Сборка усилитель для сабвуфера своими руками
Содержание:
- Пошаговое руководство по изготовлению
- Схема подключения усилителя
- Как сделать сабвуфер своими руками?
- Проверка работоспособности
- Оформление сабвуфера
- Усилитель на TDA1562Q микросхеме 70Вт
- На микросхемах
- Монтаж
- Самодельный усилитель для сабвуфера в машину
- Саб с усилителем на TDA1562Q
- Центр усилителя — питание
- Материалы и инструменты для работы
- ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ САБВУФЕРА К УСИЛИТЕЛЮ
- Питание
- Как собрать муз усилитель для сабвуфера
- Заключение
Пошаговое руководство по изготовлению
Работы по изготовлению усилителя звука выполняются в соответствии со следующим руководством. Как сделать усилитель для колонок:
Если в работе будет использоваться не покупная макетная плата, а самостоятельно изготовленный модуль, следует в первую очередь заняться его оформлением. С помощью обыкновенной кисточки и лака на плате прорисовываются дорожки, соответствующие топологии выбранной схемы
Обратите внимание на то, что пересекающихся канавок в схеме быть не должно.
Плата высушивается, а затем погружается в заранее разведенный раствор хлорного железа. Модуль следует травить в течение длительного времени – от нескольких часов до суток
В том случае, если раствор хлорного железа подогревается, времени на травление уйдет намного меньше, но и понизиться качество защитного слоя.
На плате с помощью дрели высверливаются отверстия под выбранные радиоэлементы.
Канавки, расположенные на плате, покрываются припоем. Затем следует черед установки радиодеталей, монтаж которых следует производить в точном соответствии с выбранной схемой. После предварительного монтажа все детали запаиваются.
Радиатор монтируется на плоскости подложки платы.
С помощью паяльной станции соединяются провода, ведущие на звуковой выход.
К практически собранному усилителю присоединяются колонки.
На вход подается сигнал с помощью обычного плеера или смартфона.
Подается питание и проводится окончательный тест собранного усилителя.
Схема подключения усилителя
Подключение двухканального и четырёхканального усилителя
Данный раздел мы объединили, т. к. эти усилители имеют очень похожую схему подключения, даже можно сказать проще, четырёх канальный усилитель — это два двухканальных. Подключение двухканального усилителя мы рассматривать не будем, но если вы разберётесь как подключить четырёхканальный, то с подключением двухканального у вас не возникнет проблем. Большинство автолюбителей для своих инсталляций выбирают именно этот вариант, т. к. к данному усилителю можно подключить 4 колонки, или 2 колонки и сабвуфер. Давайте рассмотрим, подключение четырёх канального усилителя используя первый и второй варианты.
Подключение 4 канального усилителя к аккумулятору рекомендуется при помощи толстого кабеля. Как выбрать правильные силовые провода и подключить межблочные это всё мы разобрали выше. Подключения усилителя , как правило, указывается в инструкции от производителя. Когда производится подключение усилителя к акустике, то он работает в режиме стерео, в данном режиме такой тип усилителя может работать под нагрузкой от 4 до 2 ом. Ниже представлена схема подключения четырёхканального усилителя к колонкам.
Теперь разберём второй вариант, когда к четырёхканальному усилителю подключаются колонки и сабвуфер. В данном случае усилитель работает в режиме моно, он берёт напряжение сразу с двух каналов, поэтому старайтесь подбирать сабвуфер имеющий сопротивление 4 ома, это сбережёт усилитель от перегрева и ухода в защиту. Подключить сабвуфер не составит проблем, как правило производитель указывает на усилителе откуда брать плюс для подключения сабвуфера, а откуда минус. Взгляните на схему как осуществляется мостовое подключение 4 канального усилителя.
Подключение моноблока (Одноканального усилителя)
Одноканальные усилители используются лишь для одной цели – подключению к сабвуферу. Примечательной характеристикой усилителей такого плана является повышенная мощность. Моноблоки также способны работать с сопротивлением ниже 4 Ом, что называется низкоомной нагрузкой. Моноблоки относят к усилителям класса D,при этом в них есть специальный фильтр для обрезки частот.
Установка одноканального усилителя не потребует много сил, так как схемы его подключения весьма простые. Всего имеется два выхода – «плюс» и «минус», и если у динамика только одна катушка, то достаточно лишь подключить его к ней. Если речь идет о подключении двух динамиков, то они могут подключаться либо параллельным, либо последовательным способом. Конечно, необязательно ограничиваться только двумя динамиками, но перед тем как подключить усилитель и сабвуфер к магнитоле, справится ли последний с большим уровнем сопротивления.
Как сделать сабвуфер своими руками?
Некоторые автолюбители изготавливают сабвуферы своими руками. Особых знаний для этого не требуется. Главное – уметь работать руками, иметь опыт электромонтажных работ.
Для изготовления лучше выбрать модель пассивного сабвуфера типа закрытый ящик.
В качестве динамика следует выбирать устройство круглого (не овального) типа. Под него легче вырезать отверстие. Номинальная мощность динамика выбирается исходя из выходной мощности головного устройства (автомагнитолы, усилителя).
Типичное значение номинальной мощности магнитолы – не более 40 Ватт на канал. Лучше выбирать мощность динамика с двухкратным запасом. Мощности это не прибавит, зато звук будет мягче.
Также следует обратить внимание на сопротивление динамика. Оно должно соответствовать сопротивлению нагрузки усилителя либо магнитолы
Если используется дополнительный звуковой усилитель, у него могут быть различные допустимые сопротивления нагрузки. Следует учитывать, что чем меньше сопротивление динамика, тем легче его раскачать.
Но при этом увеличивается нагрузка на усилитель. Для усилков класса D можно смело выбирать динамики сопротивлением 2 Ома.
Непосредственно к выходу автомагнитолы лучше подключать четырехомные динамики.
Следует также обратить внимание на материал диффузора (лучше полиматериалы), магнита. Размер динамика определяется исходя из типа кузова автомобиля, наличия свободного места. Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее
Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее
Размер динамика определяется исходя из типа кузова автомобиля, наличия свободного места. Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее.
Далее рассчитывают короб сабвуфера. Раньше расчет короба для сабвуфера выполняли с помощью калькулятора.
Сейчас есть много программ для расчета коробов, онлайн ресурсов. Освоить их несложно, интерфейс довольно простой.
Не всегда эти расчеты выполнены грамотно (особенно онлайновские сервисы).
Часто они работают наоборот: закладываешь размеры короба, сервис выдает частотную характеристику. Более-менее правдоподобные результаты дают сервисы и программы:
BassBox 6
Имея опыт изготовления закрытых ящиков, можно приступить к изготовлению фазоинверторных коробов.
Power Port
Большинство программ не адаптированы на русский интерфейс.
При изготовлении коробов следует:
- пропитывать клеем места установки крепежа;
- отверстия вырезать с помощью специальных насадок на дрель, иные методы приводят к разрушению поверхности;
- выступающие грани необходимо зачищать;
- выполнять покрытие деревянных материалов специально пропиткой и нитролаком (для защиты от сырости);
- по окончании работ обтянуть изделие карпетом.
Схема подключения сабвуфера
Большинство сабвуферов, в том числе и пассивных, имеют свою электрическую схему. Она необходима, чтобы сигнал с усилителя или автомагнитолы на динамик не содержал «ненужных частот». Под ненужными частотами понимаются звуковые частоты средней и высокой частоты.
Если они будут поступать на динамик, уменьшится КПД, возможны искажения. В усилители и хорошие автомагнитолы встраивают специальные частотные фильтры (кроссоверы).
Тем не менее хороший пассивный низкочастотный фильтр (обычно он содержит набор конденсаторов и индуктивностей) значительно увеличивает качество звучания.
Программы для расчета:
- Audiotester v2.2
- JBL-SpeakerShop
Если нет опыта электромонтажных работ, намотки индуктивностей, измерительных инструментов, лучше приобрести фильтр (кроссовер) в сборе.
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль. – здесь больше полезной информации.
На китайских сайтах он стоит недорого, например:
Вас заинтересует эта статья – Установка сигнализации с автозапуском своими руками.
Проверка работоспособности
Как сделать усилитель для сабвуфера мы разобрались, осталось проверить его работоспособность. Это можно сделать в домашних условиях, но ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами безопасности, иначе можно получить удар током или испортить устройство. Тестирование проходит следующим образом: усилитель запитывают через аккумулятор и подключают колонку с сопротивлением в 20 Ом. На усилитель подается нагрузка и проверяется мощность.
Если нет начальных знаний радиоэлектроники, лучше проверить работоспособность, вмонтировав усилитель в акустическую систему. Перед этим производится настройка магнитолы. Если после установки усилителя в систему, вы получили желаемый звук, значит усилитель собран правильно.
Оформление сабвуфера
Тут не получится всё максимально подробно описать, да ещё и так, чтобы каждому было понятно. Не все разбираются в такой сложной технике на одинаковом уровне.
Чтобы более подробно и доступно понять всё оформление динамиков, звуковых карт, различных аксессуаров, входящих в состав сабвуфера, следует найти на просторах интернета специальные технологические карты и схемы. Сделать это можно на любом тематическом форуме или ресурсе, или просто на случайном сайте на просторах сети.
На подобных изображениях во всех подробностях описывается структура и устройство подобной техники. Присутствуют условные обозначения, стрелки и расшифровки всех аббревиатур.
В целом, всё для того, чтобы вам было максимально понятно и доступно изучать этот вопрос. Чертежи и схемы для сабвуфера лучше брать готовые, чем делать своими руками.
Усилитель на TDA1562Q микросхеме 70Вт
08.12.2014 | Своими руками, Электро | 1 | Кирилл
В детстве собирал интересный усилитель на TDA1562Q, интересен он минимальным набором деталей, простотой и хорошей работой, а так же высокой выходной мощностью. Заявленная производителем мощность в 70Вт не RMS, т.
е эта мощность не может выдаваться постоянно, лишь в пиковые моменты.
Это связано что напряжение на микросхеме подкачивается за счет конденсаторов большой емкости, благодаря чему усилитель TDA1562Q, способен поднять мощность вsit чем аналогичные усилители без конденсаторной подкачки.
Усилитель на TDA1562Q был собран специально для самодельного сабвуфера, сердцем которого служила 10″ (дюймовая) низкочастотная головка Sony Xplod, несмотря на заявленную производителем завышенную мощность динамика, микросхем TDA1562Q раскачивала ее ОЧЕНЬ хорошо, на столько что в комнатке 10 м², басом качало и в грудак и шкафы.
Сабвуфер умер в пожаре, а усилитель остался, раздербаненый в поисках нужных деталей. А сейчас, я решил вернуть его к жизни и повторить удачный опыт сборки Бассзиллы.
Вернемся к восстановлению усилителя на TDA1562Q:
Схема включения и печатная плата позаимствована из набора NM2034 для сборки усилителя НЧ 70Вт, моно (TDA1562Q, авто)
Мне не хотелось придумывать велосипед.
— Нестеров Кирилл
Номиналы электронных компонентов приведены в таблице:
Позиция | Наименование | Примечание | Кол. |
C1 | 0,47мкФ/63В | Тип К73-17 | 1 |
С2, СЗ | ОДмкФ или 0,22мкФ | Тип К73-44 (пленочный) (код 104 или 224) | 2 |
С4 | 10мкФ/25…50В | 1 | |
С5, С6 | 4700мкФ/25В | 0 17 | 2 |
С7 | ОДмкФ | (104) | 1 |
С8 | 2200мкФ/25В | 1 | |
DA1 | TDA1562 | 1 | |
HL1 | Светодиод, красный. 03 мм | 1 | |
HL2 | Светодиод, зеленый, 03 мм | 1 | |
R1 | 1 ОкОм | Подстроечный резистор | 1 |
R2, R4 | 1 ОкОм | Коричневый, черный, оранжевый | 2 |
R3 | 1 ООкОм или 91 кОм | Коричневый, черный, желтый или белый, коричневый, оранжевый | 1 |
R5 | 1кОм | Коричневый, черный, красный | 1 |
R 6 | 820 Ом | Серый, красный, коричневый | 1 |
VD1 | Zeiiner 2V7 | Стабилитрон на 2,7 В 1/2W | 1 |
VT1 | ВС558 | Возможная замена ВС557 | 1 |
VT2 | ВС547 | Возможная замена ВС548 | 1 |
PLS-40 | 2 контакта3 контакта |
2 2 |
|
Съемная перемычка (джампер) | 1 | ||
А2034 | Печатная плата 67×37 | 1 |
В интернете много печатных плат усилителей на TDA1562Q, но эта мне понравилась наличием LED индикации перегрузки и удобным расположением деталей. Усилитель хорош для начинающего, прост в сборке и не требует настройки, кроме переменного резистора.
На микросхемах
УМЗЧ на интегральных микросхемах (ИМС) делают чаще всего те, кого устраивает качество звука до среднего Hi-Fi, но более привлекает дешевизна, быстрота, простота сборки и полное отсутствие каких-либо наладочных процедур, требующих специальных знаний. Попросту, усилитель на микросхемах – оптимальный вариант для «чайников». Классика жанра здесь – УМЗЧ на ИМС TDA2004, стоящей на серии, дай бог памяти, уже лет 20, слева на рис. Мощность – до 12 Вт на канал, напряжение питания – 3-18 В однополярное. Площадь радиатора – от 200 кв. см. для максимальной мощности. Достоинство – способность работать на очень низкоомную, до 1,6 Ом, нагрузку, что позволяет снимать полную мощность при питании от бортовой сети 12 В, а 7-8 Вт – при 6-вольтовом питании, напр., на мотоцикле. Однако выход TDA2004 в классе В некомплементарный (на транзисторах одинаковой проводимости), поэтому звучок точно не Hi-Fi: КНИ 1%, динамика 45 дБ.
Звуковые усилители на микросхемах TDA
Более современная TDA7261 звук дает не лучше, но мощнее, до 25 Вт, т.к. верхний предел напряжения питания увеличен до 25 В. Нижний, 4,5 В, все еще позволяет запитываться от 6 В бортсети, т.е. TDA7261 можно запускать практически от всех бортсетей, кроме самолетной 27 В. С помощью навесных компонент (обвязки, справа на рис.) TDA7261 может работать в режиме мутирования и с функцией St-By (Stand By, ждать), переводящей УМЗЧ в режим минимального энергопотребления при отсутствии входного сигнала в течение определенного времени. Удобства стоят денег, поэтому для стерео нужна будет пара TDA7261 с радиаторами от 250 кв. см. для каждой.
«Сверхэкономична» по питанию TDA7482, слева на рис., работающая в т. наз. классе D. Такие УМЗЧ иногда называют цифровыми усилителями, что неверно. Для настоящей оцифровки с аналогового сигнала снимают отсчеты уровня с частотой квантования, не мене чем вдвое большей наивысшей из воспроизводимых частот, величина каждого отсчета записывается помехоустойчивым кодом и сохраняется для дальнейшего использования. УМЗЧ класса D – импульсные. В них аналог непосредственно преобразуется в последовательность широтно-модулированных импульсов (ШИМ) высокой частоты, которая и подается на динамик через фильтр низких частот (ФНЧ).
Импульсные звуковые усилители класса D на микросхемах
Звук класса D с Hi-Fi не имеет ничего общего: КНИ в 2% и динамика в 55 дБ для УМЗЧ класса D считаются очень хорошими показателями. И TDA7482 здесь, надо сказать, выбор не оптимальный: другие фирмы, специализирующиеся на классе D, выпускают ИМС УМЗЧ дешевле и требующие меньшей обвязки, напр., D-УМЗЧ серии Paxx, справа на рис.
Из TDAшек следует отметить 4-канальную TDA7385, см. рис., на которой можно собрать хороший усилитель для колонок до среднего Hi-Fi включительно, с разделением частот на 2 полосы или для системы с сабвуфером. Расфильтровка НЧ и СЧ-ВЧ в том и другом случае делается по входу на слабом сигнале, что упрощает конструкцию фильтров и позволяет глубже разделить полосы. А если акустика сабвуферная, то 2 канала TDA7385 можно выделить под суб-УНЧ мостовой схемы (см. ниже), а остальные 2 задействовать для СЧ-ВЧ.
4-канальный УМЗЧ на микросхеме
Монтаж
Основная плата усилителя
Схема печатной платы усилителя приведена ниже.
Печатную плату можно изготовить путем травления текстолита с медной подложкой раствором хлорного железа. Рисунок дорожек контактов проще перенести на плату с глянцевого листа бумаги, на котором этот рисунок напечатан с помощью лазерного принтера. Нюансы этого способа легко можно найти в интернете на соответствующих сайтах по электротехнике.
Пайку деталей производим аккуратно, удаляя излишки флюса. Особенно это касается микросхем. Микросхему операционного усилителя можно установить через восьмиконтактную панель.
Помните: перегрев полупроводниковых элементов, может привести к выходу их из строя!
Катушки индуктивности L1 и L2 в выходном фильтре усилителя, изготовляются из медной эмалированной проволоки диаметром 1 мм, путем накручивания на цилиндрический сердечник диаметром 5 мм. Количество витков катушки — 20.
Микросхему усилителя устанавливают на теплоотвод. Он должен быть площадью более 600 см². Роль радиатора может выполнить шасси авто.
После монтажа всех элементов подсоединяют провода.
Блок стабилизации и коммуникации питания
В вышеописанной схеме мы использовали самую простую схему питания усилителя через аккумулятор, однако для более стабильной работы усилителя можно подключить его через стабилизатор. Данное устройство можно собрать самому (схему на любой вкус в интернет можно найти очень легко), но самый простой способ — это использовать готовый блок стабилизации от старого усилителя или купить новый.
Кроме того, блок стабилизации позволяет сэкономить заряд аккумулятора автомобиля.
Предотвращению разрядки способствует реле с отдельной клеммой REM, работающую под напряжением в 12 В. Клемма устанавливается на выходе автомагнитолы, благодаря чему сабвуфер начинает работать вместе с музыкальным устройством.
Для контроль работы усилителя можно установить светодиод в схему питания устройства.
Окончательная сборка устройства
После монтажа платы, проводим окончательную сборку усилителя и помещаем его в корпус. Корпус можно изготовить самостоятельно из обычной фанеры с помощью лобзика. На фанере вычерчивается схема по нужным размерам, вырезается лобзиком и закрепляется герметиком.
Так же корпус можно приобрести в магазине или использовать алюминиевый короб, который одновременно будет выполянть роль радиатора.
Размещая все детали в корпусе, нужно обеспечить в нем свободную циркуляцию воздуха для лучшего охлаждения деталей.
Корпус усилителя необходимо надежно закрепить в салоне автомобиля.
Перед установкой важно убедиться в правильности полярности питания, иначе аппарат сразу сгорит.
Самодельный усилитель для сабвуфера в машину
Схема собрана на печатной плате из фольгированного текстолита. Конденсаторы С1 и С2 лучше использовать плёночные. При аварийной ситуации загорается красный светодиод в прерывистом режиме. Такой ситуацией является перегрев корпуса микросхемы, большие искажения сигнала или короткое замыкание на выходе.
Усилитель для саба в машину своими руками может быть смонтирован в одном корпусе с динамиком или установлен отдельно. Нужно обязательно предусмотреть доступ воздуха к радиатору, чтобы микросхема нормально охлаждалась. Потребляемый ток устройства может достигать 10 А, поэтому в цепи питания нужно поставить колодку с предохранителем, а соединение усилителя с аккумулятором выполняется толстым силовым кабелем.
Саб с усилителем на TDA1562Q
Мой сабвуфер на двух 30ГДН-8.
Ну естественно, оба динамика я достал из советских 50АС-106. Хоть они и идентичны, хоть и достаны из одного комплекта акустической системы, а немного разные. Мои замеры резонансной частоты у каждого динамика дали разницу на 10 Гц.
У одного Fs~40Гц, а у другого Fs~50Гц. На ощупь подвес одного динамика в два раза жестче другого. Но я закрыл глаза на эту проблему.
Всё же очень хотелось собрать сабвуфер на двух динамиках, и в расчётах я опирался только на паспортные данные.
Начал сборку с усилителя. Решил, что TDA1562Q подойдёт.
Это 50 ватт на 4 Ом при 12 В или 70 ватт на 4 Ом при 14 В.
В питании я вставил дроссель от сломанной магнитолы, а также её диод от ошибочного подключения питания и вставку на 10А. Питание TDA1562Q не отключается, только MUTE. Светодиод (8-ая ножка) на перегрузке что-то иногда мигает на полной громкости, но со звуком ничего страшного не происходит. В общем, серьёзная микросхема TDA1562Q, но дорогая!
Я не использовал ни фильтров, ни среза, потому что в современных магнитолах уже есть выход на саб со сдвигами и ФНЧ. Радиатор более 200 см2. Нагревается не сильно, рука терпит. TDA1562 работает без напряга. На выходе 20 вольт снимается.
Сборка самого ящика у меня не составила особого труда. Программа Speackershop дала ящик в 55 литров и настройкой фазоинвертора на 30 Гц. Я взял три трубы D=4,5 см и L=25 см. Три для уменьшения «хлюпанья» воздуха, ведь всё таки динамика два.
Отделка карпетом. И родные решетки от 50АС-160.
Испытания проводил в ВАЗ-2109. Фотографий нет. Звучит и конечно же трясёт. Владелец машины сначала удивился, что мощность всего 70 ватт. А по истечении 2-х часов прослушивания повернулось зеркало заднего вида, и постоянно открывался бардачок. В общем, даже среди гремящих отголосков деталей кузова эффект приятный. Конечно же звук басов за пределы салона не выходит.
Центр усилителя — питание
Самое основное в усилителях звукового сигнала — это блок питания. Для устройств усилителей звука используются только специализированные устройства питания.
Главными требованиями к ним будут отсутствие колебаний, пульсаций и электромагнитного излучения. В связи с этим класс блоков питания для звукоусилителей должен быть очень высок, даже в случае с самыми слабыми моделями.
Читайте здесь — Что такое акустический выключатель: устройство, работа, виды и особенности устройства (100 фото)
При создании не только усилителей звука, но и любой другой техники в аудио формате не используются импульсные блоки.
Здесь проще отдавать предпочтение трансформаторным моделям, которые по классу соответствуют требованиям. Импульсные создают высокие электромагнитные частоты, от которых исходит то самое вредоносное излучение.
Трансформаторные варианты отличаются тем, что их система содержит емкостные конденсаторы. Благодаря данным устройствам все пульсации сети уравниваются и не чувствуются прибором.
Обратить внимание кроме этого следует и на особенности хлопковых выключателей, которые так же часто применяются
Материалы и инструменты для работы
Для этого необходимо заблаговременно подготовить следующие материалы:
- динамик — не стоит использовать устройство бывшее в применении, лучше всего приобрести качественное изделие со всеми документами в магазине;
- защитная решетка;
- клей хорошего качества — лучше всего эпоксидный;
- розетка, которая способствует подключению;
- стеклоткань;
- провод, имеющий в диаметре 3 мм;
- кисть;
- фанера;
- лист ДСП, толщина которого соответствует 16 мм;
- саморезы и гайки, которые применяются в деревообрабатывающей промышленности;
- болты;
- полиэтилен;
- универсальная шпаклевка;
- малярный скотч.
Для работы нам потребуются следующие инструменты:
- дрель или шуруповерт;
- лобзик по дереву.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ САБВУФЕРА К УСИЛИТЕЛЮ
Подключение сабвуфера к усилителю производится посредством автомобильного конвертора звука (адаптер, переходник). Это небольшого размера устройство имеющее пару RCA выходов и двумя парами проводов, два из которых служат для подключения динамического излучателя. Остальные провода можно просто спрятать — они не нужны пока. Провода линейных выходов (RCA OUT) нужно подсоединить к усилителю.
Принцип подключения сабвуфера к одноканальному усилителю
Чтобы подключить автомобильный сабвуфер к моно-усилителю, вам нужно будет провода положительного и отрицательного напряжения от усилителя подать на аналогичные клеммы сабвуфера — только и всего. Немножко сложнее производится подключение нескольких сабвуферов пассивного действия. Их соединение выполняется по параллельной либо последовательной схеме, но с обязательным точным расчетом их внутреннего сопротивления.
Принцип подключения сабвуфера к двухканальному усилителю
В этом варианте подключение выполняется по мостовой схеме. Такая технология подключения прекрасно работает фактически со всеми усилителями двухканального типа, к которым необходимо добавить еще один сабвуфер. Здесь тоже все просто — берем плюсовой провод с одного канала, а минусовой провод со 2-го канала и подаем на соответствующие клеммы сабвуфера.
Особое внимание при таком подключении нужно уделять внутреннему сопротивлению саба, которое должно составлять 4 Ом. Помимо этого, следует взять во внимание, что при таком варианте выходная мощность обоих каналов складывается. Если усилитель имеет функцию переключения моно и стерео режимов, то в таком случае подключаются провода к плюсовой и минусовой клемме одного канала
Если есть необходимость подсоединить к усилителю два сабвуфера, то в таком случае акустический кабель от них подается на разные каналы
Если усилитель имеет функцию переключения моно и стерео режимов, то в таком случае подключаются провода к плюсовой и минусовой клемме одного канала. Если есть необходимость подсоединить к усилителю два сабвуфера, то в таком случае акустический кабель от них подается на разные каналы.
Для правильной и четкой работы сабвуфера следует предусмотреть LPF-фильтр НЧ, который установит верхнюю границу низкой частоты.
Принцип подключения сабвуфера к четырехканальному усилителю
Стандартное подключение акустической системы к четырехканальному усилителю считается вариант по схеме с двумя колонками и одним сабвуфером.
Итак, типовым способом подключения к усилителю аудио системы будет вариант из двух динамиков и сабвуфера. В этом случае саб подключается к усилителю по мостовой схеме, а аудио колонки каждая к своему каналу. Особенность такого подключения заключается в том, что динамики должны работать с фронтальными каналами, а саб с тыловыми. Но при этом имеется возможность подключения пары сабвуферов разным тыловым каналам.
Питание
В мощной активной колонке, которой является сабвуфер, может потребоваться и внутренний блок питания. Он должен выдавать десятки ампер и быть достаточно мощным – без такой мощности разогнать акустическую систему не удастся. Чтобы оставить таким же благозвучие и эффективность «басов», нередко и усилитель, и блок питания размещают в отдельном, наглухо отгороженном от основной акустической ячейки отсеке. Для этого потребуется седьмая стенка ящика, служащая в качестве внутренней перегородки. Её выпиливают с учётом лабиринтного хода, проходящего через неё. Электроника размещена в задней части ящика. Если колонка не является активной, усилитель и блок питания выносятся в отдельный агрегат. К самой колонке подходит лишь силовой провод.
В качестве блока питания нередко берут зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Оно выдаёт не более 15 В, при этом ток может достигать десятков ампер. Выполнен он по современной схеме импульсного блока питания, в который входят:
- сетевой выпрямитель – мощный диодный мост на 220 В;
- преобразователь частоты от единиц до десятков килогерц – он позволяет в десятки раз уменьшить габариты трансформатора;
- трансформатор – гальванически развязывает выходную часть от сетевого напряжения, защищая от удара током и высоковольтного пробоя;
- высокочастотный выпрямительный мост на современных диодах с высоким КПД;
- фильтр – задерживает броски тока;
- импульсный стабилизатор – избавляет от скачков напряжения.
Всю эту схему, имея нужные детали, можно собрать в колонке и самому. Но чаще ставят готовый блок встроенный или выносной (в одном корпусе с усилителем). Разместив все нужные функциональные узлы внутри колонки, делаем следующее:
- выводим линии питания и звука;
- подключаем динамик к выходу усилителя;
- устанавливаем на место переднюю часть (с динамиком) и закрепляем её.
До проведения работ по дизайну и эргономике колонки испытайте её:
- подключите к входу усилителя любой источник звука (например, смартфон);
- включите блок питания;
- также подключите к выходу усилителя высокочастотные колонки («сателлиты»);
- запустите какой-нибудь музыкальный трек на вашем гаджете.
Большинство сабвуферов ориентированы на низкие частоты от десятков до сотен герц, остальные воспроизводятся при помощи высокочастотных колонок. В этом можно убедиться, временно отключив эти «сателлиты» во время работы. Если испытание прошло успешно (не выявлено дребезжания, хрипа или других помех в звучании), проведите акустический расчёт помещения или авто.
- Установите сабвуфер где-нибудь на полу комнаты. В авто это чаще всего багажник или пространство под задним сиденьем.
- Пройдитесь по комнате (или вблизи авто, пересаживайтесь в машине на разные сидения), прислушиваясь к естественному звучанию басов. Если звук приобретает гудящие оттенки – переместите сабвуфер в другое место.
- Попробуйте перенастроить эквалайзер (если вы музыкант, то сэмплер) усилителя или самого гаджета. Добейтесь оптимальных настроек, чтобы колонка не уходила в область слегка завышенных нижних частот (100-250 Гц).
Если от размытости басов полностью избавиться не удалось, причины следующие:
- неправильный расчёт ящика и канала;
- динамик не соответствует заявленным характеристикам;
- щели между стенками колонки недостаточно тщательно загерметизированы;
- слишком тонкая фанера, из которой вырезаны стенки.
Как собрать муз усилитель для сабвуфера
Многие радиолюбители используют схемы низкочастотных каналов с большой выходной мощностью, но этот параметр ограничивается напряжением питания автомобильной бортовой сети. Для получения хорошей мощности потребуется преобразователь напряжения, так как большинство микросхем работают от двухполярного напряжения, величина которого превышает возможности автомобильного аккумулятора. Усилитель для пассивного сабвуфера своими руками можно сделать на микросхеме TDA7294. Собрать усилок для активного саба потребуется только тогда, если его выходная мощность слишком мала. Можно собрать две аналогичных схемы и организовать мостовое подключение нагрузки. Выходная мощность возрастёт до 200 ватт, но нагрузка не должна быть менее 8 Ом. Чтобы сделать усилитель для сабвуфера в машину потребуется преобразователь напряжения. Микросхемы должны устанавливаться на радиаторах, чтобы избежать перегрева корпуса. В колонку можно установить кулер от компьютера, который будет охлаждать радиаторы мощного усилителя
Заключение
Монтаж усилителя своими руками имеет массу преимуществ:
- Качественный звук.
- Высокая выходная мощность.
- Достаточно простой процесс сборки.
- Экономия средств.
Если вы решили собрать усилитель самостоятельно, отнеситесь к этому серьезно, ознакомьтесь с точным описанием процесса и постарайтесь вникнуть в суть
Важно соблюдать меры безопасности во время работы. Установку каждой детали нужно производить очень внимательно и аккуратно, спешка тут ни к чему, иначе вся работа будет насмарку
Проверяйте все контакты, чтобы не пришлось делать это уже после монтажа в аудиосистему.
Это описание подойдет новичкам, которые никогда не сталкивались с работой с электроникой. Изготовление усилителя своими руками позволит значительно сэкономить на покупке этого дорогостоящего девайса. Правильная сборка может гарантировать надежную работу и качественный звук.