Температура кипения тосола и антифриза
Содержание:
- Действия водителя при перегреве двигателя
- Рекомендация для выбора антифриза
- Что лучше антифриз или тосол
- Различия антифриза и тосола
- Какое преимущество есть у антифриза перед тосолом
- Периодичность замены антифриза
- 1 Из чего состоит антифриз
- Критерии выбора антифриза при покупке
- При какой вязкости кипит антифриз?
- Разновидности антифриза
- Отличия между тосолом и антифризом по рабочим качествам
- Применение хладагента
- Немного физики
Действия водителя при перегреве двигателя
Для того чтобы проблем с системой охлаждения не возникало, нужно внимательно следить за её состоянием и регулярно проводить технический осмотр. Как только появляется поломка, необходимо производить ремонт и менять вышедшие из строя части
Также важно постоянно следить за уровнем и состоянием антифриза в системе. Если наблюдается осадок либо отложения, то нужно заменить охлаждающую жидкость и промыть все каналы
Но может случиться так, что система охлаждения дала сбой во время движения. При этом не нужно паниковать
Важно следовать рекомендациям:
Стоит уменьшить нагрузку на двигатель автомобиля. Переключение рычага передач на «нейтраль» и свободное движение до полной остановки будет лучшим решением. Двигатель глушить не стоит. Необходимо включить печку на максимум. Делается это для того, чтобы помочь остыть мотору. После полной остановки автомобиля нужно остановить работу двигателя, но не выключать зажигание. Оно нужно для работы печи. Затем стоит выйти из машины и приоткрыть капот автомобиля. Так воздух будет лучше циркулировать и мотор остынет быстрее. Теперь необходимо подождать минут двадцать. Не стоит торопиться и откручивать крышку бака с тосолом, ведь горячая жидкость может брызнуть, что опасно для здоровья. Если поблизости есть гараж либо сервис технического обслуживания, необходимо добраться до него. Хорошо, если автомобиль возьмут на буксир. В случае когда до сервиса далеко, стоит посмотреть, сколько антифриза в ёмкости. Если его мало, то нужно добавить охлаждающей жидкости в систему, но делать это очень аккуратно, ведь чересчур резкое охлаждение может навредить системе. После того как двигатель остынет, необходимо запустить его и медленно добраться до станции технического обслуживания либо гаража
В процессе движения важно смотреть за датчиком температуры мотора. Если она увеличилась, нужно заглушить двигатель и дождаться остывания
Важно не выключать печку во время движения.
Знать, при какой температуре кипит антифриз, очень полезно. Поняв причины повышения значения на термометре, можно не допустить поломки, избавить себя от затрат на ремонт и снизить риск аварии.
Источник
Рекомендация для выбора антифриза
Если вы будете разбираться в классификации качественного антифриза, то за это ваш автомобиль отблагодарит вас долгим временем его эксплуатации и качественной ездой. В первую очередь, стоит соблюдать абсолютно все рекомендации от завода, который изготовил ваш автомобиль.
Самым идеальным решением будет использование антифриза, который отлично соответствует для эксплуатации в вашем авто, производимого именно на заводе-производителе вашего автомобиля.
На первый взгляд на упаковку антифриза можно его выбрать по таким характеристикам:
- Упаковка должна быть герметичной и аккуратного производства, без ничего лишнего.
- Крышка обязана быть плотно закрытой.
- Жидкость, которая содержится в упаковке, должна иметь прозрачный вид.
- Осадок на дне упаковки должен отсутствовать.
- В случае встряхивания упаковки пена должна достаточно быстро оседать.
Также в случае разбавления антифриза вы не должны использовать первую попавшуюся воду. Жесткость воды для разбавления жидкости для охлаждения двигателя должна составлять не более семи единиц.
Если же вода будет использоваться с наличием соли, хоть даже и маленького процента, то после разбавления вы увидите осадок. В случае, если вы не имеете информации о том, какая жесткость вашей воды, то советуем вам смешать маленькое количество воды и антифриза, в нужном соотношении единиц и посмотреть какой будет результат, а только потом осуществлять полное разбавление.
Также очень не желательно допустить то, чтобы антифриз достиг точки своего кипения, потому что он будет выделять газы и потеряет все свои основные преимущества, и именно, не будет охлаждать двигатель автомобиля. В случае, если эффективность отвода тепла в охлаждающей системе будет ослаблена, то начнется перегрев двигателя автомобиля.
В первый период это может доставить не большое количество проблем, а именно, увеличение расхода топлива, ну а если двигатель будет просто «кипеть», то это означает, что с жидкостью, которая осуществляет охлаждение двигателя автомобиля, начались большие проблемы.
Что лучше антифриз или тосол
Сказать однозначно, что лучше тосол или антифриз не представляется возможным. У каждой жидкости имеются свои плюсы и минусы. Каждая рекомендуется для использования в тех или иных автомобилях.
Антифризы класса G12 (красные), в составе которых есть карбоновая кислота, отлично проявляют свои качества при работе в медных и латунных радиаторах. Наибольшую защиту алюминиевых радиаторов обеспечивают жидкости класса G11 (зеленые) и тосол.
Важный момент при выборе ОЖ. Сам по себе антифриз бесцветный. Синий, красный, зеленый, желтый цвет охлаждающей жидкости достигается добавлением красителей, которые никаких функций не выполняют.
Соответствие цвета определенному классу является общепринятым, но не перманентным. Нужно понимать, что цвет не является определяющим фактором при выборе жидкости. Именно классификация на этикетке поможет подобрать необходимую для вашего автомобиля охлаждающую жидкость.
Различия антифриза и тосола
Для охлаждения двигателя могут использоваться три вида жидкостей:
- вода — самый первый вид охлаждающей жидкости. Применяют только дистиллированную или очищенную. ПО понятным причинам в современных автомобилях от воды отказались;
- тосол — продукт советской химической промышленности. Создавался как альтернатива иностранным охлаждающим жидкостям. Изначально имел минеральный состав, заливался в охлаждающую систему ДВС из чугуна. Появление двигателей из легкосплавных материалов заставило производителей изменить состав — были исключены присадки, вызывающие коррозию деталей. Состав стал органическим;
- антифриз (antifreeze – “против замерзания”) – зарубежный аналог отечественной охлаждающей жидкости.
Тосол и антифриз имеют разный состав и эксплуатационные характеристики. Иногда их смешивают, пытаясь получить обогащенный состав. Но результатом химической реакции может стать вещество, которое нарушит работу основных узлов и агрегатов автомобиля. Тогда понадобится промывка системы, замена дорогостоящих узлов (например, забитого радиатора).
Различия в составе
Тосол создавался еще в 70-х годах прошлого столетия. С тех пор в состав вводились дополнительные присадки, но существенно он не менялся.
Жидкость/
Характеристика |
Тосол синий | Тосол зеленый | G11 | G12 | G13 |
Состав (основное вещество – от 90 %) | Этилен | Этилен | Этилен | Этилен | Пропиленгликоль+глицерин |
Тип присадок | Антикоррозийные на основе неорганических веществ | Антикоррозийные на основе неорганических веществ | Органика – карбонаты, вещества от коррозии меди, противопенные | Комплекс из органики, неорганических веществ, противопенные. | Карбонаты+силикаты (менее 10 %)+минеральные частицы, противопенные, преобразователи ржавчины. |
Температура кипения | 110-115 C | 110-115 C | 110-115 C | 125-200 С | 120-200 С |
Температура кристаллизации | – 40 С | -65 C | -30 C | от -40 до -60 C | от -40 до – 65 C |
Изначально состав прозрачный, поэтому в него добавляют красители, чтобы не было возможности перепутать с дистиллятом. Последний не может использоваться при минусовых температурах.
Другая причина окрашивания тосола и антифриза в яркие оттенки — возможность для автомобилиста определить место течи, если жидкость быстро уходит из системы.
По характеристикам
Обе рассматриваемые жидкости имеют одинаковое назначение — не дать перегреться двигателю, а охлаждающей жидкости замерзнуть при минусовой температуре.
Можно выделить основные отличия в рабочих характеристиках:
- антифриз превосходит тосол по показателям закипания и кристаллизации;
- присадки в антифризе более эффективно защищают ДВС, разрушая ржавчину;
- антифриз не создает толстой защитной пленки на поверхностях, что позволяет ему более эффективно защищать ДВС от перегрева;
- ресурс эксплуатации у зарубежного аналога выше, чем у тосола;
- антифриз препятствует образованию пузырьков воздуха в гильзах ДВС (кавитация), продлевает ресурс водяной помпы;
- отсутствие или малый процент силикатов в антифризе не дает образовываться осадку в виде кремниевого песка, который забивает патрубки и трубки радиатора.
Какое преимущество есть у антифриза перед тосолом
Эксперты советуют заливать в систему охлаждения авто хладагент, обладающий наибольшим количеством преимуществ перед аналогами.
Какая способность эффективно охлаждать двигатель
Главное преимущество антифриза перед тосолом – повышенная эффективность охлаждения двигателя.
Использование классических жидкостей может привести к образованию накипи. Ее толщина на стенках системы охлаждения может достигать 0,5 мм.
Такой слой может защитить металл от ржавчины, однако значительно ухудшает теплоотвод. Тосол в данной ситуации начинает работать, как изолятор.
Двигатель при этом вынужден функционировать в условиях повышенной температуры. Обстоятельство отрицательно сказывается на его работоспособности и может привести к поломке.
Скорость износа деталей повышается. При этом происходит снижение общей мощности двигателя.
Карбоксилатный антифриз позволяет предотвратить перегрев. Использование жидкости не приводит к образованию накипи. Защитный слой появляется только на тех участках, где стало заметно воздействие коррозии. При этом толщина слоя не превышает 0,0006 мм, что не отражается на теплоотводе. Используя антифриз, автовладелец минимизирует вероятность возникновения проблем с работой системы охлаждения двигателя.
Какой срок эксплуатации
Известно, что пакеты силикатов содержат соли неорганических кислот. С большой уверенностью можно заявить, что при производстве российских антифризов в большинстве своем применяются нитриты и силикаты.
По логике эти вещества должны относиться к тосолам. Силикаты добавляют в состав расходного материала для того, чтобы во время использования он надежно защищал детали системы охлаждения, изготовленные из алюминия, от коррозии. Нитриты помогают оградить металл от кавитационной эрозии. По этой причине их тоже включают в состав российского антифриза.
Пакеты присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости, сбалансированы. Однако это не препятствует тому, что они быстро теряют свои свойства из-за нарушения композиции по причине расхода одного из элементов.
Исследования показали, что в первую очередь истощаются запасы нитритов и силикатов. Если охлаждающая жидкость изготовлена только на основе этих присадок, уже через 30 000-40 000 км она полностью утратит свои защитные свойства.
В отличие от ОЖ отечественного производства, иностранные антифризы лучше сохраняют стабильность. Эта особенность объясняется тем, что зарубежные изготовители применяют другие присадки. Добиться стабильности охлаждающей жидкости позволяет карбоксильная технология. Расход присадок, входящих в состав антифриза, происходит медленно.
При этом эффективность защиты металла двигателя от коррозии не снижается. Не происходит и уменьшение мощности мотора. Так, некоторые марки зарубежного антифриза могут исправно выполнять свои функции до достижения пробега в 250 000 км.
Другими словами, жидкость для охлаждения зарубежного производства можно не менять до 5 лет, если она используется для нормальной работы двигателя легкового автомобиля, и до 7 лет, если расходный материал использован для грузового транспорта.
Какая защита водяного насоса
Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что водяной насос часто выходит из строя. Главной причиной поломки служит гидродинамическая кавитация.
Течение физического процесса приводит к тому, что в детали начинают образовываться так называемые каверны – полости или пустоты.
Их появление приводит к тому, что лопасти водяного фильтра разрушаются, и он выходит из строя.
Многие автолюбители пытаются защитить свое транспортное средство от гидродинамической кавитации, пытаясь подобрать правильный антифриз, способный минимизировать разрушительное воздействие процесса.
Однако ряд специалистов утверждает, что охлаждающей жидкости, способной предотвратить быстрый выход из строя водяного фильтра на химическом уровне не существует.
Утверждение верно лишь отчасти. Отдав предпочтение карбоксилатному антифризу, владелец транспортного средства существенно снизит воздействие гидродинамической кавитации.
Срок службы водяного насоса при этом может увеличиться до 50%.
Периодичность замены антифриза
Интервалы между заменами охлаждающей жидкости зависят, прежде всего, от вида антифриза.
Самые простые и дешёвые охлаждающие растворы класса G11, к которым относится и наш тосол, сохраняют свои свойства на протяжении 60 000 километров, или в течение двух лет. Антифризы более высоких классов служат дольше, и менять их нужно на много реже.
Например, жидкости класса G12, которые можно внешне отличить по красному цвету не теряют своих свойств 5 лет или 150 000 километров пробега. Ну и самые продвинутые, пропиленгликолевые антифризы, класса G13, служат не менее 200 000 км. А некоторые виды этих растворов можно вообще никогда не менять. Эти антифризы можно отличить по ярко-жёлтому или оранжевому цветам.
1 Из чего состоит антифриз
Современная охлаждающая жидкость – состав на основе водного раствора сложных спиртов, которые замерзают при низкой температуре. В качестве спиртовых составляющих зачастую выступают этиленгликоль и пропиленгликоль. Очищенный этиленгликоль – это вязкая маслянистая бесцветная жидкость, имеющая слабовыраженный характерный запах. Кипеть этиленгликоль начинает при температуре 197˚ C, а замерзать при –13˚ C. Этиленгликоль является самым опасным пищевым ядом.
Очищенный этиленгликоль
Антифризы, в состав которых входит пропиленгликоль, также имеют хорошие эксплуатационные характеристики. С экологической точки зрения они не столь вредны как первый тип охлаждающих жидкостей. Согласно результатам тестирования, как этиленгликолевые, так пропиленгликолевые антифризы имеют практически одинаковые температуры кипения и замерзания. Благодаря этому они хорошо работают не только в нормальных, но и в экстремальных условиях. Единственное, что отличает первый тип от второго, так это более низкая температура замерзания этиленгликолевых составов. Разница составляет всего лишь 1–2 градуса и только при условии одинаковой концентрации антифриза в конструкции двигателя.
Критерии выбора антифриза при покупке
При приобретении охлаждающей жидкости в магазине следует обратить внимание на технические свойства:
- Соответствие марки вашей машины.
- Класс жидкости.
- Химические составляющие.
- Предельные температуры работы.
В этом случае цвет будет приятным дополнением, которое даст возможность хорошо видеть, сколько осталось антифриза в бачке. Краситель также выполняет следующие функции:
- Выявление рабочих свойств, так как от времени он меняет цвет. Если он из синего цвета стал прозрачным, то следует промыть систему и заменить антифриз.
- Определение места утечки. Яркий цвет помогает точно найти место повреждения системы. Например, на стоянке под автомобилем может появиться цветная лужа.
- Предупреждает о том, что в бачке находится ядовитое химическое вещество, опасное для жизни, по аналогии с ядовитыми насекомыми, имеющими яркую окраску.
При какой вязкости кипит антифриз?
График по общей зависимости показателя вязкости от значения температуры
Картинка удивляет, поскольку жидкости, даже в том случае, если они относятся к одному типу и имеют один оттенок, никогда не стоит перемешивать между собой.
В самом же деле, хладагент делается практически всегда в одинаковом оттенке, иными словами, антифриз обычно не имеет какого-либо цвета, но уже на последнем этапе изготовления компании — производители добавляют в него простой краситель определенного оттенка, ради того, чтобы придать смеси какой-то особый либо индивидуальный оттенок.
Можете кстати не думать на эту тему, поскольку никакой краситель практически никогда не снижает рабочих качеств мотора и не влияет на свойства антифриза.
Также нередко ходят такие слухи, что в тосол так же компании вливают определенные смазывающие смесь добавки, это по своей сути тоже всего лишь слухи, которые не имеют с реальностью ничего общего.
Что же по поводу средней температуры замерзания смеси, то температура закипания тосола составляет около – 110 градусов, а температура закипания антифриза около – 120 °С. При этом различия вроде особо не заметны, однако во время уличной жары это играет определенную роль.
Разновидности антифриза
Антифриз – это международное название жидкостей, используемых для функционирования системы охлаждения автомобиля. В их основе лежит этиленгликоль или пропиленгликоль и различные присадки, позволяющие защитить детали авто от преждевременного износа.
Если человек думает над тем, антифриз или тосол: что лучше использовать, необходимо ознакомиться с существующими разновидностями хладагента.
КарбосиликатныйКарбоксилатные антифризы входят в класс G12. Занимаясь созданием жидкости, производители учли минусы силикатной группы и превратили их в преимущества нового продукта.
Карбоксилатные присадки, входящие в состав антифризов класса G12, не образуют защитный слой по всей поверхности системы охлаждения автомобиля. Воздействие на очаги коррозии происходит точечно. При этом толщина защитного слоя в местах поражения не превышает 1 микрона.
Использование карбоксилатного антифриза связано со следующими преимуществами:
- жидкость обладает высоким уровнем теплоотдачи.
- продукт не наносит вред системе охлаждения автомобиля.
- период эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет.
Однако использование ОЖ с карбоксилатными присадками имеет и неприятные особенности. Вещество начинает оказывать воздействие на область, подвергшуюся коррозии, только когда признаки поражения уже появились. Антифриз не обладает защитными свойствами, позволяющими предотвратить возникновение проблемы.
Антифризы, входящие в класс G12, не единственные хладагенты, относящиеся к категории карбоксилатных. Стремясь устранить основной недостаток продукта, производители приняли решение объединить технологию производства силикатных охлаждающих жидкостей с карбоксилатными. Так был разработан класс G12+.
Антифризы, входящие в категорию, называют гибридными. В отличие от других карбоксилатных ОЖ, хладагенты класса G12+ содержат и органические присадки, и неорганические. Точный состав дополнительных веществ зависит от страны изготовителя. Так, в Европе в гибридные антифризы добавляют силикаты, в Америке – нитриты, а в Японии – фосфаты.
От точного состава зависят защитные свойства антифриза. Подобрав хладагент с учетом рекомендаций, которые производитель авто указал в инструкции по эксплуатации, хозяин транспортного средства сможет минимизировать износ системы охлаждения и мотора.
Силикатный
К силикатным антифризам относят охлаждающие жидкости, изготовленные по традиционной технологии. Специалисты выделяют их в отдельную категорию G11. Силикатные антифризы не только помогают предотвратить перегрев двигателя, но и препятствуют коррозии. Для наделения продукта подобными свойствами, производители включают в состав присадки из неорганических веществ и их комбинаций:
- силикаты,
- нитриты,
- амины,
- фосфаты,
- бораты.
Попадая в систему охлаждения автомобиля, присадки, входящие в состав силикатных антифризов, покрывают поверхность защитным слоем.
Он предотвращает преждевременное разрушение деталей. Однако подобное свойство значительно снижает процесс теплоотдачи. Кроме того, со временем защитный слой начинает разрушаться и осыпаться вниз.
Упавшие кусочки захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают разрушать все на своем пути. Чтобы минимизировать вероятность нанесения вреда деталям системы, рекомендуется менять силикатные антифризы не реже, чем 1 раз в 2 года.
Отличия между тосолом и антифризом по рабочим качествам
Тосол по своим рабочим характеристикам отличается от антифриза: стоит помнить, что советский хладагент сделан по устаревшему рецепту и достаточно быстро утрачивает свои характеристики при достижении высокой температуры. Также советский хладагент не способен служить полноценной заменой антифризу и не в состоянии защитить мотор автомобиля при достижении им значения температуры в 100 градусов.
Антифриз по своей общей консистенции слегка жидковат в сравнении с тем же тосолом и поэтому походит на воду.
Как отличить один хладагент от второго? Чтобы можно было более точно узнать, что вы приобрели для машины и обезопасить свой мотор от подделки и возможных поломок в процессе эксплуатации авто — постарайтесь обратить внимание на размер тары, в которой собственно храниться смесь в виде хладагента. Например, многие компании с определенной репутацией стараются ей дорожить и наносят на канистры определенный тип обозначений с вдавленными литерами и многоступенчатой этикеткой
Источник
Применение хладагента
Качество охлаждающей жидкости сильно влияет на показатели теплопроводности, рабочей и максимальной температуры использования
Для определения точки кипения антифриза нужно обращать внимание на качество. Например, температура кипения тосола «А 40» составляет 108−110 градусов
Порой автолюбителям попадается некачественная жидкость, которая закипает даже раньше, чем вода. Снизить вероятность покупки подделки поможет только приобретение марки тосола или антифриза, уже использовавшейся.
У любого тосола температура закипания зависит от давления. Как правило, при повышенном давлении верхняя граница смещается вверх. Застывает охлаждающая жидкость при сорока-шестидесяти градусах ниже нуля. Обычно тосол меняют по прошествии двух-трёх лет либо каждые восемьдесят тысяч километров пробега.
Вода и тосол
В первых моделях автомобилей для охлаждения систем двигателя использовали обычную воду. Но при ста градусах жидкость кипит, поэтому в условиях повышенных нагрузок она весьма неэффективна. Да и к тому же вода замерзает при нулевой отметке термометра. Этот факт не раз становился причиной различных поломок автомобиля в зимнее время.
Химики совместно с инженерами долго думали над проблемой и нашли решение. Новая жидкость — антифриз — обладает температурой кипения в 108—125 градусов Цельсия. Конечно, разброс в значении достаточно велик, но цифра зависит от типа присадок в составе, давления в системе и общего качества жидкости.
Самый дешёвый тосол производят с нарушением традиционной технологии, что влияет на состав и свойства. Иногда водители жалуются на жидкости, которые кипят при отметке в восемьдесят пять градусов. Несомненно, это опасно для автомобиля. Иногда лучше залить в бачок дистиллированную воду, нежели непонятную смесь. Не стоит слишком экономить на антифризе, ведь ремонт автомобиля в итоге может обойтись намного дороже.
Зависимость от давления
При атмосферном давлении качественный тосол кипит, достигая отметки в 180−110 градусов. Но повышенное давление в системе увеличивает и максимально допустимое значение для кипения жидкости.
При исправной работе системы верхняя граница для тосола может быть сдвинута до плюс 130 градусов. Конечно, система при этом должна быть полностью герметичной. Бак с антифризом должен быть плотно закрытым. Это во многом зависит от исправности клапана на крышке расширителя. Негерметичная система охлаждения способствует тому, что тосол быстро перегревается. Под давлением антифриз увеличивает запас устойчивости к перегреву двигателя.
Немного физики
Говорить о температуре закипания антифриза в конкретике тосола некорректно, поскольку, во-первых, тосол имеет определённый химический состав, и его теплофизические характеристики определяются не только температурой, но и давлением. Во-вторых, тосол, создававшийся в своё время исключительно под двигатели отечественного производства, содержит присадки, которые обеспечивают не только эксплуатацию автомобиля при пониженных температурах, но и его защиту от ряда неблагоприятных факторов:
- коррозии;
- износа;
- кавитации.
Смазывающего действия тосол, в отличие от антифризов, не оказывает, а снижение износа достигается вследствие уменьшения температуры подвижных элементов привода, при росте которой выбираются зазоры, и коэффициент трения естественным образом увеличивается.
Если с допустимой температурой всё более-менее ясно (не более 90ºС), то с давлением в двигателе дело обстоит сложнее. Для обеспечения защиты двигателя от перегрева тосол прокачивается при повышенных давлениях, что сказывается и на температуре жидкости. Для большинства марок фактическое давление в блоке цилиндров не менее 1,2…1,3 ат: именно тогда, согласно закону Клаузиуса, температурный максимум, необходимый для кипения жидких сред, возрастает. Таким образом, теоретически допустимая температура кипения охлаждающих жидкостей может составлять 110…112ºС.