Разновидности тестеров для автомобильных аккумуляторов

Ареометр

От состояния электролита во многом зависит работоспособность АКБ. Чтобы выполнить замеры, используются ареометры для электролита, в применении которых нет ничего сложного.

Ареометр представлен в достаточно простом виде. Это колба с пипеткой для забора жидкости и груша, создающая давление. В качестве измерителя используется поплавок из стекла цилиндрической формы с нанесённой шкалой.

Чтобы провести замеры, необходимо:

  • собрать прибор согласно инструкции;
  • погрузить пипетку в электролит;
  • с помощью груши набрать жидкость;
  • ориентируясь по шкале, считать полученные значения.

Нормальной для электролита считается плотность в диапазоне 1,25–1,28 г/см³. При отклонениях от нормы требуется добавить электролит или залить определённое количество дистиллированной воды.

Применительно к АКБ особенностью ареометра является то, что использовать его можно только при работе с обслуживаемыми батареями. В них есть возможность открыть банки и получить доступ к электролиту. В случае необслуживаемых АКБ потребности в ареометре практически нет. Разве что удастся проверить соответствие заявленной плотности купленного электролита действительности.

Зачем измерять емкость АКБ

Состояние аккумуляторной батареи необходимо периодически контролировать. Это позволит существенно продлить срок ее службы, сохранить ёмкость и другие параметры на первоначальном уровне. Существующие измерительные приборы позволяют достаточно точно установить силу тока в АКБ, напряжение и определить плотность электролита. При выявлении отклонений любого из указанных параметров рекомендуется выяснять причину и проводить необходимые обслуживающие мероприятия.

Устройства для точного определения емкости АКБ в настоящее время не существует. Единственный способ, который дает относительно точные результаты, – это его полная разрядка с одновременной фиксацией большого количества различных параметров. Однако эта процедура является очень продолжительной, и редко кто готов тратить время на контроль ёмкости таким способом. Остальные методики, как и специальный тестер, дают лишь приблизительные результаты.

Обратите внимание! Точность определения различных параметров в значительной мере зависит от внешних факторов: температуры окружающей среды, влажности и так далее. Чаще всего используют следующие способы определения емкости:

Чаще всего используют следующие способы определения емкости:

  • Выполнение контрольного разряда, который является длительным процессом и применяется довольно часто;
  • Контроль плотности электролита в АКБ;
  • Нагрузочная вилка;
  • Тестер емкости.

Устройство для контроля степени заряда АКБ

Виды диагностических приборов

Под общим понятием тестеров для автомобильных аккумуляторов на деле скрывается достаточно внушительный перечень контрольно-измерительных приборов.

Когда речь идёт о необходимости проверить состояние, рабочие характеристики АКБ, в ход идут различные девайсы и устройства.

Следует внимательнее познакомиться с разновидностями тестеров для аккумуляторов автомобилей, узнать их назначение. Это позволит понять, что из представленного ассортимента может пригодиться вам, а без каких приборов вполне можно обойтись.

Далеко не последнюю роль при выборе тестера для АКБ при диагностике собственного автомобиля играет тип батареи. Для обслуживаемых аккумуляторов более актуальны одни измерители, для необслуживаемых – другие.

Общий перечень состоит из:

  • мультиметров;
  • ареометров;
  • нагрузочных вилок;
  • универсальных устройств;
  • измерителей ёмкости.

Обычно проверка и измерение параметров актуальны при возникновении тех или иных неисправностей у АКБ.

Чаще всего автомобилисты сталкиваются с:

  • быстрой зарядкой и разрядкой;
  • невозможностью зарядить батарею;
  • утечкой тока;
  • обрывом цепей;
  • изменением плотности электролита и пр.

Универсальные диагностические приборы обеспечивают возможность проверки основных параметров, которые могут потребоваться автовладельцу. Но не всегда электронные приборы помогают в ремонте. Есть такие параметры, которые проверить без гидростатических устройств не получится. Ярким примером является тестер для измерения плотности, для которого применение электронного девайса не подходит. Для оценки состояния аккумулятора под капотом автомобиля потребуется задействовать сразу 2-3 приспособления.

Теперь будет интересно узнать отдельно про каждый тестер, который наверняка может пригодиться вам для проверки севших или неисправных аккумуляторных батарей под капотом авто.

Техника безопасности

Несмотря на то, что автомобильный аккумулятор выдаёт напряжение, которое не опасно для жизни, он может стать источником угрозы для человека при неправильном уходе и обслуживании. Отравляющее действие на организм может быть оказано, в первую очередь, за счёт компонентов, входящих в состав электролита, это может быть свинец и его окислы. Известна своей агрессивностью серная кислота, которая может разъесть кожный покров при попадании на него. Особую опасность представляют газы, образующиеся в ходе химических реакций и отличающиеся своей взрывоопасностью.

Эксперты рекомендуют проводить работы по замеру ёмкости или других показателей, а также обслуживание и дозаряд аккумуляторных батарей в открытых помещениях, которые хорошо проветриваются, и при сухой погоде. Рабочая одежда должна быть удобной, а перед началом тестирования можно позаботиться о наличии индивидуальных средств защиты. Отдельные требования предъявляются к персоналу, который работает с сернокислотными батареями. Обязательно работы выполняются в специальном костюме с высокой степень защиты от кислоты, в перчатках и очках для защиты глаз.

Конечно, современные тестеры для замера показателей автомобильных АКБ — это достаточно безопасное и практичное оборудование. При тестировании не стоит пытаться самостоятельно разобрать батарею, особенно, если она не предполагает обслуживания и не было такого опыта ранее

Большинство водителей даже не задумываются о важности ухода за своим аккумулятором до того момента, пока однажды в машине не удастся запустить двигатель. В подобных ситуациях именно тестер для АКБ станет незаменимым помощником, который сразу выдаст диагноз, в чём причина неисправности

Исходя из его показаний, водитель получит направление для предстоящего ремонта.

Универсальные устройства и тестеры ёмкости

Если вам необходимо проверить ёмкость, дополнительно узнать параметры напряжения и прочие значения, в этом случае поможет универсальный тестер для диагностики АКБ автомобиля.

Каждая аккумуляторная батарея имеет определённые параметры ёмкости. Они указываются непосредственно на корпусе крупными цифрами. Но это идеальная ёмкость, которую АКБ получает с завода. За время длительного хранения или эксплуатации эти параметры постепенно (а иногда и достаточно быстро) снижаются.

Чтобы узнать, какие реальные показатели ёмкости у аккумулятора сейчас, стоит взять на вооружение автоматический тестер.

Можно выделить несколько устройств, которые позиционируются как универсальные приборы и измерители ёмкости в аккумуляторных батареях.

  • Skat T Auto. Отличный прибор, который ориентирован на работу с 12-вольтными АКБ. Но есть ограничения по проверяемой ёмкости. Если ёмкость составляет более 120 Ач, диагностику с помощью этого устройства провести не получится. Для оценки текущих значений требуется буквально 15 секунд.
  • Fluke. Считается наиболее универсальным устройством в своей категории. С его помощью можно оценить параметры ёмкости, внутреннего сопротивления, силы тока и напряжения. Также актуален, если нужно проверить температурные показатели.
  • Кулон. Продукт отечественного производства. Считанные данные сохраняются в памяти гаджета. Способен поверять ёмкость, ток и напряжение. В процессе тестирования устройство отправляет импульс. Опираясь на то, как быстро тестер получит обратный сигнал, определяются значения аккумулятора.

Что из всего перечисленного пригодится именно вам, зависит от конкретной ситуации.

Кто-то совершенно не занимается диагностикой, а потому всю работу поручает специалистам автосервисов. Другие стараются минимально обращаться в СТО, предпочитая всё делать своими руками.

Ремонт и обслуживание АКБ – задача не самая сложная. Особенно это касается батарей необслуживаемого типа, где требуется лишь проверять напряжение и ёмкость, периодически ставить аккумулятор на зарядку.

Если батарея обслуживаемая, то наличие ареометра станет обязательным условием длительной и беспроблемной эксплуатации. Достаточно погрузить прибор в банку, и результат будет известен. Это помогает точно понять, нужно ли заливать электролит, или в этой ситуации правильно использовать просто дистиллированную воду.

Самым универсальным и необходимым всем автомобилистам тестером справедливо можно назвать мультиметр. Он пригодится не только при работе с АКБ, но и в случае возникновения тех или иных проблем с электрикой и электроникой в машине. Это намного удобнее, чем отдельно покупать вольтметр, амперметр и пр.

Установки тестера

Все предустановки через кнопки, необходим испытательный аккумулятор и мультиметр. Нажимаем одновременно все 3 кнопки, как экран очистится — отпускаем, на дисплее напряжение Vop — это напряжение на выводе 21 Atmega8, необходимо измерить это напряжение мультиметром (в режиме вольтметра) и выставить его кнопками «минус»/»плюс».

  • Нажимаем кнопку «режим» — следующий пункт установка номинала R3 на плате зарядки, подключаем к устройству мультиметр в режиме амперметра и аккумулятор, кнопками «минус»/»плюс» подгоняем показания амперметра и тока на дисплее (также на дисплее будет отображаться значение R3, но чуть меньше установленного, скорее всего накладывается внутреннее сопротивление TP4056).
  • Ток заряда подогнали, снова нажимаем кнопку «режим», попадаем в режим установки разряда, все так же — подгоняем ток на амперметре и ЖКИ, но стоит немного подождать пока разогреется нагрузочный резистор, полминуты хватит.
  • Нажимаем «режим» — пункт установки конечного напряжения разряда, по умолчанию 3,3 вольта, ставим какое нам требуется и снова нажимаем кнопку «режим» — все установки сохранятся в EEPROM.

На данный момент тактирование от кварца 32768 не задействовано, зуммер тоже — это поправимо, если надо. Вот фузы на 8 МГц, включен контроль питания 4 вольта (чтоб не сбивалось EEPROM при скачках питания).

Конечное напряжение задается через меню с шагом 0,05 вольт, по умолчанию стоит 3,3 вольта. Заряд TP4056 по алгоритму, который оптимален при заряде Li-ion, считаю просто заряжать ограничивая ток, а потом напряжение — не очень хорошо, была у меня зарядка на LM317, там сильный нагрев при больших токах требует применение радиатора, да и обвязка LM317 занимает много места.

Сам ток разряда не измеряется, а высчитывается. Измеряется падение напряжения на нагрузочном резисторе + сопротивление открытого транзистора, зная их сопротивление считаем ток:

I=U/(Rнагр+Rds)

Rнагр+Rds задается через меню — там идет обратное измерение, то есть Rнагр+Rds=U/I, причем ток контролируем мультиметром в режиме амперметра. Rds в моем случае по даташиту 0,025 Ом и им можно пренебречь. В общем архиве есть Протеус, принципиальная схема, нех файл. Автор проекта — булат.

Способы измерения реальной емкости аккумулятора

В первую очередь стоит отметить, что для измерения реальной емкости АКБ существуют специальные приборы. Они бывают двух основных типов. Рассмотрим их вкратце. Более детально описан способ измерения емкости АКБ без специальных приборов, так как он более доступен для большинства.

Первая разновидность приборов для измерения емкости аккумуляторов работает по принципу измерения внутреннего сопротивления и максимального пускового тока. Преимущества: сравнительно невысокая стоимость (от полторы тысячи рублей) и почти мгновенный результат на экране. Прибор подключается к заряженной АКБ, после чего вводятся исходные настройки. Как правило, это тип батареи (гелевые, обычные и так далее), заявленная на корпусе емкость, а также пусковой ток.

После запуска прибор кратковременно нагружает батарею, и на основании замеров просадки напряжения и максимальной силы тока считает и выдает ее текущее состояние. А поскольку пусковой ток и емкость АКБ – две зависимые друг от друга характеристики, то по выданным на экран процентам можно судить об общем ресурсе батареи.

Второй тип приборов для измерения емкости аккумуляторов работает по принципу постоянной нагрузки с измерением времени. То есть, после введения предварительных настроек полностью заряженная АКБ разряжается стабилизированным током. Параллельно прибор фиксирует значения напряжения и время, в течение которого под нагрузкой батарея сохраняет работоспособность. Результат выдается на экран в виде заветных ампер-часов, сравнив которые с заявленными на корпусе, можно оценить степень изношенности АКБ.

Преимущество у таких приборов только одно – это высокая точность получаемых результатов. Однако есть весомые недостатки.

  1. Во-первых, добротные девайсы этого типа стоят немалых денег.
  2. Во-вторых, для получения максимально точной оценки состояния АКБ она разряжается, как говорится, в ноль. А это, мягко говоря, не очень полезно для современных аккумуляторных батарей.

Определение ёмкости аккумулятора. Физический смысл

Ёмкость аккумуляторной батареи определяет количество времени, в течение которого АКБ сможет давать энергию на полезную нагрузку. Емкость аккумуляторной батареи измеряется в ампер-часах. Сама физическая единица показывает, что ёмкость аккумуляторной батареи — это произведением тока разряда аккумулятора (в амперах) на время разряда АКБ (в часах). Ёмкость аккумуляторной батареи — это физическая величина, которая вместе с напряжением батареи определяет количество энергии, которую способна дать полностью заряженная аккумуляторная батарея. Не следует путать понятия ёмкости аккумуляторной батареи и заряда (заряженность) аккумулятора. Ёмкость определяет потенциал аккумуляторной батареи, то есть количество времени, в течение которого АКБ сможет обеспечить питание нагрузки, если аккумуляторная батарея полностью заряжена.

Реальная ёмкость аккумулятора определяется несколькими факторами: величиной приложенной нагрузки, температурой батареи. Чем больше приложена нагрузка, тем быстрее происходит разряд батареи. Чем ниже температура, тем меньше ёмкости имеет батарея. Ёмкость аккумулятора — величина, зависящая от способа и условий измерения, поэтому её необходимо рассматривать в соответствии с технической документацией к батареи. Обычно производитель определяет длительным способ разряда батареи (в течение 20 часов) при комнатной температуре (20 градусов).

Обзор прибора для измерения емкости аккумулятора

К счастью прибор для измерения емкости аккумулятора удалось найти у продавца с хорошей репутацией, который продал уже более двух тысяч этих тестеров и причем отзывы покупателей о товаре только положительные. Если будите искать сами, то вот вам для справки оригинальное название данного тестера «Newest LCD USB Charger Capacity Current Voltage Tester Meter For Cell Phone Power Bank», возможно на момент вашей покупки подвернется более выгодное предложение. На момент заказа, цена тестера для замера емкости аккумулятора составила $4.26, так как попали мы на какую-то акцию, обычная цена была $7.10, но нам удалось купить его еще дешевле, благодаря кэшбэк сервису на алиэкспресс. В конечном счете, заплатили мы $3.90, доставка была указана China Post Registered Air Mail, заказ был сделан, оставалось только ждать.

В итоге, спустя около 20 дней, посылка дошла. К слову трек-код был без букв, обычный цифровой и отслеживался только до момента экспорта из Китая, после чего оставалось только ждать, благо посылка приехала быстро, но мелочь обычно всегда доходит быстрее крупных посылок, поэтому ничего удивительного. Продавец упаковал прибор для измерения емкости аккумулятора в стандартный желтый международный конверт, предварительно обернув его несколькими слоями пупырчатой пленки, за что ему отдельное спасибо.Внутри конверта все оказалось ровно так, как было указано в описании к товару. На обратной  стороне нашего прибора для замера емкости аккумуляторов имеется информация и допустимом входном и выходном напряжении и максимальном уровне емкости показателя. Эта информация в основном для любителей экспериментов, которые любят игры с розетками, но так как мы покупали его для простых бытовых нужд, вроде – замерять емкость аккумулятора в смартфоне, планшете, камере, то просто приняли данную информацию к сведенью и решили проверить работоспособность тестера.

Первым делом, мы подключили тестер к универсальному зарядному устройству для смартфонов и планшетов, посредством USB кабеля, который у него встроен в корпус с одной стороны, а с другой вставили USB кабель от телефона. Сразу же на экране появилась вся нужная информация, о вольтаже, силе тока и заработал счетчик, указывающий на объем переданного заряда, который измеряется mAh (миллиампер-часы). Собственно свою главную функцию прибор для измерения емкости аккумулятора уже выполняет и справляется с ней довольно хорошо. Но если вы присмотритесь, то заметите рядом с дисплеем небольшую кнопку. Нужна она для сравнительных замеров, другими словами эта память из 10 ячеек, в которую сохраняются показатели ваших замеров. Работает данная функция по следующему принципу – короткими нажатиями на кнопку можно листать показания сохраненных замеров, активировать просмотр ячеек можно одним двойным нажатием, а сбросить одним долгим. Как по нам функция сама по себе не особо то и нужная, но возможно кому-то и пригодится.

Тестировали мы прибор для измерения емкости аккумуляторов как на смартфонах, планшетах, так и на внешнем зарядном устройстве от Xiaomi (Original Xiaomi Power Bank 16000mAh), которое недавно заказывали в МОЛЛе на AliExpress. Из заявленных 16000mAh, в почти новом внешнем зарядном устройстве нам удалось насчитать 15874, что очень даже неплохо. Подключали и к ранее купленному Xiaomi Redmi Note 3 PRO на 32GB, результаты также порадовали, за 3 месяца пользования, емкость аккумулятора сократилось всего на 2%, впрочем оригинальная продукция Xiaomi давно не вызывает нареканий.

Конечно, нельзя ожидать сверх точных показаний от прибора за пару долларов, однако в быту вещь нужная, особенно для всяких гиков любящих ставить всякие эксперименты. Однозначно, для замера емкости аккумуляторов в ваших смартфонах и планшетах функций данного тестера более чем достаточно.

Вам также может понравиться … Как получить Кэшбэк в МОЛЛе на АлиЭкспресс Как Бесплатно получить Купон на АлиЭкспресс Обзор монопод-штатива Xiaomi для Смартфона

Измерение напряжения и внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей

Простейшим видом контроля аккумулятора является измерение ЭДС на его клеммах. При ЭДС меньше минимально допустимого уровня аккумулятор подзаряжают до номинального напряжения на клеммах. Но такой метод пригоден только для заведомо исправных аккумуляторов. Если пластины уже покрыты толстым слоем сульфата свинца, то у аккумулятора будет высокое внутреннее сопротивление. При этом ЭДС на клеммах может быть на номинальном уровне, но аккумулятор будет быстро разряжаться или вообще не сможет обеспечить требуемый ток в нагрузке. Вольтметр этого обнаружить не сможет. Тем не менее, при своевременном обнаружении сульфатации на пластинах, аккумулятор еще можно спасти, о чем пойдет речь чуть ниже.

Для контроля аккумулятора с возможностью оперативного обнаружения неисправности требуется специальный прибор. Помимо напряжения на клеммах, он должен измерять внутреннее сопротивление (или проводимость) аккумулятора. Сравнив измеренные значения с приведенными в документации на аккумулятор, можно сделать вывод о пригодности батареи для дальнейшей эксплуатации. Примером такого прибора является PITE 3915. Его важным преимуществами являются наличие большого цветного ЖК-дисплея и удобной клавиатуры.

Тестер аккумуляторных батарей PITE 3915

Зачастую для ускорения работы требуются не только сами данные, но и оценка, выходят ли они за допустимые пределы. В этом случае удачным выбором будут измерительные приборы Fluke серии BT500.

Тестеры аккумуляторных батарей Fluke BT500

Пользователь может установить пороговые значения для 10 параметров, при прохождении каждого из которых прибор выдает предупреждение. Другой особенностью серии приборов Fluke BT500 является функция измерения пульсаций зарядного устройства. Возможно измерение циклов заряда-разряда сразу для нескольких аккумуляторов. При этом для каждого аккумулятора в памяти прибора заводится свой профиль, в котором накапливаются данные последовательно сделанных измерений. Помимо базовой модели Fluke BT510, в серию входят Fluke BT520 для измерения параметров аккумуляторов, установленных в шкафах и других труднодоступных местах, а также Fluke BT-521 с расширенными функциями. В комплект поставки Fluke BT520 и BT521 входят интерактивный зонд (BTL20 и BTL21 соответственно), а также сумка для переноски. Особенностью Fluke BT521 являются функции измерения температуры, а также беспроводной связи с мобильным устройством.

Зависимость силы тока, протекающего через аккумулятор, от разности потенциалов на его выводах, является нелинейной величиной. Поэтому внутреннее сопротивление аккумулятора, измеренное по постоянному току, носит скорее оценочный характер, так как зависит от многих факторов. Для многих практических применений такой точности достаточно — принимается решение исправен/неисправен аккумулятор. Но, если вы хотите понять, стоит ли возиться с восстановлением аккумулятора, требуется более точно измерить внутреннее сопротивление. Повысить точность измерения внутреннего сопротивления батареи можно, если производить это на переменном токе. Именно такой способ реализован в приборе PITE BT-301

Другой важной особенностью прибора является наличие в нем дополнительной функции проверки никель-кадмиевых аккумуляторов

Анализатор состояния аккумуляторных батарей BT-301 c щупом и зажимом

Замер плотности электролита

Единица измерения напряжения

Измерить ёмкость составных частей АКБ (банок) можно, применяя прибор под названием «ареометр». Суть метода сводится к тому, что плотность электролита, находящегося в каждой банке аккумулятора, напрямую связана с его емкостной характеристикой.


Процесс измерения плотности электролита АКБ ареометром

Для измерения необходимо вскрыть все крышки банок автоаккумулятора и поочередно набирать электролит из каждого сосуда, записывая данные о плотности с прибора. Далее плотность этого вещества сравнивается с таблицей соответствия плотности и емкости.

Таблица соответствия плотности электролита и емкости

Плотность Емкость, %
1,27-1,29 100
1,23-1,25 50-70
1,11-1,13

Нагрузочная вилка

Проверка АКБ нагрузочной вилкой

Способ является достаточно достоверным, но не получил распространения из-за отсутствия такого прибора у большого количества автовладельцев. Нагрузочная вилка имитирует нагрузку на аккумулятор – подаёт нагрузку стартера на батарею, и если такое испытание пройдено, то аккумулятор полностью отвечает всем необходимым требованиям, и не подведёт в любую погоду.

Замеры необходимо проводить в 2 этапа:

  • Без нагрузки – при замерах показания должны составить 12.5-12.7 В.
  • С нагрузкой – минимальное напряжение – 9 В. При меньших значениях необходима зарядка или замена.

Мультиметры

Для начала важно акцентировать внимание на том, что существуют бытовые и промышленные диагностические мультиметры

Это достаточно универсальный тестер, позволяющий узнать много полезной информации про АКБ на вашем авто.

Самый востребованный тестер. К основным возможностям, которыми обладают мультиметры для оценки состояния автомобильных аккумуляторов, относят:

  • определение наличия обрыва цепи;
  • измерение силы тока;
  • замеры сопротивления;
  • параметры напряжения.

Сами мультиметры бывают аналоговыми и цифровыми. Они отличаются лишь дисплеем, на который выводится информация. Плюс точность цифровых моделей несколько выше.

Аналоговые приборы представлены в виде тестера со стрелочным экраном, где под стрелкой находится шкала измерений. В зависимости от того, в каком режиме работает мультиметр, стрелка переходит на нужную шкалу при переключении. Но сейчас аналоговые мультиметры почти не используются. Это связано с их точностью и появлением более совершенных электронных моделей.

Работать с цифровым прибором значительно проще. Дисплей представлен в виде электронного табло, где меняются отображаемые параметры в зависимости от режима. Преимущество мультиметра электронного типа в том, что он считывает десятые и сотые части измеряемых значений. Порой даже отклонение в пару десятых указывает на неисправность, а аналоговый прибор их не заметит.

Функционал мультиметров разнообразен. Но обычно они позволяют делать замеры напряжения, силы тока, сопротивления и пр. Нужно лишь переключить прибор в нужный режим и задать интервал измерений. Плюс устройства дополняются некоторыми опциями в виде пищалок, подсветки, термопары, цветного дисплея и пр.

Но в случае с обслуживанием АКБ некоторые возможности у мультиметра отсутствуют.

Если вам нужен тестер, предназначенный для измерения параметров ёмкости у аккумулятора автомобиля, тогда мультиметр вряд ли поможет. Тут стоит воспользоваться иными приборами.

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Как определить емкость батареек с помощью мультиметра

Мультиметр помогает определить показатель энергоемкости. Чтобы его узнать, потребуются умные зарядные приборы. У них высокая цена, поэтому приобретать устройства лишь для вычисления вместимости 2-3 аккумуляторов нет смысла.

Для измерения можно применить простой метод, предварительно воспользовавшись мультиметром, соблюдая некоторые тонкости. В процессе нужно определить значение тока любой батареи. При этом измеряется точное время, при котором элемент питания отдавал электрохимическую энергию.

Замеры не будут стопроцентно точными, но покажут максимально близкое число.

В литий-ионных АКБ присутствует своя шкала разрядов, показывающая зависимость напряжения от заряда. Чтобы она не отразилась на измерениях, собирают линейное приспособление в 2,7-3 В.

(регулятор в положении “20V”).

Использование линейного стабилизатора

При использовании линейного устройства необходимо установить значение тока, которое рассчитывают из напряжения (U) батарейки 2,7 В. С помощью стабилизатора проводят подключение резистора, который можно изготовить своими руками или приобрести готовый прибор в магазине.

После этого измеряют ток в цепи и устанавливают секундомер. В дальнейшем нужно следить за показателями U на клеммах. Секундомер отключают при достижении уровня в 2,7 В и записывают показания.

Значение высчитывают, умножая начальное время на ток, передвигающийся по цепи с помощью сопротивления. Так можно более точно узнать объем емкости АКБ. Если нет возможности конструирования стабилизатора, то замеры и подсчеты проводить тяжелее.

Использование переменного резистора

Чтобы тестирование прошло хорошо, понадобится небольшая батарейка, например 14500 с . Для проверки потребуется переменный резистор в 100 Ом. Если берут устройство с постоянным током, то процесс осложнится. Результаты нужно будет фиксировать и проводить расчеты потраченной вместимости на отдельных участках шкалы. Для определения значения высчитывают средний арифметический показатель тока.

Для измерения емкости батареи применяют резистор переменного тока, где сопротивление уменьшается постепенно, пока разряжается аккумулятор. В это время показатели тока должны находиться на одном уровне.

Измерение ёмкости аккумуляторной батареи с помощью мультиметра и переменного резистора.

На мультиметре устанавливают положение вольтметра для измерения напряжения и замеряют его показатели на клеммах. При неполном уровне заряженности устройство разряжают с помощью тока 450-500 мА. При этом периодически снижают сопротивление и контролируют напряжение.

Секундомер отключают, когда уровень достигнет 2,7 В. Для полного разряжения батарейки при токе в 500 мА потребуется 25-30 минут. Полученный показатель умножают на время в часах и получают реальное значение вместимости АКБ. Этот способ измерения емкости является наиболее точным благодаря математическим вычислениям.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Foxwell BT100

Характеристики тестера автомобильных аккумуляторов
Совместимость с автомобильными аккумуляторами EFB (свинцовые АКБ 12 В, в которых применяется жидкий электролит)
Gel (гелевые аккумуляторы 12 В)
кислотно-свинцовые аккумуляторы 12 В сделанные по технологии AGM со спиральной и поверхностной укладкой стеклоткани пропитываемой электролитом
Стандарты тестирования CCA, CA, MCA, JIS, DIN, IEC, EN, SAE
Проверка аккумулятора без его извлечения из автомобиля да
Тестирование АКБ с неполным зарядом да
Время тестирования 3 сек
Автоматическая температурная компенсация да
Диапазон измерения напряжения 8 В — 30 В
Диапазон измерения ёмкости 30 Ач — 200 Ач
Тестирование напряжения на полюсных выводах да (В)
Тестирование тока холодной прокрутки да (А)
Тестирование уровня заряда аккумуляторной батареи да (%)
Тестирование остаточного ресурса аккумуляторной батареи да (%)
Проверка внутреннего сопротивления да (мОм)
Оценка состояния аккумулятора да
Отображение SOC / SOH да
Язык интерфейса русский, английский, французский, немецкий, итальянский, польский, португальский, испанский, голландский, турецкий
Общие характеристики
Дисплей цифровой
Размер дисплея 2,4 »
Подсветка да
Материал корпуса пластик
Рабочая температура — 20 °C – 60 °C
Температура хранения — 20 °C – 70 °C
Питание от тестируемой батареи
Габариты 103 x 75 x 20 мм
Вес нетто ~ 200 г
Комплектация универсальный тестер батарей Foxwell BT100 – 1 шт
зажимы типа «крокодил» — 1 комплект

От чего зависит текущая емкость АКБ?

В течение всего срока службы аккумуляторной батареи ее емкость меняется. На начало своей работы они обладают наибольшей емкостью, поскольку пластины активно разрабатываются. Затем наступает период стабильной работы, и вместимость держится на одном и том же уровне. Дальше начинается спад вместимости по причине изнашивания пластин.

Процесс проверки аккумулятора

Вместимость аккумулятора меняется в зависимости от наличия активных материалов и конструкции электродов, электролитов, их температур и концентрации, величин разрядного тока, амортизации батареи, концентрации дополнительных налетов в электролитах и от многих других факторов.

С повышением разрядного тока вместимость АКБ понижается. При быстрой, спровоцированной специально разрядке АКБ теряют меньше вместимости, чем при более плавных режимах с малыми величинами тока. Исходя из этого на корпусе фиксируются показатели для 4, 15, 100 часов разряда. Вместимости одних и тех же АКБ при этом меняются крайне сильно. Меньше всего вместительность при 4 часах разрядки, а больше всего прочего – при больших отрезках времени.

Также показатели емкости меняются при повышении температуры электролитов, однако при повышении предельно допустимых норм происходит снижение сроков службы. Причины этого кроются в том, что при повышенной температуре электролиты проникают в активную массу, ведь их вязкость уменьшается, а сопротивление наоборот растет. Из-за этого в реакциях разрядки активной массы больше, чем во время заряда с пониженной температурой.

При особенно маленькой температуре вместимость АКБ снижается так же, как и ее полезное действие.

С увеличением концентрации электролитов повышается и емкость аккумулятора. Однако АКБ быстрее портится, так как разрыхляется активная масса аккумулятора.

Таким образом, проверка емкости аккумулятора необходима на всех этапах его жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector