Путешествие по грузии на машине

Расходы за две недели в Грузии

Финансовый вопрос волнует каждого еще на этапе планирования поездки. Вот примерный список наших трат за две недели путешествия по Грузии.

  • Проживание: 29 000 рублей (около 6000 рублей на человека). В Грузии мы в основном арендовали апартаменты и только один раз номер в отеле. Средняя стоимость проживания в апартаментах составила примерно 2000 рублей в сутки. Заранее жилье мы никогда не бронировали, а решали все по ходу с помощью Booking.
  • Питание: 28 000 рублей (около 5500 рублей на человека). Питаться в Грузии можно вкусно, а главное дешево. Средний чек в кафе на человека составляет 300 рублей. Порции просто огромные, за эти деньги можно вдоволь насытиться.
  • Посещение достопримечательностей: 20 000 рублей (4000 рублей на человека).
  • Расходы на бензин: 8000 рублей (1600 рублей на человека).
  • Средняя стоимость бензина в Грузии: 56 рублей за литр «премиального» бензина.
  • Общий километраж по Грузии: 1750 км.
  • Итого потрачено литров бензина: 152 литра.
  • Фактический расход бензина: 8,69 литров на 100 км. Мой совет: поскольку бензин в Грузии гораздо дороже, чем в России, рекомендую заправиться, к примеру, во Владикавказе перед пересечением границы. Обратно выезжайте через границу уже почти с пустым баком, чтобы заправиться уже вновь на территории России.
  • Прочие траты (покупки, сувениры): 4000 рублей.

Мой рассказ про путешествие по Грузии на автомобиле подошел к завершению. Надеюсь, информация была полезной, а мой рассказ побудит вас отправиться в свое собственное приключение. Скажем Грузии «до свидания», проезжая ущелье Арагви на Военно-Грузинской дороге.

Прохождение границы

Созвонившись с проснувшимся вторым экипажем, договорились дождаться их и вместе пройти границу. А чтобы не тратить время зря — посмотреть обзорно город, взбодриться и позавтракать в каком-нибудь кафе, отведав осетинских пирогов с чаем.

На АЗС милая девушка поинтересовалась о наличии дисконтной карты, в итоге сделала скидку по своей служебной. Перед границей заправлен полный бак, так как бензин в России дешевле. В Грузии аналог 95 бензина стоит чуть больше 2 лари или порядка 48 рублей за литр.

Горы перед границей с Грузией

Мы еще не знали, что на прохождение границы мы потратим 5 часов времени. Как уже было написано выше, погранично-пропускной пункт «Верхний Ларс» работал с 4 утра до 18 часов 30 минут вечера, после чего закрывался. Задерживаться на ночь во Владикавказе не входило в наши планы, поэтому главной задачей было пересечь границу до ее закрытия.

Расстояние до границы от северо-осетинской столицы составляет чуть больше 30 км. У таможни вереница стоящих на обочине в очереди на досмотр фур, легковые машины стоят вторым рядом, но их количество значительно меньше.

Очередь на границе Россия — Грузия (Верхний Ларс)

К чести местных сотрудников ГИБДД, а может быть после полученной ранее взбучке от начальства, особо наглых джигитов разворачивали в конец очереди, тем самым остужая пыл желающих проскочить поскорее. Некоторые машины с местными номерами все же умудрялись проехать вне очереди.

Перед границей нет каких-либо удобств для ожидающих в очереди — обочины завалены мусором, точек питания нет, воду взять негде. С одной стороны дороги — бурная и мутная горная река, с другой — горы. Ожидание проходит под палящим летним солнцем, и укрыться от него можно только в тени фур.

Горная тропа на границе с Грузией

Несмотря на создаваемый порядок, продвижение к КПП было крайне медленным, и мы потратили 3 часа, чтобы въехать на приграничную территорию.

КПП «Верхний Ларс»

Паспортный контроль и досмотр прошел достаточно быстро, после чего хаос и неразбериха на нейтральной территории закончился. Отметим, что продвижение здесь из-за заторов в 2-х туннелях крайне затруднено в сезон отпусков и требует сил и железных нервов, особенно после изматывающей долгой дороги.

На границе с Грузией

Спустя пару часов, мы, наконец, оказались у грузинского КПП, пройти который не составило труда — грузинский таможенники работали быстро и слажено. Формальный быстрый досмотр, паспортный контроль, и мы в Грузии.

Таможня в Грузии

Делать международные права или дополнительную страховку для автомобиля не требуется, что несомненный плюс.

Примерный маршрут на машине по Грузии

Полный маршрут состоит из посещения следующих населенных пунктов: Тбилиси > Мцхета >крепость Ананури >Гудаури >Крестовый перевал > ущелье Трусо > Степанцминда (Казбеги). Всего от Тбилиси до Казбеги 150 километров.

Прибыв в Грузию, на знакомство с Тбилиси и его окрестностями нужно выделить 2-3 дня. В городе около 40 красивых мест, которые стоит посетить. Храмы, церкви, соборы, монастыри, музеи, мосты, ботанические сад, ваке парк, старинные скверы и многое другое.

Мцхета собор ДжвариКуры и Арагви

После Мцхеты по маршруту посещение Жинвальского водохранилища и крепости Ананури, расположенной у берега водохранилища. До столицы Грузии 65 километров.

Это старинная крепость, построенная в 16 веке. Возведена она на самой военно-грузинской дороге. Туристы часто осматривают ее сразу, после пересечения границы Грузии.

На другом берегу водохранилища можно посетить еще одно уникальное историческое сооружение — древний монастырь Авенсии. Чтобы добраться к нему, нужно объехать водохранилище и повернуть сразу за крепость.

Продолжаем путь по военно-грузинской дороге. После крепости, в 130 километрах от Тбилиси расположено село Гудауре. Это место является самым известным центром туризма Грузии, здесь находится горнолыжный курорт, который ежегодно посещают сотни туристов. Советуем здесь запланировать остановку на ночлег.

В окрестностях села, высоко в горах, расположился монастырь Ломиси. Добраться до него можно за 2 часа, только постоянно придется подниматься. Оттуда откроются красивые виды Ломиского ущелья. В окрестностях села также хорошо просматривается главный Кавказский хребет.

По пути к Крестовому перевалу, в окрестностях Гудаури, есть еще одно красивое местечко-ущелье Арагви. Вокруг красивые горные пейзажи и неподалеку, если спустится вниз, можно увидеть небольшое озеро.

Здесь же, воспользовавшись подъемником курорта, можно за 40 минут подняться на пик горы Садзели. Высота 3628 метров над уровнем моря. Прихватите куртку, там очень холодно даже в жаркие дни.

Далее Крестовый перевал. Это одно из самых живописных мест Грузии. Здесь невероятные пейзажи, наичистейший воздух и прекрасная арка Дружбы народов. Крестовый перевал-это самая высокая точка военно-грузинской дороги. Высота 2384 метра над морем.

Далее по дороге будут минеральные источники воды, можно насладится видом на Большой Кавказ. В 16 километрах от горнолыжного курорта Грузии – Гудаури, находится ущелье Трусо. Здесь передвигаться будет удобнее пешком, либо на внедорожнике. Горные речки, пологие и каменистые склоны обычный седан не преодолеет. В ущелье находится старинный безымянный монастырь, в котором до сих пор проживают несколько монахов. Прогулки по этой местности займут целый день. Запланируйте ранний выезд и вечернее возвращение из Гудаури, либо Казбеги, чтобы посвятить полный день экскурсии по этим окрестностям.

Село Степанцминда — это конечная точка примерного маршрута. От села до границы России 11 километров. Главной жемчужиной Степанцминды является гора Казбег. Именно отсюда начинают свой марш-бросок группы восхождения на вершину горы. Интересом у туристов пользуется и Троицкая церковь Гергети. Поднявшись к ней, можно полюбоваться горными пейзажами и видом на гору Казбег.

На посещение села и ознакомления с достопримечательностями окрестностей понадобится 2-3 дня. Здесь тоже много красивых мест: церковь Гергети, подножие горы Казбег, ущелье Трусо, долина Сно, водопад Гвелети. Грузины активно развивают туризм в селе, поэтому найти отель для остановки не составит особого труда. Обратно в Тбилиси следует добираться тем же путем.

Возвращение в Россию, если позволяет время можно спланировать через Армению. Для граждан России въезд в страну осуществляется по паспорту РФ. От столицы Грузии до Ванадзора 158 километров пути. Добраться до города можно за 2 часа. По отзывам тех, кто ездил данным маршрутом, следует, что экскурсии по Армении не менее интересны.

Подводя итоги, подчеркнем. От путешествия на машине, вы точно получите массу впечатлений и положительных эмоций. Ведь дорога-это уже путешествие. Это новые места и красивые виды, природа, ландшафты. Отправляясь в путешествие на машине, необходимо реально оценить свои силы и тщательно подготовиться. Правильно спланированный отдых в Грузии, надолго оставит яркие воспоминания об этой стране.

Начало поездки

В Грузию, из столицы Беларуси Минска, мы выехали в 8 утра субботы 18 июля — это первый день нашего путешествия. Если бы была возможность стартануть в будний день, то мы бы так и поступили, но когда последний рабочий день пятница, то терять 2 выходных не хочется и приходится ехать как получается. А получается ехать вместе со всеми дачниками, отдыхающими и туристами, которые оккупируют все загородные трассы, создают заторы на дорогах и очереди на границе — всем этим можно насладиться и в будние дни, но в значительно меньшей степени. Время отправления тоже не правильное, надо было на несколько часов раньше, просто по старинной русской традиции мы начали собираться и искать паспорта в последний вечер и легли спать лишь в 3 утра, поставив будильник на 6. Проснувшись ещё 2 часа собирались, попрощались с котами и наконец-то отчалили.

Есть несколько способов доехать из Минска до границы с Грузией — самый популярный из них через Москву, но я его отмёл, т.к. ехать там в то время, как вся Москва пытается выехать за МКАД я не хотел, плюс до Воронежа ловишь все платные участки. Я выбрал дорогу на Воронеж, но, если практически все едут через Елец, я поехал через Курск. Могу обосновать это тем, что трафик в моём случае был в разы меньше, не было пробки перед Воронежем, а дорожное покрытие было выше всяческих похвал. Таким образом мой маршрут выглядел так: Минск-Гомель-Брянск-Орёл-Курск-Воронеж-Ростов-на-Дону-Владикавказ-Верхний Ларс (граница России и Грузии).

И так едем, участок Минск-Гомель проскакиваем быстро, там только что расширили дорогу и положили совсем новый асфальт, покупаем зелёную карту на границе с Россией и доезжаем до Брянска. По объездной минуем его и направляемся в Орёл, по дороге большой трафик большегрузов, которые, видимо прут с и на трассу М4 «Дон». Но мы в итоге уходим на Курск и машин становится совсем мало, фуры встречаются раз в час, дорога с иголочки, много карманов для обгона, которыми активно пользуются редкие тихоходы и не мешают спокойно идти на круизе 140. Солнце уже садится, и я поддаюсь многочисленным уговорам жены наконец-то остановиться на ужин. После плотного перекуса продолжаем путь, всё по такой же отличнейшей дороге, на Воронеж. Проезжаем транзитом в темноте его разбитые дороги и получаем шок, когда выезжаем на трассу Дон. Мы же привыкли ехать практически в одиночестве, а тут машин мама не горюй.

Меня начинает рубить, как никак, поспал 3 часа, поэтому становлюсь у обочины и выпиваю банку энергетика, разминаю ноги, на часах уже полночь, но мы упорно выдвигаемся дальше.

Возле Воронежа камеры скорости висят на каждом мосту с попеременным ограничением в 40 и 60 км, мой радар-детектор не умолкал и жена хотела нас обоих выбросить из салона. Но совсем скоро мы плотно встали в пробку на целый час, в которой я бы благополучно и уснул, если бы не принял кофеиновую таблетку. Оказалось, это просто сужение дороги, которое не рассчитано на тысячи автомобилей… хорошо, что мы проехали это место ночью… Потом ещё был долгий участок с ремонтом, поэтому поток ехал 40-60 км/ч и после этого меня начало накрывать. А вот подыскать место для ночлега пипец как не просто — все заправки битком забиты спящими машинами, они стоят в кюветах, тупо на трасе под мачтами освещения, зато карманов для спанья фиг нарисуешь. С горем пополам, спустя десятки километров, нашли одно единственное место на стоянке возле придорожного отеля в районе села Радченское. БК показывал пробег в 1350 км, а часы 3 ночи, не успев полностью залезть в спальник я мирно засопел.

Автомобильные истории

Про Военно-грузинскую дорогу

Во-первых, это очень красивая дорога, на которой много гор и мало ям.

Во-вторых, на ней мы увидели Казбек — гора, которую в советские годы на пачке сигарет рисовали. Это то, что я о ней запомнила.

В-третьих, опасная, вычеркнуть. Просто ты едешь по дороге, а слева от тебя обрыв — так и кружится голова. Бесплатный экстрим для водителей. Словом, наши водители на перебой делились впечатлениями, которые сводились к следующему: от такой дороги наоборот получаешь 100% удовольствие, с городскими пробками не сравнить, хочу ещё по серпантинам!

Про аварию

На одном участке военно-морской дороги нам всё-таки довелось встретиться с гаишниками. Столкнулись наша и грузинская машины. Столкновение небольшое, скорее, похоже на поцелуй, но гаишников с той стороны вызвали. Приехали они через час, выписали штраф на обе стороны, и, пока в одной машине ожидали гаишников, другая фотографировалась на фоне Казбека.

Штраф за автопоцелуй мы не платили. Наши грузинские знакомые сказали, что, если в течение года вы в Грузию не поедете, он просто сгорит. И памяти о нем не останется. Что мы и сделали. Через несколько месяцев год подойдет к концу, и мы уже начали планировать новую поездку по Кавказу. На этот раз, кроме пройденных нами 4 стран, хотим охватить ещё и Турцию, до которой из Грузии можно перебраться на пароме. Приятных путешествий и вам!

Если вам интересно, то вы можете посмотреть видеоотчет о нашем путешествии. Тбилиси на 11:38 минут и Григолети на 20:53.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Варианты отдыха

Из России на своем авто

Вариант неплохой, если есть достаточный опыт вождения. Для горных участков потребуется джип, если же ездить в основном по городам – сойдет обычное авто. Собственный автомобиль поможет быть более мобильным и независимым от экскурсионных маршрутов.

Аренда на месте

Можно арендовать автомобиль на месте. Рынок представлен и большим числом локальных прокатчиков с очень ограниченным автопарком и крупными международными компаниями.

Для оформления договора понадобится:

  1. паспорт;
  2. водительское удостоверение;
  3. банковская карта или оплата наличными.

Общемировая практика автопроката избегает арендаторов моложе 21-25 лет (в зависимости от компании). Также обязателен минимальный стаж вождения 2-3 года.

Цены на аренду варьируются, но в среднем сутки обойдутся в €23.

Идеальный вариант, если у прокатчика есть сайт с возможностью с бронирования авто в режиме онлайн. Заказав автомобиль заранее к конкретному месту, можно значительно сэкономить время и даже средства (предварительное бронирование обычно дешевле).

Для своей поездки в Грузию мы заранее бронировали автомобиль на сайте myrentacar.com и остались очень довольны. Выбрать подходящий автомобиль можно здесь:

Подробнее об аренде автомобиля в Грузии читайте здесь.

Дорога в Грузию

Из нашей отправной точки — Ярославля — до грузинской границы можно доехать двумя путями:

  1. По трассе М4 «Дон», далее в районе Павловска уходим на трассу Р217 «Кавказ» и следовать указателям на Владикавказ.
  2. Через Волгоград, Калмыкию, далее на Минеральные Воды, затем Владикавказ.

В общей сложности в первый день мы преодолели порядка 700 км. пути.

Выехав из Тамбова в 8 утра, мы взяли курс на Волгоград. Дорога показалась нам самым тяжелым участком за все время: узкая, по одной полосе в каждую сторону, с большим количеством фур. Часам к трем дня прибыли в Волгоград. Немного размяв ноги в местном Ашане, двинулись дальше — на Элисту. Практически сразу за Волгоградом пейзаж начинает меняться, появляются степи. Еще перед дорогой начитавшись отзывов про калмыцких сотрудников ДПС, мы были готовы ко всему, но нас так и не остановили.

Проснувшись в 6 утра, мы двинулись на Владикавказ, к границе. И тут мы совершили одну ошибку. Введя в Яндекс-Навигаторе «Владикавказ», мы получили короткий маршрут. Как оказалось, не самый лучший, но обо всем по порядку.

Еще планируя отдых и читая отзывы путешественников, я выписала оптимальный маршрут, названия населенных пунктов, через которые лучше ехать на Кавказе. Но от этого плана мы почему-то отказались. Сначала все было хорошо: проехали Калмыкию, радуясь, что нас так нигде и не остановили, въехали в Ставропольский край, зарегистрировались на блок-посту. Далее была Северная Осетия, мы двигались в сторону Моздока.

Въехали в Моздок — обычный ничем не примечательный город. И тут вдруг на выезде из города блок-пост. Подходит к нашей машине военный с автоматом и говорит, что всем с номерами чужих регионов необходимо зарегистрироваться, а это займет как минимум часа два. Когда муж поинтересовался, нельзя ли побыстрее, потому в салоне был маленький ребенок и беременная жена, мы получили отрицательный ответ.

Решив, что все обошлось, через час мы со спокойной душой поехали дальше. Но не тут то было. Проехав километра три по разбитой дороге, снова наткнулись на военный блок-пост. В общем, предыдущий пост был Моздокским (поставлен в связи с неспокойной обстановкой в городе), а этот — пограничный, расположен на границе с Ингушетией. Дело в том, что у Осетинов с Ингушами есть давний конфликт, а за Моздоком есть небольшая спорная территория. Здесь мы таке провели порядка часа.

Далее километров 20 ехали по небольшому пустынному предгорью. И вот — очередной блок-пост. На этот раз Республика Ингушетия. В голове уже крутиться мысль, что сейчас снова придется тратить время и нервы, но тут нас быстро зарегистрировали и отпустили. Остальной отрезок доехали спокойно и прибыли на Российско-Грузинскую границу к трем часам дня.

Хочется отметить, что режим работы границы может меняться в зависимости от погодных условий и от опасности схода селей. Информацию по режиму работы границы и онлайн-камер можно найти в интернете. И еще важный момент: машины с кодами регионов 82 и 92 в Грузию не пропускают.

Обе границы мы прошли минут за 40, машин оказалось немного, особо ничего не досматривали.

Военно-Грузинская дорога

Наш бюджет: сколько стоит поездка в Грузию

Мы провели в Грузинской столице три полных дня. Жили в уютнейшей квартирке в Старом городе. Программа для нашего первого визита в Грузию была простой и незамысловатой — мы целыми днями гуляли по городу, искали и изучали его чудесные парадные и дворики, вдоволь объедались национальной едой, за город съездили лишь раз — в Мцхету на полдня.

В Тбилиси практически везде можно платить картой, поэтому наличка вам почти не понадобится. Я обменял только 15$, чтобы платить за транспорт. А вообще обменники здесь на каждом шагу.

Бюджет нашей поездки на двоих на три дня:

  • Авиабилеты Пермь-Тбилиси на прямой рейс «Победы» с багажом в одну сторону — 9400 рублей.
  • Квартира — 5150 рублей.
  • Автобус из аэропорта и обратно — 2 лари (50 рублей).
  • Метро — 2 лари (50 рублей).
  • Маршрутка в Мцхету и обратно — 4 лари (100 рублей).
  • Еда в кафе — 4400 рублей.
  • Продукты в супермаркетах — 450 рублей.
  • Бутылка вина Киндзмараули — 900 рублей.

Итого, мы потратили в Тбилиси за три дня 11000 рублей без учета билетов. Бюджет одного дня на двоих — 3700 рублей.

Изучаем удивительные парадные Тбилиси. На фото — отель «Лондон».

Маршрут поездки

Расстояние от Москвы до Грузии составляет 1962 километров, чтобы его преодолеть потребуется примерно тридцать один час. В это время не включено время на остановки и пересечение границы. Сейчас работает без перебоев только один пограничный пункт – Верхний Ларс, поэтому маршрут до Грузии один. Без остановок добраться на машине до Грузии невозможно, особенно если водитель один, поэтому планируйте маршрут с учётом остановок для перекуса и отдыха, благо на пути вам встретится предостаточно гостиниц и кафе.

Удобно поделить весь путь на три отрезка:

  1. Трасса М-4 «Дон» от Ростова-на-Дону до Павловской станицы. Двигаться по этой дороге вы будете 1200 километров.
  2. Трасса М-29 «Кавказ». Её протяжённость на вашем пути составит 600 километров.
  3. Пограничный пункт – Тбилиси. Это финальный отрезок вашей поездки. Здесь вы будете ехать по Военно-Грузинской дороге 200 километров.

После пересечения российской границы вас ждёт поездка по нейтральной территории, которая не принадлежит никакому государству. Природа здесь очень живописная, и вам доставит удовольствие здесь ехать.

Ниже мы приведём несколько советов туристов, уже совершивших поездку из Москвы в Грузию на своей машине, которые помогут вам избежать неприятных неожиданностей в поездке и заранее продумать план путешествия:

  1. Залейте полный бак бензина, находясь в России, так как в Грузии он стоит гораздо дороже. В Ростове, Армавире, Пятигорске, Владикавказе есть хорошие заправки. Провозить через границу бензин в канистрах нельзя.
  2. Будьте готовы к пробкам на трассе М-4 из-за постоянных ремонтных работ. В курортный сезон на дорогах также можно попасть в многокилометровые пробки. Воспользуйтесь сервисами по мониторингу ситуации на дорогах и продумайте пути объезда до того, как отправитесь в путешествие.
  3. Распределите время на поездку так, чтобы вы проезжали по трассе М-29 в ночное время, так как в это время на дорогах меньше большегрузных автомобилей.
  4. Ночевать лучше за Ростовом – в Армавире, Тихорецке, или Кропоткине. Забронировать номер в гостинице для ночёвки можно заранее в интернете.
  5. В выходные дни в Пятигорске обычно большие пробки, так как там проходит большой базар. Объехать пробку можно через Георгиевск или Прохладный.
  6. Уточните заранее время работы пропускных пунктов Дарьяли и Верхний Ларс, так как, если существует угроза схода селей, эти пункты могут менять время работы.
  7. Первый населённый пункт, который вам встретится в Грузии – посёлок Казбеги. Можете запланировать здесь ночёвку. Гостиниц в посёлке вполне достаточно, а места здесь очень живописные, поэтому в Казбеги вы можете не только отдохнуть, но и начать знакомиться с потрясающей природой Грузии – здесь находится величественная гора Казбек.

Дороги в Грузии: мифы и реальность

При чтении отзывов других туристов нас сильно тревожил дорожный вопрос. Грузинские дороги представлялись ухабистым бездорожьем с крутыми серпантинами и отчаянно мчащимися не по правилам грузинскими водителями. Но проехав по Грузии на машине почти две тысячи километров, можно с уверенностью сказать, что не все так страшно.

В Грузии дороги между городами и популярными достопримечательностями в большинстве своем отличные: с ровным дорожным покрытием, знаками и отбойниками. От Тбилиси до Кутаиси так вообще проложен просто шикарный скоростной автобан, где можно смело мчаться со скоростью 110 км/час.

Что касается мест для парковки, то в Грузии особых проблем с этим нет. Машину можно оставить где угодно. Единственное исключение — Тбилиси. Организованные парковки в городе платные, в центре города то и дело встречаются знаки, указывающие на работу эвакуатора. Поскольку в Тбилиси мы останавливались всего лишь на сутки, тратить время на выяснение правил парковки не стали, гуляли по городу пешком. Платных дорог в Грузии нет, по крайней мере, мы не встретили ни одной.

Трафика на дорогах мы тоже не встретили, за исключением Тбилиси, где движение довольно интенсивное. Водителю-новичку управлять машиной в Тбилиси будет трудно. Весь трафик на дорогах, как бы это смешно ни звучало, создают коровы.

Пробка на грузинской дороге

Грузия — это страна коров. Коровы на дорогах главнее автомобилей.

Корова — полноправный участник дорожного движения

Коровы на Военно-Грузинской дороге

Коровы оккупировали правую полосу движения

Отдельно расскажу о ситуации с дорожной полицией. Нам показалось, что на дорогах практически отсутствует полицейские посты в привычном нам понимании, когда на дороге стоит гаишник с жезлом и тормозит неугодные ему машины. Однако полиция на дорогах есть, например, на автобане между Тбилиси и Кутаиси мы каждые 20-30 км видели скучающие полицейские машины.

Грузия — страна гористая, поэтому серпантинов здесь много, они довольно крутые и извилистые. Ехать нужно аккуратно, особенно в темное время суток, а темнеет в Грузии довольно рано. Серпантины зачастую настолько резкие, что нет возможности увидеть, что ждет тебя за поворотом. Ситуация осложняется тем, что такие дороги весьма узкие, и поворачивая, водитель иногда занимает всю полосу для движения.

Для решения этой проблемы грузинские водители выработали интересную систему оповещения. Каждый раз при осуществлении маневра водитель постоянно сигналит, тем самым предупреждая других. Это позволяет избежать проблем на дорогах, а они, поверьте, встречаются здесь довольно часто. Мы сами несколько раз становились свидетелями неприятных дорожных происшествий.

Что касается агрессивной езды грузинских водителей — это миф. Ездят они конечно быстро, но аккуратно.

Хочу заметить, что несмотря на то, что наш седан оборудован автоматической коробкой передач, на серпантинах мы частенько переключались на ручной режим управления. Мне показалось, что машина в этом случае вела себя на дороге более уверенно.

Начало серпантина по пути в Местию

Наряду с хорошими асфальтированными дорогами в Грузии полно и бездорожья. Чаще всего плохие дороги можно встретить в горных регионах и селах. И для таких дорог обычный седан, даже с высоким клиренсом, уже не подойдет. Такие дороги осилит только внедорожник.

Что значит плохая дорога по-грузински? Это полное отсутствие асфальта, ямы, камни и другие неровности, вода или просто глубокие лужи, местами щебенка или глина.

Участок плохой дороги по пути из Местии в Ушгули

Именно таким перед нами предстало грузинское бездорожье.

Степанцмида и Церковь Святой троицы

Проехав 15 км по восстановленной в спешном порядке после сошедшего селя горной дороге, мы оказались в селе Степанцмида или Казбеги, где нас ждал душ, обильный ужин и сон до следующего утра.

Природа и горы в Грузии

Небольшое горное село в основном живет тем, что сдает койко-места на ночлег путникам, кормит их и отвозит на Mitsubishi Delica к церкви Святой Троицы, расположенной на высоте 2170 м над уровнем моря, с площадки которой открывается (при условии хорошей погоды) величественная гора Казбек.

Ночлег в Грузии

Центральная площадь Степанцмиды

Завтрак в грузинском хостеле

Одним из пунктов нашего маршрута по Грузии как раз и числилось посещение этой церкви утром следующего дня.

Церковь Святой Троицы в Грузии

Проснувшись в 9 утра и позавтракав, мы приняли решение самостоятельно взойти на гору к церкви 14 века. Переменчивая горная погода показала свой характер и даже капнула мелким дождем. Было не жарко, пришлось даже одеть ветровки.

Утро в грузинской деревне​

От навязчивых предложений местных отвезти нас с ветерком на вершину горы Гергети мы отказались и продолжили восхождение, которое по времени составило чуть больше часа.

Гора Гергети

Внизу и вверху подъема расположен родник, водой которого можно освежиться и утолить жажду.

Родник на горе в Грузии

Внезапно вышло солнце, сразу же стало жарко. После подъема по горной тропе мы почуствовали усталость.

И вот, наконец, цель подъема — Троицкая церковь, так отличная от церквей в России: каменные стены из грубо отесанных блоков, внутри отсутствие барельефов и росписи, да и электричества тоже нет.

Каменная Троицкая церковь

Внутри Троицкой церкви

От этого аскетичного строения исходит неимоверная сила, и ты начинаешь ощущать всю энергетику этого древнего места, в котором располагался мужской монастырь святого Стефана.

Вид с горы в Грузии

Зеленые грузинские горные холмы

Вид на башню в горах

главный вопрос о Грузии летом 2019 года,

который интересует всех в связи с возникшей летом 2019 года напряженностью в отношениях с Россией: как там относятся к русским туристам?

Отвечаю. Отлично относятся. Приветливо, дружелюбно, с присущим жителям Грузии гостеприимством. Счастья и здоровья нам пожелали на 10 лет вперед!

Что мы с радостью для себя отметили: нам всегда старались помочь, даже если мы об этом не просили. Небольшой пример. Шли по Тбилиси, искали хинкальную, немного заплутали (вернее, прошли поворот). Стоим в некотором замешательстве – подходит мужчина. «Вы что-то ищете?». Да, отвечаем, кафе тут должно быть. Тут же объяснил, показал дорогу. Спросил, ничего больше не нужно? Нет? Ну всего вам наилучшего, хорошего отдыха. И так было всегда и везде в нашей поездке.

Не скрою, когда начались волнения в Грузии, был момент, когда засомневались, стоит ли ехать. Внимательно следили за сообщениями по ТВ, шерстили Интернет, соцсети. Запрашивали хозяйку гостевого дома в Кобулети, где мы уже на тот момент забронировали номера. Но кроме политических провокаций, никаких поползновений в адрес российских туристов не было. Хозяйка писала, что в Батуми и Кобулети все спокойно. И мы  решили ехать, нехай политики сами между собой разбираются…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector