А если… в рулевых тягах люфт
Содержание:
- Пдд люфт в рулевом управлении штрафы
- К чему может привести люфт в рулевом управлении
- Люфт руля
- Признаки неисправности рулевого
- Cуммарный люфт в рулевом управлении
- Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля
- Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107
- КАК ПРОВЕРИТЬ ЛЮФТ РУЛЯ
- Суммарный люфт в рулевом управлении
- Как понять, что это люфт
- Устройство и принцип действия тяги рулевого управления
- Причины люфта в рулевом управлении и их устранение
- Установка рулевой рейки
- Признаки люфта в рулевой рейке
Пдд люфт в рулевом управлении штрафы
Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»>
Колеса и шины5.1 Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.ПримечаниеДля прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.
5.2 Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.5.3 Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.5.
5 На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора.
Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении
Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было недокручено — поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления.
Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.ПризнакиЕсли ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении.
Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10 градусам, согласно пдд.
Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.
3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы 10°Полагаю, что предельное значение, установленное изготовителем должно быть меньше или равно 10°.
Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить
Повреждение или деформация ступичного подшипника.
Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта). Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются.
Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса. Некачественный машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника.
В итоге страдает рулевая система автомобиля.
Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием. Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены.
Рулевое управление
01 Октября 2013, 06:26 Юрист, г.
Найдите интернете синоним слова «заведомо».
30 Сентября 2013, 22:20 Ответ юриста был полезен? + 0 — 0 Уточнение клиента Как я понимаю слово заведомо означает что я знал заранее,но как можно узнать заранее или в пути то что у меня превышен люфт рулевого управления на пару градусов,ведь люфт измеряется специальным прибором на станции тех осмотра при прохождении тех осмотра который был пройден меньше двух месяцев назад,а видимых неисправностей не было обнаружено,и вообще имеет ли право инспектор проверять люфт рулевого управления если даже у него есть этот самый прибор для замера неисправности в рулевом управлении? 01 Октября 2013, 06:13 Юрист, г.
К чему может привести люфт в рулевом управлении
В процессе эксплуатации автомобиля, следует проводить периодическую проверку состояния рулевого управления. Ведь даже небольшой люфт в одном из соединений сильно повышает нагрузку на все управление, приводя к ускоренному износу остальных узлов. К тому же, наличие большого количества составных элементов управления приводит к тому, что колебания люфта значительно увеличиваются. К примеру, маленький люфт, составляющий всего 0,1 мм в соединении рейка-шестерня, передаваясь по цепочке, обеспечит уже достаточно сильное колебание (в несколько миллиметров) управляемых колес.
Люфт руля
Многим отечественным автолюбителям, в том числе и владельцам ВАЗовской «семерки», знаком такой дефект рулевого управления, каковым является люфт рулевого колеса. Особенно явственно он чувствуется при движении автомобиля с большой скоростью по прямой. Общепринятым способом выявления симптомов данной неисправности является резкий поворот рулевого колеса. В том случае если он (поворот) сопровождается стуком, налицо люфт руля «ВАЗ 2107».
В статье, предлагаемой вашему вниманию, пойдет речь о последовательности действий, выполняемых в процессе проверки технического состояния рулевого механизма, а также при осуществлении регулировочных мероприятий.
Контроль величины свободного хода (люфта) руля
I. Подготовительные мероприятия при проверке свободного хода рулевого колеса включают в себя установку транспортного средства на эстакаду (смотровую яму), доведения давления в шинах до уровня, рекомендованного производителем, и подбор помощника.
II. Выполняя покачивания рулевого колеса вправо-влево, определяем величину угла поворота до момента начала поворота колес. Он не должен превышать (в каждую сторону) 50. Кроме того, если усилие при повороте составляет более 20 кгс, или 196 Н, – это признак нарушения нормального зацепления элементов редуктора рулевого механизма (далее РМ).
Регулировка зацепления элементов рулевого редуктора:
I. Устанавливаем колеса транспортного средства в положение, соответствующее прямолинейному движению.
II. Очищаем крышку картера РМ от грязи и подтеканий смазки.
III. При помощи отвертки удаляем колпачок, защищающий регулировочный винт.
IV. Посредством ключа на «19» ослабляем гайку фиксации регулировочного винта.V. Помощник выполняет энергичные покачивания рулевым колесом вправо-влево.
VI. Вращением регулировочного винта корректируем величину свободного хода (уменьшения усилия, прилагаемого к рулевому колесу) увеличивая (уменьшая) зазор зацепления. Вращение по часовой стрелке обеспечивает его (зазора) уменьшение, против – увеличение.
VII. Посредством шлицевой отвертки фиксируем регулировочный винт, одновременно затягивая гайку. Устанавливаем на место защитный колпачок. VIII. Проверяем усилие поворота при крайнем левом (правом) положении передних колес, что позволяет выяснить истинную степень износа червяка редуктора. В случае необходимости корректируем зацепление элементов редуктора РМ в одном из крайних положений колес.
IX. Выполнение вышеперечисленных мероприятий обеспечивает люфт руля «ВАЗ 2107» в границах, указанных производителем.
Признаки неисправности рулевого
Каждый автовладелец должен знать типовые неисправности рулевого управления и способы их устранения. Ведь от этого напрямую зависит безопасность как его, так и других участников дорожного движения. Признаки, указывающие автовладельцу на проблемы с рулевым, следующие:
- Стук в передней части авто, усиливающийся при движении по неровной дороге. Это указывает на выход из строя рулевых наконечников и тяг. Если стук отдаётся в руле, то это может указывать на выход из строя рулевой рейки.
- Биение руля при движении. Это может указывать как на отсутствие балансировки колёс, так и на выход из строя рулевых наконечников и шаровых опор. Проверить наконечники можно, поддомкратив автомобиль и покачав колесо из стороны в сторону. Если оно без усилий раскачивается, то необходимо менять наконечники без промедлений.
- Посторонние шумы, возникающие при повороте руля. Обычно причиной этих шумов является недостаточный уровень жидкости или необходимость её замены в ГУР. Для электроусилителей характерен незначительный шум, сопровождающий работу электропривода.
- Биение руля, появляющееся при движении по мелким неровностям. Причиной биения служит износ крестовины, подшипника рулевого вала и втулки. На современных автомобилях устанавливается пластиковая втулка, которая с течением времени разбивается.
- При движении автомобиля по прямой руль установлен не прямо, при отпускании руля автомобиль уводит в сторону. Причина кроется в неотрегулированном развале-схождении колёс. Следует максимально оперативно провести регулировку, так как это также приводит к неравномерному износу шин.
- Руль поворачивается с большим усилием. Это указывает на выход из строя усилителя. Причин этого может быть множество, начиная от перегорания предохранителя на ЭУР, и заканчивая обрывом шланга для ГУР. Необходима тщательная диагностика.
- Руль поворачивается рывками. На рейках, оснащённых ГУР, это может указывать на ослабление приводного ремня насоса или на необходимость замены жидкости. На рейках с ЭУР скачкообразное движение руля сообщает о выходе из строя электропривода усилителя. Также причина рывков руля может заключаться в подклинивании рулевой рейки.
Следует учитывать, что на рулевых рейках есть специальный регулировочный болт, позволяющий затянуть её, тем самым исключив люфт при возникновении износа. Но чрезмерное затягивание рейки приводит к утяжелению управления и, в ряде случаев, к её подклиниванию, что при движении авто может быть смертельно опасно.
Поскольку от исправности рулевого управления зависит безопасность водителя и пассажиров, доверять ремонт и регулировку следует только профессионалам. В противном случае возникает высокий риск в критический момент не справиться с управлением, что повлечёт за собой серьёзное ДТП.
Uremont.com поможет найти автосервис, способный быстро и качественно устранить все неисправности любого рулевого управления, как с усилителем, так и без него. С нами обслуживание и ремонт доступны, быстры и всегда качественны.
Cуммарный люфт в рулевом управлении
Суммарный люфт в рулевом управлении, согласно Правил дорожного движения, не должен превышать 10 градусов. В действительности, даже небольшой люфт создает водителю массу неудобств, таких как: стуки, при движении по плохой дороге, рысканье машины по дороге.
Рано или поздно небольшой люфт станет большим и ездить станет совершенно невозможно, поэтому корректировать его значение необходимо как можно скорее.
Свободный ход не считается люфтом. Он может быть как в одном, так и в нескольких элементах рулевого устройства. Есть способ определить, в каком именно из них существует люфт: один человек должен покачивать колесо из одной стороны в другую в пределах люфта, а другой должен наблюдать за шаровыми наконечниками рулевых тяг и за карданчиком возле рулевой рейки или червяка, если передача червячная.
Также обращается внимание на соединение двух штанг, которые плотно заходят одна в одну. Данное соединение делается с той целью, чтобы предотвратить передачу усилия на рулевое колесо в продольном направлении в момент аварии, когда сминается передняя часть автомобиля. Заранее сообщают о себе характерным стуком разбитые шаровые
Как правило, происходит это до появления заметного люфта. Замените и отремонтируйте их
Заранее сообщают о себе характерным стуком разбитые шаровые. Как правило, происходит это до появления заметного люфта. Замените и отремонтируйте их.
Как самостоятельно устранить неисправность
Убрать люфт в рулевой рейке или червяке можно поворотом регулировочного винта, обычно он выполнен под шестигранник. Данную манипуляцию не произведешь на окончательно разбитой рейке. В этом случае придётся её менять. При своевременном устранении люфта и нормальной эксплуатации рулевой рейки хватает на 14-15 лет службы автомобиля.
Если свободный ход обнаруживается в карданчике, то устранить его можно только путем замены. Как правило, причина его износа кроется в отсутствии смазки, в качестве которой применяется солидол. Карданчик редко изнашивается, даже при плохой смазке срок его эксплуатации достаточно большой.
Также люфт может быть в сопряжении двух штанг. Чаще всего он вызван износом резинок. Для устранения такого дефекта можно попробовать прихватить их сваркой, но не переборщите – имеется ввиду именно немного прихватить.
Точечная прихватка буде при вращении очень хорошо сдерживать штанги и люфта не будет, но немаловажно и то, что такая сварка не выдержит приложенного усилия в момент аварии – соединение разрушится, и усилие на рулевое колесо не передастся. Так реализуется в этом случае принцип пассивной безопасности. Если вы знаете, что в вашем автомобиле есть люфт в рулевом управлении, хоть и небольшой, устраните его и управление автомобилем станет заметно приятнее и проще
Если вы знаете, что в вашем автомобиле есть люфт в рулевом управлении, хоть и небольшой, устраните его и управление автомобилем станет заметно приятнее и проще.
Что автолюбители говорят о рулевом люфте автомобиля
1. Целесообразность установки контрактных запчастей
«Контрактная рулевая рейка непредсказуема. Ведь если она хранилась долго, то высока вероятность быстрой поломки. Я сторонник ремонта оригинальной. Например, год назад обращался к хорошему мастеру на СТО. Он заменил мне втулку и все сальники. До сих пор езжу без проблем».
2. Проблемы ремонта в СТО
«Какое-то время ездил с рулевой рейкой, которая текла и дребезжала. Периодически подливал жидкость. Решился на ремонт, установил контрактную рейку. Но неудачно – стал хрустеть рулевой кардан. Так и езжу до сих пор. Обращался в сервис с претензией. Ответ был такой: карданчик хрустел и раньше, но дребезг рейки заглушал этот звук. Ругаться с ними не стал, как и требовать устранения дефекта, ведь теперь не доверяю им. Умудрились подпортить свою репутацию еще и тем, что забыли прикрутить стойки. Авторитет профессиональных СТО теперь сильно хромает у меня».
3. Особенности диагностики свободного хода
«Рулевой люфт автомобиля вы почувствуете без визита на сервис или диагностики в гараже. Ведь это угол, на который вращается руль без влияния на направление колес. Из ямы это можно достаточно просто определить – просто покачать тягу рукой. Если ничего подозрительного не обнаруживается – значит, всё хорошо. Но без обследования при помощи ямы сложно будет определить источник люфта – тяги, рейка или редуктор».
4. Трудности при поиске причин
«Вот как проявляется неисправность:
- при движении по неровностям – стук;
- он отдаёт в руль;
- при маневрировании, когда меняется поворот слева направо или справа налево – происходит щелчок;
- как бы ни был повернут руль, автомобиль меняет траекторию самопроизвольно;
- когда машина стоит, небольшой поворот рулем передается только на одно колесо, другое неподвижно. По сути, это и есть люфт рулевого колеса легкового автомобиля.
К сожалению, четко понять нет возможности. Все потому, что свободный ход в рулевом наконечнике и тяге схожи по проявлениям. Также легко спутать люфт тяги с неисправным сайлент-блоком или рейкой. Похоже стучат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости, в некоторых случаях непосредственно амортизатор или опора стойки».
5. Каким образом стопроцентно определить люфт
«Тяги тоже могут давать люфт, самое слабое место – пластиковая втулка в рейке. Недавно диагностировал рулевую своего авто. Мастер говорил, что люфт справа, а я не верил, так как при дергании ничего не проявлялось. Но стоило снять тягу и зажать в тисках, а затем подергать – свободный ход стал хорошо заметен. Втулка тоже очень разбита, но временно вернул ее на место, зажав хомутом. Потому что нужно ждать доставку новой».
6. Подготовка к ремонту
«Первым делом нужно зажать все крепежи. Когда приобрел свою машину, по дороге из салона до сервиса вела себя непредсказуемо на дороге. После зажатия стала управляться уверенно и четко. Какова бы ни была скорость, можно отпустить руль вовсе, и машина держит курс. Никаких виляний, ничего. Если, конечно, на дороге нет колеи. В любом случае неисправность нужно исследовать по месту».
Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107
Начать работу следует с проверки затяжки резьбовых соединений рулевого механизма и состояния рулевых тяг (наконечников). Погнутые тяги или изношенные шарниры рулевых наконечников подлежат замене. Для этого придется воспользоваться съемником и гаечным ключом на 22. Не стоит пытаться выровнять тяги или отремонтировать наконечники. В целях безопасности эти детали всегда нужно заменять новыми. Далее следует проверить состояние маятника и регулировку червячного редуктора. Изношенные втулки маятника необходимо заменить новыми. Для этого необходимо открутить от него рулевые тяги (используется ключ на 22 и съемник) и демонтировать маятник с автомобиля, открутив болты крепления. Маятник зажать в тиски, вынуть шплинт и открутить регулировочную гайку. Когда гайка откручена, можно разобрать маятник и заменить изношенные втулки новыми. При сборке маятника необходимо закрутить регулировочную гайку так, чтоб его сошка вращалась с усилием 1-2 килограмма. Если все детали заменены или исправны, а резьбовые соединения затянуты, регулировка люфта руля ВАЗ 2107 осуществляется за счет регулировки рулевого редуктора. Для этого понадобится ключ на 19 и мощная шлицевая отвертка. Регулировка выполняется следующим образом:
- выровнять колеса, установив их в положение, соответствующее прямолинейному движению;
- очистить крышку рулевого редуктора от грязи и масляных потеков;
- снять защитный колпачок с регулировочного винта;
- ключом на 19 ослабить контргайку, фиксирующую регулировочный винт;
- отверткой закрутить регулировочный винт, уменьшая люфт рулевого редуктора;
- затяните контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой;
- проверьте, легко ли вращается рулевое колесо и соответствует ли люфт допустимым пределам;
- при необходимости повторите регулировку.
Таким образом можно отрегулировать люфт руля ВАЗ 2107 в соответствии с границами, установленными производителем.
КАК ПРОВЕРИТЬ ЛЮФТ РУЛЯ
Проверить люфт руля нужно следующим образом.
- Поставить автомобиль на твердую ровную поверхность – бетонное или асфальтированное покрытие. Колеса авто – сухие, чистые и поставлены в направлении продольной оси кузова.
- Перед замерами руль поворачивают влево и вправо, чтобы почувствовать тот момент, когда колеса начинают менять свое направление.
- На рулевое колесо устанавливают прибор, который показывает градус отклонения от центральной точки.
- Показатели свободного поворота влево и вправо суммируются.
КАКИМ ИНСТРУМЕНТОМ ПРОВЕРЯЕТСЯ
Самый простой способ замера люфта руля выполняется при помощи обычной линейки. На рулевом колесе наносится отметка. Затем его поворачивают вправо, подставляют линейку шкалой к отметке, а одним краем упирают ее в левую стойку. При свободном повороте влево отметка пройдет несколько делений на шкале. Стоит отметить, что для прохождения техосмотра автомобиля этого показателя будет недостаточно.
Вот еще один способ определения суммарного люфта:
Как проверить люфт руля самостоятельноWatch this video on YouTube
Для точного определения величины люфта необходимо приобрести люфтомер. Существует два вида этих приборов: электронный и механический. Первые отличаются большей точностью, в них может быть несколько функций и их очень легко использовать. Вторая категория не нуждается в элементах питания, и они отличаются высокой надежностью.
Вот как работает электронная модель:
Как проверить люфт руля прибором ИСЛ-МWatch this video on YouTube
Суммарный люфт в рулевом управлении
Каждый автомобилист прекрасно понимает, насколько важно поддерживать систему рулевого управления в исправном состоянии, так как в противном случае неизбежно попадание в ДТП. Люфт в рулевом управлении – одна из самых распространенных неисправностей, которая может иметь место не только у старых авто, но и у новых
При появлении этой поломки стоит немедленно принять меры для ее устранения. Если этого не сделать и продолжить эксплуатацию машины, то с каждым разом будет все сложнее рассчитывать траекторию ее смещения на этапе прохождения маневров.
Подробно о люфтах механизма управления
Чтобы в полной мере понять, как именно работает и благодаря чему образуется суммарный люфт, нужно немного вникнуть в то, как устроена рулевая система. Если рассматривать этот вопрос с технической стороны, то описать ситуацию можно так. Для передачи на рулевое колесо используются тяги и шток, который фиксируется изначально неплотно, но зазор для каждого авто строго регламентирован.
Зазор этот нужен для того, чтобы все трущиеся детали не изнашивались преждевременно. При его присутствии будет возможность поддерживать зацепление, но детали не будут полностью соприкасаться со шлицами.
Как диагностировать неисправность?
Если сесть за руль и попробовать провернуть руль, то будет свободный ход в обе стороны, но незначительный. То есть сначала рулевое колесо провернется без усилий и только потом будет отклик на колеса. Минимальный люфт должен присутствовать у каждого автомобиля, поэтому не стоит пугаться того, что в вашей новой машине он присутствует.
Такое устройство позволяет существенно продлить эксплуатационный срок транспортного средства. В ходе интенсивной эксплуатации автомобиля суммарный люфт в рулевом управлении будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет критических показателей. Такое явление будет заметно по замедленной реакции машины на поворот рулевого колеса. Когда автолюбитель своевременно не обращает внимания на этот нюанс, то в итоге может столкнуться с дорогим ремонтом системы, а в противном случае имеется вероятность стать угрозой безопасности передвижения в потоке.
Что приводит к появлению чрезмерного люфта?
Как бы там ни было, причину люфта следует искать именно в системе рулевого управления. На начальном этапе следует оценить состояние рулевых тяг и их наконечников. Именно последние чаще остальных выходят из строя при эксплуатации автомобиля под большими нагрузками. Если у машины давно не производилась замена ступичных подшипников, то именно это и может послужить причиной увеличения свободного хода рулевого колеса.
Также увеличенный люфт может появиться практически сразу после проведения ремонтных работ для восстановления работоспособности подвески. Если механики не затянут должным образом гайку ступицы, то рулевая система уже точно не будет работать должным образом.
Чрезмерный люфт руля может быть спровоцирован выходом из строя шаровых опор. Такое же явление возникает и когда сильно перетягивается рулевая рейка. Порой просто достаточно осуществить замену гидравлического масла. Эта процедура довольно проста и способна устранить возникшую неисправность.
В любом случае неисправность будет всегда крыться именно в системе управления. Чтобы выявить ее нужно детально диагностировать все детали и только после этого принимать решение о замене тех или иных узлов.
Признаки увеличенного люфта
Если во время езды на машине вы стали замечать, что она стала терять чувствительность к вашим усилиям на руль, то пора ехать в автосервис, дабы квалифицированные механики смогли определить, что именно привело к появлению такого эффекта. В среднем свободный ход руля не должен превышать тридцати миллиметров. Если имеются какие-то отклонения, то следует немедленно заняться ремонтом своей машины.
Существуют специальные приборы, посредством которых можно замерить отклонения от заявленной производителем нормы
Примечательно, что если своевременно обратить внимание на неисправность и посетить автосервис, то не придется обременять себя дорогостоящим ремонтом системы управления
Если вы заметили, что свободный ход рулевого колеса стал больше, чем был, то не стоит игнорировать это событие. Незамедлительно проверьте состояние передней подвески и рулевого механизма или же обратитесь в ближайший автосервис. Не стоит ездить с такой поломкой, так как это может привести к провоцированию ДТП, а последствия могут быть фатальными. Стоимость диагностики этой системы управления доступна для каждого, а детали, которые чаще всего требуют замены, также недорогие.
Как понять, что это люфт
Ухудшение чувствительности рулевого колеса не всегда свидетельствуют о серьезных поломках, требующих немедленного вмешательства специалистов. Из-за недостаточно плотного прилегания разных его элементов может образовываться лишние промежутки и зазоры, которые увеличивают амплитуду движения руля.
Вследствие износа важных деталей, холостой ход руля, угол свободного движения увеличивается. Это значительно снижает уровень безопасности, удобство и комфорт при управлении транспортным средством.
Каждому автомобилисту важно научиться определять момент появления люфта, когда уже требуется немедленное вмешательство. Если поворот руля и передних колес автомобиля происходит в разное время, то транспортное средство теряет управляемость, поскольку при таких обстоятельствах машина не слушается водителя
Устройство и принцип действия тяги рулевого управления
В зависимости от конструкционных особенностей транспортного средства и его системы управления, в устройство тяги может входить один или два шарнирных наконечника, которые обеспечивают свободный ход взаимодействующих между собой элементов относительно всех плоскостей. Подобные конструкционные особенности влияют на специфику выполнения маневров во время движения. Например, оба передних колеса имеют одинаковый угол поворота, при этом на протектор внутреннего колеса будет постоянно воздействовать повышенная сила трения, увеличивая его износ. Чтобы предотвратить это явление, угол поворота внешнего колеса должен быть меньше угла внутреннего. В итоге, каждое из управляемых колес имеет свой угол, на который оно отклоняется от общего центра.
Описанное возможно благодаря рулевой трапеции специальной конструкции, которая состоит из различных тяг:
В зависимости от особенностей устройства системы управления автомобилем они делятся на продольные и поперечные. Наличие такого количества рулевых тяг позволяет максимально точно выбрать угол наклона рычагов, в результате чего обеспечивается корректность выполнения всех маневров.
Причины люфта в рулевом управлении и их устранение
Люфт в рулевом управлении может появиться по следующим причинам:
- гайка руля не затянута;
- шлицевые соединения пришли в негодность;
- карданные соединения промежуточного вала износились;
- крепление руля к кузову недостаточно прочное;
- резинометаллические шарниры, с помощью которых тяги соединяются с механизмом, изношенны либо болты крепления недостаточно затянуты;
- зазор между зубчатой рейкой и шестерней слишком большой;
- наконечники пришли в негодность;
- регулировочные тяги не затянуты.
Проще всего устранить максимальный люфт рулевого управления, если он вызван тем, что гайка крепления руля недостаточно затянута. Как решить эту проблему? Демонтируем декоративную обшивку руля, используя торцовый ключ подходящего размера, закручиваем гайку.
Практически на всех новых машинах в обшивке руля есть модуль подушки безопасности. Его необходимо снять, только так вы сможете добраться до гайки. Аккуратно производите это действие, предварительно сняв клеммы аккумулятора.
Если гайка крепления руля плохо затянута, это может привести к тому, что машина станет неуправляемой: руль будет проворачиваться на оси, а шлицы в месте крепления износятся.
В результате вам придется устанавливать новые детали, причем делать это как можно скорее. Если придут в негодность шарниры на промежуточном валу, образуется «эффект зубчатого колеса». Это значит, что, когда водитель поворачивает руль, со временем промежуточный вал затирается. Все это приводит к тому, что автомобиль плохо управляется, например, когда вы едете на максимальной скорости. Как устранить проблему? Устанавливаем новый промежуточный вал.
Максимальный люфт рулевого управления также может появиться из-за того, что крепление руля к кузову ослаблено либо резиновые прокладки между рулем и кузовом пришли в негодность. Чтобы устранить неполадку, следует подтянуть гайки крепления руля, также можно установить новые резиновые детали.
Если зазор в шестернях рейки слишком большой, это также может привести к проблеме. Увеличение зазора происходит по причине того, что поверхность соприкосновения зубчатой рейки и шестерни истирается. Нередко зазор между рейкой и направляющими также становится слишком большим. Когда защитные пыльники порвались, износ системы происходит намного быстрее.
Хуже всего, если максимальный люфт рулевого управления возникает из-за того, что наружные наконечники тяг износились. Ведь эти детали сильнее всего подвержены износу. Они функционируют в тяжелых условиях, на них оказывают негативное воздействие влага, пыль и так далее.
Слишком большие осевые и радиальные зазоры в шаровом сочленении наконечника становятся причиной его разрушения. В итоге машина может стать неуправляемой. Все это способно привести к серьезному ДТП. Поэтому при обнаружении данной неисправности рекомендуется как можно скорее посетить СТО.
Крепление внутренних концов тяг к рулю происходит с помощью резинометаллических шарниров, которые запрессованы в их концах. Когда шарниры приходят в негодность, можно услышать металлический стук, поворачивая рулевое колесо. Ликвидировать эту поломку можно, запрессовав новые шарниры. Чтобы провести такую процедуру, потребуется пресс. Рекомендуется выполнять данный вид работ в специализированном сервисном центре.
Также максимальный люфт рулевого управления может появиться, если регулировочные тяги недостаточно затянуты (они регулируют схождение колес). Происходит это в результате того, что болты на тягах не были достаточно затянуты после проведения процедуры развала-схождения. В итоге регулировочные тяги выскочат из наконечника.
Иногда на новых авто поворотные рычаги не привариваются к стойкам подвески, но прикрепляются при помощи болтового соединения. Если болты будут плохо затянуты, люфт рулевого управления станет максимальный.
Не допустить этого можно, поставив перёд автомобиля на домкрат, демонтировав колеса и затянув болты.
Чтобы ездить на машине было безопасно и комфортно, нельзя допускать максимального люфта руля. Поэтому стоит периодически проводить технический осмотр транспортного средства, заменять вышедшие из строя элементы. Ведь если автомобиль постоянно используется, то даже самые прочные детали рано или поздно изнашиваются.
Установка рулевой рейки
Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.
Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.
Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до о.
Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).
Как прокачать систему ГУР
- Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.
- Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.
- Запустите мотор.
- Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.
- Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.
Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.
После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:
- Руль стал легче и «острее».
- Стуки и шумы прекратились.
- Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.
- Рейка не течет.
- Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.
Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.
После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.
Признаки люфта в рулевой рейке
Возникновение люфта не определяют «на глазок», что вызывает сложности при попытках убрать неисправность. Однако заметить первые признаки его появления может только хозяин автомобиля. В этом случае вы можете наблюдать следующие симптомы, сигнализирующие о возможной проблеме:
- Хруст во время поворота колес.
- Невозможность удержания заданного направления, когда отпущен руль.
- Возникновение стука в рулевом приводе во время проезда по неровным поверхностям.
- Щелчки в рулевом колесе, когда изменяется направление движения.
- Совершение произвольных маневров, которые не зависят от положения руля.
- Вибрации во время движения.
Как убрать люфт в рулевой рейке? Нужно вовремя выявить проблему. При проведении диагностики необходимо тщательно рассмотреть механизм полностью, выявив наиболее слабые узлы. Существует большое количество факторов появления люфта, однако их все можно отнести к единой причине – неисправному взаимодействию деталей привода управления.
Это может быть:
- Излишне сильно протянутая рейка.
- Изнашивание зацепа «червяка» и зубчатой планки.
- Повреждение деталей ходовой части – ступичных подшипников, рулевых тяг, наконечников.
- Изнашивание зубцов шестерни или зубчатой рейки.
- Несвоевременность замены жидкости в гидравлике.
Для диагностирования может быть использован люфтомер – специальное устройство, с помощью которого возможно обнаружить зазор в рулевой рейке еще до проявления первых признаков неисправности. Когда показатели, показываемые прибором, выше нормы, проблему необходимо убрать. Вы сможете найти нормы люфта для транспортных средств в ПДД.
Зачастую дефект не удается выявить вовремя, что приводит к необходимости полной замены рулевого механизма. Если показатель люфта является чересчур низким, управлять авто становится менее комфортно. При наличии сильного зазора для управления автомобилем приходится «ловить» его, то есть постоянно крутить рулевое колесо
Самой грозной опасностью является риск потери контроля над машиной, поэтому убрать неисправность – задача повышенной важности.
Если люфтомер показывает небольшие отклонения от нормы, то с ними можно справиться самостоятельно. Однако конструкция отдельных моделей предполагает проведение ремонтных работ профессионалами в автомастерских.