Какая разница между гбо четвертого и пятого поколений
Содержание:
- Конструктивные особенности
- Высокая цена — основной недостаток
- Настройка ГБО 6 поколения
- Правила выбора газового оборудования
- Основные элементы 1 и 2 поколений
- Газобаллонное оборудование 6 поколения
- Достоинства шестого поколения
- А теперь о главном
- Конструкция нового оборудования
- Особенности оборудования 5-го поколения
- Монтаж и демонтаж ГБО
- ГБО 6 поколения
- Поколения ГБО
- Принцип работы ГБО
- ГБО первого поколения
- Корректировка графиков
- Неисправности
- ГБО 3 поколения
- Какой газ лучше – метан или пропан
- Принцип работы
- Пару слов о безопасности
- Газобаллонное оборудование 6 поколения
Конструктивные особенности
Если изучить конструкцию, то газовое оборудование нового 6 поколения имеет несколько важных особенностей.
- Баллон. Это ёмкость, которая наполняется газом. От него никто не отказывался. Только элемент пережил модернизацию. Это обусловлено необходимостью поддержания газа в жидком состоянии для подачи под высоким давлением. Поэтому внутри баллона теперь располагается газовый насос высокого давления.
- От баллона отходят 2 магистрали. Каждая из них выполняет свои функции.
- Первая магистраль требуется для передачи жидкого топлива под нужным давлением к остальным компонентам система.
- Вторая магистраль возвращает в баллон газ, который не был использован.
- Для производства магистралей применяются синтетические волокна. Это гарантирует высокие показатели прочности. У предшественников использовалась медь.
Перечисленные нюансы позволяют понять, что общего между 5 и 6 поколением.
Далее новая генерация ГБО начинает проявлять свои отличительные конструктивные особенности.
- Новое ГБО не использует в своей конструкции блок клапанов, регулятор давления и газовые форсунки.
- Здесь подача жидкого газа происходит через блок замещения топлива. Его также называют модулем согласования (FSU).
- Блок согласования интегрируется в магистраль подачи бензина. Это позволяет подводить к нему сразу 2 магистрали. А именно газовую и бензиновую.
- В плане механической конструкции это все элементы. Газовые форсунки тут не предусмотрены.
- С электроникой всё достаточно просто. Это отдельный блок управления, который соединяется с основным ЭБУ автомобиля.
Ставить на автомобиль новое газовое оборудование актуального 6 поколения или нет, каждый решает для себя сам. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять суть работы системы, изучить её сильные и слабые стороны.
Высокая цена — основной недостаток
Селектор топлива у газового оборудования последнего поколения — уникальная запатентованная технология, поэтому дешёвой такая установка точно не будет. И это основной минус.
Что в этом оборудовании не идеально:
- переход между двумя видами топлива очень медленный. Если в канале на пути к форсункам от модуля согласования остался бензин, он должен быть отработан;
- работает оборудование только с жидким газом, однако есть опасность его испарения, особенно летом. Могут возникать газовые пробки в магистралях на подаче топлива;
Для устранения этого недочёта в оборудование встроен насос, который прокачивает схему сразу при открывании двери автомобиля.
Таким образом, высокая цена — практически единственный существенный недостаток 6-ГО устройства.Можно утверждать, что газ в ближайшем будущем займёт место альтернативного топлива. Использовать его в два раза дешевле. Тогда какой смысл платить больше, если не станет видно разницы?
Настройка ГБО 6 поколения
Настройка газобаллонного оборудования 6 поколения включает полномасштабное изменение топливной системы и настройку электрической схемы бортовой сети. Для успешного подключения ГБО на автомобиль потребуется проведение электрических жгутов к контактам элементов системы и надежный монтаж элементов, позволяющий выдержать сильные вибрации.
Кроме того, потребуется внесение изменений в программное обеспечение бортовой сети. Суть этого мероприятия в том, чтобы «обмануть» ЭБУ и не дать ему распознать наличие элементов ГБО. Иначе на панели приборов будет постоянно гореть check engine, и двигатель перейдет в аварийный режим.
Правила выбора газового оборудования
При выборе комплектов следует разделить существующие системы на 2 большие категории: брендовые итальянского происхождения, в которых либо все комплектующие производятся на заводах, где собирается оборудование, либо применяются ЭБУ других марок. Поэтому киты только высокого качества и очень надежные с длительной эксплуатацией.
За счёт множества компаний, которые производят различные отдельные детали причем разного уровня качества, появилось множество сборщиков. Некоторые применяют в своих продуктах только проверенные и высококачественные изделия, другие же для экономии прибегают даже к установке китайских деталей. В составе более высоких цен мировых лидеров в качестве составляющей идет оплата концернами авторизованных сервисов по обслуживанию и фирменных представительств по продаже и установке оборудования. Вот почему фирмы, которые занимаются сборкой систем ГБО, предлагают существенно дешевле оборудование. Стоит отметить геолокацию таких сборщиков, которая для российского рынка представлена преимущественно Польшей.
При выборе ГБО от такой компании-сборщика обязательно проверять состав кита, поскольку использование качественных деталей позволяет сэкономить без ощутимой потери в надежности оборудования. Как только в перечне деталей содержатся элементы неизвестного происхождения, «своего бренда» или вовсе не указано происхождение, то качество системы определить заранее невозможно.
Далее не менее важным аспектом при выборе комплекта ГБО является соответствие системы двигателю. Причем мощности мотора должна подходить производительность установленного в оборудовании редуктора. В противном случае двигатель достаточно топлива не получит в моменты пиковых нагрузок и попросту будет «захлебываться». Оптимальные показатели экономичности и мощности достигаются через настройку в ЭБУ топливных карт.
Для отстройки холостого хода в электронике кита должна быть возможность калибровки запирания и отпирания форсунок, что актуально в случае снижения времени отпирания форсунок до 2 миллисекунд в режиме холостого хода. За счёт разного горения бензина и газа необходимо проверять вариатор зажигания, чтобы выпускные клапаны и катализатор не перегревались из-за догорающего в полости выпускного коллектора топлива на «бензиновых» углах зажигания.
Двигатели современного транспорта в основном работают на бензине или дизтопливе. Однако повышение цен на горючее заставляет многих автовладельцев принимать решение в пользу установки газобаллонного оборудования. Доступная стоимость газа позволяет снизить расходы. Однако, переводя машину на это топливо, следует правильно выбрать, какое ГБО 4 поколения лучше поставить для получения максимальной экономии и эффективности работы мотора. Определиться с выбором поможет обзор популярных марок. А доказать преимущества этого поколения позволит список его особенностей.
Основные элементы 1 и 2 поколений
Основные конструкционные элементы некоторых поколений гбо схожи, но есть в них и различия.
Давайте рассмотрим самый распространенный состав элементов системы ГБО для сжиженного газа (пропан-бутана), т.е. минимальный комплект ГБО:
- Баллон (емкость для хранения газа);
- Мультиклапан (обеспечивает уровень заправки баллона, подачу сжиженного газа в магистраль, а также предохраняет его в нештатных ситуациях);
- Магистраль газовая расходная (служит для транспортировки сжиженного газа к редуктору);
- Магистраль газовая заправочная (служит для транспортировки сжиженного газа от заправочного пистолета, через заправочный клапан и мультиклапан в баллон);
- Заправочный клапан (пропускает газ в одном направлении к баллону, и препятствует обратному его выходу наружу);
- Газовый клапан (служит для прекращения подачи сжиженного газа из расходной магистрали к редуктору-испарителю);
- Редуктор испаритель (служит для перевода сжиженного газа в газообразное состояние и его дозирование в двигатель);
- Дозатор (служит для регулирования количества газо-воздушной смеси подаваемого в двигатель внутреннего сгорания);
- Смеситель (служит для создания лучшей однородности газово-воздушной смеси ).
- Бензиновый клапан (отключения и возобновления подачи бензина при работе двигателя);
- Кнопка переключения вида топлива на котором будет работать двигатель внутреннего сгорания;
- Жгута проводов для подключения клапанов и кнопки к электрооборудованию автомобиля.
Производители газобаллонного оборудования в газовый клапан часто добавляют еще и фильтр жидкой фракции пропан-бутана.
А некоторые производители редукторов-испарителей такие, к примеру, как Tomasseto совмещают в себе, кроме редуктора испарителя, газового клапана еще и фильтр сжиженного газа.
Выше приведенное оборудование является так называемым газобалонным оборудованием первого поколения. Комплект ГБО второго поколения отличается от первого типом редуктора испарителя (вакуумный или электронный).
Таким образом перечисленный выше список является базовым составом элементов системы ГБО для карбюраторного автомобиля.
Газобаллонное оборудование 6 поколения
Компании, занимающиеся производством газобаллонного оборудования, чтобы не остаться не у дел, взялись за решение данной проблемы, что привело к появлению сначала принципиально нового поколения оборудования, являющегося уже пятым поколением, но это оборудование подходит для использования на инжекторные авто с раздельным впрыском.
Затем на его основе было создано шестое поколение ГБО, дающее возможность использовать его на авто с непосредственным впрыском без нанесения вреда бензиновым форсункам штатной системы.
Официальное название газобаллонного оборудования 6 поколения -Liquid Propane direct ingection, сокращенно LPdi.
Конструкция данного оборудования несколько сходна с ГБО 5 поколения, но имеются и конструктивные различия.
Основным достижением при создании пятого и шестого поколения оборудования стало обеспечение подачи газа в цилиндры в жидком состоянии.
Это обеспечивает меньшие агрегатные потери газа и более точную дозировку. Привело это все к минимизации разницы потребления газа относительно бензина.
Всего этого удалось достигнуть путем полного пересмотра принципа работы оборудования. Многие элементы, которые были общие для первых четырех поколений оборудования, были исключены, на замену им пришли новые.
Достоинства шестого поколения
Главное преимущество ГБО 6 от всех предыдущих версий: максимальная интеграция в штатную магистраль подачи топлива автомобиля. Газ подаётся родными форсунками инжектора автомобиля. Именно этот фактор и является основополагающим качеством данной разработки газобаллонного оснащения.
Достоинства ГБО последнего поколения:
- Полный контроль дозирования топлива благодаря усовершенствованным элементам конструкции. Этим обеспечивается экономичный расход газа, высочайшая работоспособность устройства.
- Мощность силовой установки при переключении на газ не теряется. Добившись полного сгорания топлива, оснастив оборудование вариатором опережения зажигания, показатель мощности можно существенно повысить.
- Большой плюс — дополнительно прогревать двигатель в момент перехода на газ не требуется, так как машина остаётся монотопливной (газ и бензин жидкие).
- Шестой газобаллонный модуль позволяет постоянно ездить только на газу, причём на этом топливе машина заводится сразу.
- Отпадают сложности в обслуживании оборудования. Не нужно менять фильтр, так как он здесь не предусмотрен. Газового конденсата нет, все лишние механические примеси успешно утилизируются в камере сгорания.
- Минимум оборудования, процесс монтажа простейший. Выбросы в атмосферу сокращены на 20%, что соответствует Euro 5 и Euro.Последний пункт волнует не всех автолюбителей, однако следует признать, что установка ГБО 6 поколения решает сложности с обслуживанием и не идёт в ущерб мощности автомобиля.
А теперь о главном
Совершенствование топливной системы бензинового авто привело сначала к появлению моноинжекторной системы, затем инжекторной системы с распределенным впрыском, сейчас же на авто стали устанавливать инжекторную систему с непосредственным впрыском топлива в камеры сгорания.
Применение системы непосредственного впрыска, когда бензин поступает из топливных форсунок непосредственно в цилиндр, позволило снизить, причем существенно, потребление топлива, при этом выходная мощность установки не снизилась.
Общий принцип работы данной системы питания одинаков, но у разных компаний она имеет разное обозначение: у Volksvagen это FSI и TSI, у Mercedes-Benz – CGI, у Toyota — D4, а у Ford – EcoBoost.
Но поскольку бензиновые форсунки устанавливаются в головке блока цилиндров, и распылитель их находится в камере сгорания, то это исключает применение распространенного газобаллонного оборудования 4 поколения на авто с этой системой питания.
И все потому, что нельзя прекращать подачу бензина через форсунки, поскольку из-за его отсутствия не производится охлаждение и смазывание элементов форсунки, а отверстия распылителя без постоянного промывания их бензином попросту закоксовывались.
В итоге, форсунки без постоянной работы быстро выходят из строя.
Конструкция нового оборудования
У газового устройства Liquid Propane direct injection (Lpdi), следующие главные конструктивные элементы:
- ёмкость с газовой смесью с встроенным газовым насосом высокого давления;
- два канала, которые идут из баллона: на подачу жидкого газа в двигатель, а также на обратку не нужного топлива;
- узел замещения топлива (модуль согласования Fuel Selection Unit), к нему подводятся бензиновый и газовый каналы;
- узел управления, который подключен к инжектору.
Работает ГБО 6 следующим образом: нажатие кнопки — поступает газ, нажатие следующей — пошёл бензин. Этот «комменсализм», существенно упрощает конструкцию газобаллонной установки. Производители уверяют, что все характеристики бензина остаются: мощность и расход.
У газового оборудования 6 поколения нет блока клапанов, которыми регулируется давление, и нет газовых форсунок, их замещает модуль согласования FSU. В этом заключается существенная разница между этими последними разработками.
Как оборудование работает
При переходе на газ 6 поколения используется принцип работы на основе жидкого впрыскивания, то есть газообразное состояние не применяется. В этом сходство с пятым типом.
Работа системы нового поколения включает следующие этапы:
- Оборудование запускается и насос сразу производит закачку жидкого газа, увеличивая давление и не давая ему перейти в газообразную форму.
- Баллонный газ подходит к модулю согласования. В момент переключения топлива блок перекрывает поступление бензина и даёт «зелёную» дорогу газовому потоку. Жидкий газ идёт по бензиновому каналу. Когда поток пропускается через бензиновый насос, уровень давления топлива корректируется до нужного уровня.
- Газ подходит к бензиновым форсункам, смазывает и охлаждают их. Это хорошая профилактика против загрязнения распылителей. Форсунки продолжают выполнять своё предназначение, но с новым топливом.
- Невостребованный газ самостоятельно возвращается по обратке в баллон.
Данный принцип подачи газа на авто, позволяет оборудованию 6 поколения задействовать в работу с газовым топливом штатные устройства, предназначенные для функционирования двигателя на бензине. Газовая электросхема управления лишь переводит магистрали в модуле согласования.
Особенности оборудования 5-го поколения
Преимущества:
- Постоянная связь газового оборудования и топливного блока управления.
- Быстрое открытие газовых форсунок.
- Автоматическая коррекция впрыска.
- Возможность управления газовыми форсунками в режиме бензиновых.
- Новый газовый редуктор создает постоянное давление.
- Увеличенный срок службы.
- Повышение мощности двигателя.
- Экологичность.
- Комфорт при езде на газовом топливе не отличается от бензинового.
- Уменьшились интервалы времени между сервисным обслуживанием.
- Заводка машины в холодное время стала намного проще. Это объясняется тем, что газ хорошо испаряется и не происходит заливание свечей.
- При грамотном и своевременном обслуживании насосы способны пройти большое расстояние и не требуют применения специальной смазки.
Недостатки:
- Функционирует только на жидком газе и не взаимодействует с метаном.
- Чувствительность и высокая стоимость топливного насоса.
- Большая цена ГБО 5 поколения.
- Установка на автомобили недостаточно развита.
Монтаж и демонтаж ГБО
Специалисты разберут багажник, приборную панель, демонтируют агрегаты в моторном отсеке. Затем поставят баллон, редуктор, другие элементы, врежут и установят форсунки, проложат коммуникации, всё соединят, подключат к сети, запустят двигатель и настроят ГБО. Возможно, скорректируют расположение элементов выхлопной системы.
Демонтаж требуется редко. Чаще систему деактивируют – отключают электрическую часть, снимают баллон и глушат магистрали. При полном демонтаже снимается всё, а заводские агрегаты занимают свои места. Патрубки системы охлаждения меняются, форсунки выкручиваются, датчики, блоки и редукторы снимаются, а отверстия под них глушатся.
Узнайте больше, как происходит монтаж ГБО на авто.
ГБО 6 поколения
Купить его сложно, даже для потребителей Европы, где он собственно и разработан, эта система базируется на двигателях с непосредственной системой впрыска топлива. Здесь уже нет разграничения на газовые инжектора и бензиновые, система врезается в штатную подачу топлива. Если утрировать, то различие только в баке, есть бензиновый и газовый – но один топливопровод и одни форсунки, которые впрыскивают топливо.
Нажали кнопку — идет газ, нажали другую — пошел бензин (газ прекратился). Такой симбиоз, намного облегчает систему газобаллонного оборудования. Как заверяют производители, теперь все характеристики бензина передадутся газу, а именно:
- Такая же мощность
- Такой же расход
- Лучшая экология
- Минимум оборудования
- Легкость обслуживания
Правда, когда появится шестое поколение у нас в России не совсем понятно, но вроде как в Европе уже начинают производить.
Можно с уверенностью сказать что газ, скоро станет реально источником альтернативного топлива, ведь ездить на нем в два раза дешевле – тогда зачем платить больше, если не будет видно разницы.
Сейчас небольшое видео, смотрим.
На этом я заканчиваю свою статью, думаю, эта эволюция была вам интересна.
Похожие новости
- Как накачать колесо?
- Оригинальные запчасти – почему такие дорогие? Основные причины
- Как и чем оттереть скотч от стекла (кузова или пластика). Разбер…
Поколения ГБО
ГБО является технической системой, которая развивается и модернизируется. Поэтому на сегодня существуют 6 поколений газобаллонного оборудования. Они отличаются принципом подачи газа и способом отключения подачи бензина.
На заметку: по большому счёту, все системы ГБО можно разделить на 3 основные группы и промежуточные гибридные типы между ними. Три основных системы ГБО — это:
- для карбюраторного (механического) впрыскивания топлива;
- для инжекторного распределённого впрыскивания;
- для непосредственного впрыскивания топлива в двигатель.
Опишем шесть поколений оборудования — их действие и отличия.
- ГБО-1 — система с механическими блоками, которые устанавливают исключительно на карбюраторные двигатели. Их редуктор впрыскивает газ через форсунки при низком давлении внутри смесителя. Поэтому получил название «вакуумного». Эта система имеет много недостатков и нареканий, не редки возгорания;
- ГБО-2 — система для карбюраторных и простых инжекторных двигателей, но модернизирована электромагнитным редуктором. Это позволило организовать подачу газа, он при различных значениях давления в смесителе, сделало более лёгким запуск двигателя, возможным «холодный» старт. Электромагнитный редуктор также дал возможность руководить выбором топлива кнопкой из салона авто;
- ГБО-3 — система для инжекторных двигателей, в которых редуктор оснащён контроллерами и работает в полностью автоматическом режиме. Он считывает показания датчика кислорода в выхлопных газах и по ним регулирует состав газовой смеси. Также редуктор имеет датчик температуры, который позволяет ему включаться только после прогрева. Ещё одно усовершенствование ГБО-3 — это эмуляторы форсунок. Они имитируют работу бензиновых форсунок, чтобы электронный блок не перевёл двигатель в аварийный режим. Эмуляторы форсунок убрали необходимость встраивать в систему отдельный бензиновый клапан.
Системы газового оборудования первых поколений считаются устаревшими. Среди трёх других наибольшую популярность получило ГБО-4, благодаря оптимальному сочетанию цены и качества его работы. Именно его предпочитают устанавливать большинство водителей.
ГБО-4 — система для инжекторных двигателей. Усовершенствованием ГБО-4 являются газовые форсунки. Они берут на себя функцию впрыскивания газа в смеситель-коллектор. И избавляют редуктор от необходимости нагнетать давление для впрыскивания газа в смеситель. Количество форсунок соответствует количеству поршней-цилиндров. На каждой форсунке установлен контроллер, который руководит её работой — определяет количество впрыскиваемого газа и частоту впрыскивания. Здесь нет эмуляторов бензина, их функцию выполняет сам электронный блок. Он, блок управления, приостанавливает работу бензиновых форсунок и запускает газовые. При этом бензиновый блок продолжает работать без впрыскиваний бензина.
ГБО четвёртого и последующих поколений являются системами периодической (циклической, фазовой) подачи топлива (газа). Такая подача позволила снизить расход сжиженного топлива.
ГБО последующих поколений, 5-го и 6-го, не работают на газообразном метане, поскольку используют исключительно сжиженный газ. В их конструкции сжиженное топливо поступает в камеру сгорания в жидком виде, минуя фазу парообразования.
- ГБО-5 — газ впрыскивается в виде жидкости, что получило название «жидкого впрыска». Его подают в камеру встроенные в баллон топливные насосы (аналогично системе подачи бензина). Для подачи жидкого топлива насос нагнетает давление до 5 атм. Для постоянного нагнетания давления в системе работает редуктор давления. Небольшое повышение давления предупреждает испарение жидкого газа при нагреве от работающего двигателя. Эта система легко заводится без бензина, без необходимости прогревать двигатель на бензине. Они также отличаются сниженным расходом газа и увеличенной мощностью. Редуктора-испарителя в ГБО-5 нет;
- ГБО-6 ставят на двигатели с непосредственным впрыском. Использует сжиженный газ. Система ГБО-6 состоит из бака, который подключается к магистрали подачи бензинового топлива.
ГБО-5 и 6 — самые дорогие варианты установки газового оборудования на авто.
Принцип работы ГБО
Газовое оборудование на авто работает на различных формах газа: сжиженной и газообразной. Чаще для работы используют сжиженный газ — пропано-бутановую смесь. Реже — сжатый природный газ (метан). Метановых заправок мало, поэтому баллоны со сжатым газом не пользуются популярностью.
Как работает система ГБО? Газ поступает из баллона через фильтр к редуктору. Поскольку в баллоне он находится под давлением (около 16 атм), то по трубе он движется самотёком. Попадая в редуктор, сжиженный газ преобразовывается в пар — испаряется. Для этого редуктор снижает его давление и подогревает. Во время работы двигателя, для подогрева жидкого газа используется тепло от работы мотора.
После редуктора пары газа проходят ещё через один фильтр и поступают в смеситель. Во многих системах ГБО поступление в смеситель происходит через форсунки. Их количество соответствует количеству цилиндров — поршней. А их открытием руководит электронный блок управления. Подавая команды на форсунки, блок управления регулирует количество впрыскиваний и количество газа, которое поступает в камеру сгорания.
Запуск двигателя и первые 20 — 30 секунд работы происходят на бензине. Как только редуктор прогреется, система управления газовым оборудованием автоматически включает подачу газа и его впрыскивание в систему сгорания. При этом подача бензина автоматически выключается.
Обратный переход на бензин происходит при снижении давления в трубах газа, то есть, когда газ в баллоне заканчивается.
Кроме того, в системе управления есть возможность ручного переключения режимов «бензин — газ».
Описанный принцип работы является схемой для сжиженного пропано-бутанового топлива. Для природного газа (метана) используется другая схема. Поскольку он является газом, то поступает сразу к газовым инжекторам и далее — в камеру сгорания без фильтра и редуктора.
ГБО первого поколения
Если хотите то это точка отсчета, именно отсюда все началось. Используется «пропан-бутановая» газовая смесь, также не редко газ «метан». У таких систем есть свой бак, или газовый баллон, устанавливается дополнительно, зачастую в багажник или салон автомобиля. Именно его заполняют газом, который через запорную арматуру поступает в специальное оборудование, которое называется – «испаритель».
Далее в «испарителе» (который подключен к системе охлаждения), газ переходит в состояние пара (если брать метановую систему, то здесь присутствует прогрев метана). Далее газ поступает в редуктор, который в зависимости от давления во впускном коллекторе мотора дозирует впрыск.
Нужно отметить — что первое поколение зачастую использовало различные блоки испарителя и редуктора, хотя позже появились версии которые сочетали эти оба устройства в одном корпусе.
Редуктор первых типов, использовал в своем строении вакуумный клапан, который открывался лишь тогда, когда во впускном коллекторе появлялось пониженное давление (вакуум) – отсюда первые типы носят название «вакуумные».
После этого газовая смесь, должна попасть в коллектор, через карбюратор или специальный смеситель (который также устанавливался отдельно). Такое построение системы мягко сказать «не идеальное», газу нужно преодолеть достаточно большое расстояние – что приводит к всевозможным проблемам. Например – сложному запуску (особенно при пуске холодного двигателя, когда вакуум слабый). На такие системы даже устанавливали специальный «подсос» — который позволяет открыть прямую подачу газа в двигатель, а бензиновая смесь полностью отключалась.
Если брать метановые версии, то на них существовали понижающие камеры, в которых давление газа сильно занижалось, примерно на 15, — 3 БАРА
Установка данных систем – только карбюраторные двигатели, собственно поэтому и первое поколение. Минусов у него было много – особенно если система разгерметизировалась со временем, то при запуске можно было услышать хлопки, да и возгорания были не редкими.
Корректировка графиков
После самостоятельной настройки ГБО 4 поколения лучше не удалять бензиновую карту. Автомобиль после проверки будет ехать на газу. Если же карта удалена, то придётся поездить временно на бензине, меняя нагрузку на двигатель и обороты, пока система не составит новую карту.
После пробной поездки рекомендуется сохранить лог настроек. Это позволит просмотреть данные о работе оборудования и, возможно, найти ошибки.
Если графики работы бензиновых и газовых форсунок расходятся, то необходима настройка карты ГБО 4 поколения. Для этого на оранжевой линии фиксируем точки расхождения и максимального сближения зелёной и синей линий — настройки в этих точках считаются оптимальными и не должны меняться. Затем на оранжевой линии отмечаем точку максимального расхождения линий газа и бензина и опускаем её на расстояние расхождения линий вниз.
Проезжаем на авто в разных режимах и смотрим, совпали ли графики. Если нет, то повторяем настройки карты, пока графики не совпадут.
Неисправности
Другой случай при котором требуется диагностика это поломки и сбои в работе. В таком случае очень часто диагностика с помощью сканера не помогает. Ошибки говорят, только о бедной или богатой смеси. Но истинную причину не раскрывают. В таком случае придется часть диагностических работ проводить вручную.
Часто обороты на ДВС (двигателе внутреннего сгорания) оборудованного газобаллонным оборудованием начинают плавать. Причин нестабильной работы всего две:
- Нет искры;
- Нет топлива.
С первой причиной разобраться достаточно просто. Для этого достаточно провести обычные работы по проверке зажигания. Поиск неисправности в ГБО может продлиться достаточно долго. Проще всего подключиться к ЭБУ. Но это не всегда возможно. Поэтому следует по очереди пережать шланги, идущие от врезки и подключенные к форсункам. Если после зажатия двигатель стал троить, то форсунка работает. Желательно проверить наличие сигнала-импульса к ЭБУ. Причина может быть и в этом. Основной причиной является отказ форсунки или подсос воздуха.
Внимательно посмотрите на давление. Если оно в системе падает при резком увеличении оборотов, то следует заменить редуктор. При недостатке антифриза в системе охлаждения, возможен перегрев редуктора, что также приведет к нестабильной работе двигателя.
Иногда увеличивается расход топлива. Это неприятная ситуация. В первую очередь нужно проверить работу системы зажигания, правильность накачки шин и прочие факторы, влияющие на расход топлива. Если там все в порядке, производим диагностику ГБО.
Сначала проверяем работу системы с помощью оборудования. Возможно, так получится сразу, установить причину неисправности. После этого по очереди проверяют:
Компрессию в цилиндрах. Это является частой причиной увеличения расхода топлива;
Регулировку газового редуктора;
Неисправность форсунок, возможно, их следует настроить.
Любая из этих причин может приводить к большому расходу топлива. Проверять все эти узлы придется по одному. В некоторых случаях о неисправности могут говорить дополнительные признаки: низкая компрессия обычно вызывает включение чека двигателя на приборной панели. О проблемах с редуктором обычно говорит понижение или повышение давления в системе. Правильность работы форсунок определяют методом описанным выше.
ГБО 3 поколения
Продолжили дальше усовершенствовать второй тип. Появляется автоматическая коррекция подачи газа в мотор автомобиля. Если хотите «аля инжектор». Контроллер, считывал показания датчика кислорода, и опираясь на эти данные регулировал количество газовой смеси подаваемой в двигатель, при помощи специального «шагового» моторчика. В свою очередь на редукторе также располагался датчик температуры, он не давал использовать ГБО, пока редуктор не достигнет нужной температуры (данные заложенные в контроллере).
ГБО 3 поколения, соответствовал нормам ЕВРО-2, это стало возможным после считывания показаний с датчика кислорода.
Устанавливается только на инжектора, все последующие типы, уже не используют карбюраторные двигатели.
Какой газ лучше – метан или пропан
Метан – природный газ, а пропан-бутан представляет собой смесь газов, производимых в процессе крекинга. Это мало что объясняет, однако можно догадаться, что у них разные физические и химические свойства.
Метан быстрее испаряется, потому что легче, но достигает опасной концентрации позже. Октановое число у него выше, но он хуже смешивается с воздухом. Из-за этого расход больше, хотя стоит он меньше.
Метан хранится под высоким давлением, а для этого нужны тяжелые баллоны. Большой объем закачать не получится, и дальность хода будет меньше. Используется на автобусах, грузовиках, реже – джипах.
Для автолюбителей предпочтительнее пропан.
В любом случае каждый решает для себя сам, что лучше – метан или пропан.
Принцип работы
А работает это все так. При включении системы в работу, насос начинает качать жидкий газ, для увеличения давления и исключения перехода газа в газообразное состояние. Под давлением газ по магистрали подачи поступает к блоку замещения топлива.
При переходе работы силовой установки на газ, блок замещения перекрывает бензиновые магистрали и открывает газовые.
Газ в жидком состоянии, уже по бензиновым магистралям, проходит через бензиновый насос высокого давления, где его давление выравнивается согласно требованиям и далее подается на бензиновые форсунки, которые выполняют роль газовых.
При этом газом производится смазка и охлаждение их, а также предотвращается закоксовывание распылителей, поскольку форсунки постоянно включены в работу.
Излишки газа, которые были не востребованы, по магистрали обратной подачи возвращаются в баллон.
Поскольку дозировка газа производится штатной системой питания, то в задачу газового электронного блока входит только переключение магистралей подачи в блоке замещения топлива.
Пару слов о безопасности
Чтобы максимально обезопасить езду на автомобиле, оборудованном ГБО 5-го поколения, категорически запрещено делать следующие вещи:
- Если оборудование неисправно и вы об этом знаете, машину больше заводить нельзя. Вызовите эвакуатор, и доставьте автомобиль в ближайший пункт ТО для устранения проблемы.
- Оставлять ваше авто в полностью закрытом помещении. Утечка газа может привести к взрыву от любого источника огня (например, зажигалки). Еще большей глупостью станет выпуск газа из баллона в закупоренном помещении.
- Подтягивать шланги, и менять элементы оборудования при наличии газа в системе
Газобаллонное оборудование 6 поколения
Компании, занимающиеся производством газобаллонного оборудования, чтобы не остаться не у дел, взялись за решение данной проблемы, что привело к появлению сначала принципиально нового поколения оборудования, являющегося уже пятым поколением, но это оборудование подходит для использования на инжекторные авто с раздельным впрыском.
Затем на его основе было создано шестое поколение ГБО, дающее возможность использовать его на авто с непосредственным впрыском без нанесения вреда бензиновым форсункам штатной системы.
Официальное название газобаллонного оборудования 6 поколения -Liquid Propane direct ingection, сокращенно LPdi.
Конструкция данного оборудования несколько сходна с ГБО 5 поколения, но имеются и конструктивные различия.
Основным достижением при создании пятого и шестого поколения оборудования стало обеспечение подачи газа в цилиндры в жидком состоянии.
Это обеспечивает меньшие агрегатные потери газа и более точную дозировку. Привело это все к минимизации разницы потребления газа относительно бензина.
Всего этого удалось достигнуть путем полного пересмотра принципа работы оборудования. Многие элементы, которые были общие для первых четырех поколений оборудования, были исключены, на замену им пришли новые.