораздо более технологичны, чем были раньше, и лишены многих недостатков первых версий молибденсодержащих присадок.
Преимущества и недостатки масла с молибденом
К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
- предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
- устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
- защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
- высокие противозадирные свойства;
- возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
- эффективное снижение трения;
- молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
- не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
- снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).
Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.
Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:
- Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
- Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
- Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
- Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.
Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.
Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.
Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.
Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.
Положительное влияние молибдена
При создании моторного масла с молибденом учитывались все требования изготовителей автомобилей. Поэтому такие продукты обладают рядом очень полезных преимуществ:
- Применение модификаторов трения увеличивают энергосберегающие характеристики;
- Предотвращает появление задиров;
- Защищает от повышенного износа;
- Отличные антифрикционные показатели;
- Уменьшается сила трения;
- Противодействует перегреву двигателя.
В принципе, молекулы серы не способны создать мощное соединение, но совместно с MoS2 получается мощная связка. Когда такое вещество попадает в моторную жидкость, металлические поверхности начинают покрываться прочными защитными слоями.
Смазочная жидкость содержит минимальное его количество, поэтому оно не оказывает влияния на работу клапанной системы, рабочий процесс остается стабильным.
В современных смазках находится много специальных присадок. Это дает возможность дисульфиду молибдена образовывать добавочный смазочный слой. Он начинает действовать, если изменяются эксплуатационные свойства стандартной жидкости. Дисульфид молибдена продается сегодня в отделах автохимии.
При смешивании специализированного масла с MoS2 заметно улучшаются свойства автомасла. Молибден способен работать при очень низких или высоких температурах. Обыкновенная смазка не способна осуществлять такие действия.
MoS2 с серой способен выдержать 400 градусов. Такую присадку можно использовать и в других экстремальных условиях. Она нашла применение в точной механике, ее добавляют в различные пластические материалы.
Описание молибдена
Много марок моторных смазок заключают в себе молибденовые компоненты. Отзывы водителей, использовавших подобные нефтепродукты, разнятся. Обусловлено это неодинаковым воздействием масла с молибденом на моторы/трансмиссии разных марок.
Эффект молибдена
Действие молибдена аналогично эффекту, который дают частички графита. Вещество заключает в себе 1 молибденовый атом и 2 серных. Между ними формируется сильная связь. Ввиду того что серные частички имеют такую же величину, что и молибденовые, смесь имеет наилучшие показатели защиты.
Молекулы молибдена
Нужно сказать, что смесь располагает противофрикционными свойствами. Сегодня практически каждый изготовитель автомасел добавляет в собственную продукцию подобные вещества (графитовые, эстеровые, керамические компоненты).
Как действует молибден
Принцип работы основан на главном активном компоненте – дисульфиде молибдена. После того как вещество стабилизируется в составе смазки, оно не оседает на металлических поверхностях двигателя. Начинается формирование тонкой плёнки, покрывающей все области трения и соприкосновения. Процесс длится не бесконечно и завершается после уравнивания показателей интенсивности изнашивания и наращивания. Происходит это по причине регулярного использования молибденовых присадок в масле.
Как только молибден перестанет поступать в масло, плёнка начинает быстро истощаться и постепенно исчезает полностью. После этого повышается вероятность образования задиров и неровностей. Также значительно ускоряется процесс изнашивания деталей двигателя, которые постоянно работают, в связи с резким увеличением трением. Есть только один способ получения новой молибденовой плёнки – очередное добавление присадки. Их эффективность не так высока в сравнении с более современными конкурентами, поэтому регулярное использование выйдет на порядок дороже.
С каждым днём всё больше производителей ДВС предупреждают о неэффективности большинства случаев добавления молибденовых присадок в масла, особенно новых двигателей. Делать это нужно с использованием дополнительных средств регулярной очистки. Только в таком случае добавление молибдена оправдает ожидания и не навредит двигателю ещё больше.
Обзор отзывов о продукте
В большинстве своем люди, которые уже какое-то время пользуются смазывающими материалами компании Liqui Moly и придерживаются инструкции производителя, оставляют о моторном масле с молибденом положительные отзывы и рекомендуют его для применения. Автолюбителями отмечено, что двигатель работает мягче, не расходует масло, а расход топлива уменьшается. Зафиксированы факты повышения компрессии в цилиндрах ориентировочно на 1 единицу, но не в случае с сильно изношенными агрегатами.
Отрицательных отзывов гораздо меньше, они часто необоснованны или базируются на непроверенных данных. Например, утверждение о том, что если масло с молибденом не сменить вовремя, то двигатель выйдет из строя. Основание — дисульфид молибдена начинает распадаться, сера образует в двигателе серную кислоту, а молибден окисляется и превращается в абразив. Утверждение не соответствует истине.
Во-первых, дисульфид молибдена не распадается при таких условиях. Во-вторых, сера присутствует и в других маслах, а также в дизельном топливе. В-третьих, абразивами являются соединения углерода и кремния, а не молибдена. И, наконец, любое масло в любых агрегатах необходимо менять вовремя, иначе они выйдут из строя. Отдельно следует сказать о спамерских (фейковых) отзывах. Последние появляются на форумах от людей, рекламирующих продукт в интернете.
Их зачастую пишут без понимания сути вопроса, чем оказывают «медвежью услугу» как продавцам, так и автолюбителям, стремящимся правильно выбрать моторное или другое масло для своего автомобиля. Пользователи, собравшие достаточно информации о том или ином продукте, теряют доверие к бренду, который рекламируется таким образом. Приведем ряд рекомендаций по применению, чтобы присадка или смазка с дисульфидом молибдена не стала для вас разочарованием, так как стоимость этих продуктов достаточно высока.
Если вы решили, что масло с молибденом или молибденовая присадка — это то, что вам необходимо, следует проконсультироваться со специалистом, в идеале это может быть консультант из представительства компании Liqui Moly. Он изначально поможет выбрать из ассортимента подходящую марку моторного или другого масла.
На вашем авто двигатель находится в изношенном состоянии, стучит и расходует много масла. В этом случае любая присадка или масло не спасут ваш двигатель от капитального ремонта. Не стоит строить иллюзий, что после их заливки агрегат «восстанет из мертвых». Вы только напрасно потратите время и деньги. Правильнее будет произвести ремонт, а после этого заливать качественное масло Ликви с молибденом.
В сервисных книжках новых современных автомобилей может быть указан значительный межсервисный пробег, например, 20000 км. Не подвергая сомнению гарантию производителя авто, следует отметить, что при переходе на другую марку масел, в том числе и при переходе на моторное масло с молибденом, межсервисный интервал может измениться. В этом вопросе конкретно в вашем случае поможет разобраться консультант, представляющий производителя.
Почернение масла в двигателе не говорит о его низком качестве. Это говорит о том, что в двигателе во многих местах скапливаются продукты сгорания топлива (нагар), а масло успешно их вымывает. В этом случае масло потребуется заменить раньше и устранить неисправности
Например, обратить внимание на изношенность маслосъемных поршневых колец или клапанных маслоотражающих колпачков.
Необходимо обратить особое внимание при покупке смазывающих материалов на оригинальность продукта, чтобы не приобрести подделку и не сломать по-настоящему сердце своего автомобиля.
Следует остерегаться навязчивых советов продавцов и «специалистов», которые заинтересованы в продаже своего товара.
Применение качественных смазочных материалов, содержащих жидкий молибден и зарекомендовавших себя в течение многих лет в качестве надежных и высокотехнологичных продуктов, позволит двигателю и другим агрегатам работать в оптимальном режиме, пройти приличный пробег до капитального ремонта и значительно экономить топливо.
Автомобильные масла и присадки с дисульфидом молибдена являются продуктом современных высоких технологий и рекомендуются всем, кто желает исправности и долгого срока службы своему «железному коню». Недостаток продукта в виде его высокой стоимости вполне оправдан, ведь это оплата за уникальные технологии, качество и экономную эксплуатацию автомобиля.
Преимущества и недостатки
Молибденовая присадка для двигателя обладает единственным действием – улучшает скольжение и уменьшает трение, образуя на поверхности деталей тонкую плёнку. Благодаря этому наблюдаются такие плюсы:
- Уменьшается износ деталей.
- Уменьшается их нагрев.
- Увеличивается ресурс.
В целом как водители, так и работники СТО отмечают, что мотор с такой присадкой работает тише и мягче. Отмечается небольшое увеличение компрессии в цилиндрах – это проверенный и доказанный факт.
Но всё не так прекрасно, именно из-за того, что присадка в масле образует взвесь, и её частицы вместе с маслом могут проникать куда угодно. Эти частицы имеют довольно большой размер, и их присутствие желательно не во всех местах двигателя. Например, из-за проникновения добавки в канавки поршневых колец быстро образуется нагар в канавках и на кольцах, происходит их закоксование, а это чревато неприятностями.
Из-за нарушений работы в цилиндрах выхлоп может проникать в картер, окисляя находящееся там масло. В итоге оно быстро теряет свои полезные свойства, трение усиливается, а загрязнение двигателя нагаром усугубляется. Так недалеко и до капитального ремонта двигателя, а то и его замены.
Кроме того, масла содержат большое количество кальция, который вступает в реакцию с молибденом, образуя достаточно крупные фракции. В итоге быстро засоряются фильтры. Да и продукты реакции агрессивны по отношению к металлу, усиливают коррозию.
Поэтому некоторые производители сами предупреждают, что использование присадки с дисульфидом молибдена в их двигателях не допускается. И к этой рекомендации нужно всерьёз прислушаться. Если использовать такие добавки, то менять масло надо своевременно, и вообще следить за его качеством пристальнее.
Ассортимент и техническое описание
В любом автомагазине найдётся несколько представителей молибденовых присадок. Но самые проверенные и популярные из них – продукты компании Liqui Moly. Это немецкая фирма, которая специализируется на выпуске средств на основе молибдена. Их присадки распространены по всему миру и пользуются огромным спросом во многих сферах деятельности.
Нас же интересует ассортимент молибденовых присадок в двигатель Ликви Моли. Давайте ознакомимся с ними подробнее:
- Oil Additiv. Самый распространённый продукт компании, с которого началось крупное производство. Молибден начинает действовать на физическом уровне. Действие направлено на выравнивание шероховатости металлических деталей, вследствие чего снижается нагрузка при трении. Присадка проникает между такими поверхностями и не даёт им контактировать непосредственно друг с другом. По этой причине износ и нагрев значительно снижен. Также замечается уменьшение шума работы двигателя. Выпускается с артикулом; 3901/1998/3710.
- Motor Project. Второй по применению продукт. В состав присадки входит дополнительный компонент – соединение молибдена с цинком. Помогает улучшить антифрикционные свойства. На поверхностях трущихся деталей образуется полимерная плёнка, которая снижает износ и трение на 50%. Выпускается с артикулом: 1867.
- Oil-Verlust-Stop. Также присадка известна как «стоп-течь». Используется для увеличения объёма эластомерных материалов. Затвердевшие сальники и резиновые прокладки плотнее охватывают вал. По этой причине исчезает проблема с протечкой масла в двигателе. Дополнительно сокращается износ двигателя. Артикул 1995.
- Visco-Stabil. Предназначена присадка для стабилизации вязкости масла. Имеет свойства загустителя и увеличивает компрессию. При высокой температуре значительно снижается расход масла, при этом автомобиль заводится без проблем. Выпускается с артикулом 1996.
- Hydro-Stossel-Additiv. Эта присадка используется для эксплуатационной промывки масляной системы. Средство удаляет загрязнения, образованные в масляной магистрали и клапанах. Также неплохо защищает от стекания масла при заглушенном моторе. Выпускается с артикулом 3919.
Это самые распространённые и часто используемые продукты компании Ликви Моли. Своевременное и правильное использование присадок поможет улучшить работу двигателя.
Что такое молибден
Молибден (Мо) — химический элемент №42 в таблице Менделеева, представляет собой металл светло-серого цвета. Широко применяется в электротехнической и автомобильной промышленности. В чистом виде молибден не встречается, сырьем для его получения служит руда. Чаще всего добывается в виде минерала молибденит, относительно редкого и не дешевого.
Молибден получил широкое распространение благодаря своим антифрикционным свойствам, т.е. способности понижать коэффициент трения других веществ.
Он обладает и другими ценными свойствами:
- тугоплавкость;
- жаростойкость;
- прочность;
- хорошая электропроводность;
- антикоррозийность.
Из-за склонность к быстрому окислению (начинает окисляться уже при 400 C), металл практически не используется в чистом виде.
Преимущества и недостатки
Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.
- Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
- Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
- Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.
Влияние количества трехатомного молибдена на коэффициент трения
Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.
- Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
- После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
- В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.
Вердикт
Независимых тестов на это масло нет, не самый популярный продукт производителя. По характеристикам масло неплохое – средняя вспышка и замерзание, укладывается в стандарт SAE. Вязкость при рабочей температуре средняя, едва ли масло покажет большую экономию топлива, если вообще ее покажет. Динамическая вязкость находится у самого верхнего предела, то есть запускать мотор при температуре -25 я бы вообще не советовал. То есть масло больше подходит для южных регионов России, в средней полосе как летний вариант. Щелочи 8,0 – не самый выдающийся показатель. Устойчиво к температурным сдвигам, но индекс не самый большой, есть конкуренты и с лучшими показателями.
Посмотрим на масло на фоне отечественного конкурента: ЛУКОЙЛ Genesis Advanced 10W-40 и ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 10W-40. По температуре вспышки обошел всех Genesis Advanced – 236 градусов, у него же ниже и температура вспышки – -42 градуса.
По динамической вязкости при -25 ЛУКОЙЛ обошел Mannol очень далеко – 5500 у Супер и 3600 у Genesis Advanced, я уже говорил по поводу этого масла, что по вязкости оно походит на 5W-40. Mannol же показывает 7000 – самый верхний предел, то есть двигатель опасно заводить уже при -25, ниже об этом даже думать не стоит. Супер дает запас в пару градусов, Genesis Advanced можно спокойно использовать даже при -30. Зато наш Mannol будет меньше угорать, дольше не сработается полимерный загуститель, но не будет и экономии топлива.
По щелочи самый богатый состав показывает Genesis Advanced – 10, 70, Супер в этом показателе практически аналогичен Mannol. То есть из всех трех масел самым удачным является Genesis Advanced – по температурным и моющим показателям ему нет равных. Стоит задуматься, покупать ли Mannol, если есть такой отечественный аналог.
Почему не стоит использовать масла с MoS2
Согласно исследованиям, молибденовые присадки показывают высокую эффективность при работе агрегатов промышленного назначения (например, при использовании лебедок или редукторов с зубьями цилиндрической формы). Однако при эксплуатации высокооборотного бензинового двигателя все тесты оказались отрицательными. Почему?
Во-первых, моторное масло, в состав которого входит MoS2 представляет собой физическую, а не химическую смесь. Так как практически в любом моторном масле содержится много кальциевых присадок (необходимы для очистки мотора), получается не самый лучший коктейль. Частицы кальция начинают атаковать компоненты молибдена еще до того, как они смогут осесть на металле. Это приводит к образованию молекул довольно крупного размера, которые оседают в фильтре (сильно засоряя его) и попадают не только в нужные места (зоны трения), но, и достигают поршневых колец и других узлов.
Полезно! Помимо образования новых крупных молекул, молибден «истрачивает» кальций, поэтому двигатель не подвергается необходимой очистке.
Во-вторых, несмотря на то, что дисульфид молибдена и способен выдерживать высокие температуры, это еще не означает, что он остается безвредным. Под влиянием жара в области поршневых колец происходит отложение твердых продуктов сгорания, происходит так называемое закоксовывание. Это негативно сказывается на работе всей цилиндропоршневой группы. Двигатель начинает перегреваться, провоцируя тем самым еще больше отложений. Поэтому не удивительно, что уважающие свое имя автоконцерны настоятельно рекомендуют не использовать подобных составов.
Также многим будет интересно узнать, что даже популярные именитые присадки Liqui Moly допускается использовать только с маслами такого же производства, в которых нет кальция или цинка. Однако многие с сомнением относятся к этой информации. Есть мнение, что маркетологи оперируют устаревшей информацией и современные составы включают в себя все необходимые добавки, включая кальций.
Интересно! Особо пытливые автовладельцы, изучая особенности спецификаций Mercedes-Benz, нашли информацию, что на MoS2 нет лицензии, из-за того, что согласно тестированиям, после использования таких присадок сульфатная зольность превышала все допустимые нормы.
Не может и не смутить тот факт, что сам владелец Liqui Moly открестился от компании и создал новую фирму, получившую название Meguin, которая занимается производством составов без дисульфида молибдена.
Подведем итоги
Как видно, хотя дисульфид молибдена является отличным модификатором трения и способен выдерживать очень большие нагрузки в узлах трения, заливать молибден в двигатель не рекомендуется.
Также некоторые специалисты указывают на то, что в развитых странах изготовление масел с молибденом облагается дополнительным налогом. Если же изучить допуски автопроизводителей, указанные присадки не прошли необходимого лицензирования, так как показатели сульфатной зольности после их использования не соответствуют допустимым нормам.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что современные масла уже имеют в своем составе готовый и полностью сбалансированный пакет активных противоизносных, моющих, противозадирных, энергосберегающих и других присадок. Получается, в дополнительном использовании молибдена для двигателя нет практической необходимости.