Промывка двигателя при замене масла
Содержание:
- Почему солярка и какие пропорции?
- Как делается промывка – чистим по старинке
- Средства для промывки силового агрегата: что выбрать
- Виды промывочных жидкостей
- Для чего нужна промывка двигателя соляркой
- Особенность процедуры промывки
- 5-минутная промывка двигателя.
- Промывка двигателя соляркой
- Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
Почему солярка и какие пропорции?
Дизель для промывки используют из тех соображений, что кроме свойства растворять он еще и жирный поэтому какую-ни-какую, а создает пленочку. В отличие от обычных промывок или растворителей (про димексид вообще молчу, хотя он и помогает иногда).
Свойства соляры
Солярка давно в почете у автомехаников, занимающихся отечественным и старым иномарочным транспортом. С помощью солярки очищают разобранный двигатель. Безусловно, в разобранном виде можно дойти до каждого поворота, крепления, которые обязательно промываются и вычищаются вручную. Но как она показывает себя в качестве промывки.
Как делается промывка – чистим по старинке
Если вы являетесь владельцем классики от АвтоВАЗа или подержанной недорогой иномарки, и вас по-прежнему интересует промывка двигателя соляркой, тогда приготовьте соляры столько, сколько обычно вы заливаете масла при его замене.
Купите самый дешевый масляный фильтр и произведите следующие манипуляции:
- Слейте масло и замените фильтр на дешевый.
- Залейте солярку в двигатель.
- Проверните несколько раз коленвал стартером.
- Слейте солярку, поменяйте фильтр и залейте новое масло.
Таким же способом производится промывка двигателя керосином. К слову, промывку системы охлаждения тоже можно делать самостоятельно, например, кока-колой. А что по этому поводу думают специалисты. Квалифицированный автомеханик вам ответит, что промывать можно только разобранный двигатель в процессе ремонта, поскольку, если это делать на собранном зашлакованном двигателе, велика вероятность того, что забьется масляный канал, и понадобится дорогостоящий ремонт.
Главная →
Обслуживание и Ремонт → Двигатель →
Средства для промывки силового агрегата: что выбрать
Все составы, имеющиеся в продаже и предназначенные для очищения деталей мотора от угарного налёта и различных шлаков, делятся на 3 группы:
- специальные промывающие масла;
- присадки для щадящей промывки;
- добавки для быстрой промывки (жидкости – «пятиминутки»).
Промывочные масла отличаются от обычных менее вязкой консистенцией, позволяющей проникать во все застойные зоны масляных протоков, и расширенным пакетом моющих добавок. Изготавливаются на минеральной и синтетической основе и продаются в канистрах ёмкостью 4 и 5 л. При промывке данный состав полностью замещает слитую ранее старую смазку и действует в течение 10—15 минут на запущенном двигателе, после чего тоже сливается.
Комплект масел для замены с промывкой
Использование промывочных масел хорошего качества — лучший способ очищения, который даёт положительный результат и не наносит вреда деталям силового агрегата. На производстве таких составов специализируются известные бренды Liqui Moly и Castrol. Недостаток способа заключается в длительности процедуры, на неё придётся потратить минимум 1 ч времени, что актуально для слишком занятых автомобилистов.
Специальная химия и присадки для мойки
Наиболее известные и зарекомендовавшие себя на практике производители щадящих присадок — бренды Hi Gear и Bbf, хотя в продаже можно увидеть множество жидкостей других торговых марок. Они выпускаются в пластиковых и жестяных ёмкостях объёмом 400—500 мл и представляют собой смесь моющих компонентов, добавляемых в картер ещё во время эксплуатации. Например, инструкция к американской промывке Hi Gear гласит следующее:
- для очистки двигателя с малым износом нужно добавить присадку за 200 км до замены масла с расчётом 1 банка на 4—5 л моторной смазки;
- в изношенный мотор или с пробегом свыше 70 тыс. км надо заливать 2 банки: одну спустя 1500—2000 км после замены масла, вторую — за 200 км перед следующей.
Моющие добавки Liqui Moly и Runway
Присадки этой группы удобны в применении и достаточно эффективны, они хорошо подходят занятым людям, которым некогда возиться с промывочными маслами. По отзывам пользователей, моющие жидкости для мотора нареканий не вызывают, исключая случаи неправильного применения.
Промывки – «пятиминутки» (например, от бренда Runway) представляют собой агрессивную жидкость, рассчитанную на объем до 5 л масла и предназначенную для быстрой очистки двигателя. Применяют их так:
- Убедившись, что уровень отработанной смазки находится посередине между минимальной и максимальной отметкой, заливают «пятиминутку» в мотор.
- Запускают двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах без перегазовок в течение 5 минут.
- Сливают отработку вместе с присадкой, меняют фильтр и заполняют картер новым смазывающим материалом.
Данный тип промывок считается наиболее вредным для трущихся деталей силового агрегата и резиновых сальников, невзирая на заверения производителей в безопасности продукта. Мало того что жидкость довольно агрессивна, она за столь короткое время не успевает качественно промыть все каналы. Единственный плюс — простота в использовании.
О народных промывочных средствах: дизельном топливе, бензине и керосине, ацетоне и прочих
В советские времена, когда выбор химических средств для обслуживания автомобилей был весьма ограничен, водители промывали силовые агрегаты разными доступными жидкостями, в том числе:
- дизельное топливо;
- керосин, сольвент;
- ацетон;
- различные масла – «веретёнка», трансформаторное, дизельное.
Перечисленные препараты служили ингредиентами для создания народных моющих средств, ведь в чистом виде заливать в мотор солярку или ацетон недопустимо. Трансформаторное масло смешивали с дизельным топливом в пропорции 1:1 или с керосином (400 мл на 2,5 л смазки). После эту смесь заливали в картер и давали поработать на холостых оборотах 15—25 минут. На тот момент рецепт действовал неплохо.
Современные автомобили сильно отличаются от старых «Жигулей» и «Волг», где степень сжатия была невысокой, отсутствовали датчики и электроника, а для изготовления ЦПГ и клапанов применялись дешёвые сплавы и металлы. По этой причине использование подобных смесей, особенно содержащих ацетон, недопустимо во всех двигателях нового образца. Промывать детали мотора керосином или соляркой можно лишь по отдельности, когда агрегат полностью разобран для ремонта.
Виды промывочных жидкостей
На рынке присутствует огромное многообразие промывочной продукции. В основе их лежит минеральное масло, не подходящее для длительной эксплуатации в моторе из-за своей низкой цены и плохих смазочных характеристик. Все промывочные вещества делятся на 2 категории: промывочные жидкости и промывочные масла.
Промывочные жидкости
Этот вид продукции содержит в своем составе щелочные добавки, благодаря которым и происходит очищение. Делятся данные вещества на 2 типа: долго действующие и пятиминутки.
Первый тип постепенно исчезает с прилавков магазинов из-за своей невыгодности. При их использовании нужно обращаться к специалистам 2 раза. Сначала, чтобы жидкость добавили в мотор, а через пару дней, чтобы ее слили и залили нормальный смазывающий продукт. Кроме того, пока жидкость очищает двигатель, от привычной эксплуатации автомобиля придется отказаться. А как повлияют химические вещества, содержащиеся в составе промывки, на детали двигателя, достоверно никому неизвестно. Поэтому производители исправили недостатки и предложили владельцам авто улучшенное промывочное средство.
«Пятиминутка». В состав этого типа промывки входят улучшенные присадки, которые защищают детали двигателя от действия химических веществ. Очистить мотор стало гораздо легче. Данная продукция тоже делится на 2 типа:
1. Масла для промывки по 4 и 5 литров в упаковке. Заливаются в движок после слива отработанной смазки;
2. Жидкости для промывки, по 300 мл. Заливаются в старую смазывающую продукцию перед заменой.
При использовании такого вида очистки двигатель должен проработать на холостом ходу 5-15 минут.
Промывка двигателя соляркой (дизельным топливом)
С давних времен и по сей день у некоторых автолюбителей практикуется способ промывки движка соляркой. Использовать его можно каждые 100.000 км пробега. Данный метод считается самым лучшим для очистки моторов, поскольку удаляет абсолютно всю грязь. Солярка смешивается с любым видом масла, потому что является продуктом нефти
Но использовать эту методику нужно очень осторожно.
Чтобы промыть двигатель соляркой, нужно поставить машину на смотровую яму и прогреть мотор. Затем слить отработанную смазку через фильтр
Когда движок остынет, из фильтра удалить грязь и поставить его на место, после чего залить в мотор масло, смешанное с соляркой в пропорциях 1 к 3. Завести мотор на 20 секунд, заглушить и опять завести на минуту. Снова заглушить и через 5 минут завести уже на 5-10 минут работы. После этого солярку нужно сливать.
Не забывайте, что такой жесткий метод промывки двигателя соляркой можно производить очень редко.
Промывка двигателя в подержанных автомобилях
Приобретая подержанную машину даже у знакомых людей, нет уверенности в том, что хозяин следил за авто как положено. Если бывший владелец не промывал двигатель и не совершал своевременную замену масла, то, когда вы решите совершить промывку мотора качественной продукцией, все накопленные за годы эксплуатации вредоносные отложения будут превращены в жидкую субстанцию и попадут в сетку маслозаборника. В ближайшее время это приведет к поломке двигателя. Чтобы избежать печальных последствий, прежде всего после покупки машины с рук нужно обратиться к специалистам, которые проверят движок на степень чистоты. В некоторых случаях двигатель приходится очищать вручную. Это процесс довольно долгий, и цену за такую работу назначают высокую. Но это стоит того, если вы хотите, чтобы мотор служил вам верой и правдой не один год.
Для чего нужна промывка двигателя соляркой
Как уже говорилось, споры вокруг вопроса «Надо или не надо промывать двигатель перед заменой масла?» ведутся и по сегодняшний день. Одни считают, что если автомобиль новый или Вы его первый владелец (тоесть уверенны что и когда в него заливалось), то производить промывку не обязательно, достаточно просто вовремя менять масло и использовать при этом качественную продукцию.
Другие же рекомендуют периодически это делать, аргументируя данный факт накоплением вредных веществ, которые каждый раз смешиваются со свежезалитым чистым маслом. Также, промывать двигатель перед сменой масла рекомендуют тогда, когда с последней замены прошло еще совсем мало времени, а оно уже опять грязное (определить можно посмотрев на щуп или под крышку маслозаливной горловины), или же при переходе с одной марки на другую.
Теперь давайте разбираться, что же нам даст промывание двигателя соляркой. Многие современные автолюбители считают использование такого средства пережитком прошлого и не советуют применять старый дедовский способ. Но на практике, оказывается что солярка отлично отмывает все внутренние каналы и детали двигателя, а также обладает некоторыми смазочными свойствами.
Почему же тогда не стоит ее применять для наведения чистоты в моторе? А вот почему…Солярка не является промывочным материалом, это горючие и предназначено совсем для других целей.
Возможно, у некоторых водителей получается извлечь с ее помощью определенную часть грязи, но утверждать, что она эффективна в этом вопросе на 100%!ни в коем случае нельзя, так как даже применение специально предназначенных для этого средств не всегда с первого раза дает положительный результат.
Кроме того, Вам может попасться низкокачественный продукт, составляющие которого не только не очистят детали, а еще и дополнительно загрязнят скрытые полости, последствия чего Вы сможете прочувствовать чуть позже (разбухнет сальник или сам двигатель начнет сильнее изнашиваться).
Еще бытует мнение, что солярка («пятиминутка» кстати тоже) стекая в поддон забивает сеточку маслоприемника, добавляя тем самым проблем с двигателем.
Вообщем, подводя итог всего вышесказанного, можно отметить возможность промывания соляркой отдельных частей и деталей мотора, когда он находится в разобранном состоянии, но проделывать то же самое заливая ее в систему перед сменой масла, очень нежелательно.
Особенность процедуры промывки
Принцип работы системы смазки двигателя.
Основной задачей промывки двигателя перед заливкой нового масла является полная очистка системы от предыдущей жидкости и скопившейся грязи или нагаров. Для решения такой задачи требуется применять составы, способные растворить твердые наросты, остатки смолистых отложений и остатков старого состава. Чтобы очистить мотор, используется 2 основных способа: введение специальных добавок в масло перед его сливом или заливка промывочной жидкости после слива старого состава. Современные средства такого назначения хорошо справляются с поставленной задачей, но, во-первых, они достаточно дорогостоящи, а, во-вторых, имеют повышенную химическую агрессивность, что способно разрушающе воздействовать на детали двигателя.
Солярка применяется в качестве промывочной жидкости с момента ее появления в продаже. Более того, в прежние времена, когда отсутствовали специальные вещества, солярка, наряду с керосином, считалась лучшим очистителем мотора. Такое мнения заслуженных автомобилистов вполне оправдано. Дизельное топливо является хорошим растворителем для многих смолистых остатков и маслянистого состава. Оно обладает хорошей текучестью и, проходя по масляным каналам системы, способно растворить шлаки, грязь, накипь, масляные сгустки и вывести их наружу. Солярка по своим очищающим способностям оказывает достойную конкуренцию современным промывочным жидкостям. При этом она не оказывает никакого агрессивного воздействия на металл, прокладки и уплотнители. Надежность способа промывки двигателя соляркой проверена десятилетиями эксплуатации автомобилей различных марок.
Опытные автомобилисты, использующие соляровый способ чистки, рекомендуют использовать смесь солярки с маслом. Такая смесь приготавливается путем равного перемешивания ингредиентов. Аналогично дизельному топливу очистка мотора иногда проводится с помощью керосина, обладающего высокой растворяющей способностью в части воздействия на маслянистые и органические загрязнения.
5-минутная промывка двигателя.
В продаже существует огромное количество экспресс-промывок двигателя. Если говорить о «баночных» версиях (т. е. маленькая баночка с ядрёной смесью), то это вообще номер один по продажам (ну, зимой может антигели и размораживатели дизтоплива перебивают:)). Да, кроме баночной версии бывают промывки в канистрах объёма 3.5 — 4 литра. Исходя из логики использовать предпочтительнее как раз их, но обычно это промывки российского производства дешёвого сегмента, а значит, скорее всего не оправдывают ожиданий. Сейчас остановимся на том, чем же могут быть плохи промывки. Дело в том, что грязь сама по себе фатального вреда двигателю не наносит. Нет, есть, конечно проблемы с сужением масляных каналов, превращением шлама в кокс в высокотемпературных зонах, в конце концов нарушение теплового режима. Но всё это не ломает двигатель в одночасье. Грязь в основном лежит себе спокойненько там, где её никто не трогает, потому что там, где всё двигается и течёт под давлением, грязь этими процессами смывается (ну или «лакирует» детали:)). Фатальные проблемы начинаются, когда большая масса налипшей грязи тем или иным способом снимается со своих мест и попадает в свободно циркулирующий объём масла. Выше я упоминал о дисперсантах, которые держат мелкие частицы грязи во взвешенном состоянии, не давая им слипнуться между собой или вновь «залечь на дно».
Вернёмся к «канистровой» версии промывки, назовём его «промывочным маслом» (оно, в принципе, так и называется:)). Глядя на объём в 3 с лишним литра можно предположить, что помимо собственно детергентов (то есть отмывающих присадок), которых там около 400 мл (по аналогии с ёмкостью баночных версий) остальное — это база плюс максимально возможное количество диспергирующей присадки для удержания отмытой грязи. Однако, как я говорил, ценовой уровень основной массы промывочных масел не даёт разбега производителю для внесения в рецептуру нужного количества присадки (дисперсанты — вещь недешёвая). Поэтому частенько по экономическим соображениям ограничиваются просто базой + моющей присадкой. Видимо, следуя логике, что если промывку применять каждый раз, то в двигателе не будет большого количества грязи и дисперсанты не понадобятся. Да, это действительно так, но при условии применения нормального моторного масла грязи и так не будет, и смысл применения химии отсутствует. В реальности отлипшая грязь не будучи связана присадкой агрегируется между собой, слипается в здоровенные шмотки и радостно устремляется в направлении маслозаборника, залепляя его сетку подчас полностью.
Здесь начинается внеплановая капиталка двигателя
В результате двигатель работает в режиме масляного голодания и, как следствие, ломается практически стопроцентно (разве что повезёт вовремя «просечь момент» и тащить незаведённый машин на эвакуаторе в ближайший/любимый сервис).
Промывка двигателя соляркой
Машинка наездила 120тыс и стала подъедать маслице (до 1 л на 1000км). Компрессия во всех горшках 12,5. Нигде ничего не течет. Выхлоп нормальный.
Было решено сначала прибегнуть к бюджетным способам вернуть эксплуатационные характеристики. Для начала 2 раза произвели раскоксовку колец с использованием LAVRа. Ситуация слегка исправилась, расход снизился, но недостаточно (около 500мл на 1000км).
Подумав и почитав материалы в интернете решили проверить гипотезу с закоксовашимися маслосъемными кольцами, до которых ЛАВР добраться не смог ввиду того, что закапывался в цилиндры через свечные колодцы. Мыть решили «снизу».
Слили отработанное масло, промыли чистой солярой самотеком, не заводя двигатель. Соляра была по цвету как отработка.
Далее разбодяжили 6 литров смеси (соляра — промывочное масло 1:1) и залили в двигатель на 1 час, провернув вручную несколько раз коленвал. Завели двигатель и дали прогреться градусов до 40. Слили, жижа опять была по цвету как отработка. К тому же на дне таза были обнаружены крошки темного цвета, размер частиц доходил до 1мм в толщину и 3 мм в длину. Частицы не магнитились. Вероятно это и были фрагменты «гадости», мешающей маслосъемным кольцам делать свою работу. При нажатии на гашетку из трубы выходил белый дым и летела сажа.
Процедуру повторили еще 2 раза. Каждый раз сливаемая жижа была грязная, но с каждым разом все чище.
Ну и напоследок промыли промывочным маслом, дав поработать двигателю мин 10. На выходе масло чуть светлее темного велкопоповецкого козла.
Поменяли фильтр, залили Motul 5w40. Пока полет нормальный. Проехал 200км, уровень пока не изменился.
Расходные материалы и сопутствующие инструменты: 15л соляры 8л промывочного масла (будете повторять — берите 12л, нам на последнюю бодягу для пропорции 1:1 масла не хватило, бодяжили 1л масла на 3л соляры) 2 масляных фильтра 3.5л синтетического моторного масла 6л пенного напитка 4 руки 2 головы
Параллельно еще поменяли радиатор кондея и промыли радиатор охлаждения от накопившейся шубы.
PS Через 10км после процедуры затроил движок, выяснилось, что при промывании радиатора залили водой два свечных колодца и катушки в них. При замене свечек выяснилось, что на свечах был неслабый налет сажи (такой же как в выхлопе при промывке). Поэтому после проведения вышеописанной процедуры замените свечи. PPS Машина безкатализаторная, стоит пламегаситель. Чипована. Как данная процедура могла бы сказаться на катализаторе — боюсь представить, действуйте на свой страх и риск. Желаемый результат достигнут, больших капиталловложений на переборку/замену двигателя удалось избежать.
Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
Промывка двигателя категорически запрещена при смене масла только в одном случае: автомобиль находится на гарантии и его обслуживание по сервисной книжке проводится в дилерском центре или сертифицированном автосервисе. Регламент обслуживания всех производителей эту операцию исключает. Это связано с тем, что находящийся на гарантии автомобиль должен эксплуатироваться без малейших посторонних примесей в моторном масле.
Заливка свежего масла в двигатель не всегда требует промывки
Но бывалые водители и многие специалисты также не советуют промывать двигатель, если используется качественная синтетика или полусинтетика. Довод таков — в состав моторного масла входят:
- минеральная (очищенная нефтяная) или синтетическая (синтезированная из нефти в лабораторных условиях) основа;
- сбалансированный набор улучшающих присадок (противопенных и вязкостных, антиокислительных и противокоррозионных, моющих и антифрикционных, антиоксидантов и деактиваторов, противоизносных, щелочных и других компонентов).
Итог устойчивого равновесия всех присадок — поразительная стабильность, которая соблюдается в течение всего времени, сколько осталось до очередной замены масла. Именно специальные моющие присадки не позволяют образовываться на стенках и в масляных каналах шламу, шлаку и нагару. Все загрязнения накапливаются в самом масле и удаляются при его замене. Практика показывает, что многие движки иномарок на качественных маслах дают пробег в многие сотни тысяч километров без необходимости промывки.
Качество топлива в России оставляет желать лучшего, поэтому вопрос о промывке становится актуальным именно в нашей стране
Но мы живём в России. У нас и стандарты не такие жёсткие, как в развитых странах, и качество горюче-смазочных материалов значительно хуже. Есть случаи, когда промывка нужна любому автомобилю, независимо от его возраста, престижности и вида используемого моторного масла:
- Нужно поменять тип масла (минеральное на полусинтетику или наоборот); его вязкость (летнее, зимнее, всесезонное).
- При переходе на масло другого производителя (многие масла недопустимо смешивать друг с другом).
- После капитального ремонта двигателя или текущего, если снималась головка блока цилиндров и проводились операции внутри движка, если мотор разбирали.
- При покупке автомобиля у частного владельца, когда нет данных о частоте замены и качестве масла в двигателе.
- При аварийных ситуациях, когда в поддон попадает охлаждающая жидкость, топливо или вынужденно приходится доливать масло низкого качества.
Различия в мойке дизельного и бензинового
Турбонадувной дизельный двигатель при замене масла промывать не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. В экстренном случае можно просто поменять дизельное масло досрочно. Никаких специфических промывок для силовых агрегатов, работающих на солярке, нет. Дизельное масло обладает уникальными свойствами, которых нет у моторных масел карбюраторных двигателей. В первую очередь это создание тончайшей масляной плёнки на трущихся поверхностях. Благодаря этой плёнке сопрягающиеся детали находятся в «плавающем» состоянии, то есть не соприкасаются друг с другом. Поэтому дизельное масло гуще, рассчитано на более жёсткие условия работы и имеет свой набор присадок. Любая промывка не обладает этими качествами. В её составе нет таких присадок. Использование промывок любого типа на дизельном двигателе может привести к печальным последствиям: или усиленный износ трущихся деталей дизеля и досрочный ремонт, или его выход из строя за короткое время.
Масло для дизельных двигателей более «сильное» в плане очистки деталей мотора в ходе эксплуатации авто, нежели масла для бензодвижков
Условия работы, материал изготовления деталей, состав нагара у дизелей и карбюраторных моторов сильно отличаются. Правда, для легковых автомобилей с высокофорсированными силовыми агрегатами разработаны универсальные масла, которые можно заливать как в бензиновые движки, так и в дизели. Для остальных видов автомобилей другие виды моторных смазочных средств друг для друга не подходят, хотя лет 30 тому назад многие автолюбители заливали дизельное масло от грузовика КамАЗ или от трактора К-700 в советские легковушки. Но у тех «Волг», «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев» не было турбин, инжекторов, электронных блоков управления, бортовых компьютеров и других «наворотов». С современными дорогими иномарками такие эксперименты категорически не допускаются, иначе полетит всё ценное оборудование.