Проверка стартера автомобиля на рабостоспособность

Содержание:

Схема и принцип работы

Стартер – один из наиболее консервативных узлов автомобиля. Впервые такое электрическое устройство было испытано Чарльзом Каттерингом в 1912 году, то есть более ста лет тому назад. Поначалу он также выполнял функции генератора.

Но в том виде, в котором стартер применяется для запуска современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, он обязан американскому изобретателю и автопромышленнику Винсенту Гуго Бендиксу, который увековечил свою фамилию в одной из главных деталей пускового устройства.

Типовая функциональная схема стартера приведена на рисунке:

Принцип работы стартера практически одинаков для всех моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При включении замка зажигания в положение «Start» подается пусковой ток на втягивающую обмотку.

Она, в свою очередь, приводит в движение якорь тягового реле и шток контактной пружины. Тяговое реле действует на рычаг, обычно именуемый вилкой, который толкает муфту свободного хода с шестерней (бендикс) в зацепление с маховиком. Одновременно контактная пластина замыкает пятаки, посредством которых подается напряжение на запуск электродвигателя стартера.

Типовая функциональная схема стартера настолько продумана и опробована, что различие моделей пусковых устройств заключается лишь в конструктивных особенностях и материалах, из которых изготовлены узлы.

Тем не менее, у стартеров есть свои уязвимые места:

  • втягивающее реле;
  • щетки электродвигателя;
  • пятаки;
  • вилка;
  • муфта свободного хода;
  • шестерня;
  • коллектор якоря;
  • втулки якоря;
  • демпферная пружина.

Собственно, практически каждый узел этого устройства в процессе эксплуатации может придти в негодность. Это связано, прежде всего, с тем, что при запуске, особенно в холодное время года, стартер отдает большую мощность, испытывает предельные нагрузки, через него протекают огромные токи.

Поломки стартера и их характерные признаки

Слышна работа электродвигателя стартера, а коленвал двигателя машины не проворачивается.

Причины:

  1. Неисправна вилка или весь механизм управления «вылитом» бендикса. Шестерня не входит в зацепление с маховиком ДВС
  2. Обрыв в цепях удерживающей обмотки втягивающего
  3. Неисправен бендикс, он вращается во все стороны, а этого не должно быть. Определение этого дефекта требует снятие стартера с автомобиля, по другому проверить его не получится.

Причины:

  1. Неисправности в электрической части электродвигателя стартера, указанные на втором этапе диагностики, рассмотренные выше.
  2. Подгорание, отсутствие контакта «пятаков» и токопроводящей пластины подвижного элемента втягивающего реле. Оно включается (щелкает), перемещает шестерню в зацепление, а ток не передается на электродвигатель, он не вращается (не жужжит).

После запуска мотора автомобиля слышен скрежет из-под капота

Причины:

  1. «Залипло» втягивающее реле, подвижный вал не вывел шестерню из зацепления
  2. Неисправности управляющего механизмом бендикса или его заклинивание (вилки, штока, шестерни)

Поворачиваем ключ – под капотом тишина

Причины:

Не срабатывает втягивающее реле. Потому что нет напряжения на клемме включения реле, обрыв в проводе или неисправность контактной группы замка зажигания. Может быть разряжение аккумуляторной батареи.

Что делать?

Проверить наличие напряжения на этой клемме. Если оно есть, значит, замок зажигания и провод, идущий к ней нормальный. Нужно проверить мультиметром втягивающее реле, возможно, оно не исправно – обрыв соединения обмоток с клеммой, разорванная цепь в самих обмотках.

Если нет напряжения или оно ниже 12 вольт, стоит искать неполадки в замке зажигания или проводке. Но это можно все сделать в гараже, а если неприятности застигли далеко от дома? Нужно:

  1. Убедится перед этим, что включена нейтральная передача, если у вас механическая коробка передач
  2. Включить зажигание
  3. Замкнуть отверткой или другим подручным средством верхний силовой болт и контакт питания втягивающего. Если других неисправностей стартера нет, то он должен «ожить».

Стартер сильно «сажает» аккумулятор

При повороте ключа в положение «Пуск» наблюдается сильная просадка напряжения. Это заметно по контрольным лампам на панели приборов. Стартер лениво крутит двигатель, и после двух попыток запустить мотор АКБ полностью разряжается. Электродвигатель сильно нагревается.

Причина:

Короткое замыкание в обмотках статора или якоря электродвигателя стартера, или втягивающего реле. Щетки сильно износились или имеется их повреждение, в результате которого замыкаются на корпус. Стёрлись контактные кольца коллектора из-за износа.

При попытке завести мотор течет большой ток в обход обмоток сразу на «массу», происходит короткое замыкание, в результате чего быстро разряжается батарей и происходит сильный нагрев агрегата. Для точного определения дефекта нужно обязательно снимать весь механизм с автомобиля, производить его полную разборку, визуально осматривать и «звонить» всю электрическую часть.

Демонтаж стартера и диагностика неисправностей

Демонтаж стартера производят в следующей последовательности:

  1. Отсоединяют отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Перед отключением АКБ необходимо проверить выключение зажигания. В некоторых автомобилях, если отключить аккумулятор при включенном зажигании, может «отвязаться» иммобилайзер, это серьезная проблема.
  2. Отсоединяют положительную клемму АКБ. Отключают толстый и тонкий провод от клемм аккумуляторной батареи.
  3. Выкручивают болты крепления АКБ (обычно их три). В некоторых автомобилях перед этим необходимо снять некоторые узлы в подкапотном пространстве. Лучше воспользоваться руководством по ремонту автомобиля для определения последовательности демонтажа. Во многих автотранспортных средствах снятие стартера производится со стороны днища.

После снятия стартера можно проверить его работоспособность отдельно от автомобиля. Для этого соединяют минусовую клемму с корпусом стартера проводником сечением не менее 6 кв.мм,  плюсовую клемму – с болтом на втягивающем реле ближе к корпусу электродвигателя стартера. Двигатель должен вращаться.

Отсутствие вращения электродвигателя – признак износа щеток либо неисправности коллектора.

Далее проверяют работоспособность втягивающего реле, пятаков и вилки. Для этого переключают положительный толстый провод на клемму болта втягивающего реле, удаленного от корпуса электродвигателя. Подключают проводник к управляющему выводу втягивающего реле, подключают его к положительной клемме АКБ.

Должно быть уверенное срабатывание (щелчок) втягивающего реле. Вилка должна приводить в движение бендикс (муфту с шестерней) до упора. Электродвигатель стартера должен стабильно вращаться.

Желательно произвести включение-выключение стартера несколько раз, при этом следить, чтобы бендикс передвигался на полную длину и без заеданий.

Если вилка стартера иногда залипает, ее необходимо менять.

Далее следует проверить биение вала электродвигателя при отключенных проводниках. Для этого нужно перемещать вал двигателя в поперечном направлении. Даже небольшие зазоры в области вал-втулка могут привести к смещению вала и механическому контакту якоря со статором.

Электродвигатель будет вращаться медленнее, притормаживаться, в конечном счете, перегреваться. В процессе проведения регламентных работ стартера втулки подлежат обязательной замене.

Для контроля износа щеток в большинстве случаев необходима полная разборка стартера. Для многих моделей это не представляет труда. С тыльной стороны стартера снимается ограничительное кольцо якоря, далее откручиваются сквозные болты стартера, производится его разборка.

С фронтальной стороны есть винты для снятия кожуха вилки и втягивающего реле. Как правило, щетки стартера исполнены в отдельном узле и меняются одновременно.

Представляет некоторую трудность помещение коллектора в область щеток. Можно при помощи тонкой нитки искусственно утопить щетки, потом вставить якорь и удалить нитки.

На разобранном стартере легко проверить износ вилки, бендикса, работоспособность обмотки втягивающего реле. Если имеется видимый износ коллектора, в процессе регламентного ремонта его растачивают.

После проведения ремонтных работ стартер собирают, контролируя центрирование вращающихся частей, далее проверяют работоспособность, не устанавливая на двигатель.

После этого производят установку на двигатель, подсоединяют проводники, после чего подключают аккумуляторную батарею.

Обычно после проведения комплекса регламентных работ стартера в полном объеме (замена щеток, расточка стартера, замена втулок, вилки, бендикса в случае необходимости, чистка внутренних поверхностей) стартер будет исправно работать в течение трех-четырех лет.

Для того, чтобы стартер прослужил дольше, следует выполнять следующие правила:

  • не производить непрерывный старт двигателя длительностью более 15 секунд;
  • при периодических отказах запуска стартера или нештатных шумах следует немедленно разобраться в причинах неисправности и ее устранить;
  • следить за состоянием контактов на втягивающем реле, искрение и нагревание контактных зон может привести к разрушению втягивающего реле.

Исправный стартер, особенно в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач, — основа комфортной и безопасной езды.

Видео — ремонт втягивающего реле стартера когда подгорают пятаки:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Снятие стартера для проверки на факт неисправности

Большая часть проверок проводится на демонтированном механизме, ведь он находится в неудобном месте и не позволяет автовладельцу проводить измерения. Для разных моделей принцип снятия устройства различается, но общий алгоритм имеет такой вид:

  • убедитесь в отключенном зажигании;
  • отбросьте «минус» с АКБ;
  • снимите «плюс» с источника питания;
  • отсоедините провода с аккумулятора;
  • выкрутите крепежные винты (число может меняться);
  • демонтируйте некоторые узлы, если они мешают достать устройство.

При возникновении трудностей лучше использовать инструкцию, которую приводит производитель. Для удобства демонтаж проводится с нижней стороны, а после снятия можно приступать к работе.

Как проверить работу стартера, не снимая его с машины?

Работоспособность ряда узлов стартера можно проверить на автомобиле. Для этого применяется тестер или контрольная лампа. Проверка должна производиться с соблюдением техники безопасности, поскольку имеется риск нанесения травм.

Как можно проверить втягивающее реле стартера?

Тестирование работы реле производится по схеме:

  1. Проверить жгуты проводки реле на обрыв.
  2. Повернуть ключ в замке зажигания и попытаться включить стартер. Если нет характерного щелчка, то реле неисправно.
  3. Если есть щелчок, но пуска стартера не происходит, то необходимо проверить состояние контактных площадок. Для этого от реле отсоединяется сигнальный провод, идущий от замка. Затем соединяют подходящим металлическим стержнем (например, отверткой) клемму батареи и стартера, подавая ток мимо реле. Если якорь стартера вращается, то однозначно требуется ремонт или замена реле.

Проверка якоря стартера

Проверка работоспособности якоря производится путем подачи напряжения напрямую на стартер, минуя реле. Подключение выполняется толстыми медными проводами к клеммам аккумулятора. Если якорь стартера вращается, то узел считается исправным. В противном случае требуется демонтаж устройства, его разборка и полная диагностика.

Диагностика щетки, обмотки и бендикса стартера

Тестирование щеточного узла производится путем подключения лампочкой, рассчитанной на рабочее напряжение 12 В. Один вывод лампы подключается к держателю щетки, а второй замыкается на кузов. Об исправности щетки свидетельствует включение лампы. В противном случае требуется снятие и разборка стартера.

Простейшим способом тестирования состояния обмотки является подключение бытовой лампы на 220 В с мощностью 75-100 Вт. Лампа подключается последовательно между обмоткой и внешним корпусом. Один провод фиксируется на корпусе стартера, а второй подключается к выводным проводам обмоток. Если спираль лампы начинает светиться, то это указывает на пробой. Возможна проверка состояния мультиметром, работающим в режиме омметра. При подключении к исправной обмотке значение сопротивления должно находиться в пределах 10 кОм.

Для проверки бендикса применяется способ кратковременного включения стартера на передаче и зажатом рабочем тормозе. Стартер запускается на очень малый промежуток времени — менее 1 секунды. Если автомобиль дернулся, то узел исправен. Если начинается пробуксовка, сопровождаемая звуком вращающегося якоря — то требуется снятие стартера и замена бендикса.

Как проверить, берет ли на себя стартер ток?

Под термином «стартер берет ток» подразумевается просадка напряжения при попытке старта, но вращение коленчатого вала происходит с низкой частотой вращения. Для проверки требуется подключить вольтметр к положительной клемме батареи и кузову автомобиля. Если при попытке запуском наблюдается падение напряжения до 10 В и ниже, то это указывает на проблемы со стартером или проводкой. Нормальным считается снижение напряжения до 11,5-12,0 В.

Рекомендации по эксплуатации

Не рекомендуется, чтобы стартер работал дольше 15 секунд. При появлении посторонних шумов и периодическом отказе механизма нужно сразу же найти причину неисправности и устранить ее. При этом необходимо контролировать состояние контактирующих частей втягивающего и не допускать искрения и перегрева контактных площадок. При хорошем уходе за устройством поездка будет комфортной.

Читать также: Схема подключения выключателя с подсветкой 3 контакта

Не крутится стартер (или крутится медленно, рывками). Ситуация к сожалению, нередкая. С чего начинать поиск неисправности?

Понятное дело, аккумуляторную батарею проверяем в первую очередь. Убедились в нормальном ее заряде, но стартер крутит как будто сел аккумулятор? Не нужно бояться такой неисправности, и сразу отправлять машину в сервис на эвакуаторе. Система запуска двигателя – не самая сложная часть автомобиля.

Причины возникновения неисправности

Если плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, то поломка, в большинстве случаев, находится в устройстве запуска двигателя.

Причиной низкой частоты вращения коленвала двигателя, в этом случае, могут быть:

  1. Неисправность проводки.
  2. Выход из строя стартера.
  3. Неисправность втягивающего реле.
  4. Густое масло.

Прежде чем приступать к выявлению вышеуказанных причин, следует убедиться в том, что аккумулятор выдаёт достаточный для запуска двигателя ток. Для этого можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Если аккумулятор обслуживаемый, необходимо замерить плотность электролита.

Неисправности проводки

Стартёр двигателя внутреннего сгорания является самым энергоёмким прибором электрооборудования автомобиля, поэтому некачественное крепление проводов и клемм, может снизить эффективность работы этого устройства.

Сила тока, которая возникает в момент включения стартёра, настолько велика, что в недостаточно хорошо прикреплённых проводах может образоваться электрическая дуга. Часть энергии будет уходить на поддержания этого эффекта, в результате чего стартёр будет вращаться очень медленно.

Кроме недостаточной силы тока в цепи, электрическая дуга может привести к возгоранию, поэтому если аккумулятор плохо крутит стартер, следует в первую очередь осмотреть клеммы подключения аккумулятора, а также проверить качество соединения положительного провода, который подключается от «+» аккумулятора к втягивающему реле.

Также следует проверить кабель, который соединяет корпус двигателя с кузовом автомобиля, в этом месте также может быть недостаточно хороший контакт.

Кроме утечки электрического тока и плохо затянутых гаек и болтов, стартеру может недоставать электрической мощности, по причине окисления клемм аккумулятора. В этом случае образуется прослойка из плохо проводящего электрический ток вещества, которое и является причиной ухудшения работы стартера.

Данная проблема может быть легко решена, если использовать для удаления образовавшегося слоя окисления содовый раствор:

  1. Для приготовления раствора используется обычная сода и тёплая вода в соотношении 1 к 10.
  2. Для очистки клемм можно использовать ветошь, но наиболее подходящим инструментом, для выполнения данных работ, является старая зубная щётка.

Неисправно втягивающее реле

Очень распространённая поломка, которая может быть причиной плохой работы стартового механизма автомобиля.

Если произошло короткое замыкание обмотки электромагнита, то потребуется полностью заменить данную деталь, но в большинстве случаев причина неудовлетворительной работы втягивающего реле заключается в неисправности, возникающей в результате подгорания контактов реле.

Для того чтобы восстановить работоспособность устройства, необходимо снять втягивающее реле с корпуса стартера и снять эбонитовую крышку, к которой подключаются провода.

Внутри устройства, будет расположена медная пластина, замыкающая контакты реле. Именно эта деталь и бывает наиболее повреждена. Поверхность пластины, которая соприкасается с контактами, необходимо очистить от неровностей, которые возникают вследствие повышенных температур во время замыкания контактов

Для этого следует воспользоваться бархатным напильником, но снимать металл следует очень осторожно, чтобы пластина не истончилась слишком сильно, иначе хорошего контакта между проводниками электрического тока не будет

Контакты, которые расположены на эбонитовой крышке втягивающего реле, также необходимо зачистить. Чтобы осуществить данную операцию, необходимо выкрутить болты, к которым присоединяются провода, и зачистить их с той стороны, которой они соприкасаются с контактной пластиной. Очистка поверхности болтов осуществляется напильником. Снимать необходимо минимальное количество металла, чтобы контакты достаточно плотно соприкасались с контактной пластиной электромагнита.

Когда очистка контактов будет завершена, сборка и установка втягивающего реле осуществляется в обратном порядке. Болты втягивающего реле должны быть хорошо зафиксированы в эбонитовом корпусе, но перекручивать резьбовое соединение не следует, иначе можно повредить хрупкий материал крышки данного устройства.

Выход из строя стартера

Несмотря на высокий эксплуатационный ресурс стартера, это устройство не является вечным, и рано или поздно выходит из строя.

Как проверить или прозвонить стартер – проверяем на автомобиле и в снятом состоянии

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Как бы то ни было, а начатое дело нужно доводить до конца. Когда стартер авто не прокручивает, а аккумуляторная батарея заряжена, не остается ничего другого, как прозвонить стартер.

Проверка стартера, дело вовсе не сложное, однако, не все автовладельцы знают, как проверить стартер в условиях гаража. Проверка стартера включает в себя несколько основных этапов:

  • проверка работоспособности стартера;
  • проверка тягового реле;
  • проверка целостности обмоток и состояния щеток;
  • проверка бендикса.

Как проверить, работает ли стартер?

После того, как вы сняли стартер, аккуратно зажмите его в тиски. Здесь главное не переусердствовать – одно неверное движение, и устройство будет повреждено. Приготовьте несколько проводов с маленьким сопротивлением.

Это могут быть, например, провода зарядки аккумуляторной батареи. Провода соедините с нижней клеммой и корпусом стартера, а провод, который идет от корпуса, соедините с «плюсом» и «минусом» аккумулятора. Таким образом, вы проверите его работоспособность – если стартер исправен, то начнет вращаться. Скорее всего, вам придется заменить тяговое реле.

Проверяем элементы стартера: обмотки и щетки

Как проверить работоспособность стартера, если он не вращается? В этом случае вам нужно произвести проверку щеток и обмоток стартера.

Для проверки щеток воспользуйтесь 12-вольтовой лампочкой с двумя проводами. Провода соедините к щеткодержателю и к массе. Если лампочка загорится – целостность щеток нарушена, и, соответственно, нужно заменить щетки.

При помощи все той же лампочки проверьте обмотки стартера, присоединив один провод к корпусу стартера, а другой – к выводу обмотки. Не забывайте, что перед тем, как проверить снятый стартер таким образом, его нужно подключить к аккумулятору. Для проверки на межвитковое замыкание якоря воспользуйтесь специальным стендом.

Если во время проверки вы выявили неисправность, просто замените вышедшие из строя детали и элементы, и работа стартера нормализуется.

Бендикс не крутит – продолжаем проверку стартера

Если стартер включается, однако двигатель не прокручивает, готовьтесь решать проблемы с бендиксом, который, скорее всего, придется заменить. Некоторые умельцы ремонтируют бендиксы, за исключением такой неисправности, как трещина в его корпусе.

Но, если у вас не эксклюзивный стартер, то проще будет купить бендикс в магазине и поменять его. Тем не менее, причины пробуксовки бендикса мы с вами знать должны:

  • высохла или загустела смазка;
  • ослабли пружины;
  • произошло уменьшение диаметра роликов (так называемый, диаметральный износ);
  • либо ролики износились односторонне и на них появились натертые плоские грани.

Прежде, чем отправляться в магазин за новым бендиксом, снимите и прихватите с собой старый, чтобы не приобрести абсолютно ненужную деталь.

Как проверить, работает ли стартер, когда он крутится очень тяжело, а фары горят тускло? В первую очередь обратите внимание на то, какое напряжение выдает аккумулятор. Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов

Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями

Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов. Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями.

Бывает, что стартер крутится медленно, но лампочки горят достаточно ярко. Это может свидетельствовать о выходе из строя тягового реле. Оно подлежит замене, если при касании «плюсом» нижней клеммы тягового реле он вдруг начнет легко крутиться.

Если он будет крутиться так же медленно, как и раньше – дело в стартере. Самая распространенная проблема – плохое прилегание щеток к коллектору, из-за чего они сильно искрят, а коллектор очень загрязняется.

Если вы до сих пор не уверенны в своих силах и не знаете, как проверить стартер, видео от мастеров, несомненно, придет вам на помощь. Но помните, что одного только видео урока может быть недостаточно.

Так как, разбирая стартер, важно обращать внимание и на запах. Если перед тем, как проверить исправность стартера, разбирая его, вы почувствуете запах гари – можете даже не продолжать дальнейшую проверку, а смело отправляться за покупкой нового стартера

Ну вот, пожалуй, и все. Теперь вы знаете, как проверить работу стартера в условиях гаража и сможете выполнить ее самостоятельно.

Устройство стартера

Есть два типа этих изделий: с редуктором и без. Далее речь пойдет о втором, наиболее распространенном варианте. Это двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением, работающий от аккумулятора автомобиля. Чтобы понять причину отказа описываемого устройства, стоит понять в общих чертах о работе его основных элементов.

Втягивающее реле

Этот цилиндрик, прикрепленный к стартеру, выполняет двоякую функцию: коммутирует силовые контакты (так называемые «пятаки», которые могут иметь и прямоугольную или квадратную форму) и обеспечивает зацепление шестерни стартера, расположенной на обгонной муфте, с венцом маховика двигателя. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, раздается щелчок, говорящий о том, что тяговое реле вступило в работу.

Другие электрические части

Это ротор (крутящийся вал) и статор (неподвижная часть). Оба элемента имеют обмотки, которые при поступлении на них напряжения и обеспечивают вращение вала стартера. Подвод напряжения к ротору осуществляется через графитовые щетки.

Втулки

Эти два небольших элемента (подшипники скольжения) обеспечивают необходимый зазор между ротором и статором. Нарушение величины промежутка приводит к снижению эффективности работы пускового изделия, а то и вовсе к прекращению его функционирования. Стоит отметить, что в стартер могут вместо втулок устанавливаться и подшипники качения, что ведет к удорожанию устройства и одновременно повышению его надежности, долговечности.

Бендикс (обгонная муфта)

Любопытно, что название этой детали является фамилией ее изобретателя. Речь идет о роликовом механизме, в составе которого есть шестерня зацепления. Благодаря ей крутящий момент передается на венец маховика. Бендикс обеспечивает его расцепление с приводной шестеренкой после пуска двигателя, что и гарантирует сохранность пускового устройства.

На фото показаны этапы ремонта и дефектовки безредукторного стартера, хорошо видна конструкция узлов.

Набор деталей стартера

Конструкция держателя на четыре щетки

Коллектор якоря

Передняя часть якоря с направляющими для бендикса

Коррозия вала

Ржавчина внутри бендикса

Пример расположения бендикса в рабочей точке

Бендикс закрыт крышкой

Втягивающее реле

Крышка с реле и установленным бендиксом

Определение неисправности с помощью тестера

Стартер не вращает маховик или же делает это медленно. Очевидно, что сила кручения должна быть достаточной для запуска двигателя внутреннего сгорания. Если этого не происходит, рекомендуется начать проверку электроцепи.

Суть идеальной работы цепи сводится к следующему:

  • Все контакты, включая и «массу», должны быть закреплены надёжно и плотно;
  • Батарея обязана быть хорошо заряжённой;
  • Провод от тягового должен быть целым и иметь хороший контакт;
  • Все контакты замка зажигания обязаны исправно функционировать;
  • Кабель, идущий от АКБ к стартеру, не должен быть повреждён и слабо зафиксирован.

Тем самым, на перечисленные выше неполадки стоит обратить внимание, если неисправна связь «стартер-двигатель». Как проверить стартер от аккумулятора

Как проверить стартер от аккумулятора

Среди чисто электрических неполадок стартера принято выделять следующие:

  1. Выход из строя тягового.
  2. Износ коллектора якоря.
  3. Ослабевание щеточной группы.

Очевидно, что на помощь человеку, если возникают проблемы, связанные с электричеством, приходят различные измерительные приборы. Как правило, опытные автомобилисты всегда держат в машине тестер, который и позволяет легко определить ту или иную неисправность стартера.

Ниже приводится алгоритм проведения теста с помощью индикатора 12 вольт.

  • Подсоединить один конец лампочки с держателем щёточного узла стартера;
  • Другой конец самодельного тестера – на корпус.

Осуществляется диагностика: если лампочка загорается, то щёточный узел нуждается в замене, имеются явные пробои.

Как работает стартер

Чтобы протестировать щётки омметром, нужно измерить сопротивление между щётками и основной пластиной. Если значение не равняется бесконечности, щётки нуждаются в замене.

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки электродвигателя потребуется мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампочки подключаются выводом обмотки и корпусом стартера. Если лампочка загорелась, то налицо пробой в обмотке.

Таким же подключением проверяется сопротивление обмотки, для чего мультиметр необходимо перевести в соответствующий режим. Среднее показание исправной обмотки будет составлять 10кОм.

Стартер является важнейшим элементом автомобиля, и его неисправности сразу дадут о себе знать или невозможностью запуска машины или трудностями с ним.

Данный узел является весьма надежным, но и с ним случаются неполадки. Некоторые из них легко определить самостоятельно, а для выявления других потребуется специальная аппаратура, которая имеется только у узкопрофильных специалистов.

Руководство по проверке

Устройство можно проверить, не снимая его с машины. Снятие выполняется при серьезных поломках. Для диагностики не потребуется специальных знаний. Проверяется устройство в несколько этапов. Самое главное — проверять толстыми проводами, на тонких работать не будет.

Этапы

Проверка стартера в сборе. Для этого нужно демонтировать устройство с машины и зажать его в тиски, надежно, но не сильно, чтобы не поломать. Затем необходимо замкнуть контактные болты, находящиеся с тыльной стороны, с помощью металлического предмета или куска проволоки. Если стартер рабочий, он начнет крутиться. В этом случае причина неисправности может быть в реле тяги.

Проверка на работоспособность тягового реле. Для этого нужно использовать провода с небольшим сопротивлением. Одним проводом нужно соединить положительную клемму на аккумуляторе и реле на массе, а вторым минусовую клемму на аккумуляторе и корпусом стартера. Если реле исправное, прозвучит характерный щелчок и якорь выдвинет шестеренку (автор видео — altevaa TV)

Проверяем якорь. Для этого нужно подать напряжение 12 В напрямую в обход тягового реле. Проверяем с помощью контрольной лампочки. Якорь подключается к питанию, а корпус устройства к лампочке. Если лампочка загорелась или искрит, значит, якорь имеет пробой и его нужно заменить.

Тестером следует измерить сопротивление между корпусом ротора и обмотками, оно должно составлять несколько миллионов Ом. Если сопротивление изоляции от 0 до 2 Ом, якорь неисправен и требует замены. Проверка межвиткового замыкания делается с помощью специального стенда для проверки генераторов.

Проверка устройства на стенде

Проверку щеток делают с помощью лампочки на 12 В, которую подключают к щеткодержателю и корпусу устройства. Светящаяся лампочка информирует о неисправности щеток. В этом случае их нужно заменить. Обмотка также проверяется лампочкой, только подключается обмотка и корпус.

Прозвонить электрическую сеть. С помощью контрольки можно прозвонить электрическую цепь, чтобы найти разрывы. Чтобы прозвонить элетросеть, необходимо включить зажигание.

Проверяем бендикс. Для проверки понадобится мягкая прокладка, чтобы защитить деталь от повреждения. Звездочку бендикса нужно зажать в тиски и провернуть муфту в одну и другую сторону. Если деталь исправна, муфта будет поворачиваться лишь в одну сторону. Если она проворачивается в другую сторону, это говорит о ее неисправности и необходимости замены. Могут быть изношены зубья, тогда бендикс нужно просто заменить.

Забоины в зубьях бендикса

При визуальном осмотре можно выявить следующие неисправности:

  • обрывы обмотки;
  • нарушение изоляции;
  • износ пластин коллектора;
  • дефекты поверхности коллектора и якоря в виде задиров, царапин, канавок и т.д.

Небольшие дефекты устраняются путем зачищения мелкозернистой наждачной бумагой или шлифованием. Если в результате этих действий якорь уменьшился в диаметре, ставятся прокладки. То же касается и коллектора. Если детали сильно изношены, их лучше заменить. Замена требуется, если неисправна межвитковая изоляция, изношены щетки и подшипники.

Если вы не знаете, как проверить стартер, не снимая его с машины, диагностику можно сделать на СТО, которые оборудованы специальным стендом для диагностики генераторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector